Урок в 5 классе "Повторение темы Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Степанина Ольга Евгеньевна

Матереалы для повторения и обобщения по теме "Имя прилагательное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe_urok_v_5_klasse.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ «Сергеевская средняя школа»-

«Сумароковская основная школа»

Большеболдинского района  Нижегородской области

Проект

урока по русскому языку в 5 классе

 Повторение  темы «Имя  прилагательное»

                           Учитель: русского языка и литературы Степанина О.Е.

Тема: Повторение  темы «Имя прилагательное»

Цель:  Закрепить изученное об имени прилагательном, развивать навыки выразительного чтения, формировать навыки самоконтроля, рефлексии.

Задачи:

Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Развивающая:  развивать творческие способности детей, воображение,   ассоциативное, образное  мышление, умения выделять существенные признаки, коммуникативные навыки, умения работать в парах.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении заданий; воспитание внимания и уважения к слову.

Форма урока: урок – проект; проектно-исследовательская деятельность на уроке русского языка с использованием ИКТ. (презентация)

Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти;    развивающая технология – развитие  творчества.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся определять морфологические признаки имени прилагательного и их особенности, применять правила правописания прилагательных, объяснять языковые явления, анализировать и исправлять свои ошибки.

Ход урока.

1.Организационный момент  

Учитель. Ребята! Сегодня у нас урок-проект, мы будем работать в парах. Активно, творчески, с  интересом и с удовольствием, не бойтесь ошибиться! Помогайте друг другу! Помните: по завершению обсуждения вы должны представить своё задание образно и эмоционально. Внимательно выслушивайте выступления своих одноклассников, мы ведь учимся друг у друга. И, конечно же,  постарайтесь сделать работу интересной и полезной для себя и других.

           ДЕВИЗ НАШЕЙ РАБОТЫ: «ДРУЖБА В ДЕЛАХ ПОМОЩНИК!»

           Итак, успешной вам работы! (1мин)

2. Постановка цели

Как вы думаете, какой теме русского языка мы посвятим сегодняшний проект?

Вы правы! Имени прилагательному! (слайд 1)

На уроке  мы вспомним то, что   изучили о прилагательном и узнаем  много интересного. Я думаю, что прилагательные  сегодня вас удивят.

3. Словарно-орфографическая работа (слайд 2)

большого, берёзовый, свеж,   воробьиный, крикливый, пахуч,  сладкий, весенний, лёгкий, хорошего, солнце,  луч,  речка, рассказал

Задание

  1. Распределить слова в 2 столбика (1- имена прилагательные, 2 – остальные части речи)
  2. Вставить пропущенные орфограммы
  3. Вопрос: Над какими орфограммами работали?
  4. Взаимопроверка (обменяйтесь тетрадями и проверьте написанное друг  у друга) (слайд 3)

4. Основная часть урока.

    1)  Составление словосочетаний (слайд 4)

    2) Роль имени прилагательного в тексте (слайд 5)

           - Прочитайте стихотворение про себя (слайд 5)

                                (слайд 6 )

           - Теперь прочитайте стихотворение и сравните. Что изменилось? 

           - Какой текст понравился больше?

                             (слайд 7)

-кто автор этого  замечательного стихотворения? (А.К.Толстой)

-как называется стихотворение? (Вот уж снег последний в поле тает)

-какое настроение почувствовали?

-какие слова помогли почувствовать вам настроение стихотворения?

-какова роль прилагательных в речи? (Ответы детей)

                          (слайд 8)

 (Они украшают, уточняют речь, делают её выразительной. передают настроение, рисуют картины.)

   3. Задание №1

Учитель.  Ребята! Сегодня на уроке мы  создадим памятку по русскому языку об имени прилагательном.      Памятка должна быть красивой, привлекать внимание  и выполнять свою самую главную роль – помощницы.

Итак, задание первое – оформить название памятки,  а на обратной стороне – над проектом работали.

Выслушиваются ответы детей.

   Задание №2 (слайд 9)

Учитель. Заглавие оформлено! Назовите:

-Что обозначают имена прилагательные?

-На какие вопросы они отвечают?

-Назовите признаки прилагательных?

-С какой частью речи они согласуются?

   Выслушиваются ответы детей.(2мин)

   Правильно ребята имя прилагательное обозначает признаки предметов и  роль их велика в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.

  Мы с вами уже многое знаем о прилагательном, и  следующим заданием проекта будет  ассоциограмма. (слайд 10)

Вам надо вспомнить всё, что мы изучили об имени прилагательном и составить  ассоциограмму. (Дети заполняют ассоциограммы и оформляют ее) (Время работы 5 минут)

 Проверка ассоциограмм.(слайд 11)

  • Назовите грамматический признак имени прилагательного (обозначает признак  предмета, отвечает на вопросы  КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? ЧЕЙ?)
  • Назовите морфологические признаки ( РОД, ЧИСЛО,ПАДЕЖ.)
  • Назовите синтаксические признаки (В предложении бывают определениями , сказуемыми)

   Имена прилагательные согласуются с именем существительным, т.е.ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.(2мин)

                                Задание № 3   (слайд 12)

                                Задание № 4

Молодцы!  Вы хорошо усвоили признаки имён прилагательных. Но имя прилагательное такая удивительная часть речи, которая таит в себе ещё много интересного, важного, и на сегодняшнем уроке мы с вами в этом убедимся. Когда мы говорим о прилагательных, то понимаем, что речь пойдёт о словах, обозначающих признаки предметов.

