Разработка урока развития речи в 6 классе. Сочинение-описание с элементами рассуждения по картинам русских художников.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок развития речи проводится с использованием интерактивной доски, репродукций картин А.Пластова "Первый снег", А.Саврасова "Дворик. Зима.", И.Грабаря "Мартовский снег". При работе учащиеся могут использовать карточки для групповой работы, концептуальные таблицы, листы достижений, карты изучения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi.doc | 95 КБ |
Презентация урока развития речи. Сочинение-описание по картинам русских художников | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 6 классе.
Тема: Сочинение-описание с элементами рассуждения по картинам русских художников.
Цели урока:
1) Продолжить работу над формированием навыков построения текста-описания с элементами рассуждения; расширить активный словарь обучающихся за счет введения в него слов, обозначающих оттенки цветов, связанных с темой; закрепить навыки правописания имен прилагательных, обозначающих цвет и выражающих оценку.
2) Развивать умения отбирать материал, сравнивать, делать выводы, составлять план сочинения, излагать правильно и свободно свои мысли в письменной форме.
3)Способствовать формированию умения чувствовать красоту живописного полотна и внимательному отношению к выбору слов.
Структура урока: 1.Организационно - мотивационный этап;
2.Этап актуализации знаний;
3.Этап целеполагания;
4.Этап построения проекта - сочинения;
5.Контроль усвоения;
6. Организация домашней работы;
7.Подведение итогов.
Материально - техническое оснащение: интерактивная доска, репродукции картин А. Пластова «Первый снег», А. Саврасова «Дворик. Зима», «И. Грабаря «Мартовский снег», карточки для групповой работы, концептуальные таблицы, листы достижений, карты изучения нового материала.
Ход урока:
1. Организационно- мотивационный этап.
Задача | Подготовить обучающихся к работе на уроке, определить задачи урока. |
Содержание этапа | Взаимное приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку; проверка внешнего состояния классного помещения; психологическая организация внимания. |
Любая работа (урок - это труд) может быть праздником, если ты приступаешь к ней с радостью, с увлечением. Тогда хорошим бывает и результат работы. Работать мы будем в группах, но каждый в ходе урока будет заполнять свой ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.
Фамилия, имя | Заполнение таблицы | Словарно-орфографи-ческая работа | Составление плана | Написание вступления | Написание заключения | Работа в группе | Итог |
+ - все понял, правильно сделал - 2б
0 - недостаточно хорошо работал - 1б
--- ничего не понял, надо еще поработать -0б
2. Актуализация знаний.
Задача | Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. |
Содержание этапа | Сообщение темы; постановка учебной проблемы; показ его практической значимости |
Демонстрация на интерактивной доске репродукций картин русских художников: А. Пластова «Первый снег», А. Саврасова «Дворик. Зима», И. Грабаря «Мартовский снег».
- Как вы думаете, почему они оказались рядом?
- А что является одной из главных примет зимы?
Мы живем с вами в Западной Сибири. И самое длительное время года здесь - зима, главной приметой которой является снег. Скоро снег растает. Останутся о нем лишь воспоминания. Добрые, яркие, незабываемые… Снегу мы и посвятим сегодняшний необычный урок. - Снег… Какой он?
- Какие глаголы мы можем подобрать к слову «снег»?
- А какого он цвета?
- К слову «белый» можно подобрать синонимы?
Я спрашиваю не зря. Взглянуть - не значит увидеть. А иной раз и увидеть мало. Надо всмотреться. Но сначала давайте прислушаемся к тем, кто цвет ощущает лучше других - к художникам. Однажды к художнику И. Репину отправилась целая делегация молодых живописцев, желающих найти ответ на один - единственный опрос: какого же цвета снег? Репин был занят, его с трудом удалось оторвать от работы. Когда он выглянул из двери комнаты, у него спросили: «Какого цвета снег?». «Только не белый»,- коротко ответил художник и скрылся в дверях своей комнаты…
- Как вы думаете, на какую тему вам предстоит написать сочинение?
- А что для этого мы должны будем сделать на уроке?
3. Этап целеполагания.
Задача | Подготовить к обдумыванию будущих учебных действий. |
Содержание этапа | Сообщение цели урока |
Сегодня на уроке мы постараемся увидеть, какого ЦВЕТА СНЕГ на некоторых картинах русских художников, и выясним, как цвет снега помогает понять ЗАМЫСЕЛ художника. Затем вам предстоит написать сочинение на тему «Какого цвета снег», в котором вы опишете снег на рассмотренных картинах и поразмышляете над тем, почему он именно такого цвета.
4. Этап построения проекта-сочинения.
Задача | Обеспечение восприятия картины, осознание содержания будущего речевого произведения в соответствии с темой (предметом изображения) и замыслом художника. |
Содержание этапа | Осмысление и закрепление способов действий. |
Словарная работа с помощью интерактивной доски (организуется так, чтобы лексика следовала в той последовательности, в которой нужно описывать картину).
Замысел - заложенный в картине смысл.
Оттенок- разновидность одного и того же цвета.
Теплые оттенки - цветовые оттенки, которые приближаются к красным и желтым и напоминают тепло, огонь.
Холодный оттенок - цветовой оттенок, тяготеющий к зеленым, синим, фиолетовым и связан с ощущением холода.
Гармоничные краски - согласованное сочетание красок.
Наблюдение и беседа по картине А. Пластова « Первый снег»
- Что на ней изображено? ( Мы видим часть дома. На крыльцо выбежала девочка и ее маленький братишка. Они смотрят, как идет первый снег.)
- Что он имел в виду под словом «первый»? Что означает это слово в данном случае? Что снег раньше не выпадал? (Первый- значит выпавший впервые в этом году.)
- Что происходит на картине в тот момент, который изобразил художник? (Дети замерли и любуются падающим снегом.)
-Как на неподвижном холсте удалось показать движение снежинок? (Ветки берез художник нарисовал так, что они наклонены в сторону, словно от ветра. Их наклон показывает нам направление ветра и направление полета снежинок. Кроме того, художник изобразил девочку так, что мы видим прикосновение падающих снежинок ее лица.)
- Какого цвета снег на этой картине? (Белый, чистый, свежий.)
-Что означает прилагательное «чистый» в данном случае? Можно ли объяснить значение слова с помощью подбора синонимов? (Неиспачканный, незагрязненный.)
- Какие тона выбрал для своей картины художник: яркие или неяркие?(Для своей картины Пластов выбрал неяркие, мягкие тона)
- Присмотритесь к картине, какие краски использовал художник, чтобы показать нам белый снег?(Художник использует голубоватые, серые, зеленоватые краски, которые создают впечатление белого цвета)
- Как подчеркивает художник белизну снега? (Яркая белизна первого снега достигается тем, что на картине художник оставил темные пятна земли, не покрытые снегом. Темные участки земли, темная ворона на снегу делают снег еще белей.)
- С помощью какого прилагательного можно охарактеризовать тона, когда имеются темный и светлый тона на картине, белый снег и черная ворона на нем? (Контрастные тона.)
- Что означает слово «контрастный»? (Противоположный, полярный.)
- Как удалось художнику убедить нас в том, что на его картине именно первый снег? ( Поверхность снега ровная, Снег нетронутый, чистый, так как по нему никто не ходил, нет ничьих следов)
- Каков замысел художника? Какой вывод можно сделать по этой картине?
ВЫВОД: Рассмотрев, какого цвета снег на картине А. Пластова, мы выяснили, почему художник изобразил его именно таким. Автору важно было, чтобы зрители картины пережили радость при виде первого снега вместе с героями его полотна, почувствовали его свежесть и увидели белизну, особенно ярко бросающуюся в глаза после надоевшей осенней слякоти и грязи. Наблюдая снег на картине, мы убедились, что белый с голубоватыми оттенками снег кажется еще белей благодаря тому, что художник использовал контрастные краски, нарисовав темные пятна земли и ворону на снегу.
Групповая работа по картинам:
а). «Дворик. Зима» Алексея Саврасова (1,3 группы).
- Что мы видим на картине?
- Где лежит снег?
- Какого он цвета?
- Есть ли разница в лексическом значении между словами «желтый» и «пожелтевший»?
- Почему он приобрел такой цвет?
- По крыше дома и сарая точно никто не ходит, однако снег и там не имеет белого цвета. Какого же цвета снег, лежащий на крышах, на заборе, на поленнице дров?
- Почему цвет снега именно такой?
- Как вы думаете, почему снег приобрел слегка розовый оттенок?
