РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 11 КЛАСС
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса к учебнику Власенкова А. И. (Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2012)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_russkomu_yazyku_11_klass.docx | 59.1 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
11 КЛАСС
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
Бочарова Елена Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса к учебнику Власенкова А. И. (Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2012) разработана и составлена на основе следующих нормативных документов:
- • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» ( в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 г. Москва « Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год ( утверждены приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2012 г. № 1067, зарегистрированы в Минсюте России 20 января 2013 г., регистрационный номер 26755;
- Приказ Министерства образования, науки, инновационной политики Новосибирской области от 01.07.2014 № 1573 «« Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2014-2015 учебный год»
Рабочая программа составлена на основе общеобразовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования. (Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений»/ А.И.Власенкова // Программно-методические материалы. Русский язык.10-11 классы/ Сост. Л.М. Рыбченкова.- М.: Просвещение, 2011).
Учебники и учебные пособия имеют грифы Министерства образования и науки РФ и полностью соответствуют Базисному учебному плану.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно -коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.
В 10 – 11 классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Курс русского языка в XI классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно- ориентированного, когнитивно -коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
1) дать представление освязи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
2) закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию; закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
3) развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; - формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками
На изучение предмета в 11 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения русского языка обучающийся должен
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Официально-деловой стиль речи
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.
Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.
Синтаксис и пунктуация
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.
Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
Публицистический стиль речи
Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.
Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе.
Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к её участникам.
Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Разговорная речь
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Язык художественной литературы
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нём эстетической функции национального языка.
Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Языковая личность автора в произведении. Подтекст.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.
Общие сведения о языке
Язык как система. Основные уровни языка.
Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.
Выдающие учёные-русисты.
Повторение
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата | ||||||||||||||||||
Официально-деловой стиль речи (4 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||
1 | Официально-деловой стиль речи | 1 | Комбинированный урок | Официально-деловой стиль речи. Сферы его использования, назначение. | Знать: особенности официально-делового стиля речи, его назначение. Уметь: распознавать тексты официально-делового стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам. | Тестирование, работа по карточкам | ||||||||||||||||||||
2 | Основные признаки официально-делового стиля | 1 | Повторительно - обобщающий урок | Основные признаки официально-делового стиля. | Знать: основные признаки официально-делового стиля. Уметь: сопоставлять и сравнивать официально-деловые тексты и тексты других стилей речи | Тестирование, словарный диктант | ||||||||||||||||||||
3 | Особенности делового стиля | 1 | Комбинированный урок | Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. | Знать: лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Уметь: анализировать официально-деловые тексты с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств. | Тестирование, работа по карточкам, анализ текста | ||||||||||||||||||||
4 | Основные жанры официально-делового стиля | 1 | Комбинированный урок | Основные жанры официально-делового стиля. | Знать: основные жанры официально-делового стиля. Уметь: создавать официально-деловые тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. | Тестирование, орфографический диктант, анализ текста | ||||||||||||||||||||
Синтаксис и пунктуация (5ч.+1 Р/р) | ||||||||||||||||||||||||||
5 | Синтаксис и пунктуация | 1 | Повторительно- обобщающий | Обобщающее повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. | Знать: нормы построение словосочетаний и предложений разных типов. Уметь: анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. | Тестирование, диктант, работа по карточкам | ||||||||||||||||||||
6 | Р/р. Написание сочинения-рассуждения по тексту Д.С. Лихачева | 1 | Урок развития речи | Написание сочинения-рассуждения по тексту Д.С. Лихачева | Знать: композицию сочинения-рассуждения. Уметь: создавать на основе прочитанного текста новый текст, аргументировать собственное мнение. | Творческая работа | ||||||||||||||||||||
7 | Русская пунктуация | 1 | Комбинированный урок | Смысловая роль, принципы и функции русской пунктуации. Авторское употребление знаков препинания. | Знать: принципы и функции русской пунктуации, об авторских знаках препинания. Уметь: применять пунктуационные нормы в собственной речевой практике. | Тестирование, объяснительный диктант | ||||||||||||||||||||