 А теперь применим наши знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться.

  1. По данным словам - признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.): (слайд 13)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный

  1. Словарная работа

Знакомство со словом кафтан (слайд 14)

     3) (слайд 15)

     4) А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак»                 (слайд 16)

Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.

1 группа – трава

2 группа – горы

      Вывод:

Так для чего нужны имена прилагательные?  (слайд 17)

                            (слайд 18)

(Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у  существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)

Поэтому прилагательные о себе говорят так: (слайд 19)

 С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.

ФИЗМИНУТКА (слайд 20)

1.Массаж рук.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так –

Не обидятся никак.

2. Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз - вперед смотри – это три,

Руки в стороны,  пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать

И немного повращать – это пять,

А на шесть в ладоши хлопнуть,

И на семь ногою топнуть,

А на восемь – подтянуться

И на девять – улыбнуться.

Что ж заряд хороший есть?

Можно нам теперь и сесть.

             

           Задание № 5  (слайд 21)

Мы с вами уже знаем, что прилагательное очень интересная часть речи, с ними можно делать что угодно: сочинять стихи, описывать предметы, явления и т.д.

 А сейчас мы с вами попробуем составить словосочетания прилаг+сущ.

 Добросовестный                                       погода

Фарфоровая                                               рассказ

Интересный                                               чашка

Ненастная                                                  ученик

Вкусный                                                     хвост

Лист                                                            пирог

   

       Задание № 6,7  (слайд 22)

  1 группа – задание на карточках

  2 группа поиграет со мной  в игру «Замени»

  1. Тишина леса – лесная тишина
  2. Разговор по телефону –
  3. Лист берёзы –
  4. Суп из картофеля -
  5. Вагон для пассажира –
  6. Луч солнца –
  7. Собрание родителей -

                      Задание № 8 (слайд 23)

 Учитель Ребята! Наиболее ярко употребляются прилагательные в пословицах, поговорках, загадках. И сейчас я предлагаю вам собрать пословицы, которые рассыпались, наклеить их.

  1. Май, год, холодный, хлебородный.

Май холодный – год хлебородный

2. Весенний, не бывает, лишним, дождь.

Весенний дождь лишним не бывает

3. Увидел, встречай, грача, весну

Увидел грача – весну

 (Время работы 5минут) 

Проверка работы и обобщение  (слайд 24)

Ребята, о чём пословицы, которые вы собрали?

Как вы  их понимаете?

Во всех этих пословицах и поговорках  запечатлелась многовековая мудрость русского народа, его любовь  к весне.

Замечательное время года – весна!  Сколько праздников: Международный женский день 8 марта, Масленница, «День победы»!  А природа!  Просыпаются насекомые, на деревьях распускаются почки, повсюду звенят ручьи, появляются подснежники, ослепительно яркое солнце, кругом птичий щебет. Красота весенней природы вдохновляла поэтов  на создание замечательных стихотворений.  Об этом времени года писали Александр Пушкин, Афанасий Фет, Апполон Майков, Сергей Есенин и др. поэты.          Вспомните: (слайд 25)

И. Никитин
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
...Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, — посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!

Е. Баратынский

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

И.Бунин

За рекой луга зазеленели,

Веет легкой свежестью воды;

Веселей по рощам зазвенели

Песни птиц на разные лады.

Ребята! Как вы думаете, получились бы у поэтов такие замечательные строки, если бы в русском языке не было прилагательных? Конечно, нет. И мы не можем себе представить русский язык без них.

                                    Задание №  9

А теперь перейдём к выполненному вами домашнему заданию. Дома вы сочиняли рассказ из слов, которые были вам даны. А имена прилагательные для этого вам пригодились? Конечно!

Оформите свои работы в проекте, а потом мы послушаем, ваши рассказы. 

(Время работы 7 минут).  Представление работ.

5. Итог урока. (слайд 26)

Подходит  к концу наш урок. Вы очень хорошо сегодня потрудились. Узнали много нового и интересного. Закончить урок я хочу словами Константина Георгиевича Паустовского, который утверждал:  

“Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия”.

 6. Домашнее задание (слайд 27)

Оформите свои работы в проекте. А потом вы покажете какие памятки по русскому языку у вас получились.

  Выставление оценок

                                       Урок окончен. Спасибо! (слайд 28)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-зачет по теме "Имя прилагательное" 6 кл

урок рекомендуется после изучения имени прилагательного в 6 классе. Урок с применением ИКТ...

Урок-зачет по теме "Имя прилагательное"

Это урок - редакция, урок-игра. Но такая форма проведения позволяет проверить знания учащихся как теоретические, так и практические. Класс  разделен на группы - редакционные отделы....

Урок-игра по теме "Имя прилагательное"

Презентация к уроку по теме " Имя прилагательное". Урок-обобщение пройденного материала....

Урок-игра по теме "Имя прилагательное" 6 класс

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное" в 6 классе....

Дидактический материал для уроков повторения по теме "Имя прилагательное в 6 классе"

Дидактический материал учитель может использовать на  уроках русского языка при подготовки  к ГИА. Он имеет большую воспитательную роль....

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Урок-практикум по теме «Имя прилагательное»

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Урок-практикум по теме «Имя прилагательное»...