Доклад "Личностно-ориентированный подход в обучении"
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Корпусева Вера Алексеевна

 Личностно-ориентированный подход к обучению на уроках русского языка и литературы способствует развитию умений и навыков каждого учащегося в той мере, в какой позволяют это сделать его природные задатки. В   рамках   личностно-ориентированного   обучения,    как   самостоятельные

технологии   можно   выделить   технологию разноуровневого   обучения,   игровые   технологии,   информационно-коммуникационные технологии, технологию проектной и исследовательской деятельности, которые позволяют поддерживать интерес и активность учащихся на всех этапах урока, начиная с организационного момента, мотивации и постановки целей и заканчивая рефлексией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_lichnostno-orienirovannoe.docx40.9 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Крупецкая СОШ

Доклад

учителя русского языка и литературы

Корпусевой В. А.

Личностно-ориентированный подход в обучении

2017 год

Профессиональная деятельность педагога в сельской  школе окрашена определенной спецификой, которая имеет свои положительные и отрицательные стороны. Учитель в такой школе не просто работает, он живет жизнью детей, воспринимает свою школу как родной дом, где отдавать душевное тепло так же естественно, как в собственной семье. Учитель знает каждого ребенка по имени, его родителей, братьев, сестер, положение ребенка вне школы. При сегодняшних масштабах семейного неблагополучия этот фактор носит характер социальной защиты детей.

В сельских школах мало учеников и есть возможность учить каждого в отдельности в соответствии с его индивидуальными особенностями. Ученику предоставляется свобода в определении темпа процесса обучения. Именно здесь есть реальная возможность осуществления личностно-ориентированного обучения, которому посвящены  работы ученых-методистов, в частности Афанасьевой Н.А. “Личностный подход в обучении”, Лукьяновой М.И. “Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока”; Якиманской И.С. «Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения», « Личностно-ориентированное обучение в современной школе», Селевко Г. К. «Технологии развивающего обучения»

Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.

Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

Личностно-ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы для проявления познавательной активности учеников, а постоянное обращение к опыту их собственной жизнедеятельности.

Задачи учителя при проведении личностно-ориентированного урока:

  • стимулировать учащихся к высказываниям, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  • оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
  • выявлять и обобщать все версии учеников, а затем выделить и поддержать те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, цели, задачам, научному содержанию того или иного предмета;
  • способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего личностного опыта;
  • предлагать на выбор различные учебные задания, поощрять учащихся к самостоятельному поиску путей решения этих заданий;
  • использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся;
  • создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стремиться выявлять реальные интересы учащихся и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала;
  • вести индивидуальную работу с каждым ребенком;
  • помогать учащимся самостоятельно планировать свою деятельность;
  • поощрять учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • учить детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение;
  • побуждать учащихся обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения;
  • создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставлять возможности для естественного самовыражения ученика.

На современном этапе личностно - ориентированное обучение актуально,

так как оно помогает развивать индивидуальные способности учащихся,

формировать саморазвивающуюся личность.

На   уроках   важно   создать   атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительный эмоциональный настрой на работу в течение всего урока. Одним из целевых ориентиров на таких уроках является оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытие и развитие индивидуальных познавательных процессов и интересов, а также содействие ребенку в

развитии   творческих   способностей.   Главным   принципом   личностно-

ориентированного урока является формирование у учащихся системы знаний

на основе ранее приобретенных знаний, умений и навыков.

В   рамках   личностно-ориентированного   обучения,    как   самостоятельные

технологии   можно   выделить   технологию разноуровневого   обучения,   игровые   технологии,   информационно-коммуникационные технологии, технологию проектной и исследовательской деятельности, которые позволяют поддерживать интерес и активность учащихся на всех этапах урока, начиная с организационного момента, мотивации и постановки целей и заканчивая рефлексией.

Чувство новизны, удивления  должны стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос. Проблемные ситуации, на которых неизменно строится урок творческого взаимодействия, способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые не преподнесены педагогом, а постигнутых самостоятельно.

В условиях групповой работы школьники учатся оперировать материалом, приобретают навыки взаимопроверки и взаимоконтролю, совершенствуют умения совместной деятельности, при этом воспитываются коллективистские свойства личности.

