Социально-философские проблемы поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Преснякова Ирина Николаевна

На уроке проводится анализ образа Петра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-filosofskie_problemy_poemy_mednyy_vsadnik.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Социально-философские проблемы поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»

Цели:1) проанализировать проблематику поэмы; показать отношение Пушкина к личности Петра Первого и к самодержавной власти;

2) развивать навыки аналитической деятельности, интерес к историческим событиям России;

3) воспитывать вдумчивого читателя, способного задуматься над проблемами, поставленными автором

Оборудование: тексты поэмы

Ход урока

1.Мотивация

Доброе утро, ребята! Звенит заливистый звонок, объявляя начало   учебного дня. Пусть он, непременно, будет для вас успешным, и вы смело поднимитесь на следующую  ступеньку  вершины знаний.

2.Актуализация знаний

- К сегодняшнему уроку вы прочитали поэму «Медный всадник», и я уверена в том, что для себя вы смогли открыть ещё один удивительный и в то же время противоречивый образ Петра ---Вспомните,в каких произведениях фигура Петра создавалась ранее? (Роман «Арап Петра Великого», поэма «Полтава», стихотворение «Пир Петра Первого», исторический труд «История Петра Первого»)

-Скажите, каким мы увидели этот образ после чтения этих книг?

3.Слова-ассоциации

-Какие слова-ассоциации вы бы поставили в один ряд с именем Петра? И почему? Ответ обоснуйте.

4.Работа с текстом

-Каким мы видим Петра I (вернее, не Петра, а статую) в момент  наводнения и после него? Найдите строки, подтверждающие ваши мысли, и зачитайте их.

На берегу пустынных волн

Стоял ОН дум высоких полн …

И думал ОН:

«запируем на просторе», «ногою твердой стать при море», «в Европу прорубить окно», «красуйся, град Петров» - автор.

Стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне;

Кумир с простертою рукою сидел на бронзовом коне; возвышался … медною главой, ужасен он в окрестной мгле, какая дума на челе!, какая сила в нем сокрыта!, мощный властелин судьбы, на высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?, горделивый истукан, строитель чудотворный,

-Отношение к Петру и реформам также выражено через описания Петербурга. О чём они говорят? Докажите своё мнение примерами из поэмы.

-Каким мы видим Петра во время наводнения? Найдите строки, характеризующие его.

- А в этих описаниях каково отношение Пушкина к Петру? (Показана жестокость, равнодушие властителя)

-Почему из царя-преобразователя, полного «великих дум», Петр превращается в «кумира на бронзовом коне», «горделивого истукана», которому нет дела до малых мира сего?

-В чем, по-вашему, причины такого изменения в восприятии Петра у А.С.Пушкина?

-Почему всадник мчится за безумным Евгением?

-Виновен ли ОН в гибели Евгения

 - Можно ли считать Петра противоречивой и сложной фигурой?

Вывод: Образ противоречив и сложен. С одной стороны, Петр дан в поэме как великий государственный деятель, что находит у Пушкина понимание и поддержку. Но прогрессивный смысл его строительства оборачивается в условиях самодержавного государства гибелью бедного, простого человека, имеющего право на счастье. Петр сделал великое и нужное дело, но при этом пострадали невинные честные люди.

- А что делать? Не строить, не создавать, не реформировать?

- Это сложный вопрос, который подводит нас к осмыслению философской проблемы.

И, наверное, напрашивается главный вопрос: «Как   соединить прогресс и счастье каждого отдельного человека?»

-Какие вопросы вы сформулировали бы, понимая противоречивость изображения образа Петра?

-Как сделать историю более человечной?

-В чем истинный смысл прогресса?

-Принесла ли прогрессивная реформаторская деятельность Петра счастье простому человеку?

-Для ответа на эти вопросы Пушкин обращается к историческому прошлому. (Поэма историческая) Почему? (Чтобы в минувших событиях найти ответы на вопросы современности).

-Какие   философско-исторические вопросы волнуют Пушкина?

5. Рефлексия

Даниил Гранин в эссе «Два лика» рассматривает основные образы «в раздвоении», как бы расщепляя их и обнаруживая в них «верх» и «низ». Он утверждает, что в поэме

«два Петра: Петр живой и Петр — Медный всадник, кумир на бронзовом коне.
      Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя — на власть.

Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников.

Две Невы. Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее образный строй».

Согласны ли вы с такой трактовкой поэмы? Аргументируйте свое мнение.

6. Домашнее задание: подготовить рабочие материалы к сочинению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Социально-философская мысль XX века"

Презентация к уроку обществознания (профильный уровень) в 10 классе. Программа под редакцией Л.Н.Боголюбова...

«На дне» как социально-философская драма М.Горького.

Цель урока: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе. Методические приемы: лекция, аналитическая беседа.Оборудование урока: портрет и фотографии А.М.Горько...

Урок на тему «Социально-философская драма Максима Горького «На дне»: идейные истоки, проблема Пути»

Пьеса М. Горького «На дне» входит в обязательный минимум содержания основной действующей программы по литературе в 11 классе.Стандарт среднего (полного) общего образования включает в себя изучение в 1...

Из опыта работы. Социально-философская драма М.Горького «На дне»

Вводный урок по пьесе М.Горького "На дне": дать представление о жанре социально-философской драмы, знакомство с идейным содержанием пьсы....