Олимпиадные задания
олимпиадные задания по русскому языку (7 класс)
Материал для внеклассной работы и внеурочной деятельности по русскому языку. Можно использовать на уроке для сильных учащихся или для заданий игрового характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_dlya_uchashchihsya_7-8_russkiy.docx | 27.27 КБ |
zadaniya_s_otvetami_dlya_zhyuri_7-8_russkiy.docx | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания для Всероссийской предметной олимпиады школьников по русскому языку (школьный уровень) 2019 - 2020 учебный год
Задания для 7 - 8 классов.
Дорогие участники олимпиады!
На выполнение всех заданий вам отводится 1 астрономический час. Постарайтесь рационально использовать отведённое время. Надеемся, что выполнение заданий будет для Вас полезным и увлекательным занятием. Школьный уровень включает 11 заданий по основным разделам курса русского языка. Каждое оценивается в баллах. Максимальное количество баллов, которое Вы можете набрать – 66 баллов. Внимательно читайте формулировку заданий.
Желаем успешной работы!
- Расставьте ударения в следующих словах:
Договор, балую, повторит, торты, включит, партер, шарфы, сироты, сливовый, ходатайство.
- Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор.
Подберите все возможные антонимы к полученному слову.
- Какой звук обозначен буквой С в словах?
Сгустить, сгорбиться, расчёт, сжалиться, сжечь, рассыпаться.
- Составьте по 2 словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить их значения. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?
Полки, окуни, пряди.
- Какой частью слова является буквенное сочетание – Ей в
следующих словах:
Дождей, саней, сильней, воробей, змей, красивей.
- Расположите слова в порядке их образования. Составьте соответствующую цепочку. Например: доход – доходный – доходность.
Минуточка, ежеминутно, минутный, минута, ежеминутный, минутка.
- Объясни разницу в лексическом значении слов:
Ответный – ответственный
Тактичный – тактический
Освоить – усвоить
Как называются такие слова?
- Замените заимствованные слова русскими.
Антракт, финал, сюрприз, хобби, триумф.
- Замените устаревшие слова словами современного русского языка.
Перст, ратай, сей, стезя, трапеза, тщетно, уста, уповать, чета, чадо.
- Выполните синтаксический разбор первого предложения из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
Что изменится в составе предложения, если глагол поставить в форму множественного числа?
Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
- Прочитайте текст и выполните задание:
Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости – Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные.
– Что это значит?
– А разве язык не самое лучшее на свете? …Ничего нет лучше языка!
– Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете.
На следующий день Эзоп опять подаёт одни только языки.
– Что это значит?
– А разве язык не самое худшее на свете? … Ничего нет хуже языка!
- На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?
- В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп? Запишите их.
Предварительный просмотр:
Задания для Всероссийской предметной олимпиады школьников по русскому языку (школьный уровень) 2019 - 2020 учебный год (с ответами)
Задания для 7 - 8 классов.
Школьный уровень включает 11 заданий по основным разделам курса русского языка. Каждое оценивается в баллах. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся - 66 баллов.
- Расставьте ударения в следующих словах:
Договор, балую, повторит, торты, включит, партер, шарфы, сироты, сливовый, ходатайство.
Ответ:
ДоговОр, балУю, повторИт, тОрты, включИт, партЕр, шАрфы, сирОты, слИвовый, ходАтайство.
Оценивание. (10 баллов) 1 балл за каждое слово
- Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор.
Подберите все возможные антонимы к полученному слову.
Ответ: тихо
Тихо говорить – громко говорить; тихо ехать – быстро ехать; тихо жить – весело, неспокойно.
Оценивание. (3 балла за найденное слово + за каждое слово 1 балл) 6 баллов
- Какой звук обозначен буквой С в словах?
Сгустить, сгорбиться, расчёт, сжалиться, сжечь, рассыпаться.