Постоянная проблема учителя: как облегчить усвоение все возрастающего объема информации. Необходимо использовать различные приемы, рассчитанные на механическое  или непроизвольное запоминание. Чем чаще слово воспринимается зрительно, чем чаще мы слышим или повторяем одно и то же (правило, слова), тем это прочнее запоминается. С этой целью использую различные рифмовки для зрительного диктанта, зарисовка слов-исключений, (Например: обжора, шов, шорох, шорты и т.д.) или составление с ними связного рассказа.

В русской сказке Колобок

По траве катиться мог

Без ботинок, без сапог,

Без носков и без чулок.

Пять гектаров апельсинов,

Яблок груш и мандаринов,

Баклажанов грядок пять,

Помидоров не собрать

 

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной  формулировке   цели и задач урока или  к организации совместного целеполагания.

Так, например, после объявления темы урока спрашиваю:

-Как вы думаете, почему звучит тема таким образом?

-О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

-Какие задачи вы ставите перед собой?

-Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет неизменным: понимая значимость изученного материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно.

Можно использовать разные приемы  совместного целеполагания  на уроках русского языка:

1.Работа с материалом учебника (учащимся предлагается прочитать подзаголовки параграфа, вопросы к нему и определить цель познания)

2.Актуализация знаний (определить тему урока по заданию, приготовленным учителем)

3. “Скрытая ошибка” (предложить задание со скрытой ошибкой)

4.“Эпиграф” (учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой темой урока)

5.“Опрос-кроссворд” (необходимо заполнить кроссворд по изучаемой теме).

6. “Удивительное  рядом” (предлагается яркий текст)

Например, урок в 6 классе по теме “Буквы О/А в крнях  -гар-гор” начинается с чтения сказки.

Жила-была в стране Русского Языка Грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей два пажа – Гор и  Гар. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга.  И вот однажды царица собрала совет. Явились Гласные, Ударения, Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: “Помогите мне: научите, как различить моих пажей. Кто поможет, тот будет награжден”. Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло и остановилось над А. да так и осталось навсегда. С тех пор, как увидит царица над корнем Ударение, то уже знает, что это  паж Гар, а без ударения – Гор.

Затем ученики отвечают на вопросы:

Какое орфографическое правило зашифровано в данной сказке?

Какой закономерности подчиняется правописание корней  -гар-, -гор-?

В 5 классе на первом уроке по теме «Словосочетание» можно предложить такое задание:

На доске запись: пос…дить, чу…ствительное, пор…жаться, в т…еплице, сер…це, вс…гда. 
Задание: 
1)соедините между собой слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма; 
2) определите, какое синтаксическое явление представляют соединенные вами слова; 
3) сформулируйте тему урока.
Пословицы, поговорки, крылатые выражения служат богатым материалом для мотивирования к учебной деятельности. Например, пословица  «В детстве не научишься – всю жизнь промучишься».  Ответы учащихся на вопросы:

–Как понимаете пословицу?

-Что имеется ввиду?  

Настраивают ребят на серьезную работу на уроке, чтобы не пришлось «мучиться» в будущем.

При формулировке цели урока необходимо осознавать не только то, чего  хочет достичь ученик, но и каким образом он может это сделать.              Использование разнообразных приемов целеполагания      создает  атмосферу, где уважается любое мнение, развивается критическое отношение к различной информации, превращая учащихся в   активных субъектов процесса обучения.

Актуализация знаний -  важный этап урока. Новое знание гораздо эффективнее усваивается на основе ранее изученных сведений;

каждое новое знание служит звеном цепочки, крепко соединяющим его с прошлым опытом и являющимся прочной основой для будущего.

Научная информация, которая преподносится ученику на уроках, только тогда превращается в прочные индивидуальные знания, когда ученик «пропускает» ее через свой жизненный опыт или опыт хорошо знакомого человека, а вопросы и задания, построенные на основе ассоциативного, образного мышления,  делают предмет изучения зримым, ясным.

Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. Разминку можно проводить по-разному:

- Что лишнее?

- Обобщить – что это …

- Что пропущено – логическая цепочка

- Какое слово скрывается и так далее.

Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или оформляются в виде мультимедийной презентации и учащимся задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

Кроссворды на уроке – это актуализация и закрепление знаний, привлечение внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в занимательной форме. Также как и словарная работа на основе лексического диктанта и математических примеров помогает не только вспомнить правописание числительных, но проверить математические способности, заставляя активно мыслить, не упускать из внимания цепочку математических примеров.

Так на уроке в 6 классе по теме «Разряды количественных числительных» для актуализации знаний предлагается узнать и записать слово по его лексическому значению или решим математический пример:

1.

Большой искусственный водоем

бассейн

2.

