«Формирование речевой и языковедческой компетенции на уроках русского языка и литературы»
статья

Сиренко Александр Николаевич

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/node/4054676/edit19.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование речевой и языковедческой компетенции на уроках русского языка и литературы»

Данная тема актуальна не только в нашей школе, но и в жизни вообще. У наших учащихся беден. Словарный запас, большинство не умеет аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Трудно представить человека, да еще и претендующего на руководящую должность, лицо компании, речь которого бы напоминала речь Эллочки Щукиной. Чтобы найти партнеров по работе и в личной жизни, нужно искусство владения устной речью. Способность грамотно говорить важна не только для публичных людей, но и для простого человека.

Цель моей работы: использовать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать речевую компетенцию в условиях образовательного пространства школы.

Работая по этой теме, я ставлю перед собой конкретные задачи: научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы); формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, проявляя уважения и терпимость к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; повышать интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности; информационная переработка текста

Учитывая требования к написанию сжатого изложения, предлагаю на уроках следующее задание:

-внимательно прочитайте высказывание русского лингвиста Виктора Владимировича Виноградова. Выпишите себе ключевые слова, сжато передайте основное содержание текста, используя 13-15 слов. Запишите.

«Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности».

(культура речи, уметь пользоваться, выразительные средства, опора, человек, жизнь, деятельность)

В общественной жизни и творческой деятельности человеку необходимо владеть искусством устной и письменной речи.

Приём «Ассоциации».

Работа с заглавием (предвосхищение) проводится на всех уроках литературы при изучении нового произведения. Например, рассказ-миниатюра И. Курамшиной «Сыновний долг», который начинается с басни Крылова: «Попрыгунья-стрекоза, лето красное пропела…». Прошу учащихся составить ассоциативный ряд (веселье, легкомыслие, беспечность), которые возникают со словом «попрыгунья-стрекоза»? и ставлю вопрос:

Подумайте, какое отношение это имеет к теме нашего занятия?

Или названия рассказов Захара Прилепина «Как скажешь - так и будет», В.Одоевского «Игоша» также дают возможность учащимся активизировать мыслительную деятельность.

Очень нравится ребятам работать над сочинениями. Например, сочиняем сказку, соблюдая все художественные условности. 1 группа про животных, 2 группа волшебную, 3 группа бытовую. Учимся давать характеристику героям.

Мы пишем сочинения по данному началу, по фразе из текста; по картинкам; по наблюдениям и воспоминаниям; сочинения пишем в различных стилях (художественном, научном, разговорном) и типах речи (повествование, описание, рассуждение)

Учащиеся получают задание :

Перед вами картина В. Репки «Водитель Валя». Опишите внешность девушки (лицо, руки, осанку). Что бы вы могли сказать о её характере? Представьте себе, что вы - журналист и вам поручили взять интервью у Вали - победителя конкурса «Лучший водитель нашего города».

Нравится детям составлять синквейны, кластеры. Изучая новеллу П.Мериме «Матео Фальконе», учащиеся сначала по словарю Ожегова определяют значения слова ПРАВОСУДИЕ, а затем создают кластер к слову «предательство»

Затем можно заполнить таблицу «Сравнительная характеристика  Тараса Бульбы из повести Н.В.Гоголя и Матео Фальконе из новеллы П.Мериме»

Используем прием инсерта при работе с текстами в основном на русском языке, когда дети, помечая уже известное, например, при изучении темы «Обращение», могут значком показать: «А вот это новое! Надо запомнить!»

Таким образом, на уроках предлагаю учащимся разнообразные виды работы, заданий, которые помогают ученикам выражать свои мысли связно, строить высказывания в устной и письменной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

Формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы

Является важным то, что знания, полученные на уроках русского языка и литературы, во внеклассной работе помогут учащимся в их дальнейшей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Считаю, что...

Педагогический проект « Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"

ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....

Формирование речевых и лингвистических компетенций на уроках русского языка и литературы

В данной статье я на примере работы учителей- словесников нашей школы хотела показать систему работы по формированию речевых и лингвистических компетенций как на уроках, так и во внеурочной деятельнос...

Приемы работы по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС. Обмен опытом в рамках круглого стола.

В данном материале представлен опыт работы учителя по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Использование различных видов деятельности в формировании и развитии метапредметных компетенций на уроках русского языка и литературы

Выступление на Республиканском семинаре в рамках действия инновационной площадки "Формирование и развитие метапредметных копметенций обучающихся в условиях реализации ФГОС" об опыте работы п...