Инновационная деятельность учителя русского языка и литературы
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку

Зайнуллина Елена Петровна

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федерального государственного образовательного стандарта. Новый стандарт – высокая планка качества школьного образования. Формируется новый подход, который направлен на развитие способностей каждого ребёнка, готовности его к жизни в современном обществе. В профессиональной жизни педагогов уже утвердилось понятие «инновации». В современном словаре по педагогике мы найдем следующее определение: "Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности". Актуальность инновационного обучения состоит в соответствие концепции гуманизации образования. Основными целями инновационного обучения являются: развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся. Данными целями определяются и задачи инновационного обучения: оптимизация учебно-воспитательного процесса; создание обстановки сотрудничества ученика и учителя; выработка долговременной положительной мотивации к обучению, включение учащихся в креативную деятельность; тщательный отбор материала и способов его подачи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность учителя русского языка и литературы

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федерального государственного образовательного стандарта. Новый стандарт – высокая планка качества школьного образования. Формируется новый подход, который направлен на развитие способностей каждого ребёнка, готовности его к жизни в современном обществе. В профессиональной жизни педагогов уже утвердилось понятие «инновации». В современном словаре по педагогике мы найдем следующее определение: "Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности". Актуальность инновационного обучения состоит в соответствие концепции гуманизации образования. Основными целями инновационного обучения являются: развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся. Данными целями определяются и задачи инновационного обучения: оптимизация учебно-воспитательного процесса; создание обстановки сотрудничества ученика и учителя; выработка долговременной положительной мотивации к обучению, включение учащихся в креативную деятельность; тщательный отбор материала и способов его подачи.

Так что же такое инновационный урок? Инновационный урок-это динамичная, вариативная модель организации обучения учащихся за определённый период времени. Учитель стремится к прогрессу, стремится по-новому изменить свою деятельность. Именно этот процесс является инновацией. Инновационная деятельность учителя связана с применением новых технологий педагогической науки и практики в образовательном процессе. В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, развитие критического мышления, дифференцированный подход к обучению, игровые технологии, создание ситуации успеха на уроке и другие. Без процесса информатизации и коммуникативных технологий сейчас невозможно представить современный урок. Использование ИКТ технологий позволяют расширить возможности учебной информации, активно вовлечь учащихся в учебный процесс, качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся, приобщить их к достижениям информационного поля. Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с использованием ИКТ.

Одним из современных инновационных подходов является и проблемное обучение, поскольку оно направлено на включение ученика в поисковую, творческую деятельность и предполагает использование активных методов обучения. Проблемное обучение обостряет внимание, развивает творческое воображение, сообразительность и является актуальным в условиях введения новых образовательных стандартов. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках большое внимание должно уделяться развитию видов деятельности учащихся проектных и исследовательских работ. Проектная технология делает учебный предмет творческим и целенаправленным, а учащиеся учатся подходить к знаниям ответственно и целеустремлённо.

Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с этим используется такая форма урока, как исследование. В самом названии «урок - исследование» просматривается основная задача - исследование языкового материала на основе текстов. Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах, в парах и т.д. Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если учителем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология их обсуждения в коллективе. Исследовательский урок – это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий положительную мотивацию. Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Ситуация успеха – э т о целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в учебной деятельности. Это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Только положительная мотивация даёт энергию для преодоления трудностей школьника. На фоне этого состояния могут формироваться устойчивые чувства удовлетворения. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно могут применяться следующие приемы: ассоциативный ряд, опорный конспект, ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления), мозговая атака, групповая дискуссия, кластеры, синквейн, «продвинутая лекция», эссе, ключевые термины, перепутанные логические цепочки, дидактическая игра, лингвистические карты, работа с тестами. Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Итак, в основе современного образования лежит активность как учителя, так и ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Каждый учитель должен стать новатором, успешным, как и его учащиеся. Ведь именно инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, чтобы н а п р а в и т ь  з н а н и я  н а  р а з в и т и е  с п о с о б н о с т и  у ч е н и к а к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Технологии деятельностного характера на уроках русского языка и литературы

Проблема формирования потенциала творчества учителя особенно актуальна в наши дни, так как перед учителем стоит задача: формировать личность, эффективно реагирующую на постоянные изменения. Современному обществу необходима опережающая педагогика.

