Разделительный мягкий знак, конспект урока, 3 класс, Школа России
план-конспект урока по русскому языку

Кирик Людмила Николаевна

Конспект открытого урока по русскому языку, 3 класс, Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Составила: учитель начальных классов Кирик Л.Н.

Классы: 3 класс

Предмет: русский язык.

УМК: «Школа России».

Тема урока: «Разделительный мягкий знак».

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Время проведения: I четверть.

Цели:

  • познакомить учащихся с написанием разделительного мягкого знака;
  • дать понятие мягкого знака как разделительного, так и показателя мягкости;
  • научить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике; 
  • развивать группу УУД:

личностных – самооценка на основе критерия успешности и трудности;

регулятивных – планирование последовательности деятельности, фиксирование индивидуального затруднения, контроль, коррекция и оценка;

познавательных – целеполагание, анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение цепочки логических рассуждений;

коммуникативных – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего решения.

Планируемые результаты.

 Обучающиеся научатся:

-определять роль разделительного мягкого знака в слове, писать слова с такой орфограммой;

-самостоятельно договариваться в паре и группе;

- сохранять учебно-познавательную мотивацию на протяжении всего урока.

Предмет оценивания: умение писать слова с разделительным мягким знаком.

ХОД УРОКА:

Этап урока

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к деятельности

10.50 – 10.51

(1 мин)

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

(Презентация, слайд 2)

Принимают установку учителя

Р: настраивают себя на продуктивную работу

2. Актуализация знаний

10.51 –

10.56

(5 мин)

Для того, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, давайте с вами вспомним и запишем словарные слова.

Записываем в тетрадь слова через запятую: декабрь, коньки, ноябрь, обезьяна, пальто, снегирь, учитель, щавель.

Чтобы проверить правильность написания ваших слов, поменяйтесь с соседом по парте тетрадью, и проверьте слова (Презентация: ответы на слайде 3). Если есть ошибки, зачеркните букву и сверху напишите верную букву. Оцените соседа: !/ без ошибок, + - 1 -2 ошибки, - 3 и более.

-Ребята, что вы нашли общего в этих словах? А написание какого слова отличается от остальных? Чем отличается?

У нас необычный сегодня урок,

Выяснить надо, кто в классе знаток.

К нам в гости пришла загадочная буква. Отгадайте её.

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Перед е, ё, и, ю, я

Я в корнях стою, друзья!

(Презентация, слайд 4)

-Как называется эта буква? (разделительный мягкий знак)

(Презентация, слайд 5)

Слушать, воспринимать информацию

Отвечать на вопросы учителя

П: ориентироваться в своей системе знаний

К: Строить высказывания

3. Постановка учебной задачи и ее решение

10.56 – 10.58

Определение темы и целеполагание

-Предположите, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Разделительный мягкий знак)

-Какие цели урока мы с вами поставим?

  • Где в словах пишется мягкий знак;
  • Для чего нужен мягкий знак;
  • Узнать, как появился мягкий знак;
  • В каких случаях он ставится;

(Презентация, слайд).

Сегодня мы будем работать над правописанием слов с разделительным мягким знаком. Наша   цель – научиться писать слова с разделительным мягким знаком правильно, не пропуская мягкий знак.

Формулировать тему и цели урока

П: строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию.

П: формулирование познавательной цели и задач.

4. Открытие нового знания

10.58 –

11.05

- Сейчас мы с вами отправимся назад в прошлое и сразу разрешим одну из целей урока, а в этом нам поможет Научный эксперт. (Презентация, слайд).

Сколько букв в русском алфавите? (33)

 В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.

 В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь знак (графически он не отличались от современного Ь), но назывался по-другому: Ь-ерь.

Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного: купець (в современном языке звук Ц всегда твёрдый).

В современном русском алфавите буква ЕРЬ выглядят так же,

как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться он стал по-другому. Его функция несколько изменились…

- Познавательно было, ребята, узнали что - то новенькое?

-Давайте обратимся к учебнику и познакомимся с правилом. Стр. 68.

- И так, на что должны обратить внимание? (Пишется мягкий знак в корне между согласным и гласным звуками, и появляется согласный звук Й).

Слушать историю

Отвечать на вопросы учителя

Работа с учебником, ответы на вопросы

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач.

П: Ориентироваться в учебнике; извлекать новую информацию

5. Физминутка

11.05-11.07

Поднимает руки класс

Поднимает руки класс-

Это «раз»,

(Потягивания под счет учителя.)

Повернулась голова —

Это «два».

(Движения головой.)

Руки вниз, вперед смотри —

Это «три».

(Приседания:)

Руки в стороны пошире

Развернули на «четыре».

(Повороты туловища.)

С силой их к плечам прижать —

Это «пять».

(Движения руками.)

Всем ребятам тихо сесть —

Это «шесть».

(Ходьба на месте.)

Повторять упражнения

6. Закрепление нового.

11.07-

11.17

Работа с учебником. Стр. 69, упр. 127.

Запишем слова в 2 столбика:

Левый – разделительный мягкий знак (компьютер, обезьяна, варенье), правый – показатель мягкости (маленький, вьюга, апрельский, день). Придумайте ещё 2 слова для каждого столбика. Подчеркнём в словах левого столбика мягкий знак зелёной ручкой, в словах правого – карандашом.

Давайте сравним количество букв и звуков в словах каждого столбика.

Что можно заметить?

Давайте посмотрим на задание, скажите, какое из слов на ваш взгляд самое молодое? (компьютер)

Что за чудо-агрегат

Может делать все подряд -

Петь, играть, читать, считать,

Самым лучшим другом стать?

Компьютер.

(Презентация, слайд)

Запишем это слово со знаками переноса. Кто может вспомнить, как перенести слово с мягким разделительным знаком?

Ком – пью - тер

Отвечать на вопросы учителя

Выполнять упражнение в тетради

Отвечать на вопросы учителя

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач.

7. Обобщение и систематизация знаний

11.17-11.25

Для работы вы можете выбрать то упражнение на карточке, которое вам больше нравится. Внимательно прочитайте задание.

Карточка 1.

Запиши сначала слова, в которых Ь обозначает мягкость согласных, а с новой строки – слова с разделительным Ь.

Коньки, семья, горький, крыльцо, печенье, соловьи, копьё, июнь, зверь, стулья, зелень, здоровье, рысь, вьюга, пыльный, жильё.

Карточка 2.

Найди «лишнее» слово в каждой строке и запиши остальные слова. Вставь пропущенные буквы.

1. Ул..яна, здоров..е, стул..чик, чут..ё.

2. Зор..ка, руч..и, скам..я, плат..е.

3. Брат..я, солов..и, укол..чик, в..юга.

4. Олад..и, в..юн, ден..ки почтал..он.

Выполнять упражнение в тетради

П: работать с информацией в разной форме

8. Рефлексия.

11.25-11.29

-У меня для вас тест, на закрепление, поработать с ним, вам нужно будет в группах.

(Презентация, слайд)

1. Разделительный мягкий знак пишется:

А) в середине слова между согласными;

Б) в конце слова;

В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.

2. Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:

А) пальчики;

Б) вьюга;

В) глазунья.

3. Укажи слово с разделительным мягким знаком:

А) солов…и;

Б) руч…ка;

В) ден…ки.

4. Укажи слово с правильным переносом:

А) вь-юга;

Б) крыль-я;

В) маль-чик.

-В начале нашей с вами работы, мы определили цели урока. (Презентация, слайд)

-Мы с ними справились?

- Можно посмотреть в учебник.

-Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

На полях нарисуйте светофор, раскрасьте кружок зелёным, если было легко работать, жёлтым, если испытывали трудности, красным, если было очень трудно и ничего не поняли.

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.

Запись домашнего задания.

11.29-11.30

Уч. стр. 68 – правило, Дидактическая тетрадь, упр.10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Разделительный мягкий знак. Закрепление" 2 класс

Урок русского языка во втором классе по теме "Разделительный мягкий знак. Закрепление."...

Конспект открытого урока по письму в 3 классе на тему: «Разделительный мягкий знак».

Консперк урока по письму дл учащихся 3 класса школы 8 вида. Основной целью данного урока является дифференциация учащимися разделительного мягкого знака и мягкого знака, обозначающего мягкость согласн...

Разделительный мягкий знак и мягкий знак для обозначении мягкости согласного звука. 2 класс

Учебное занятие в рамках конкурса "Учитель Года Несветая -2015" в номинации "Педагогический дебют"....

Конспект урока по теме" Разделительный мягкий знак"

Данный конспект урока позволяет в игровой форме объяснить учащимся изучаемую орфограмму: разделительный мягкий знак. Урок насыщен разнообразными игровыми заданиями,которые обучающиеся с интересом буду...

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Разделительный мягкий знак"

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Разделительный мягкий знак"...

Презентация "Разделительный мягкий знак" Русский язык, 3 класс, Школа России

Презентация "Разделительный мягкий знак", русский язык, 3 класс, Школа России...

Конспект логопедического занятия в 6 классе для детей с интеллектуальной недостаточностью по теме "Разделительный мягкий знак"

Логопедическое занятие включает задания на уточнение особенностей правописания слов с разделительным мягким знаком и на закрепление навыка правописания слов с ним....