8 | Синтаксическая синонимия | 1 | Комбинированный урок | Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. | Знать: понятие синтаксическая синонимия. Уметь: применять пунктуационные нормы в собственной речевой практике. | Тестирование, доклад | ||||||||||||||||||||
9 | Виды синтаксического разбора | 1 | Повторительно- обобщающий урок | Виды синтаксического разбора. Обособление обстоятельств и дополнений. | Знать: план синтаксического разбора словосочетания, простого и сложного предложения; правила обособления обстоятельств и дополнений. Уметь: выполнять синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью. | Тестирование, работа по карточкам, словарный Диктант | ||||||||||||||||||||
10 | Контрольное тестирование в формате ЕГЭ | 1 | Урок контроля знаний | Тестовая работа | Знать: особенности работы с тестовыми заданиями. Уметь: применять полученные знания на практика. | Тестирование | ||||||||||||||||||||
Публицистический стиль речи (5 ч.+1Р/р) | ||||||||||||||||||||||||||
11 | Публицистический стиль | 1 | Повторительно- обобщающий урок | Публицистический стиль речи. Основные признаки публицистического стиля. | Знать: основные признаки публицистического стиля. Уметь: распознавать тексты публицистического стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам. | Тестирование, словарный диктант, анализ текста | ||||||||||||||||||||
12 | Лексические особенности публицистического стиля | 1 | Комбинированный урок | Лексические особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в нём. | Знать: лексические особенности публицистического стиля речи, средства эмоциональной выразительности в нём. Уметь: анализировать публицистические тексты разных жанров с точки зрения специфики использования в них лексических средств. | Тестирование, работа по карточкам, анализ текста | ||||||||||||||||||||
13 | Синтаксические особенности публицистического стиля речи | 1 | Комбинированный урок | Синтаксические особенности публицистического стиля речи | Знать: синтаксические особенности публицистического стиля речи. Уметь: анализировать публицистические тексты разных жанров с точки зрения специфики использования в них синтаксических средств. | Тестирование, объяснительный диктант, анализ текста | ||||||||||||||||||||
14 | Жанры публицистики | 1 | Повторительно- обобщающий урок | Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе. | Знать: жанры публицистики, их особенности. Уметь: подбирать языковые средства для написания собственного очерка. | Тестирование, творческая работа, работа по карточкам | ||||||||||||||||||||
15 | Р/р. Написание сочинения в жанре эссе | 1 | Урок развития речи | Написание сочинения в жанре эссе. | Знать: особенности жанра эссе. Уметь: создавать публицистический текст (сочинение в публицистическом стиле - эссе) с учётом внеязыковых требований, предъявляемым к нему, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. | Творческая работа | ||||||||||||||||||||
16 | Устное выступление | 1 | Комбинированный урок | Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Правила деловой дискуссии, требования к её участникам. | Знать: «правила» устного выступления; требования к докладам, деловой дискуссии, требования к её участникам, приёмы опровержения. Уметь: создавать публицистические тексты (выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле) с учётом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; уметь различать основные виды публичной речи по их основной цели, анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач. | Доклады, творческая работа | ||||||||||||||||||||
Разговорная речь (3ч.+1 Р/р) | ||||||||||||||||||||||||||
17 | Разговорная речь | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи. | Знать: особенности разговорной речи, её основные признаки, сферы её использования, назначение. Уметь: отличатьразговорную речь от других функциональных разновидностей языка по её внеязыковым и лингвистическим признакам. | Тестирование, доклад, анализ текста | ||||||||||||||||||||
18 | Особенности разговорной речи | 1 | Комбинированный урок | Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. | Знать: фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Уметь: анализировать разговорную речь с точки зрения специфики использования в ней лексических, морфологических, синтаксических средств. | Тестирование, анализ текста, работа по карточкам | ||||||||||||||||||||
19 | Культура разговорной речи | 1 | Комбинированный урок | Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. | Знать: понятие невербальные средства общения; что такое культура разговорной речи. Уметь: принимать участие в беседах, разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма. | Тестирование, работа по карточкам, творческая работа | ||||||||||||||||||||
20 | Р/р. Написание сочинения-рассуждения по тексту К. Паустовского | 1 | Урок развития речи | Написание сочинения-рассуждения по тексту К. Паустовского. | Знать: композицию сочинения-рассуждения. Уметь: создавать на основе прочитанного текста новый текст, аргументировать собственное мнение. | Творческая работа | ||||||||||||||||||||
Язык художественной литературы (4 ч.+2 Р/р) | ||||||||||||||||||||||||||
21 | Общая характеристика художественного стиля | 1 | Повторительно- обобщающий урок | Общая характеристика художественного стиля. | Знать: особенности художественного стиля. Уметь: выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка. | Тестирование, работа по карточкам | ||||||||||||||||||||
22 | Язык художественной литературы | 1 | Комбинированный урок | Язык как первоэлемент художественной литературы. | Знать: язык является первоэлементом художественной литературы. Уметь: анализировать фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи. | Тестирование, анализ текста | ||||||||||||||||||||
23 | Языковая личность автора. Подтекст | 1 | Комбинированный урок | Языковая личность автора в произведении. Подтекст. | Знать: понятия: подтекст, языковая личность автора. Уметь: сопоставлять и сравнивать художественные тексты и тексты других стилей речи. | Тестирование, изложение по тексту художественного стиля | ||||||||||||||||||||