На протяжении 20-летней работы в школе меня, как и многих моих коллег, интересуют вопросы: как оживить урок, активизировать мыслительную деятельность учащихся, поддержать интерес к предмету, желание изучать то, что кажется хорошо знакомым?

Увлекают ли учащихся уроки русского языка? Статистика, выведенная путём опроса значительного количества учащихся, говорит о том, что в школе интерес у них к русскому языку невелик. Вызвать интерес к предмету, закрепить его даже у опытного, талантливого учителя - труд не одного дня.

Все эти годы я искала и накапливала такой материал, который помогает разнообразить урок, делает его запоминающимся, эмоциональным. В своей работе хочу поделиться наиболее интересными, на мой взгляд, методическими приёмами, которые использую при изучении различных разделов курса языка.

Свою  профессиональную деятельность строю на основе личностно-ориентированного подхода к ученику. Главная установка - формирование положительной мотивации учения у школьников, развитие ответственности учащихся за свой труд. Уроки литературы и русского языка помогают показать учащимся красоту и богатство родной речи, помочь ученикам облекать свои мысли в правильно построенные высказывания, заставить размышлять. Одной из проблем, поставленных мною, является развитие творческих способностей учащихся.

Одна из важнейших задач учителя русского языка и литературы – обучение детей навыкам устной и письменной речи, которые являются главными составляющими развития критического мышления. Письменная речь обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями, так как, чтобы зафиксировать что-либо, надо его изучить, узнать о нем больше.

Основная цель моей работы – научить ученика учиться, обеспечить условия для становления его субъектных качеств, создать стойкую мотивацию в изучении русского языка и литературы.

В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач:

  1. развивать и укреплять интерес к предмету;
  2. использовать новые педагогические технологии;
  3. совершенствовать формы организации учебной деятельности;
  4. раскрыть способности, интеллектуальный, творческий,  

                      нравственный потенциал каждого ученика.

При составлении плана урока, учитывая психологические особенности детей, возникает потребность в рефлексии (размышлении), которая преображает и познавательную деятельность, и характер отношений с окружающим миром и с самим собой. Рефлексия является особо значимым этапом, так как именно здесь происходит творческое развитие, осознание уже вновь приобретенной информации. Помочь в этом могут разнообразные творческие задания, различные творческие приемы, смена жанров урока, ведь именно это помогает устранить однообразие уроков. Таким формам работы на уроке, как использование игр, викторин, музыки, живописи, интересным творческим заданиям, которые повышают познавательную активность, я уделяю больше внимания

Ребята учатся творчески использовать богатства языка. Тот, кто попробовал найти самый выразительный эпитет, открыть неожиданное сходство в предметах, услышать созвучие слов и создать рифму, сумеет оценить эти средства в прочитанных произведениях. Он сможет интересно рассказать об увиденном, найти наиболее точные слова для выражения собственных мыслей и чувств.

Учащимся нравятся и запоминаются именно те уроки, на которых в большей степени проявляются их творческие способности. Отмечая положительные стороны таких уроков, ученики указывают на большее количество новых знаний, расширение их интеллекта, словарного запаса языка, на развитие интереса к предмету, на получение навыков самостоятельной обработки информации, на развитие внимания творческих способностей.

Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке.

В творчестве происходит слияние человека с его делом, если дело захватывает и увлекает. В высший момент творчества человек поглощен полностью предметом труда. Как у Пушкина : “ И забываю мир …”.

На уроках русского языка и литературы есть большая возможность творить, и на своих уроках я стараюсь создать условия для творчества, то есть условия внутренней свободы.

Выразить эмоции, чувства и мысли на бумаге достаточно сложно, письменная речь у многих детей далеко не так богата, как устная. Выразить внутренние переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Именно поэзию можно назвать чрезвычайно эффективной формой рефлексии.

Некоторые могут возразить, что далеко не всякий способен писать стихи и некоторые ученики будут стесняться или бояться этого задания. Конечно, писать стихи по заданию за несколько минут действительно трудно, но возможно.

Мы с ребятами начинали со стилизации. Стилизация – это произведение, представляющее собой стилистическое подражание чему-нибудь.

