Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ
На выполнение контрольной работы по русскому языку даётся 3 часа 55 минут (235 минут). Контрольная работа состоит из 3 частей.
Часть 1 включает одно задание (1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на отдельном листе.
Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 13 заданий, два из которых – с выбором ответа (задания 2 и 3) и 11 заданий с кратким ответом (4-14). К каждому заданию с выбором ответа даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы к заданиям части 4-14 вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания словами или цифрамибез пробелов и запятых.
При необходимости используйте поля для замены ошибочных ответов.
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2. Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на том же листе, что и изложение.
При выполнении работы Вам разрешено пользоваться орфографическими словарями.
Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и
экзаменационной работы в целом
Ответ на задание 1 (сжатое изложение) части 1 работы оценивается по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за сжатое изложение – 7.
За верное выполнение каждого задания части 2 работы выпускник получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший задания части 2 работы, – 13.
Оценка ответа на задание части 3 работы осуществляется по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за сочинение-рассуждение – 9.
Оценка практической грамотности экзаменуемого и фактической точности его письменной речи производится на основании проверки изложения и сочинения в целом и составляет 10 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39.
№ | Критерии оценивания сжатого изложения | Баллы |
ИК1 | Содержание изложения | |
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы | 2 | |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему | 1 | |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы | 0 | |
ИК2 | Сжатие исходного текста | |
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста | 3 | |
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста | 2 | |
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста | 1 | |
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста | 0 | |
ИК3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 | 7 |
ПАМЯТКА ПО НАПИСАНИЮ ИЗЛОЖЕНИЯ В ФОРМАТЕ ГИА
Этапы учебной деятельности | Содержание учебной деятельности | Процесс учебной деятельности |
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА | ||
| Ответ на вопрос:
| Как определить тему?
|
| Ответ на вопросы:
| Что помогает сформулировать идею?
|
| Назовите композиционные части текста. Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса | Композиция текста – построение текста. Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания. Как сформулировать тезис? Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно. Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста. |
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА | ||
| Выполнение задания:
| Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац. Как определить микротемы текста?
Как определить микротему кратко?
Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия теста. |
| Соедините в текст, сохраняя абзацное членение | Как соединить содержание микротем в текст? Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:
|
Основные приемы сжатия текста
Сжатие текста - это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся: | |
Исключение
При исключении необходимо:
Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи, поэтому прием исключения основной. Обобщение или объединение
При объединении необходимо:
| Замена
При замене необходимо:
Что нельзя удалять из текста?
|
Задание 3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является …
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
Средство | Его определение | Пример |
Метафора
| Вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков (скрытое сравнение, без сравнительного союза). | Сыплет черемуха снегом. (Цветущие кисти черемухи подобны снегу). Чаша жизни, шляпка гриба. |
Гипербола | Образное преувеличение. | Редкая птица долетит до середины Днепра. |
Олицетворение | Перенос свойств одушевленного предмета на неодушевленные. | Вышел месяц из тумана. Терек воет, дик и злобен. |
Эпитет | Художественное (образное) определение предмета, выраженное чаще всего прилагательным. | Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет печальный свет она. |
Сравнение | Сопоставление двух явлений, уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака (употребляются сравнительные союзы как, будто, словно) | Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей Вселенной. Луна взошла сильно багровая и хмурая, словно больная. |
Сравнительный оборот | Сравнительный оборот – это обстоятельство сравнения с союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО, ЧЕМ и др. | Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. А он разлегся на камнях, словно на перине. |
Фразеологизм | Устойчивые сочетания слов, значения которых не выводятся из значений входящих в них компонентов. | Зарубить на носу – запомнить Бить баклуши – бездельничать |
Задание 4 ПРАВОПИСАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИСТАВОК
Не изменяются на письме | Выбор приставки зависит от значения (ПРЕ-, ПРИ-) | Изменяются на письме (приставки на –З, -С) | |
ЗА-, НА-, НАД-; ПО-, ПРО-, ПОД-, ДО-, О-(ОБ-), ОТ- ПЕРЕ-, В-, У-, С- и т. д. В словах здесь, здоровье, здание, ни зги (не видно) приставки нет | ПРЕ-
ПРИ-
| Перед глухим согласным – С Перед звонким согласным и гласным – З Следует различать: | |
без ударения | под ударением | ||
РАЗ-, РАС- | РОЗ-, РОС- |
Запомнить:
ПРЕ- | ПРИ- | ||
|
20.Прецедент |
|
|
Следует различать: пребывать (находиться) – прибывать (приезжать); презирать (не уважать) – призирать (заботиться); преклоняться (почтительно относиться) – приклоняться (нагибаться); преступить (нарушить) – приступить (начать); претворить (воплотить) – притворить (закрыть); преходящий (временный)– приходящий (тот, кто приходит), предать(выдать) – придать (добавить), превратный (ложный) – привратник (страж у ворот), преемник (наследник)– приемник (радио).
Задание 5 ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН
В СУФФИКСАХ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ
Непроизв. | Отыменные | Отглагольные | ||
Пиши Н | Пиши Н | Пиши НН | Пиши НН | Пиши Н |
Суффиксы -АН, -ЯН, -ИН (Суффиксы -АН, -ЯН имеют значение из чего или для чего предмет) | Суффиксы -ЕНН, -ОНН __Н_ + -Н |
|
| |
Искл. оловянный деревянный стеклянный безымянный | Искл. ветреный (но безветренный), бессребреник | Искл.: раненый (но раненный в руку, израненный), названый, посаженый, смышленый, приданое (но бесприданница) | Искл. брошенный, данный, лишенный, плененный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, медленный. |
Ср.: В некоторых словах значение из чего или для чего предмет имеет суффикс –ЕНН-: тыквЕННый, клюквЕННый, соломЕННый, огнЕННый, обедЕННый.
Задание 6
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВ
- Нейтральная: смеяться, добрый, рука 2. Книжная (высокая): колосс (статуя), лобзать (целовать)
- Разговорная: гоготать, болячка 4. Просторечная: шибко, колупать, ишь
СТИЛИ РЕЧИ
Стили языка | Назначение | Сфера употребления | Языковые средства | |
Разговорный | Обменяться сведениями, мыслями, поделиться чувствами с близкими, хорошо знакомыми людьми. Придать речи непринужденный характер. | Общение в быту, в неофициальной обстановке. Дружеские письма, послания. | Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; разговорная и просторечная лексика, междометия и звукоподражательные слова; простые предложения, неполные предложения, слова-предложения. | |
К Н И Ж Н Ы Е | Научный | Точная передача научной информации. | Научная и учебная литература. | Термины, отсутствие многозначных слов, эмоционально-экспрессивной лексики; сложные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные слова, прямой порядок слов. |
Деловой | Точная передача деловой информации. | Документация (справки, приказы, постановления и т.д.) | Полное наименование государств, гос. органов, точное обозначение дат, количеств, размеров и т.п.; отсутствие многозначных слов, эмоционально-экспрессивной лексики; языковые штампы, шаблоны; односоставные предложения. | |
Публицис-тический | Передать информацию о наиболее актуальных вопросах современной жизни с целью воздействия на читателя, слушателя. | Газеты, журналы, литературно-художественные статьи, радио, телевидение, ораторская речь. | Общественно-политическая лексика, эмоционально окрашенные слова и обороты, междометия, фразеологизмы, употребление настоящего времени вместо других времен; простые синтаксические конструкции, обобщенно-личные предложения, риторические вопросы. | |
Язык художественной литературы | Воздействие на слушателя, читателя произведения путем создание системы художественных образов. | Произведения УНТ, художественной литературы. | Создание образов с помощью изобразительно-выразительных средств (тропов), разумное сочетание элементов всех стилей. |
Задание 7
ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ
Тип связи | Пример | ||
Согласование | Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. При изменении формы главного слова изменяется форма зависимого слова. | Старший брат (старшего брата) Теплый дождь (теплым дождем) Первый урок (к первому уроку) Наша юность (нашей юности) | |
Управление | Главное слово требует от зависимого определенного падежа. При изменении формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. | Бежать к озеру (бегу к озеру) Привет от знакомого (приветом от знакомого) Принять помощь (приняли помощь) | |
Примыкание | Слова связаны только по смыслу. В качестве зависимого слова выступает неизменяемая часть речи: наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола, неизменяемые, существительные, неизменяемые местоимения его, их, ее. | Петь громко Говорить волнуясь Начал читать По-зимнему холодно Третий слева Ёе вкус |
При замене словосочетания одного типа синонимичны следует главное слово оставить без изменения, а зависимое привязать к нему по законам построения словосочетания заданного типа. (см. таблицу).
Задания 8, 11 ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПОДЛЕЖАЩЕЕ – это слово в форме ИМЕНИТЕЛЬНОГО падежа (КТО? ЧТО?)
СКАЗУЕМОЕ
ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ Выражено одним глаголом !!! Может быть выражено фразеологизмом | Он засыпает. Откройте дверь. Я успел бы. Мы не будем спать. Мы сразу впали в тоску. |
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ Выражено двумя глаголами:
| Дождь перестал шуметь. |
!!! Оба глагола должны обозначать действия одного лица, а если они выполняются разными лицами, то один из глаголов является второстепенным членом | Я люблю танцевать. Мама попросила принести почту в кабинет. («Попросила» мама, а «принёс» кто-то) |
СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ Выражено:
|
Он Ø весельчак. Он был веселым. Письмо было задержано. Два да три будет пять. Вишневый сад теперь мой. Ей туфли будут впору. Он был высокого роста. |
Задание 9
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ
Обособляются:
- Любые определения, если они относятся к личному местоимению:
ЛМ, ≈≈≈≈≈≈, … ≈≈≈≈≈≈, ЛМ
- Распространенные определения, стоящие после определяемого слова:
ОС, ⏐≈≈≈≈≈≈⏐
- Любые определения, если они оторваны от определяемого слова другими членами предложения. (Стрелы, пущенные в него, упали, жалкие, обратно на землю. )
- Одиночные и распространенные определения, стоящие перед определяемым словом, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное):
⏐≈≈≈≈≈≈⏐, ОС
- Два и более одиночных определений, стоящих после определяемого слова, если определяемому слову предшествует еще одно определение:
≈≈≈≈≈≈ ОС, ≈≈≈≈≈≈, ≈≈≈≈≈≈, …
- Одиночное приложение, относящееся к имени собственному и стоящее после него:
ОС(имя собственное), ≈≈≈≈≈≈, …
Задание 9
ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОБОСОБЛЯЮТСЯ:
- Деепричастный оборот, независимо от места его в предложении.
!!! Не обособляется деепричастный оборот, если:
- вместе со сказуемым образует смысловой центр предложения: Она сидела чуть откинув голову;
- он является фразеологизмом: Он работал не покладая рук;
- деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово КОТОРЫЙ: Перед нами стоят проблемы, не решив которые невозможно двигаться дальше;
- Одиночные деепричастия, если они не утратили значения глагольности, выступая в роли второстепенного сказуемого: Однако пора спать, - говорил он, раздеваясь.
!!! Не обособляются одиночные деепричастия, близкие по функции к наречию (т.е. обозначающие не добавочное действие, а признак действия): Он спал не раздеваясь.
- Обстоятельства, выраженные существительным с предлогом НЕСМОТРЯ НА, БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ.
!!! Обособление обстоятельств, выраженных существительным с другими предлогами, носит факультативный характер.
ОБОСОБЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЙ
- Обособление дополнений носит факультативный характер.
- Оборот с предлогом КРОМЕ может иметь значение исключения (тогда он обособляется) и включения (не обособляется): Кроме чаек, в море никого не было (За исключением чаек). Кроме зарплаты они получают еще и премиальные (+ к зарплате)
- Оборот с предлогом ВМЕСТО не обособляется, если имеет значение "ЗА", "ВЗАМЕН": Пошел в солдаты вместо брата. (ЗА брата). Вместо шубы надел пальто. (ВЗАМЕН шубы).
Задание 9 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ
I. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ ОБОСОБЛЯЮТСЯ, ЕСЛИ:
- Обозначают уподобление, "чистое сравнение", метафору (как = подобно): Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка.
- Его можно заменить синтаксическим синонимом "будучи" или "так как": Как хирург, я убежден: операция необходима.
- В основной части предложение имеется указательное слово так, такой, тот, столь: Он был в таком же изумлении, как я сам.
- Оборот начинается сочетанием как и: В ее глазах, как и во всем лице, было что-то необычное.
- Оборот выражается сочетанием как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде и т.п.: Вижу, как теперь, своего хозяина.
- В оборотах не кто иной, как; не что иное, как: Это было не что иное, как начало перелома в войне.
II. ОБОРОТЫ С СОЮЗОМ КАК НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ, ЕСЛИ:
- Их можно заменить творительным падежом существительного или наречием: Как град посыпалась картечь. (Градом).
- Если основное значение оборота приравнивание или отождествление: Ты любил меня как собственность. (Я = собственность).
- Если союз как имеет значение "в качестве": Ленский везде был принят как жених.
- Если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым: Она ходила как дикая.
- Если сравнительному обороту предшествует отрицание НЕ, или слова совсем, совершенно, почти, вроде, прямо, просто, точь-в-точь, или он начинается союзом как бы: Сегодня все не как всегда. Было светло почти как днем. Он зашел сюда как бы мимоходом.
- Если оборот имеет характер устойчивого сочетания: Их жизнь текла как по маслу.
Задание 9 УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Уточняющие члены предложения выделяются запятыми (обособляются):
- Уточняется место
где? где именно?
В лесу, у избушки лесника, я встретил медведя.
- Уточняется время
когда? когда именно?
Рано утром, часов в семь, я гуляю.
- Уточняется образ действия
как? как именно?
Он наивно, по-детски, протёр глаза.
- Уточняется определения со значением цвета, размера, возраста
какая? какая именно?
Только узкая, саженей в триста, полоса показалась вдали.
какая? какая именно?
Вошла молодая, лет семнадцати, девушка.
Задание 10
ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ, которые выделяются запятыми.
- Выражают чувства говорящего: к счастью, чего доброго, неровен час, удивительное дело…
- Выражают оценку степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность): бесспорно, по всей вероятности, надо полагать, по сути…
- Указывают на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, наоборот, во-первых, с другой стороны, кстати сказать…
- Указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, иначе говоря, если можно так сказать…
- Указывают на источник сообщения: говорят, на мой взгляд, как сообщили газеты, по слухам…
- Обозначают призыв с целью привлечь внимание: видите ли, поймите, поверь, извините, пожалуйста….
- Указывают оценку меры того, о чем говорится: самое меньшее, по крайней мере…
- Показывают степень обычности сообщаемого: бывает, по обыкновению….
Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания: авось, буквально, будто, вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вряд ли, едва ли, исключительно, именно, как будто, как раз, по предложению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто.
а) При встрече двух вводных слов запятая между ними ставится. Стало быть, по-вашему, все должны трудиться?
в) Если вводное слово стоит в начале или конце обособленного оборота, оно не отделяется от этого оборота запятой, в середине оборота – выделяется запятыми на общем основании. Ребенок, по-видимому_ испугавшийся лошади, прижался к матери. Ребенок, испугавшийся, по-видимому, лошади, прижался к матери.
г) Вводное слово отделяется от предшествующего сочинительного союза, если его можно опустить или переставить в другое место предложения без нарушения его структуры: Несчастье нисколько не изменило его, а напротив, он стал еще крепче и энергичнее. Но: Не год, а, может быть, десять лет понадобиться для достижения цели.
Вводные предложения, обозначающие добавочные замечания, разъясняющие предложения выделяются скобками, реже – тире.
Задание 10
ОТЛИЧИЕ ВВОДНЫХ СЛОВ ОТ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ВВОДНЫЕ СЛОВА | ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
Верно = наверное | Верно = правильно |
Возможно = вероятно | Возможно = можно, допустимо |
Прежде всего = в первую очередь | Прежде всего = сначала |
Безусловно = конечно | Безусловно = абсолютно, совершенно |
Таким образом = итак | Таким образом = таким способом |
Далее = во вторую очередь | Далее = затем |
Правда = 1. не правда ли, 2. однако | Правда = действительно |
Наконец, в конце концов = и еще | Наконец, в конце концов = напоследок, после всего |
Однако – в середине предложения | Однако – в начале предложения = но |
Значит = следовательно | Значит = означает |
Вообще = вообще говоря | Вообще = всегда, совсем, при всех условиях |
Главным образом = самое главное | Главным образом = преимущественно, больше всего |
Задания 12, 13, 14 СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В сложносочинённом предложении соединяются между собой равноправные, не зависящие друг от друга предложения. И связаны они сочинительными союзами.
