1. | Внутренняя мотивация учащихся на самостоятельное принятие цели, создание проблемной ситуации или использование личностного опыта учащихся. Определение цели. Мотивация.
| Приветствует учащихся, предлагает словесно-иллюстрируемый рассказ. -Записываем число, классная работа. А вот тему урока попробуем определить самостоятельно. -Представьте себе, что вы смотрите мультфильм. Сначала на экран выбежали поодиночке слова:с, ты, учиться, если, работать, жизнь, полезный, охотно, для, отдыхать, правильно, умело, и, сделать, увлечение, же, она, интересный, строить. Видят слова, что никто не понимает, зачем они выбежали на экран. Попробовали распределиться по частям речи. Каким? Существительное Прилагательное Глагол Наречие Союз Предлог Частица, Но зачем они появились на экране, так и осталось непонятным. Но вот кто-то невидимый стал их передвигать. Соединять друг с другом, изменяя если нужно форму и располагая в определенном порядке. И вот что получилось на экране… Что-то затрудняет чтение текста, чего-то не достает? Да вы правы, нужны знаки препинания. И вот рука автора уверенно расставила их в тексте. Теперь мы можем прочитать быстрее, осмысленнее и выразительнее. -Итак, предложение строится по определенным правилам. Эти правила для нас устанавливает какой раздел науки о языке? СИНТАКСИС – это тема нашего урока. -А зачем нам нужно изучать данную тему? -Чем она нам может помочь? -А как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? -Узнаем единицы синтаксиса, правила их построения. | Приветствуют учителя.
Подготовка класса к работе.
Учащиеся ставят цели, формулируют тему урока.
| Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное её нахождение и создание способа решения проблемы поискового характера.
Регулятивные:целеполагание, фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные: самоопределение. |
2. | Совместное планирование с учеником деятельности
Словарная работа
Работа по группам
Комментированное письмо
Редактированное письмо
Работа по карточкам
| Орфографическая разминка - Теперь выпишем слова с пропущенными орфограммами и объясним их. -А у доски составит предложения из предложенных слов 1 ученик. (М .нуты,за, счас.ливые, провод.м, столом, мы, письменным.) Счастливые минуты мы проводим за письменным столом. -А теперь прочитайте в учебнике дословный перевод слова синтаксис. ДЕРЕВО «СИНТАКСИС» А теперь вспомним уже известные вам понятия из синтаксиса и вырастим дерево СИНТАКСИСА. - Что изучается в синтаксисе? (предложение, словосочетание, текст)
- Какими предложения бывают по структуре?
- Какие предложения мы называем простыми?
- Какие предложения мы называем сложными?
- Чем отличается предложение от словосочетания?
- Какие существуют знаки конца предложения?
Сформулируйте определение СИНТАКСИСА -Запишите определение СИНТАКСИСА себе в памятку. -А теперь закрепим законы синтаксиса, выполняя упражнение. 1 группа-Упр. 119 -Какое правило построения предложений мы использовали в данном упражнении? 2 группа- исправит допущенные в предложениях ошибки и выполнит упр. 121. 3 группа выполнит задание по карточкам. - Какой раздел русского языка тесно связан с СИНТАКСИСОМ? Карточка №1 Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения, укажите, чем они выражены. Подул ле.кий ветер и проб.жал по саду. Прил.тели в.сенние птицы. Ал.. заря скрылась за м.ря. В.сной прил.тают скворцы гр.чи утки и журавли. Стоит тиш.на все о.дыха.т. | Карточка №2 Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения, укажите, чем они выражены. Сн.говая бел.. туч..зат.нула все небо. П.дул сильный вет.р. З.качались в.рхушки д.рев.ев. Вдруг п.сыпался ле.кий сн.жок. Он п.крыл землю крыш. д.мов цв.ты в саду ле. на р.ке. |
Динамическая пауза 1.Синтаксическая пятиминутка. (работа в парах) Учитель демонстрирует предложения на интерактивной доске, предлагает составить схемы данных предложений - Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба.
- Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.
|
Учащиеся строят на доске Дерево Синтаксиса, повторяя теоретические сведение по синтаксису и пунктуации.
Учащиеся делятся на группы, отвечают на вопросы учителя, делают выводы.
Учащиеся выполняют физкультминутку.
Учащиеся строят алгоритм рассуждения, определяют количество грамматических основ, составляют схемы и объясняют наличие или отсутствие пунктограмм. Самопроверка, у слабых учащихся –взаимопроверка с сильными учащимися. |
Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение решать проблемы.
Личностные: смыслообразование.
Личностные: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке. |
3. | Организация самостоятельной деятельности учащихся по дифференцированным заданиям. Вариативные дидактические материалы
| 1.Расшифровка и конструирование предложений по схемам. Учитель на интерактивной доске демонстрирует схемы предложений: - [ ], а [ ].
- [ ],(когда …).
- А: “П”.
- “П”, - а.
2. Разбор сложных предложений, составление схем. - В ярком золоте день утопает, ручьи по оврагам шумят.
- Зацвели сады, и вся земля в саду побелела от лепестков яблонь.
- Всю ночь земля вязала кружевные узоры, чтобы принарядилась земля.
| Учащиеся анализируют схемы, проводят пунктуационный разбор и составляют предложения, отвечают на вопрос, делают вывод.
Учащиеся делают синтаксический разбор предложений, объясняют постановку знаков препинания, составляют схемы.
| Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить письменное речевое высказывание, преобразование информации из одной формы в другую. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации,учёт разных мнений. Регулятивные : контроль, коррекция, оценка, выделение и осознание того,что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: способность самооценки своих действий |
4. | Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Рефлексия | Наш урок подходит к концу… - Что мы повторили на сегодняшнем уроке? -С какими новыми терминами познакомились? -Что вызвало затруднения? - А теперь закончите предложенную Вам фразу - Особенно понравилось мне на уроке…
- Затруднительным для меня оказалось…
- Мне ещё нужно поработать…
| Ученики отвечают на вопросы, делают вывод.
Учащиеся выставляют с учителем оценки. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие для самостоятельного формулирования учащимися итогов урока. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Личностные: самооценка,адекватное понимание успеха или неуспеха в учебных действиях. |