Учащимся 6-го и 8-го классов были даны стихотворения (на стол каждому) В. Брюсова и К. Бальмонта:

Воздух живительный, воздух смолистый
Я узнаю.
Свет не слепит, упоительный, чистый,
Словно в раю.
Узкой тропинкой к гранитам прибрежным
Вышел, стою.
Нежу простором, суровым и нежным,
Душу мою.
Сосны недвижны на острове, словно
В дивном краю.
Тихие волны лепечут любовно
Сказку свою.

В.Я. Брюсов.

Я люблю лесные травы
Ароматные,
Игры и забавы
Невозвратные.
Колокольные призывы
Отдаленные,
Над ручьем уснувшим ивы
Полусонные.
Очертанья лиц мелькнувших
Неизвестные.
Тени сказок обманувших
Бестелесные.
Все, что манит и обманет
Нас загадкою,
И навеки сердце ранит
Тайной сладкою.

К. Бальмонт.

Перед учащимися была поставлена задача: написать стихотворение, сохранив стиль автора и каждую четную строку. Вот какие стихотворения получились у учащихся 6-го класса:

Осень – проказницу, листья веселые
Я узнаю.
Зеленые, красные, желтые, бурые,
Словно в раю.
Хохоча, она играет –
Вышла, стою.
Смотрю на нее и любуюсь, она занимает
Душу мою.
Вижу я осень прелестную, чудную, словно
В дивном краю.
В следующий раз сочиню я новую
Сказку свою.

Арестова Катя

Шалтая – болтая, прикольного, смелого
Я узнаю.
Мне кажется, с ним я
Словно в раю.
Зовет он меня погулять –
Вышла, стою.
Радует, веселит и смешит он
Душу мою.
Живет Шалтай – болтай
В дивном краю.
И рассказал он мне
Сказку свою.

Орлова Кристина

Осенью листья красивые, яркие
Я узнаю.
Поляны осенние, светлые, мягкие,
Словно в раю.
К узенькой тропке, извилистой, нежной,
Вышла, стою.
Нежу я краем родным и прекрасным
Душу мою.
Стою я недвижно на тропке, будто
В дивном краю.
Тихая речка лепечет любовно
Сказку свою.

Григорьева Таня.

Конечно, с литературной точки зрения в них есть недостатки, но, читая эти стихи, понимаешь, как много эмоций, размышлений, внутренней работы остается вне наших представлений о детях.

Загадкою,
Буду вспоминать его, как
Сказку сладкую.                  (Михайлов Витя)

Анализируя стихотворения, вместе с учениками я стараюсь выделить наиболее удавшиеся строки, образы, с тем, чтобы каждый почувствовал в себе силы творчества и сказал: “Я могу!”. Очень любят мои ребята сочинять синквейны и диаманты. Когда впервые они услышали о таком виде поэзии, то очень удивились: “Разве это стихи?” Оказывается, да – и мы решили попробовать определенные правила. Вот они:

Книга
Она –
Интересная, фантастическая
Рассказывает, развлекает, воспитывает
Ученье – свет, неученье – тьма
Книга.

Как видите, писать синквейны не так уж и сложно. Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи, но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

Интересными получились синквейны шестиклассников:

Школа
Единственная, родная
Обучает, воспитывает, помогает
Там самые лучшие учителя
Нужна каждому.                              

Арестова Катя

Дети с удовольствием работают на таких уроках. 
Развиваю в детях коммуникабельность, использую работу в группах, парах, индивидуальную работу. Ребята приучаются творчески решать поставленные перед ними задачи и проблемы, понимать их смысл, отвечать за результаты своей работы.                                                                                                                                                                                                                              

Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. Во –первых, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой, во – вторых, не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили текст произведения. Кроме того, синквейны написанные учениками, позволяют учителю выяснить, как ребята чувствуют себя на уроке, нравится ли им изучаемое произведение. Синквейны можно писать как одному ученику, так и в парах или в группах после прочтения произведения. Написанные в группах синквейны часто бывают интересней индивидуальных, потому что ребята стараются писать более строго, отбирая самые ценные идеи. Такое задание можно давать и в качестве домашнего.