- Какие предметы, изображенные на картине, «передают» свой цвет снегу, делятся с ним цветом?
- Как вы думаете, нет ли здесь противоречия: снег холодный, а показан с помощью теплых тонов?
- Есть ли на картине люди?
- А чувствуется ли их присутствие?
- С помощью каких прилагательных вы охарактеризовали бы дворик, в котором чувствуется жизнь людей?
- А какое настроение постарался передать художник?
- Краски на картине Пластова мы охарактеризовали, как контрастные, противоположные. Можно ли сказать то же самое о красках, использованных в этой картине?
- Что хотел донести до нас художник, изображая маленький дворик?
- Какой вывод можно сделать по этой картине?
ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА: Мы увидели на этой картине снег удивительно теплый: розоватый, кремовый, желтоватый, местами даже коричневый. Выяснили, что снег потемнел, потому что он слежался и потерял первоначальную белизну. К тому же снег отражает коричневый цвет построек дворика и деревьев. Кроме того, автору дорог этот маленький дворик, засыпанный снегом, ему хотелось и до зрителей картины донести тепло, уют, покой и гармонию, которые он сам ощущал в этом месте.
б). « Мартовский снег» Игоря Грабаря (2,4 группы)
- Что бросается в глаза на этой картине?
- Так и хочется назвать картину, как в песне: «Шла девица за водой». Но картина называется «Мартовский снег». Почему автор именно так назвал свою картину?
- Название подтверждает, что главное в картине - это снег уходящей зимы. А построение картины нам помогает это понять?
- Какого цвета снег на этой картине? Можно ли ответить на этот вопрос одним словом?
- Каким вы видите снег на переднем плане картины?
- Чем отличается цвет снега на заднем плане?
- Какова поверхность снега на картине?
- Как вы думаете, какой день изобразил на картине автор?
- Солнца на картине нет, нет и неба. Как же дал нам художник почувствовать, что день действительно солнечный?
- А почему автор картины изобразил голубые прожилки на мартовском снегу?
- Какими словами можно охарактеризовать тени на снегу?
- Каков был замысел этого художника?
- Какой вывод можно сделать по этой картине?
ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА: И на картине Грабаря снег тоже особенный, сверкающий, переливающийся. На переднем плане снег розовато-золотистый, голубой в тени деревьев. На дальнем плане - более светлый, однотонный, поверхность неровная, бугристая, изрытая. Таким снег художник показал нам не случайно. Сверкающие краски этой картины создают радостное весеннее настроение. Снег еще лежит повсюду, но это последний снег, буквально пропитанный солнцем. Скоро зима закончится, и наступит весна.
5. Контроль усвоения - заполнение концептуальной таблицы словами для выбора.
Задача | Установить уровень усвоения, осознания учебной деятельности |
Содержание урока | Выполнение компетентностно-ориентированного задания для проверки глубины понимания учебного материала |
А. Пластов «Первый снег» | А.Саврасов «Дворик. Зима» | И.Грабарь «Мартовский снег» | |
Период зимы | |||
Цвет снега | |||
Оттенки снега | |||
Замысел художника |
СЛОВА ДЛЯ ВЫБОРА: Нетронутый, только что вып_вший; снег ух_дящей зимы, прибл_жающейся весны; пожелтевший, местами (желто)коричневый, пот_рявший перв_начальную свежесть и белизну; белый, чистый, свеж _й; на крышах, на заборе, на поленнице дров роз_ватый, с крем_вым оттенком, с желт_зной; голуб_ватый с золотист_м оттенком; мног_цветный, переливающийся, искрящийся; с голуб_ватым, серым, зелен_ватым оттенками; более светлый, одното(н, нн)ый; (не)яркие, мягк_ тона; теплые г_рмоничные тона; поверхность (не)ровная, бугристая, изрытая; д_машний, уютный; контрас_ные краски; дорог этот мал_нький дворик; радость при виде первого снега; радос_ное весе(н,нн)ее настроение.
