Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Тема урока. «НЕ с глаголами»
Тип урока: комбинированный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. «НЕ с глаголами»
Тип урока: комбинированный
Задачи:
1) отработать умения правильного написания не с глаголами;
2) развивать речь учащихся;
3) воспитать чувство доброты.
Планируемые результаты
Предметные:
• воспроизведение своими словами правил и алгоритмов, умение действовать по образцу;
• выбирать наиболее эффективный способ решения задачи, создавать алгоритм задания
Личностные:
воспитывать умение работать в паре, в коллективе, умение слушать другого человека, проявлять активность при решении задачи, аргументировать свою точку зрения.
Метапредметные:
• умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действие после его завершения, учитывая ошибки (регулятивные);
• умение слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме (коммуникативные).
Ресурсы урока.
Учебно-методические:
Учебник: Русский язык. 5 класс. Часть 2.- Т.А.Ладыженская М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, 2015
Дидактический материал по русскому языку. 5 класс. К учебнику Т..А.Ладыженской и др., 2014.
Контрольно - диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе / О. В. Волкова - Казань: РИЦ «Школа», 2015.
Материально- технические: презентация, проектор
Ход урока
- Этап мотивации
Учитель. Добрый день, ребята! Поздравляю вас с праздником! Какой праздник? Вы сегодня все здоровы, увидели солнце, рядом родители, друзья – ни это ли праздник? Итак, с бодрым настроением начинаем урок. ( учитель на доску прикрепляет улыбающийся смайлик). Ребята, переставляя буквы в слове «бодрый», образуйте слово, которое присуще настоящему человеку. (Добрый). А что не должен делать добрый человек? (не лгать, не мстить, не струсить..)
- Какие части речи вы называли?
- Глаголы.
- Используя знания о глаголах, определите , в чём их особенность?
- Глаголы с отрицательной частицей НЕ
- Формулирование темы и цели урока
Учитель. Ребята, перед вами карточка №1 ( Приложение 1)
1. Прочитайте глаголы. Разделите их на две группы. Что между ними общего?
- Все глаголы в неопределённой форме
2. Объясните, по какому признаку вы их делили? Чем они отличаются друг от друга? Объясните правило написания не с глаголами. В случае затруднения прочитайте орфограмма № 21.
- Глаголы с НЕ пишутся и раздельно, и слитно.
3. Сформулируйте тему урока.
- Тема: «НЕ с глаголами» или «Правописание НЕ с глаголами».
- А сейчас сформулируйте цель урока.
-Научиться правильно писать НЕ с глаголами. уметь находить глаголы с НЕ в тексте и обозначать орфограмму
- Актуализация знаний
А может быть, вы всё уже знаете по данной теме, и не стоит на ней останавливаться? Как бы нам проверить? Давайте заполним таблицу: знаю – не знаю – хочу знать.
Задание 1.
- Для этого выполняем упражнение 609. Прочитайте предложения 1,4 , 5,7.
Выпишите глаголы. Прочитайте 2 предложение. Выпишите глаголы.
Эталон.
Не будет ( 1 предложение), делать не может ( 4 предложение), не любит ( 5 предложение), не проживёшь ( 7 предложение). Нездоровится ( 2 предложение) |
- Объясните лексическое значение глагола «нездоровится». Попробуйте найти синоним.
- Человек чувствует себя плохо. Синоним – «болеет»
-. Молодцы! Ребята, как вы заполнили таблицу
Знаю | Не знаю | Хочу знать |
Ответ учащихся:
Знаю | Не знаю | Хочу знать |
Что такое глагол. Глаголы с НЕ пишутся раздельно | Когда пишутся слитно? | Глаголы-исключения |
Задание 2. Упражнение 610
- Прочитайте предложения. Спишите сначала предложение, затем замените выделенное слово или словосочетание в предложении глаголами, которые с Не пишутся слитно. Глаголы поставьте в нужной форме. Слова-синонимы имеются в справке. В случае затруднения используйте Толковый словарь.
Я возмущался. Нельзя его принуждать. Брат удивлялся. Она чувствует себя не совсем хорошо. Шторм бушевал
Эталон.
Я возмущался – негодовал. Нельзя его принуждать – неволить. Брат удивлялся- недоумевал Она чувствовала себя не совсем хорошо – недомогала. Шторм бушевал- неистовствовал. |
- Организация познавательной деятельности
Учитель. Ребята, найдите глаголы- синонимы из упражнений 609 и 610. Выпишите их.
Нездоровится- недомогать, негодовал – недоумевал.
- Правильно. Но глаголы- синонимы используйте в речи и письме правильно, потому что они отличаются лексическим значением, особенно в контексте. От этого зависит правописание НЕ. Узнали, что глаголы- исключения не употребляются без НЕ и пишутся всегда слитно. НЕ в таких глаголах является приставкой или частью корня. Правописание этих слов нужно запоминать. А знаете ли вы другие глаголы, которые без НЕ не употребляются? Для этого смотрим на доску. Перед вами два словосочетания: недоедать во время войны ( голодать) – не доедать суп из-за спешки (можно потом доесть). Не в первом случае пишется слитно, а во втором – раздельно. Объясняю:
1. Если глаголы в значении недостаточности действия, то завершить действие невозможно. Тогда Не в глаголах является приставкой и пишется слитно.
2 Запомните: если глагол в значении «сделал не до конца», завершить действие возможно, то в глаголах с приставками ДО- НЕ пишется раздельно.