Использование стихотворных форм (синквейн, диаманта) делает изучение или повторение нового материала более творческим и интересным. Используя алгоритм, ученики быстро достигают хороших результатов и сочиняют интересные стихи, в которых одинаково важную роль играет и содержание, и форма написания. Я уверена, что писать синквейны, хайку, диаманты, стилизации можно научить каждого. Главное: писать не ради стихов, а ради выражения своих чувств и отношения к окружающему миру.  

Тщательно продумываю методику проведения самостоятельной работы, которая способствует формированию у учащихся умений и навыков практического характера. В своей работе применяю тесты, проверочные карточки, проверочные задания с использованием ИКТ. Дети сами с удовольствием создают презентации к уроку.

Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения  урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо  применение новых педагогических технологий в образовательном процессе. В работе стараюсь использовать разные технологии: технология личностно- ориентированного обучения,  игровые технологии, компьютерные,  дифференцированного обучения. Последние два года работаю над технологией урока-мастерской. В моём педагогическом арсенале три разработанных и апробированных урока- мастерских по творчеству А.С. Пушкина «В вихре вальса», «Опомнитесь, люди!» по произведении Е. Носова «Кукла».  Разработку этого урока я представила  на  фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Развитию творчества способствуют и уроки с написанием сочинений- ассоциаций.

Я использую на уроках литературы как можно чаще музыку. Это помогает развивать творческое воображение учащихся, активизировать их творческую деятельность. Интересна, на наш взгляд, такая форма урока развития письменной речи, как “сочинение-ассоциация”.

На этом уроке в 7 классе мы использовали музыку и картины замечательного литовского композитора и художника М.К. Чюрлениса. Начать урок можно с вступительных слов о нем, чтобы погрузить детей в мир этого талантливого человека. «Земля и море, таинственные звездные глубины и сияние солнц, сказочные поверья и народные предания… Всем этим наполнены картины и музыка великого литовского художника и композитора Михалоюса Константиноса Чюрлениса. Иногда он кажется непонятен. Но он скорее непривычен. Он принадлежит к числу тех творцов искусства, кто ведет за собой, давая простор нашему воображению». (Ф. Розинер).

Сначала детям предлагается прослушать сонату Чюрлениса “Сонату моря”, причем две очень контрастные части. И в зависимости от того, какие ассоциации она у них вызвала, записать слова-ассоциации. А затем ребятам было предложено рассмотреть репродукции его картин, написанных к этой сонате, с таким же названием, и дополнить ряд слов уже по репродукциям.

Записанные слова можно прочитать вслух, поделиться мнениями, какие из них наиболее ярко и точно воспроизводят картины моря. И затем учащиеся пишут свои небольшие миниатюры, используя записанные слова.

Для мотивации авторской работы детей я забочусь об оформлении ее конечного результата – создаю рукописные  журналы, в которых публикуются лучшие работы. Журналы важны как свидетельство того, что сочинение пишется не для учителя, что оно имеет общественный резонанс – публикацию.

Лучшие творческие работы учащихся демонстрируют уровень развития учащихся, знание литературных жанров, умение использовать теоретические знания при создании собственных произведений.

В архиве каждого учителя русского языка собирается значительное количество творческих работ. Совместно с ребятами было решено печатать свои творческие работы в школьной газете « Успех» . Вот уже третий год в школе выпускается газета, где я являюсь главным редактором. Ребята отбирают самые значимые и интересные события школьной жизни. Это ли не поле для творчества?

На собственном опыте убедилась, что усвоение нового материала учащимися происходит механически, которое держится в детской памяти очень недолго. Между тем, даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, рассказы и сказки благотворно влияют на отношение детей к русскому языку, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, смекалки, зрительной памяти. Задания занимательного характера обеспечивают повторение или закрепление материала по основным разделам грамматики; знакомство с важнейшими вопросами по лексике, обогащению словарного запаса учащихся.

Безусловно, многие словарные игры и занимательные задания известны, я же хочу поделиться заданиями, полюбившимися учащимися на моих уроках.

Работа со словарными словами.

Работа со словарными словами является обязательной на каждом уроке русского языка. Эту работу можно сделать более эффективной и интересной.