Девочка трех лет

трехлетняя

3.

Земельное пространство с определенными границами

территория

4.

Срок в сто лет

столетие

6.

Решим математический пример: 200 умножить на 2

четыреста

7.

Полученный результат разделить на 2

двести

8.

К полученному числу прибавить 108

Триста восемь

9.

От полученной суммы вычесть 218

девяносто

10.

От полученного результата вычесть 79

одиннадцать

10.

От полученного результата вычесть 5

шесть

11.

Полученный результат умножить на 100

шестьсот

12.

Десять одинаковых предметов

десяток

Несмотря на то, что классы  у нас небольшие, также  есть ребята с разным уровнем интеллектуального развития. Работа с учениками разных возможностей предполагает тщательную организацию их учебной деятельности.   Личностно-ориентированное обучение  включает необходимость разноуровневого обучения для сильных, средних и слабых учеников. Именно это позволяет заинтересовать всех учащихся процессом обучения.    Разноуровневые задания с успехом могут быть использованы  при изучении нового материала, контроле  за усвоением знаний, умений и навыков,  при проверке знаний.

Типовые задания позволяют развить слабого ученика, помогают ему в овладении общеучебными навыками.

Для сильного ученика  усложняется задания не только с применением практических знаний, но и с использованием теоретического материала, творчества. Выполняют задания, требуемые рассуждений и анализа, с привлечением дополнительной литературы, что способствует расширению кругозора учащихся,  выделению связей с другими темами и предметами.

Разноуровневые задания по русскому языку для 7-го класса

Причастие 7-й класс 1-й вариант.

1-й уровень.

1. Продолжи: Причастие – это ...

2. Учитывая спряжение глагола, укажите нужный суффикс: ре...щий, кол…щий, мол...щий, стр...щий, гон...щий, стел..лций.

3. Н или НН?

Поляна пусты(нн, н)а; газон вытопта(нн, н); обстановка торжестве(нн, н)а; лозунги развеше(нн, н)ы; требование зако(нн, н)о.

4. Причастный оборот – это...

Пример: .

5. Выполни морфологический разбор причастия: Освеженные дождем цветы нежно благоухают.

2-й уровень

1. Не с причастиями:

  1. Небольшой вал и засека, (не)хранимые решительно никем, показывали страшную беспечность.
  2. Стояла (не)бывалая распутица. Зато тут же, среди еще(не) сошедшего снега, откуда-то взялась зелень.
  3. Повеяло сыростью от (не)видимого пруда.

2. Укажите причастие: перепуганный, пуганый, непуганый.

3. Расставьте знаки препинания:

  1. По стеклу ползет и жужжит проспавшая всю зиму муха.
  2. Снег сотрясенный с деревьев осыпал наши плечи и головы.
  3. Раньше это был залив глубоко вдающийся в сушу.

4. Образуй все возможные причастия: уважать –

5. Укажите предложение со страдательным причастием:

  1. Шлюпка медленно плыла у подножья возносившейся в небо скалы.
  2. Я весело иду по Борисоглебскому переулку, ведущему к Поварской.
  3. Трава, обреченная на высыхание, оживала при первой поливке.

3-й уровень.

1. Образуй краткие причастия: зажженный – окрашенный – убранный – оставленный 

2. Определи синтаксическую роль причастия в предложении.

Уже несколько недель город был обложе(нн, н) тесным кольцом оврагов закова(нн, н)ых в железо.

3. Прилагательное или причастие?

Туше...ый картофель, соле...ые в бочке огурцы, мороже.ое мясо, варе.ые овощи, жаре.ая в сметане рыба, поджаре.ая рыба.

4. Один ученик написал: “Необозримы и необходимы просторы нашей страны”. Что он имел в виду под вторым причастием? В чем заключается его ошибка?

4-й уровенье

1. Приведите примеры использования причастий во фразеологических оборотах.

Для закрепления теоретического материала я готовлю задания для самостоятельной работы, подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся,

На  любом  этапе изучения темы применяю обучающие тесты,  помимо своей основной задачи – систематизации знаний, тесты направлены на психолого-педагогическую адаптацию к прохождению контроля в тестовой форме.

Тест.

 Проанализируйте уместность употребления выделенных слов в тексте. Выберите предложение, соответствующее нормам литературного языка.

1) Жители нашего города были свидетелями театрализованного представления.

2) Жители нашего города были зрителями театрализованного представления.

3) Спортивные общества выполняют большую роль.

4) Спортивные общества играют большую роль.