Образец выполнения (для самопроверки)
А. Пластов «Первый снег» | А.Саврасов «Дворик. Зима» | И.Грабарь «Мартовский снег» | |
Период зимы | начало зимы | середина | конец зимы |
Цвет снега | белый, чистый, свежий; контрастные краски | пожелтевший, местами желто-коричневый, потерявший первоначальную свежесть и белизну | многоцветный, переливающийся, искрящийся |
Оттенки снега | с голубоватым, серым, зеленоватым оттенками; неяркие, мягкие тона | на крышах, на заборе, на поленнице дров розоватый, с кремовым оттенком, с желтизной; теплые гармоничные тона | Голубоватый с золотистым оттенком, более светлый, однотонный |
Замысел художника | нетронутый, только что выпавший; радость при виде первого снега | домашний, уютный; дорог этот маленький дворик | снег уходящей зимы, приближающейся весны; поверхность неровная, бугристая, изрытая; радостное весеннее настроение |
6. Организация домашней работы.
Задача | Закрепить способы действий, необходимые для написания сочинения |
Содержание этапа | Проверка того, как обучающие поняли содержание работы, и каковы способы ее выполнения |
- С какой целью мы с вами рассматривали картины?
- На что мы обращали особое внимание?
-В чем пытались разобраться?
- Можно ли теперь писать сочинение?
Написание плана сочинения (групповая работа). Обсуждение, редактирование.
Образец: 1.Путешествие в мир картин русских художников.
2.Снег на полотнах известных мастеров:
а) первый снег А. Пластова;
б) теплый снег А. Саврасова;
в) мартовский снег И. Грабаря.
3. Разгадка секрета художников.
- План, по которому нам предстоит работать, простой или сложный?
- О чем мы будем писать во вступлении
Написание начала сочинения (групповая работа). Обсуждение и редактирование. Запись примерного варианта:
Сегодня на уроке мы совершили путешествие в мир картин известных русских художников: А. Пластова, А. Саврасова, И. Грабаря. На каждой картине изображено одно и то же время - зима, а главной ее приметой является снег. Но снег на полотнах живописцев совершенно разный.
- На какие два вопроса мы обязательно должны ответить по каждому из подпунктов основной части сочинения?
- Каким типом речи вы воспользуетесь для того, чтобы ответить на вопрос: Какого цвета снег на картине?
- А когда вы будете размышлять о том, почему он именно такого цвета, какой тип речи вы выберете?
- О чем вы будете писать в заключении?
Написание заключения (работа в группах). Обсуждение, редактирование.
Наше необычное путешествие закончилось. Благодаря мастерству художников, мы полюбовались первым снегом, побывали в уютном дворике и ощутили близость скорой весны. А еще мы открыли один из секретов художников. Оказывается, снег бывает не только белый, он может быть разный, ведь его цвет зависит не только от состояния природы, но и от замысла художника.
8. Подведение итогов.
Задача | Дать оценку успешности достижения цели; подвести итоги урока |
Содержание этапа | Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся |
Итак, урок закончен. Посчитайте количество баллов и поставьте себе оценку: 12-11б- «5», 10- 9б- «4», 8-7б- «3». ЛИСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ сдайте на проверку. Думаю, ваши оценки совпадут с моими. Не сомневаюсь, что каждый из вас серьезно поработал и сможет правильно изложить свои мысли в письменной форме. Хочется верить, что сегодняшний урок углубил ваши знания об описании как типе речи и вы сможете составлять связные тексты, используя выразительные возможности прилагательных.
РЕФЛЕКСИЯ – карта изучения нового материала.
Мне все понятно | Мне было легко | Мне было интересно | Испытываю трудности |
-Поднимите руки те, кому было все понятно
-было легко
-было интересно
-Кто испытывал трудности?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи "Подготовка к сочинению – описанию по картине Ф.В. Сычкова "Трактористки-мордовки" (8-й класс) с применением ИКТ.
Познакомить учащихся с творчеством Ф.В.Сычкова, подготовить их к осознанному восприятию картины....
Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща"
Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща", построенный по ТРКМ. Учебник Разумовской....
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь"
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь", для 6 класса. Урок представлен в виде технологической карты, соответствующей требованиям ФГОС....
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине.
Урок развития речи для 6 класса. Групповая работа....
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща" 5 класс
Урок развития речи помогает подготовить учащихся к написанию сочинения по картине. Он проводится в рамках программы смыслового чтения. Современные требования к целям и результатам учебной деятел...
Мультимедийная презентация к уроку развития речи на тему "Сочинение-описание по картине Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»
Мультимедийная презентация пригодится в подготовке к написанию сочинения-описания по картине Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»...