Статья "Реферирование на уроках русского языка"
статья по русскому языку
В статье описывается интересный прием, который можно с успехом использовать на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интересный прием для работы на уроках русского языка | 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
На дополнительных курсах английского языка, преподаватель познакомил нас с методом реферирования, которым он активно пользуется на своих занятиях. И притом очень результативно. Мне, как филологу и учителю русского языка это стало очень интересно, и я стала искать подробную информацию про этот метод учебной деятельности. Чтоб картина стала более ясной, я стала разбираться, в чем же суть реферирования в английском языке. В качестве примера можно взять реферирование какой либо статьи на английском языке. Ошибочно понимать, что реферирование - это просто краткое содержание либо пересказ. Нет, это, прежде всего - анализ. Необходимо выделить главную идею, описать главных героев или события, факты. Чтобы было все понятно, я разделила сам процесс реферирования на последовательные действия:
1. Название статьи, автор, стиль.
2. Тема и логические части текста
3. Краткое содержание
4. Отношение автора к отдельным моментам.
5. Вывод автора
6. Выразительные средства, используемые в статье.
7. Ваш вывод.
Отсюда следуют, что умения в реферировании базируются на совокупности следующих навыков:
1. лексико-грамматическая трансформация текста;
2.прогнозирование тематической направленности текста;
3. членение текста на законченные смысловые части;
4. нахождение в каждой части значимых вех;
5. обобщение фактов имеющихся в тексте.
Мы выявили основной алгоритм действий реферирования, а теперь постараемся понять, для чего и для каких целей применяется этот метод. Анализ позволяет выделить наиболее ценную информацию, без которого невозможно извлечь основное содержание оригинала. Одновременно с процессом анализа текста происходит процесс его синтеза, т.е. соединение в логическое целое той основной информации, которая получена в результате аналитических операций. Таким образом, необходимо научиться выделять главное содержание, кратко его сформулировать и представить в логической последовательности (синтез), таким образом, создавая вторичный текст. Вторичные тексты служат для хранения, переработки и совершенствования первичной информации. Именно это назначение и определяет их существенную роль в обучении: создавая вторичные тексты, ученик приобретает навыки самостоятельной обработки и извлечения информации. Краткое и четкое обобщение информации, как показывает практический опыт, является иногда довольно трудной задачей для учащихся. Очевидно, что этому необходимо специально обучать. Как раз реферирование может помочь решить эту задачу.
Это все вышеперечисленное было касаемо английского языка. Английский язык – является иностранным , чужим языком для учащихся. Это правда. Но как же реферирование можно использовать на уроках русского языка? Мы с вами проживаем в многонациональной республике Татарстан. Где успешно уживаются два государственных языка – татарский и русский. И для многих жителей Татарстана, русский язык является неродным. Соответственно метод реферирования так же можно успешно использовать при изучении русского языка для татароязычных детей, какими являются мои ученики.
Обучение учащихся реферированию - это цель и средство обучения языку. Воспроизведение информации прочитанного текста через переработку его содержания, языковой структуры является реальной и достигаемой коммуникативной задачей для учащихся, для которых русский язык не является родным.
Умения, развитые с помощью метода реферирования - необходимая составляющая коммуникативной компетенции в учебной сфере общения. Действия, которые совершаются при реферировании, способствуют становлению различных видов речевой деятельности: чтению, письму, говорению. А это, согласитесь, большая помощь при подготовке детей к устному экзамену по русскому языку.
Так как для составления реферата нужна только главная информация в статье, то процесс переработки текста связан с осознанным выбором информации – (нужная – ненужная, главная – второстепенная) и её отбором. Как это сделать? Можно прочитать весь текст, проанализировать информацию, отобрать нужное. Этот путь плох тем, что на понимание главной и второстепенной ситуации тратится много времени. Выход из этого положения может быть только один: необходимо принимать решение об информации на ходу – в процессе чтения. Именно поэтому обучение реферированию является мощным средством совершенствования лингвистической компетенции учащихся, не умеющих свободно пользоваться различными языковыми средствами. В повседневной практике – это умение написать деловое письмо, заявление, сочинение, доклад, отчет, рецензию и вообще грамотно излагать свои мысли в письменной форме.
Работа по обучению реферированию начинается с подготовительных упражнений на уровне предложения, микротекста (двух, трех предложений). Овладение умениями правильного прочтения предложения, его осмысления и трансформации облегчает становление умения реферирования целого текста.
В рамках проводимой реформы общеобразовательной школы и внедрению ФГОС необходимо активнее приобщать учащихся к самостоятельному поиску и прорабатыванию информации, формировать самостоятельность их мышления. Умение правильно написать конспект, аннотацию, реферат относится к тем общеучебным умениям, которыми учащиеся должны овладеть к концу обучения в основной средней школе, т.к. в дальнейшем процессе образования, в т.ч. самообразования, каждый столкнется с необходимостью конспектировать прочитанное; взятые в качестве основы тексты этих работ помогают сформулировать устное выступление.
Практика показывает, что у большинства старшеклассников такие навыки и умения не сформированы: учащиеся не могут найти среди предложенных текстов аннотацию, конспект, реферат, затрудняются в обосновании своего выбора; при самостоятельном написании реферата часто выписывают отдельные предложения целиком без исключений второстепенной информации и без обобщений, неоправданно используют элементы разговорного стиля, не учитывая языковой специфики исходного текста.
Поэтому мы, русисты, с таким же успехом можем использовать метод реферирования на уроках русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...