Ответ:
Буква С в зависимости от позиции может обозначать разные звуки. Сгустить - [з], сгорбиться-[ з],[ца], расчёт – [ щ], сжалиться - [ж], [ца], рассыпаться – [с], [ца].
Оценка: за каждый правильный ответ – 1балл.
Оценивание. Всего: 6 баллов.
- Составьте по 2 словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить их значения. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?
Полки, окуни, пряди.
Ответ: Русское ударение свободное, разноместное, оно может падать на любой слог. Также русское ударение подвижное: оно может передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой. Благодаря своей подвижности ударение помогает различать лексическое значение слов.
Оценивание. 9 баллов (6 баллов за словосочетания + 3 балла за объяснение).
- Какой частью слова является буквенное сочетание – Ей в
следующих словах:
Дождей, саней, сильней, воробей, змей, красивей.
Ответ: Дождей, саней - окончание
красивей, сильней - суффикс
воробей, змей – частью корня
Оценивание. 1 балл за слово. Максимум 6 баллов
- Расположите слова в порядке их образования. Составьте соответствующую цепочку. Например: доход – доходный – доходность.
Минуточка, ежеминутно, минутный, минута, ежеминутный, минутка.
Ответ: Минута – минутный – ежеминутный – ежеминутно
Минута – минутка - минуточка
Оценивание. 1 балл за каждую схему. Максимум 2 балла
- Объясни разницу в лексическом значении слов:
Ответный – ответственный
Тактичный – тактический
Освоить – усвоить
Как называются такие слова?
Ответ: Ответная (статья, реакция) – ответственный (человек)
Тактичный (собеседник) – тактический (приём, задача)
Освоить (передовую технологию) – усвоить (пищу, лекарство)
ПАРОНИМЫ
Оценивание. 1 балл за каждую строку (объяснение), 1 балл за название. Максимум 4 балла
- Замените заимствованные слова русскими.
Антракт, финал, сюрприз, хобби, триумф.
Ответ: Перерыв, конец, подарок, увлечение, победа.
Оценивание. ( 5 баллов)
- Замените устаревшие слова словами современного русского языка.
Перст, ратай, сей, стезя, трапеза, тщетно, уста, уповать, чета, чадо.
Ответ: Перст – палец, ратай – пахарь, сей – этот, стезя – дорога, трапеза – еда, тщетно – напрасно, уста – губы, уповать – надеяться, чета – двое, чадо – ребёнок.
числа?
Оценивание. (10 баллов) 1 балл за каждое правильно заменённое слово.
- Выполните синтаксический разбор первого предложения из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
Что изменится в составе предложения, если глагол поставить в форму множественного числа?
Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
Ответ: Если поставить глагол в форму множественного числа, подлежащим станет словосочетание старик со старухой.
Оценивание. (3 балла – 1 балл за правильный разбор, 2 балла за объяснение)
- Прочитайте текст и выполните задание:
Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости – Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные.
– Что это значит?
– А разве язык не самое лучшее на свете? …Ничего нет лучше языка!
– Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете.
На следующий день Эзоп опять подаёт одни только языки.
– Что это значит?
– А разве язык не самое худшее на свете? … Ничего нет хуже языка!
- На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?
- В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?
Ответ: 1) на омонимии (1 балл);
2) в оригинале: «языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах»; «языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну» (4 балла)
Оценивание. (Всего 5 баллов)
Всего за работу 66 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания в школе. Методическая разработка.
Использовать в работе на математическом кружке....
Олимпиадные задания для учащихся 5-6-х классов
Задания типичные для районного и городского туров Всероссийской олимпиады. Даны ключи. Распечатайте и используйте этот материал для школьного тура, чтобы лучше подготовить своих учеников к олимпиадам ...
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов Олимпиада по математике 7 класс
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для школьного этапа олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов....
Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка
Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...
Олимпиадные задания, тесты и практические задания
Тестовые, практические задания к олимпиадам по технологии с ответами...
Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы.
Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы....
Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы.
Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы....