Социально-философские проблемы поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник"
план-конспект урока по литературе (10 класс)
На уроке проводится анализ образа Петра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-filosofskie_problemy_poemy_mednyy_vsadnik.docx | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Социально-философские проблемы поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»
Цели:1) проанализировать проблематику поэмы; показать отношение Пушкина к личности Петра Первого и к самодержавной власти;
2) развивать навыки аналитической деятельности, интерес к историческим событиям России;
3) воспитывать вдумчивого читателя, способного задуматься над проблемами, поставленными автором
Оборудование: тексты поэмы
Ход урока
1.Мотивация
Доброе утро, ребята! Звенит заливистый звонок, объявляя начало учебного дня. Пусть он, непременно, будет для вас успешным, и вы смело поднимитесь на следующую ступеньку вершины знаний.
2.Актуализация знаний
- К сегодняшнему уроку вы прочитали поэму «Медный всадник», и я уверена в том, что для себя вы смогли открыть ещё один удивительный и в то же время противоречивый образ Петра ---Вспомните,в каких произведениях фигура Петра создавалась ранее? (Роман «Арап Петра Великого», поэма «Полтава», стихотворение «Пир Петра Первого», исторический труд «История Петра Первого»)
-Скажите, каким мы увидели этот образ после чтения этих книг?
3.Слова-ассоциации
-Какие слова-ассоциации вы бы поставили в один ряд с именем Петра? И почему? Ответ обоснуйте.
4.Работа с текстом
-Каким мы видим Петра I (вернее, не Петра, а статую) в момент наводнения и после него? Найдите строки, подтверждающие ваши мысли, и зачитайте их.
На берегу пустынных волн
Стоял ОН дум высоких полн …
И думал ОН:
«запируем на просторе», «ногою твердой стать при море», «в Европу прорубить окно», «красуйся, град Петров» - автор.
Стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне;
Кумир с простертою рукою сидел на бронзовом коне; возвышался … медною главой, ужасен он в окрестной мгле, какая дума на челе!, какая сила в нем сокрыта!, мощный властелин судьбы, на высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?, горделивый истукан, строитель чудотворный,
-Отношение к Петру и реформам также выражено через описания Петербурга. О чём они говорят? Докажите своё мнение примерами из поэмы.
-Каким мы видим Петра во время наводнения? Найдите строки, характеризующие его.
- А в этих описаниях каково отношение Пушкина к Петру? (Показана жестокость, равнодушие властителя)
-Почему из царя-преобразователя, полного «великих дум», Петр превращается в «кумира на бронзовом коне», «горделивого истукана», которому нет дела до малых мира сего?
-В чем, по-вашему, причины такого изменения в восприятии Петра у А.С.Пушкина?
-Почему всадник мчится за безумным Евгением?
-Виновен ли ОН в гибели Евгения
- Можно ли считать Петра противоречивой и сложной фигурой?
Вывод: Образ противоречив и сложен. С одной стороны, Петр дан в поэме как великий государственный деятель, что находит у Пушкина понимание и поддержку. Но прогрессивный смысл его строительства оборачивается в условиях самодержавного государства гибелью бедного, простого человека, имеющего право на счастье. Петр сделал великое и нужное дело, но при этом пострадали невинные честные люди.
- А что делать? Не строить, не создавать, не реформировать?
- Это сложный вопрос, который подводит нас к осмыслению философской проблемы.
И, наверное, напрашивается главный вопрос: «Как соединить прогресс и счастье каждого отдельного человека?»
-Какие вопросы вы сформулировали бы, понимая противоречивость изображения образа Петра?
-Как сделать историю более человечной?
-В чем истинный смысл прогресса?
-Принесла ли прогрессивная реформаторская деятельность Петра счастье простому человеку?
-Для ответа на эти вопросы Пушкин обращается к историческому прошлому. (Поэма историческая) Почему? (Чтобы в минувших событиях найти ответы на вопросы современности).
-Какие философско-исторические вопросы волнуют Пушкина?
5. Рефлексия
Даниил Гранин в эссе «Два лика» рассматривает основные образы «в раздвоении», как бы расщепляя их и обнаруживая в них «верх» и «низ». Он утверждает, что в поэме
«два Петра: Петр живой и Петр — Медный всадник, кумир на бронзовом коне.
Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя — на власть.
Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников.
Две Невы. Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее образный строй».
Согласны ли вы с такой трактовкой поэмы? Аргументируйте свое мнение.
6. Домашнее задание: подготовить рабочие материалы к сочинению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 10 классе "Образ Петра Первого как царя преобразователя в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России".
Подробный конспект урока с приложением презентации....
Презентация по теме "Социально-философская мысль XX века"
Презентация к уроку обществознания (профильный уровень) в 10 классе. Программа под редакцией Л.Н.Боголюбова...
«На дне» как социально-философская драма М.Горького.
Цель урока: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе. Методические приемы: лекция, аналитическая беседа.Оборудование урока: портрет и фотографии А.М.Горько...
Урок на тему «Социально-философская драма Максима Горького «На дне»: идейные истоки, проблема Пути»
Пьеса М. Горького «На дне» входит в обязательный минимум содержания основной действующей программы по литературе в 11 классе.Стандарт среднего (полного) общего образования включает в себя изучение в 1...
Из опыта работы. Социально-философская драма М.Горького «На дне»
Вводный урок по пьесе М.Горького "На дне": дать представление о жанре социально-философской драмы, знакомство с идейным содержанием пьсы....
Социально - философский анализ нигилизма
Отрицание...