5) Спортивные общества имеют большое значение.

6) Спортивные общества играют  большое значение.

Тест 4.

 Найдите примеры речевой избыточности.

1)Памятный сувенир.

 2) Мёртвый труп лежал без движения.                    

 3) Информационное сообщение.

 4) По песку ступали ступни её ног.

5) Грусть-тоска меня съедает.

 6) Расцвели белые цветы.  

7) Машинный парк обновили новыми машинами.

На уроках, завершающих темы, а также обобщения и систематизации изученного, знания учащихся систематизируются, обобщаются, поднимаясь на более высокий уровень. Именно на этом этапе важно, чтобы задания были разноуровневые. На уроках такого типа использую формы фронтального и  индивидуального опроса.

Например: На обобщающем уроке по теме «Имя существительное»

  1. Почему имя существительное как часть речи определяется по трём признакам? Можно ли определить его по одному признаку, например, смысловому? Если нельзя, то почему?
  2. Почему при разборе имени существительного как части речи нужно строго придерживаться схемы, помещённой в учебнике? Можно ли сначала называть тип склонения, а затем род существительного? Или вначале указать падеж, число, а затем остальные признаки существительного?

Вопросы  должны быть проблемного или исследовательского характера

Углублённая работа над понятиями  обучает  общим приёмам анализа учебного материала. Сильные учащиеся выполняют задание самостоятельно, слабоуспевающие, составляя таблицы, схемы пользуются учебником. Составление таблиц, схем способствует развитию логического, абстрактного мышления, умение обобщать, анализировать и сопоставлять.

Эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе.

ИКТ повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубИть степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником.

Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. Я применяю компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, формирование общеучебных умений и навыков.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающегося. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

Для того, чтобы в процессе изучения учебного материала реализовалась человеческая способность к обучению, способ описания проблемы должен содержать возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, вырабатывать умение находить компромиссы, позволять усомниться в своих решениях и вернуться к началу. Совершая ошибки и исправляя их, ученик вырабатывает непротиворечивую и хорошо продуманную стратегию. Это становится возможным благодаря рефлексивному компоненту содержания.

Обычно в конце урока подводятся  итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали, т.е.  рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и готовность учащегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений.

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

– Сегодня я узнал…
– Было интересно…
– Было трудно…
– Я выполнял задания…
– Я понял, что…

Можно  дать ребятам  сделать самоанализ своей работы, начиная словами:

– На уроке я работал…
– Своей работой на уроке я…
– Урок для меня показался…
– За урок я…

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте, можно воспользоваться одним из вариантов упражнении “Комплимент” (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Этот вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Также возможен и такой вариант рефлексии: пожелание себе, товарищам и учителю в конце урока или оценка того, что узнал и над чем будет работать еще.

Самый элементарный способ – это голосование: при выходе поместить в один из сосудов (коробочек) жетон (шарик, листочек). Важно уже то, что ребенок, выскажется, почувствует свою значимость. А если взять за правило в начале следующего урока подводить итоги такого голосования, корректировать свои планы, то каждый ребенок может стать сотворцом, почувствовать свою сопричастность.

 Личностно-ориентированный подход к обучению на уроках русского языка и литературы способствует развитию умений и навыков каждого учащегося в той мере, в какой позволяют это сделать его природные задатки.


Список использованной литературы

1. Шоган В.В. Технология личностно-ориентированного урока. – Ростов н/Дону: Издательство «Учитель», 2003.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.

4. 7. Юсова Л.В, Разноуровневые задания на уроках русской словесности в 5-9 классах.-«Костанай», 2006.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно ориентированный подход в обучении математике как форма повышения качества обучения и познавательной активности обучающихся

С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной д...

Дифференцированнный подход в обучении технологии. Методика обучения в сотрудничестве.

Методика обучения в сотрудничестве развивает коммуникативные компетенции: умение работать в коллективе, помогать друг другу, воспитывает чувство ответственности, придаёт уверенность  в себе....

Дифференцированный подход в обучении - новый подход к системе образования.

Огромный поток информации  сыпется на  головы наших детей. Это и новые открытия новых законов, новые знания, старые забытые учения, факты  из жизни знаменитых людей. Все это необходимо ...

Методическая разработка урока: Разноуровневый подход к обучению информатики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету на примере темы: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации". 7 класс.

Тема: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации" является наиболее важной областью изучения информатики, поэтому считаю необходимым усвоение материала всеми уча...

Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA

Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...