Имя прилагательное как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Имя прилагательное как часть речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi.docx | 16.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Имя прилагательное как часть речи».
Определяю я предметы, со
мной они весьма приметны.
Я украшаю вашу речь, меня
вам надо знать, беречь!
М.Лукашук
Цель: повторить сведения о прилагательных, полученные учащимися в начальных классах; расширить сведения о синтаксической функции прилагательного в предложении; дать понятие о разрядах имени прилагательного.
Ход урока.
1.1.Игра «Доскажи пословицу»
Что с возу упало, то пропало.
Делу время – потехе час.
Как аукнется, так и откликнется.
Не место красит человека, а человек место.
Не смейся над старым, и сам будешь стар.
Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха.
Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
Не давши слова, крепись, а давши – держись!
Хороша верёвка длинная, а речь короткая.
Красна птица перьем, а человек – ученьем.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
2.Разгадайте кроссворд.
1.Антоним слова ложь(Правда).
2.Стихотворное художественное творчество (Поэзия).
3.Письменный перечень чего-либо (Список).
4.Антоним слова тихо (Громко).
5.Антоним слова вражда (Дружба).
6.Овечий сыр (Брынза).
-Какое слово вызвало у вас затруднение? Составьте и запишите с ним предложение.
3.Поработаем над правильным произношением. Расставьте ударение и правильно прочитайте слова.
Щавель, хвоя, фарфор, красивее, каучук, звонит, портфель, цемент, квартал, белый хлопок, сильный хлопок, торты, творог.
2. 1. А сейчас переходим к изучению нашей темы. Прочитайте тему и определите ключевые слова. В названии части речи – имя прилагательное – уже содержится подсказка: оно прилагается к каким-то словам. А словами какой части речи являются эти слова? Да, имена прилагательные дружат с существительными.
Наша цель - повторить сведения о прилагательных, полученные вами в начальных классах; расширить сведения о синтаксической функции прилагательного в предложении; получить сведения о разрядах имени прилагательного.
2. Теперь, ребята, посмотрите на доску и прочитайте объявления. Как вы думаете, почему одно объявление заинтересовало прохожих, а другое – нет?
На какое объявление откликнулись бы вы? Почему?
-Какой тип речи характерен для объявлений – повествование, описание или рассуждение? Обоснуйте своё мнение, ссылаясь на текст второго объявления.
-При описании называется описываемый предмет, указываются его признаки, даётся оценка предмета или выражается отношение к нему. В тексте какого объявления соблюдены эти требования?
-Найдите в тексте второго объявления слова, которые помогли автору описать своего котёнка так, чтобы все сразу смогли его представить себе. К какой части речи относятся эти слова? Есть ли в вашем родном языке такая часть речи? Что она обозначает?
-Для чего нужны прилагательные в текстах? (Они нужны, чтобы сделать текст более выразительным, ярким, насыщенным, многоцветным, одни помогают представить внешность человека, другие – его внутренний мир …)
Запишите словосочетания, определите, какие из них отражают внешний вид человека, какие – внутренне состояние, черты характера?
Глаза – карие, задумчивые.
Лицо – доброе, круглое.
Девочка – аккуратная, высокая.
Мальчик стройный, заботливый.
3.Переведите на родной язык текст второго объявления. Если бы пришлось описывать котёнка на своём родном языке, какие ещё прилагательные вы бы использовали?
4.А сейчас, ребята, проверим, как вы умеете различать части речи и члены предложения. Ваша задача – выполнять за мной действия.
1. Из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, поставить его в форме И. п., женского рода, ед. числа.
2. Из предложения Зв ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить его как подлежащее.
3. Добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван.
4. Из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолёт взять обстоятельство.
Получилось предложение: Тихая ночь опустилась над городом.
Разберите его по членам и скажите, каким членом предложения является прилагательное.
Напишем предложение Ночь тиха. Разберите его по членам. Чем выражено сказуемое? В какой форме стоит прилагательное ? Катя выше Насти. Разберите по членам.
- Какие признаки предметов могут обозначать прилагательные? (Размер, цвет, вкус, свойство, из чего сделан предмет, отношение к месту, к материалу, ко времени, принадлежность предмета кому-либо). В зависимости от этого прилагательные бывают качественные, относительные, притяжательные.
5. Ребята, вспомните и напишите названия произведений русской и зарубежной литературы, в которых есть имена прилагательные.(Ю.Нагибин . Зимний дуб. Г.К.Андерсен. Снежная королева. Стойкий оловянный солдатик А.И.Куприн. Чудесный доктор. Ф.Тютчев. Весенняя гроза. А.С. Пушкин. Зимний вечер. М.М.Пришвин. Старый гриб. Иван – крестьянский сын и чудо-юдо. Н.А.Некрасов. Крестьянские дети…) В чём согласуются прилагательные с существительными.? Попробуем определить их разряд.
6.Прочитайте текст, определите его основную мысль.
Однажды на светлой, солнечной лужайке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Сказка, Песня. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что те дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.
- Я во всех сочинениях голубое и безоблачное, - вздыхало Небо.
- А ко мне привязалось слово ровная, - чуть не плакала Дорога.
- Эх, подруга! Тебе ещё ничего. Тебя хоть иногда и извилистой величают, а я всегда интересная, - безнадёжно говорила Сказка.
- А я только звонкая, - сказала Песня.
- Что тут будешь делать? – вздохнули все вместе.
-Подберите имена прилагательные к существительным, о которых идёт речь в тексте.
7.Допишите к данным существительным постоянные эпитеты, которые часто встречаются в произведениях устного народного творчества.
Лук тугой, молодец красный, море синее, сокол ясный, красная девица, лес тёмный, цветочки лазоревы, гусли яровчаты.
8.Данные прилагательные употребите в прямом и переносном значении, подобрав к ним соответствующие существительные. Запишите образованные словосочетания, выделив в них окончания. Какие из этих словосочетаний найдут место в научной литературе, какие – в художественной?
Тёплый (погода, слово)
Острый (нож, язык)
Холодный (взгляд, напиток)
Сильный (зверь, ветер, характер).
3.Итак, ребята, какой части речи мы сегодня уделили внимание? Что вы запомнили с этого урока? Рефлексия.
4. Домашнее задание: упр. 9, стр. 237.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:• Морфологические признаки прилагательного•...
Методические материалы к уроку "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речевом высказывании".
Первый урок по теме "Имя прилагательное". Содержит конспект урока, дополнитеольные материалы к уроку, презентацию, эор и аудиофайл к физминутке....
Имя прилагательное как часть речи (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)
Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)...
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.
Второй урок по имени прилагательному в 5 классе. Обобщает знания о роли прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую функцию в предложении....
Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи.
ОТКРЫТЫЙ УРОК...
Презентация по теме: "Прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Морфологический разбор. Повторение"
Прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Морфологический разбор. Повторение...