Задание 1
Ребята, перед вами карточка с заданием. Спишите словосочетания, раскрывая скобки. Объясните правописание НЕ с глаголами. В каких глаголах НЕ является приставкой, а в каких – частицей? Почему?
(Не)доглядеть за больным –( не )доглядеть спектакль () , (не)досмотреть за ребёнком ( – (не) досмотреть фильм
Эталон проверки
Недоглядеть за больным ( нельзя доглядеть за больным) – не доглядеть за больным (можно доглядеть в следующий раз); недосмотреть за ребёнком (нельзя досмотреть за ребёнком) – не досмотреть фильм (можно вернуться и досмотреть его)
|
Задание 2.
Упражнение 611. Сгруппируйте однокоренные слова. Какое слово является лишним? Почему?
(не)нависть (не)доумевать, (не)годовать, (не)истовство, (не)навистный, (не) брежность, (не)истовствовать, (не)доумение, (не)брежный, (не)годование
Эталон
Ненависть- ненавистный- ненавидеть, недоумение-недоумевать, негование- негодовать, неистовство- неистовствовать, небрежность-небрежный |
Лишним словом является «небрежность» или «небрежный». От этих слов невозможно образовать глагол. Нет такого глагола небрегать
Задание 3 . Работа с текстом в парах.
Учитель. Прочитайте .Является ли это текстом? А в каком порядке нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
Запишите готовый текст, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.
1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обид..т слабого, (не) униз..т себя лицемерием и лестью.
2. Совес..ливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чу..ством достоинства, справедливости и доброты.
3. Совес..ливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.
4. Совес…ливый человек (не) обман..т, (не) украдет, (не) предаст.
5. На работе (не) схалтурит.
Эталон: 3,4,1,5,2.
- Какова основная мысль этого текста?
Поведение человека зависит от многого: от воспитания, знания необходимых правил и в большей степени от его совести.
Задание 3.
Даны глаголы: (не) бросит, (не) скроет, (не) забудет, (не) подведет, (не) жалеет, (не) льстит, (не) навидит, (не) годует. Составить связный текст из 4-5 предложений на тему «Настоящий друг», используя данные глаголы.
Задание 4.
- А сейчас ответим на тестовые вопросы и проведём самопроверку.
Выполнение тестовых заданий. (Приложение 2)
- Рефлексия .
Устная работа «Закончи предложение»
- Сегодня мы узнали о …
правописании Не с глаголами
- Теперь я могу…
использовать в речи синонимы-глаголы, а также правильно писать Не с глаголами
- Я научился…
различать… объединять по…и т.д.
- Мне было трудно…
найти…определить..
- Своей работой я …
доволен (-на), предстоит ещё работать и т.д.
Домашнее задание: выполнить 2 задания на выбор:
- Упражнение 614. Спишите текст. Подчеркните грамматическую основу предложения. Обозначьте написание НЕ с глаголами. С красной строки составьте несколько предложений о своём друге, используя глаголы с Не ( не бросит, не забудет, не подведёт, не жалеет, не льстит)
- Найти и записать по 3-4 пословицы с изученной орфограммой на темы: дружба, добро.
- Составить синквейн «Глагол»
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
- Ребята, урок закончен. Спасибо всем за сотрудничество. Сегодня каждый получает оценки по заслугам.
Оценивание деятельности учащихся
Приложение 1
Карточка 1
Негодовать, не кричать, не читать, недоумевать, ненавидеть, не помогать, не слышать, не найти, не любить, недомогать, нездоровится, не отвечать.
Приложение 2
Тест по теме «НЕ с глаголами»
1. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) нельзя его (не)волить
2) (не)растаял
3) (не)увидел
4) (не)доел кашу
2. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) (не)удивлялся
2) (не)обидит
3) (не)здороваемся
4) (не)здоровится
3. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) (не)был в школе
2) (не)узнаешь
3) (не)навидел
4) (не)видишь
4. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) (не)домогать
2) (не)усвоит
3) (не)доделал
4) (не)заклеить
5. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) (не)успокоишься
2) шторм (не)истовствует
3) (не)сдержишь слово
4) (не)побежал
1. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) (не)бояться
2) (не)собрать коллекции
3) (не)торопись в музей
4) (не)взлюбить невозможно
2. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) о поездке (не)мечтай
2) (не)годовал
3) (не)хочется
4) (не)оставалось времени
4. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) (не)найти
2) (не)доумевать
3) (не)ищешь
4) (не)испортилась
Эталон проверки
1. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) нельзя его (не)волить
2) (не)растаял
3) (не)увидел
4) (не)доел кашу
2. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) (не)удивлялся
2) (не)обидит
3) (не)здороваемся
4) (не)здоровится
3. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) (не)был в школе
2) (не)узнаешь
3) (не)навидел
4) (не)видишь
4. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) (не)домогать
2) (не)усвоит
3) (не)доделал
4) (не)заклеить
5. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) (не)успокоишься
2) шторм (не)истовствует
3) (не)сдержишь слово
4) (не)побежал
6. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) (не)бояться
2) (не)собрать коллекции
3) (не)торопись в музей
4) (не)взлюбить невозможно
7. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) о поездке (не)мечтай
2) (не)годовал
3) (не)хочется
4) (не)оставалось времени
8. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) (не)найти
2) (не)доумевать
3) (не)ищешь
4) (не)испортилась
Критерий оценивания
0 ошибок –«5»
1-2 ошибки- «4»
3 ошибки – «3»
4 и более ошибок –«2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....