24 | Средства выразительности русской речи | 1 | Повторительно- обобщающий урок | Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов и стилистических фигур. | Знать: источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов и стилистических фигур. Уметь: анализировать фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, использованных изобразительно-выразительных средств. | Тестирование, сообщения учащихся, выборочный диктант, анализ текста | ||||||||||||||||||||
25 | Р/р. Подготовка к сочинению | 1 | Урок развития речи | Подготовка к сочинению на тему «Моё восприятие и истолкование стихотворения А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени...» | Знать: что «...дело не в одних образных выражениях, а в неизбежной образности каждого слова, поскольку оно преподносится в художественных целях». (А. М. Пешковский.); план анализа лирического произведения. Уметь: «...Правильно понять художественный текст через язык, т. е. языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного языка» (Н. М. Шанский.) | Творческая работа | ||||||||||||||||||||
26 | Р/р. Написание сочинения | 1 | Урок развития речи | Р/р. Написание сочинения на тему «Моё восприятие и истолкование стихотворения А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени...» | Знать: что «...дело не в одних образных выражениях, а в неизбежной образности каждого слова, поскольку оно преподносится в художественных целях». (А. М. Пешковский.); план анализа лирического произведения. Уметь: «...Правильно понять художественный текст через язык, т. е. языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного языка» (Н. М. Шанский.) | Творческая работа | ||||||||||||||||||||
Общие сведения о языке (4 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||
27 | Язык как система | 1 | Повторительно- обобщающий урок | Язык как система. Основные уровни языка. | Знать: об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностей языка, о функционально-стилевой дифференциации современного русского литературного языка, о взаимодействии функциональных разновидностей современного русского литературного языка. Уметь: различать разговорную и книжную, письменные и устные разновидности функциональных стилей. | Тестирование, доклад, работа по карточкам | ||||||||||||||||||||
28 | Нормы современного русского языка | 1 | Комбинированный урок | Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. | Знать: нормы современного русского литературного языка. Уметь: соблюдать в собственной речевой практике основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка. | Тестирование, орфоэпический диктант | ||||||||||||||||||||
29 | Роль писателей и поэтов развитии языковых норм | 1 | Комбинированный урок | Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. | Знать: о роли мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Уметь: использовать собственной речевой практике, нормативные словари современного русского языка и справочники. | Тестирование, работа по карточкам | ||||||||||||||||||||
29 | Выдающиеся ученые русисты | 1 | Комбинированный урок | Выдающиеся учёные-русисты. | Знать: правила устного выступления; выдающихся учёных-русистов, их заслуги. Уметь: выступать интересно, чтобы тебя слушали, излагать свою точку зрения доказательно, убедительно. | Доклады | ||||||||||||||||||||
Повторение (5ч.) | ||||||||||||||||||||||||||
30 | Морфология и орфография | 1 | Повторительно - обобщающий урок | Повторение. Морфология и орфография. | Знать: понятия «морфология» и «пунктуация». Уметь: определять части речи, выполнять морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи; применять на практике изученные орфографические правила. | Тестирование, работа по карточкам, словарный диктант | ||||||||||||||||||||
31-32 | Словообразование и орфография | 2 | Повторительно-обобщающие уроки | Повторение. Словообразование и орфография. | Знать: понятия «словообразование» и «орфография», способы образования слов. Уметь: производить словообразовательный разбор слова и разбор слова по составу. | Тестирование, работа по карточкам, предупредительный диктант | ||||||||||||||||||||
33 | Контрольное тестирование в формате ЕГЭ | 1 | Урок контроля знаний | Контрольное тестирование в формате ЕГЭ | Знать: особенности работы с тестовыми заданиями. Уметь: применять полученные знания на практике | Тестирование | ||||||||||||||||||||
34 | Анализ контрольного тестирования | 1 | Урок коррекции знаний | Анализ контрольного тестирования. | Знать: правила работы над ошибками. Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном тестировании. | Тестирование, работа над ошибками |
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание | Количество часов |
Официально- деловой стиль речи | 4 |
Синтаксис и пунктуация | 6 |
Публицистический стиль речи | 6 |
Разговорная речь | 4 |
Язык художественной литературы | 6 |
Общие сведения о языке | 4 |
Повторение | 4 |
Развитие речи | 5 |
Итого: | 34 |
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся
- Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2012.
Для учителя
1. Русский язык. 11 класс: поурочные планы по учебнику А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»/авт.-сост. Л. А. Тропкина.- Волгоград: Учитель, 2007.
2. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. – М.: ВАКО, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 9 класс VIII вид
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе, разработана на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы / И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа по предмету «Русский язык. 6 класс» на основе программы В.В. Бабайцевой
Настоящая рабочая программа по русскому языку для VI класса рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратеги...
Адаптированная рабочая программа по предмету«Русский язык» для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)
Адаптированная рабочая программа по предмету«Русский язык»для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для детей, обучающихся по адаптированной программе. 5 класс
Рабочая программа для 5 класса для детей с ОВЗ...