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ: И; ДА (=И); НИ-НИ; НЕ ТОЛЬКО, НО И; КАК, ТАК И
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ: ИЛИ (ИЛЬ); ЛИБО; ТО-ТО; НЕ ТО-НЕ ТО
ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ: А; НО; ДА (=НО); ЗАТО; ОДНАКО; ЖЕ
- После каждого простого предложения в составе сложного ставится запятая: [ ], и [ ]:
Пришла весна, и побежали ручьи.
- Между двумя простыми в сложносочинённом предложении не ставится запятая перед и, да (= и), или в следующих случаях:
- есть общий второстепенный член: В лесу [ярко светило солнце] и [пели птицы].
- есть общая частица: Пусть [ветер воет] и [река клокочет].
- есть общее вводное слово: Возможно, [дождь скоро кончится] и [солнце снова выглянет из-за гор].
- выражены двумя назывными предложениями: Темнота и этот неясный шум.
- выражены двумя вопросительными, или восклицательными, или побудительными предложениями: Кто виноват и что делать? Как часто мы встречались и какие интересные беседы вели! Подпустите врага и открывайте огонь по команде
Задания 12, 13, 14
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В сложноподчинённом предложении одно предложение подчиняется другому: есть главное предложение - [ ]
и зависимое (придаточное) – ( ). Связаны они подчинительными союзами и союзными словами.
Главное предложение от придаточного отделяются запятой!
1. [ ], ( )
Старик пригласил нас к себе, чтобы мы подкрепились.
2. ( ), [ ]
Пока он говорил, Маша думала о своём.
3. [ , ( ), ]
Её голос, какие бывают только на юге, рассекал расстояние.
Виды придаточных предложений
Виды придаточного | Вопрос | Союзы | Союзные слова | Примеры |
1. Определительные | какой? который? чей? | Какой, который, каков, чей, кто, что, где | [В том доме, (который стоял на пригорке), мы остановились]. [В доме, (что стоял на пригорке), мы остановились]. [Дом, (где мы остановились), стоял на пригорке] | |
2. Изъяснительные | кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? | Что, чтобы, как, будто, как будто, словно | Кто, что, чей, как, отчего, почему, где, когда, куда, сколько | (Что волки жадны), [всякий знает]. |
3. Образа действия или степени | как? каким образом? в какой степени? | Что, чтобы, как, как будто, словно, точно | [В сторожке всё сохранилось так], (как было при жизни лесника). | |
4. Места | где? куда? откуда? | Где, куда, откуда | [Путники шли туда], (откуда слышался шум машин). | |
5. Времени | когда? как долго? с каких пор? до каких пор? | Когда, как, пока, как только, в то время как, едва, прежде чем, до того как, после того как | [Потапов, (как только прояснил обстановку), вступил в бой]. | |
6. Условия | при каком условии? | Если, когда, коли | [Я приеду завтра], (если ты не возражаешь). | |
7. Причины | почему? отчего? | Потому что, так как, ибо, оттого что, благодаря тому что, ввиду того что | [Нужно зажечь лампу], (потому что становится темно). | |
8. Цели | зачем? для чего? с какой целью? | Чтобы, дабы, для того чтобы, с тем чтобы | [Мы пошли через поле], (чтобы сократить путь). | |
9. Сравнения | как? | Как, будто, как будто, словно, точно, чем…тем | [Перед грозой в лесу стало тихо], (будто всё умерло). | |
10. Уступки | несмотря на что? вопреки чему? | Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай | Как ни, когда бы ни, сколько ни, кто ни | (Как ни торопились мы), [всё равно опоздали]. |
11. Следствия | что из этого следует? | Так что | [Она ничего не читала], (так что не сдала экзамен). |
Задания 12, 13, 14
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Знак препинания | ||
, | Перечисление фактов | Прогремел гром, прошёл сильный дождь. |
; | Перечисление фактов. Простые предложения осложнены и имеют свои знаки препинания. | Прорычал, как дикий зверь, гром; пошёл сильный дождь. |
: |
(а именно). | Мы не могли идти дальше: впереди лежало болото. Я знаю: город будет. Я выглянул в окно: там торжественно и царственно стояла ночь. У собак есть рыцарское правило: собаку лежащую не трогают. |
– |
| (Когда) Настанет утро – двинемся в путь. (Если) Любишь кататься – люби и саночки возить. Молвит слово – соловей поёт. Я за свечку – свечка в печку. Солнце дымное встаёт – будет день горячий. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. |
Часть 3
Эта часть работы представляет собой альтернативные творческие задания, которые, на первый взгляд, не имеют ничего общего. Тем не менее все они строятся по типичной структуре текста-рассуждения: тезис, аргументы (два!), с помощью которых тезис доказывается, вывод, утверждающий истинность тезиса. Именно тезис является краеугольным камнем всего сочинения. Правильно сформулированный тезис является залогом выполнения всей работы.
В сочинении 15.1 (на лингвистическую тему) тезис представляет собой объяснение смысла приведенного высказывания. Нельзя процитировать мнение ученого и сразу приступить к аргументам. Языковое клише «Попробуем разобраться в смысле данного высказывания» предполагает его интерпретацию. Отсутствие пояснений чревато потерей баллов. В процессе работы с цитатой целесообразно выделить в ней грамматическую основу: подлежащее чаще всего является языковым явлением, о котором следует говорить, а сказуемое указывает на то, что «делает» данное явление, то есть определяет его роль в тексте.
В сочинении 15.2 (на морально-этическую тему) в качестве тезиса выступает объяснение (толкование!) смысла заданного предложения или фрагмента текста. Пожалуй, это самое сложное задание, поскольку требует анализа всего текста в целом (обратите внимание: в сочинении 15.2 оба аргумента нужно привести из прочитанного текста). Чтобы понять фрагмент, необходимо определить, какова тема данного текста, его идея (т.е. что хотел сказать автор), как она отражена в предложенном фрагменте, соответствует ли авторская позиция Вашему пониманию цитаты. Помните: тексты подбираются таким образом, что позиция автора отражает общепринятые нормы морали, а потому с ней трудно не согласиться.
В сочинении 15.3 (толкование значения слова) тезисом является не только определение, которое Вы даете заданному слову, но и комментарий к нему. А чтобы написать комментарий, нужно помнить о том, что предложенный для анализа текст имеет непосредственную связь с текстом для изложения и часто именно в последнем можно найти материал для комментирования определения.
План работы по написанию сочинения
1. Определите ключевые слова из формулировки задания
2. Напишите их значение на черновике
3. Определите и запишите идею текста (основная мысль, авторский «рецепт поведения»)
4. Запишите тезис, который будете доказывать (смотри пункты №1 и №3)
5. Напишите вступление (вариант зачина - вопрос, выясняющий значение ключевых слов из формулировки задания или идеи текста)
6. Подберите аргументы
Что может быть аргументом из текста?
- Поступок героя.
- Слова героя (реплика диалога, высказывание), которые раскрывают его мировоззрение.
- Событие из сюжета текста.
Как оформить аргумент из текста в сочинении?
- Во-первых, справедливость этого (имеется в виду того, что указано в тезисе вступления) доказывает поступок героя: (объяснить, что он совершает, почему он так делает, к чему это приводит)
- Во-вторых, истинность того, что (частично повторить тезис), подтверждает такое событие из теста (указать автора), как….
(Далее прокомментировать это событие).
Напишите заключение (начинается со слов «Итак, …» или «Таким образом,…»), в котором вернитесь к ключевым словам из формулировки задания
8. Проверьте Ваш черновик: верно ли выделены абзацы, есть ли между ними связь – сыграйте роль Редактора. Не бойтесь изменять Ваш текст
9. Оформите чистовик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ...
Комментарий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ.
Написание сочинения-рассуждения ЕГЭ подчинено определенному алгоритму, который полностью отражает все этапы работы. Последовательность этапов учитывается при написании сочинения и его оценивании. Данн...
Программа элективного курса «Совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении частей 1,3 экзаменационной работы»»
Представленная программа поможет совершенствовать творческие способности учащихся и подготовить школьников к написанию сочинения ОГЭ по русскому языку...
Подготовка к ЕГЭ • выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул Задачи на вывод формул соединений – это задания С5 из 3 части экзаменационной работы ЕГЭ.
Подготовка к ЕГЭ выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул Задачи на выво...
Экспериментальное задание из экзаменационной работы ОГЭ по физике (с решением)
Экспериментальное задание из экзаменационной работы ОГЭ по физике (с решением)...
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы ОГЭ по русскому языку в целом. (письменный экзамен)
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы ОГЭ по русскому языку в целом.(письменный экзамен)...
Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2023 года.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК (Раздел «Говорение»)
Авторы-составители: М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым отве...