Устное собеседование по русскому языку в 9 классе и работа над осмысленным чтением
статья по русскому языку (9 класс)

 Поломошнова Наталья Анатольевна

Никто не оспорит тот факт, что интерес к чтению приходит  только тогда, когда читатель владеет осмысленным чтением и у него развита учебно­-познавательная  мотивация. Чтобы чтение было не только полезным, но и продуктивным,  нужно научить работать с текстом. И здесь не обойтись без навыка осмысленного чтения. Осмысленное чтение - ­ это чтение, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ГИА устное собеседование22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Устное  собеседование  по русскому языку в 9 классе и работа над осмысленным чтением

Тот факт, что теперь в 9 классе введен устный экзамен по русскому языку, проверяющий умение учащегося бегло,  осмысленно, выразительно  читать, пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту, а также составлять самостоятельно устное высказывание по предложенной теме,  чаще всего  подтверждает наличие проблемы с осмысленным чтением. Организаторы Государственной  итоговой аттестации выпускников 9   классов нацеливают  на проверку предметных компетентностей, заявленных в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов (ФК ГОС): языковой компетенции (умения выявлять соответствие/несоответствие речевой единицы языковой норме, опознавать языковые единицы и классифицировать их); лингвистической компетенции (умение анализировать языковой материал, предъявляемый как в виде изолированных языковых примеров, так и на материале текста); коммуникативной компетенции (способность понимать высказывание, связно и логично строить собственный текст, практические речевые умения и навыки); культуроведческой компетенции (широта кругозора выпускников, общая культура, начитанность).

Но ведь совсем недавно устный экзамен по русскому языку также предполагал, что учащийся не только знает правила орфографии, синтаксиса, пунктуации и других разделов  русского языка, но и владеет научной терминологией по предмету, способен выстраивать высказывания в научном стиле,  и даже представляет всю систему языка.   Тогда как сейчас устный экзамен по родному языку уж очень смахивает на экзамен по иностранному языку. При том, что очень громко заявлены важные и нужные компетенции, по сути на экзамене ученик должен продемонстрировать умение читать и пересказывать текст, отвечать на вопросы по нему и строить высказывание на свободную тему. О чем это свидетельствует?  По моему мнению, формат устного экзамена по русскому языку подтверждает, как плохо обстоят дела с самым важным метапредметным навыком - а именно чтением. Сегодня учащиеся в своей массе  с трудом понимают прочитанное, не способны ответить на вопросы, связанные с выявлением основных проблем и понятий, заявленных в тексте, затрудняются пересказать, освещая  все  микротемы  и уж тем более пасуют перед заданием создать спонтанное высказывание на свободную тему.

В связи с этим  сейчас очень актуально звучит вопрос: как же заинтересовать обучающихся чтением ? Как  сделать, чтобы они не только читали, но и перечитывали для ясного понимания смысла. 

Принято считать, что существует  несколько моделей чтения: 1. чтение ради получения информации. 2. развивающее чтение, способствующее совершенствованию духовной сферы. 3. чтение для развлечения. В школе проблема падения интереса к чтению особенно актуальна. Едва научившись читать, учащиеся уже утрачивают стимул к этому занятию. В то время как в начальной  школе с удовольствием читает по крайней мере большая половина учащихся, то к четырнадцати годам о любви к книге говорят уже не более 15% подростков. Кроме того, многие из опрошенных подростков  утверждают, что в их среде чрезмерное увлечение чтением нередко подвергается осмеянию. Исследовав формуляры школьной библиотеки, пришла к выводу, что среди учащихся 1-2 классов регулярно посещают библиотеку - 70%, 5-7 классы - 45%,  9-11 классы - 30%.

Опрос  показал, что в начальных классах  дети любят читать (70% к числу опрошенных), считают книгу лучшим подарком (65%), будут переживать, если не будут уметь читать (80%). И при этом есть библиотека только у 20% к числу опрошенных, привлекает больше книга, чем телевидение и компьютер 40%.

Учащиеся среднего звена (11-14 лет) уже в полной мере владеют осмысленным чтением. Однако в начале чтения  текста учащиеся осознают  цель и мотив (60%), легко могут  сосредоточиться на тексте (67%), четко представляют структуру текста (88%), (12%). Возвращаются к прочитанному, если не поняли смысла (73%), никогда – 27%. Всегда читают, молча и не проговаривают (67%).

Среди мотивов чтения довольно распространен учебный – чтобы хорошо учиться и больше узнать (80%).

Большинство учащихся в подростковом возрасте теряет интерес  к чтению, так как в этом возрасте у них возникают другие приоритеты: общение со сверстниками, общение в сетях,  поэтому они обладают  низкой  техникой чтения, читают  мало, относятся  к книге только как к источнику информации, авторов они не запоминают.

Поскольку чтение художественной литературы это не только  труд, но и  творчество, занятие,  требующее значительных затрат времени,  умственных усилий, силы воли, это занятие становится востребованным только среди подростков, которые видят в семье личный пример родителей. А читающих родителей сейчас также немного в современной жизни. При опросе  учащиеся в большей степени называют литературных героев, авторов и названия произведений, которые изучали недавно на уроках или вообще в детстве, очень редко упоминая произведения , которые они прочли самостоятельно.

Исследования показали, что 90% читателей приходят в библиотеку за деловой (учебной) информацией (если что-то задали) и только 10% берут книги для души.

Но на сегодняшний день преобладает чтение ради развлечения (20%) или добыть какую-либо информацию (68%).

Никто не оспорит тот факт, что интерес к чтению приходит  только тогда, когда читатель владеет осмысленным чтением и у него развита учебно-познавательная  мотивация. Чтобы чтение было не только полезным, но и продуктивным,  нужно научить работать с текстом. И здесь не обойтись без навыка осмысленного чтения. Осмысленное чтение -  это чтение, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. 
Как  мы работаем над осмыслением  текста на уроке? Для меня работа с учебными статьями на уроках литературы выходит на первый план. Знакомясь с биографией  и обзором творчества писателя, проводим  разноуровневый анализ текста:

- фактологический  - понимание текста на уровне содержания -  заостряем внимание на фактах жизни писателя ( даты жизни, детство, семья, образование, увлечения, мотивы к творчеству, темы и проблемы и т.п.)

- сопоставительный - обращаем внимание на то, кто был современником писателя, какие исторические события в стране  связаны с его жизнью,  какому направлению, течению,  соответствовало творчество  писателя.

концептуальный -  это система взглядов, мыслей и чувств автора текста, которую он отражает в тексте и не всегда выражает словесно (объясните смысл названия статьи, как автор статьи относится к тому, что он изображает, найдите слова и выражения, подчеркивающие это отношение). 

Словарная работа - прекрасный метод, в первую очередь работающий на осмысление текста. Здесь имеет место  подбор синонимов, обращение к сноскам в учебнике, словарям, а порой и к Интернету. Можно проводить  как перед чтением, так и в процессе чтения. Работа со словом   на уроках языка и литературы первична, толкование слов - основа понимания смысла прочитанного.

Хорошо зарекомендовал себя прием комментированного чтения с остановками, когда ученику, прочитавшему фрагмент текста,  предлагается его прокомментировать, объяснить новые слова, образные выражения, цитаты и т.п.

Пересказ фрагмента текста - старый проверенный метод, развивающий логику, умение последовательно передавать ход событий, способность отделять  главное от второстепенного.

Вся работа с текстом  художественного произведения:  и пересказ, и характеристика образов, и определение проблемы  -   стимулирует вдумчивое чтение. Большой ценностью  являются те вопросы, которые раскрывают проблему. Они вызывают интерес к творческой и исследовательской деятельности.
На уроке учащиеся не только учатся пересказу, но приобретают умение выражать своё отношение к прочитанному, развивают навыки оценки  поступков героев, вступают в диалог с автором.

Письменные работы: написание эссе, аннотации любимых книг, составление характеристик героев, -  бесспорно, помогают   ученику  лучше разобраться в событиях, осмыслить проблему произведения. Учимся подбирать цитаты -обоснования из текста. Эта работа заставляет учащихся серьезно опираться на текст, то есть как минимум знать  и понимать содержание произведения.
Развитию осмысленного чтения  способствует  метод защиты иллюстрации к произведению. Учащийся выбирает эпизод и изображает к нему иллюстрацию. Затем он должен объяснить свой выбор: эпизод должен быть значительным , а не проходным (умение выделять главное), иллюстрация отражает, как учащийся видит характер персонажа  и осмысливает детали портрета, пейзажа, интерьера.

И конечно, очень важными приемами, способствующими осмысленному чтению,    являются такие, как  самостоятельное  составление плана статьи учебника, тезисов, конспекта.

Процесс, направленный на понимание прочитанного,  сложен: составляющими  служат внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля и множество других психических особенностей читателя. Самое главное, чтобы этот процесс был непрерывным. С пятого по девятый класс. И тогда, на мой взгляд, специальных занятий по подготовке к устному собеседованию  по русскому языку в 9 классе не потребуется.

Список литературы:

1. Н. Г. Дубровская. Формирование навыков осмысленного чтения.  https://znanio.ru/media/formirovanie_navykov_osmyslennogo_chteniya-83803/100279
2.Динерштейн Е.Е.// Формирование навыка осмысленного чтения http://pmedu.ru/res/2013_6_11.pdf

3. Немтина М.Ю.// Методы и приёмы смыслового чтения http://nsportal.ru/nachalnayashkola/materialy
4. Бабурина М.А. Методические рекомендации для учителя по подготовке к ГИА по русскому языку в 2019 году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума “За демократическ...

Русский язык. 8 класс Самостоятельная работа по теме « Односоставные предложения » .

Русский язык. 8 класс Самостоятельная  работа  по  теме  « Односоставные предложения » ....

презентация к уроку внеклассного чтения по русскому языку ( 8 класс) по книге А.В.Суперанской, А.В.Сусловой «Современные русские фамилии»

СУПЕРАНСКАЯАЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВНА  •Доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела теоретической и прикладной лингвистики Института языкознания Российской академии наук.•Р...

Русский язык. 8 класс. Проверочные работы по русскому языку.

Проверочные работы по русскому языку. 8 класс....

Русский язык. 9 класс. Проверочные работы по русскому языку.

Проверочные работы по русскому языку. 9 класс....

Урок русского языка "Глагол как часть речи. Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

Разработка открытого урока по русскому языку для учащихся 5 класса....

Презентация по русскому языку 6 класс. Самостоятельная работа по теме "Местоимение".

Самостоятельная работа по теме "Местоимение" позволит проверить уровень знаний перед контрольной работой....