Записываю на доске 10 ранее изученных словарных слов, читаю их по слогам. Даю ребятам для запоминания 1 минуту. Закрываю доску, даю 2 минуты для того, чтобы дети записали (необязательно по порядку) и подсчитали количество записанных слов (цифру ставят на полях тетради). Затем открываю доску и ребята проверяют сами или взаимопроверкой (важно количество и грамотность). За 9-10 правильно записанных слов ставлю 5. за 8 правильно записанных слов или 9, но с 1 ошибкой - 4, за 7 правильных или 8 с 1 ошибкой - 3.

Разгадывание кроссвордов со словарными словами. Иногда такие кроссворды готовят сами дети.

Урок русского языка важен не только и не столько отработкой знаний, умений и навыков - он должен быть интересным и проблемным для ребёнка, развивающим его способности. Тогда и наше представление о ребёнке становится полнее. Может быть, и в самом деле не стоит идти на урок, если он не обещает быть интересным, прежде всего самому учителю.

Занимательные, творческие задания, стимулирующие у детей желание выразить себя, - основа личностно ориентированного обучения, подразумевающего индивидуальный подход, знание возрастной психологии ребёнка. Они особенно уместны в 5-7 классах (разумеется занимательные задания нельзя исключать и в старших классах, но они будут несколько иного плана), когда дети ещё не боятся искренне говорить о самом разном, не боятся фантазировать и делиться своими маленькими открытиями и победами, учатся логически рассуждать, доказывать свою точку зрения.

Использование на уроках игровых, занимательных приёмов создаёт атмосферу увлечённости, делает интересным самый скучный, на взгляд детей, материал и тем самым облегчает его запоминание и усвоение. На уроках создаётся атмосфера взаимного доверия и живого общения, позволяющего успешно осуществлять самореализацию каждого ученика в процессе учения.

Использование мультимедийных технологий  в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.  Компьютерные технологии, не вытесняя традиционные методы и приёмы преподавания русского языка, способствуют раскрытию творческого потенциала и учителя, и ученика, приближают традиционную методику к требованиям современной жизни. Так, на уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Лексика. Слово и его значение» использую обучающую компьютерную программу «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 5 класс».

 Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным. При повторении в начале урока в компьютерном варианте я использую любой формат (текст, изображение): репродуктивное тестирование, проблемную ситуацию, развивающую игру и т.д.

Использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Перспективу своего профессионального развития я вижу в применении проектной технологии в образовательном процессе с использованием мультимедийных технологий.  Я для своих уроков так же, как и другие учителя, использую словесные, наглядные и практические методы работы.

Интересными и запоминающимися для ребят стараюсь провести уроки контроля. Это различные виды словарных диктантов:

  1. Словарный диктант с продолжением
  2. Словарный диктант « Зоркий глаз»
  3. Словарный диктант на основе загадок
  4. Зашифрованные диктанты

В старших классах составляем ассоциативные кроссворды, литературные и сюжетно-ролевые игры, зачетные спектакли. Для учителя, который хочет убедиться в том, что его ученики не только многому научились, но и полюбили его предмет, такие методические приемы станут настоящим открытием.

Использованная литература

1. Бахмутский А.Е. «Школьные технологии» М., 2014 г.

2. Кзензова Г.Ю. «Перспективные школьные технологии» М., 2010 г.

3. Перова Т.Ю. Жанры проблемного монолога на современном уроке: монография/ Т.Ю.Перова, О.В.Гордеева - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК,2014г.

4. Тростенцова Л.А. «Урок русского языка на современном этапе» М., 2008г. 5. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 2013 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на раз

Публичное представление  инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны.    Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деяте...

Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны

Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...

Аналитическая справка об инновационной деятельности учителя русского языка и литературы

Владение различными технологиями - это средство, с помощью которого человек получает возможность не только обогатить свой общекультурный уровень, свою способность мыслить, творить, но и возможность оц...

Инновационная деятельность учителя русского языка и литературы Тереховой Зинаиды Сергеевны

Новый стандарт – высокая планка качества школьного образования....

Инновационная деятельность учителя русского языка и литературы (из опыта работы)

Инновационная деятельность учителя русского языка и литературы (из опыта работы)...