Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка
статья по русскому языку
Предварительный просмотр:
Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка
В последнее время всё чаще стали говорить о важности не только обучения, но и воспитания.
Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой системы ценностей привели к упадку духовной культуры молодёжи.
Современный учитель-словесник работает в условиях сокрушительного духовного и нравственного слома. Всё исконное, народное, традиционное теряет силу примера, в том числе «великий и могучий» русский язык.
Русский язык остается одним из самых развитых и богатых языков мира, а культура пользования родным языком исчезает. Ответственность за сохранение чистоты и красоты речи снижается не только в СМИ и политической жизни общества, но и в жизни учебных заведений.
В связи с этим, на наш взгляд, необходимо уделять особое место предметам гуманитарного цикла, в частности, русскому языку и литературе, которые являются очень важными предметами с точки зрения воспитательных возможностей. Именно учитель русского языка и литературы, по мнению П.М. Неменского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества».
Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.
Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному русскому языку, потому что память основана на благодарности, на даре блага, добра. Укорененность этого слова в русском языке удивляет: благоволить, благоговеть, благодарить; благосостояние, благословить, благодеяние, благолепие, благоприятный, благополучие, благоденствие, благой; благодать; благовоние; благородный; благодать.
Язык - величайший учитель, наставник, язык - начиная от колыбельной песни и потешек и до «Илиады», до Тургенева, Чехова, Бунина - всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век информационных технологий. И чем богаче мир языка, в который мы вводим наших учеников, тем глубже будет развит их мир, - не только области внешнего общения, но их душа, которая, как сказал поэт «обязана трудиться и день и ночь».
На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, которое осуществляется через знакомство с древнейшими жанрами русского фольклора, воспитывающими в детях православно-христианские добродетели.
При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести.
Совместная работа с учениками может строиться двумя способами:
- учитель предлагает ученикам продумать и записать понятия, близкие данному, затем каждый знакомит с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждое понятие;
- совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.
Для того чтобы подростки могли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо рассмотреть ряд следующих понятий: «дружба» – «товарищество» – «приятельские отношения».
Рассмотрим фрагмент урока с использованием пословицы. Учащимся раздаются карточки со словами: честность, правдивость, искренность, лживость, нечестность, неискренность.
На доске записана пословица: Кто один раз солжёт, тому в другой раз не повезёт.
Вопросы и задания:
1. Как вы понимаете смысл пословицы?
2. Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности)
3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)
4. Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу:
Честность – нечестность
Правдивость – лживость
Искренность – неискренность
5. Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и различие.
6. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие.
7. Сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать об их значениях?
Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным словом в речи, применяя знания на практике. Этому помогают образцы употребления слов – готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. Например: жадность
Словосочетания: жадность человека, человеческая жадность, необыкновенная жадность, жадность к деньгам.
Предложения: Нет у человека худшего врага, чем его жадность; Богатому жадность не дает покоя.
После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу, написать сочинение-миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии».
Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.
Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся. Например, при изучении темы «Признаки глагола у причастий» в 7 классе провожу выборочный диктант по тексту:
«Сколько стоит хлеб? Копейки? Рязанскому жителю Анатолию Мерзлову, спасшему от огня хлебные поля, он стоил жизни. Широко известны имена школьников, пренебрегших опасностью и вступивших в борьбу за хлеб со стихией. Пал на обуглившейся ниве калининский школьник Гена Воронов. Газета, рассказывавшая о делах ребят, писала об отважном поступке школьника из Смоленской области Васи Богомолова, поднявшем на борьбу с огнем за хлеб все село. Нет ничего горше и обиднее, чем боль, нанесенная хлебу. Нельзя уважать человека, не ценящего хлеб. К каждому колоску, подобранному в поле, к булке в школьной столовой должно быть бережное отношение».
Сначала этот текст читаю, затем провожу беседу:
1. Определите тему текста, главную мысль.
2. Озаглавьте текст.
3. Почему мы должны бережно относиться к хлебу? Что значит «относиться бережно к хлебу»?
4. Как достается хлеб людям, работающим на полях, выращивающим его?
5. Всегда ли бережно вы относитесь к хлебу?
Затем уже учащиеся должны выбрать в этом тексте словосочетания с причастиями.
При изучении темы «Правописание Приставок НЕ- и НИ- в наречиях» в 6 классе использую в качестве объяснительного диктанта такие предложения:
1.Никогда Россия ярма не носила. 2.Велика Россия, а отступать некуда. 3.Нигде не дышится так легко, как на Родине. 4.На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову приклонить. 5.Соврешить хорошее дело никому и никогда не поздно. 6.Смелый человек нигде не пропадет.
Предлагается учащимся объяснить данные пословицы, которые воспитывают и патриотические чувства, и нравственные качества.
При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами можно использовать такое высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».
Задание к этому тексту:
1. Определите тему и идею текста.
2. Определите стиль речи.
3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.
Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д.
Эффективно применяется на уроках такой прием технологии встречных усилий как «Эпиграф». Я предлагаю учащимся осмыслить текст духовно-нравственного содержания, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной темой занятия. Например, на уроке изучения правописания -тся и -ться в глаголах я записываю такую фразу: «Честь и достоинство являются главными качествами человеческой души, и тот, кем они утрачиваются, превращается в человека жестокого и алчного».
На повторительно-обобщающих уроках использую прием «Лови ошибку»: даю возможность детям поработать с тестовыми заданиями, в которых намеренно допускаю ошибку. Во время ее поиска школьники могут рассуждать вслух, побуждая тем самым друг друга к поиску правильного решения.
Таким образом, я считаю, что, если учителем будут использованы все воспитательные возможности русского языка, эффект от таких занятий значительно повысится. И русский язык не только сыграет большую роль в поднятии грамотности и развития речи, но и окажет огромную помощь в формировании морально-нравственного облика личности учащегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся
Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
В последнее время всё чаще стали говорить о важности не только обучения, но и воспитания. Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой с...
Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка в 6 классе «Обучение сжатию текста» (на материале сказки «Равнодушие» Н.Агафонова)
Духовно-нравственное воспитаниена уроке русского языка в 6 классе«Обучение сжатию текста»(на материале сказки «Равнодушие» Н.Агафонова)Подготовила: учитель русского языка и литературы Санаторно-...
"Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы по теме самообразования"
Статья содержит материал по теме самообразования, цели, задачи, обоснование выбора темы, план работы...
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием технологии развития критического мышления. Обобщение опыта
В материале обобщается опыт учителя русского языка и литературы по духовно-нравственному воспитанию на уроках русского языка и литературы. Раскрываются огромные возможности работы в ...
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Статья посящена проблемам духовно-нравственного воспитания и рассматривает вопросы, связанные с возможностями уроков литературы и русского языка у осуществлению духовно-нравственного воспитания ш...
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Предметом данного исследования является духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы....