Нетрадиционные формы уроков русского языка
методическая разработка по русскому языку
Предварительный просмотр:
МАОУ Домодедовская СОШ №1
Нетрадиционные формы
уроков русского языка
Выполнила
учитель русского языка
и литературы
Бахтеева Алсу Аббясовна
Домодедово, 2015
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Нестандартные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию.
Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом.
И именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Практически все нетрадиционные уроки позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.
Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: аукцион, практикум, викторина, исследование, путешествие, деловая игра, экскурсия, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.
УРОК- ПУТЕШЕСТВИЕ
Данная разновидность нестандартных уроков относится к театрализованным формам подобных игровых мероприятий и обладает одной важной отличительной особенностью – она подразумевает обязательное наличие какого-нибудь определенного маршрута. Как показывает педагогическая практика, подобные уроки могут с большим успехом использоваться среди учащихся средних классов, вызывая неподдельный интерес и радость у школьников. Поэтому в пятых классах для повторения и закрепления изученного материала либо на этапе контроля знаний учащихся можно организовать и провести урок-путешествие по разделу «Лексика» в форме игры-сказки. При этом в помощь учителю потребуются два ученика, одного из которых наряжают в костюм Бабы Яги, а другой исполняет роль школьницы, которая учится в пятом классе.
Урок путешествие по разделу
«Лексика» в форме игры-сказки в 5 классе
Учащиеся совершают сказочное путешествие по разделу «Лексика». По сценарию один из учеников, заблудившись в лесу, попадает в руки Бабы- Яги, которая предлагает пятиклассникам выполнить ряд заданий сказочного характера по теме «Лексика», и если у них все получится, то она отпустит их одноклассника.
Приведу несколько заданий из данного урока.
Баба Яга:
- Мой друг Змей Горыныч жестокий. А какой он еще? Кто больше подберет синонимов к данному слову?
- Есть у меня еще один друг. Зовут его Кощей Бессмертный. Он злой, страшный, жадный, ленивый. А вот всеми вами любимая сказочная героиня Василиса Прекрасная обладает абсолютно противоположными качествами. Скажите, какая она?
- Я очень люблю поэзию. Сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы мне скажете, какие слова в нем одинаково произносятся и пишутся. Но обладают разным лексическим значением. Как называются такие слова?
Серая норка в лесу жила,
И норка ее просторной была.
Прибежав однажды на полянку,
Она увидела журчащий ключ,
Но двери собственного дома
Забыла закрыть на ключ.
Небольшое театрализованное представление помогает раскрыть актерские таланты и развивать уже имеющиеся творческие способности учащихся. Задания носят дифферинцированный характер, располагаются по мере возрастания трудности. Это помогает задействовать всех школьников, имеющих разных уровень знаний. Здесь в игровой форме учащиеся вспоминают изученный материал: о синонимах, антонимах, омонимах, многозначных словах и т.д.
УРОК – КВН
Данная разновидность нетрадиционных уроков относится к состязательному типу. В связи с этим их обязательным условием считается наличие двух или нескольких команд, которые принимают непосредственное участие в процессе подготовки, организации КВНов. Каждой командой руководит свой «капитан», избранный при помощи всеобщего голосования игроков-одноклассников. Учителю как правило, отводится роль ведущего.
Структура уроков КВН состоит из нескольких конкурсов, каждый из которых учитель оценивает по десятибальной системе. Можно назначить членов жюри, в состав которого входят четыре человека – одноклассника, обучающихся в этом же классе. Их целью станет оказание посильной помощи учителю в объективной оценке состязаний между своими товарищами. Они должны по просьбе ведущего поднимать вверх белые листы с выставленными оценками.
Урок в форме театрализованной игры
«КВН молодых лингвистов» в 6 классе
Заранее, еще в процессе организации и проведения урока – КВН, класс подразделяется на несколько команд, которые имеют одинаковое количество игроков в составе каждой из них
Данный урок проводится на этапе повторения по теме «Лексика и фразеология». Класс делится на три команды. В процессе игры учащиеся повторяют материал по темам: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, иноязычные слова, устаревшие слова, фразеологизмы и т.д.
О проведении КВНа учащиеся предупреждаются заранее. «Приветствие и представление» и «Конкурс домашнее задание» (инсценировка фразеологизмов, которые должны угадать другие команды) учащиеся готовят заранее при поддержке учителя. «Приветствие и представление» и «Конкурс домашнее задание» (инсценировка фразеологизмов, которые должны угадать другие команды). Самым сложным оказывается «Конкурс капитанов» (учащиеся должны написать сочинение-рассуждение «Мой класс»). Он требует от школьников не только точности и быстроты реакций, творческих способностей, образного мышления, но и умений и навыков четко и ясно излагать собственные мысли на бумаге. Следовательно в роли капитанов должны быть выбраны самые интеллектуальные, эрудированные в этом плане ученики.
УРОК-ИГРА
«УМНИКИ И УМНИЦЫ» ПО ТЕМЕ «ТЕКСТ».
Сначала проводится отборочный агон, затем состязания на дорожках.
В процессе отборочного тура и самого состязания учащиеся отвечают на теоретические вопросы по теме «Текст», определяют типы речи, стили, темы, основную мысль у заданных текстов. Делят их на части, называют микротемы, пересказывают и т.д.
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ
Как правило, они могут использоваться на этапе изучения нового материала или , наоборот, применяться в ходе обобщающего повторения. Главная их особенность заключается в формировании и закреплении умений и навыков самостоятельного получения знаний. Для этого школьникам предлагают текст и формулируют к нему вопросы. В результате ученики, отвечая на них, должна сами прийти к необходимому выводу и озвучить его.
Организация уроков-исследований вполне уместна и среди учащихся среднего звена.
Урок-исследование по теме
«Написание –тся и ться в глаголах»
Школьникам предлагается текст с вопросами. Сначала учащиеся находят глаголы, в которых имеется орфограмма по изучаемой теме. Затем они должны самостоятельно догадаться, в каких случаях не пишется мягкий знак, доказывая примерами из текста. В конце исследования формулируется правило.
Следующий этап – это практическая часть исследования. Учащиеся применяют правило на практике, выполняя упражнения. В ходе урока учащиеся не только самостоятельно учатся добывать знания, но и расширяют свой кругозор, а также развивают свои способности. Все это обусловлено наличием в ходе выполнения практической части исследования достаточно большого количества оригинальных произведений русского фольклора, таких как пословицы и загадки. Так школьники, играя и обучаясь, знакомятся с русским народным творчеством.
В процессе проведения данного урока процесс познания школьников в полной мере подчиняется учебным задачам, поставленным перед ними учителем. Для достижения этой цели используются следующие методы: самостоятельная работа учащихся с текстом, беседа. Дети формулируют сами определенные выводы, самостоятельно отвечают на дополнительные вопросы, самостоятельно выполняют задания и упражнения. Как правило в ходе такого урока преобладают сосредоточенное внимание, логическое запоминание, зрительное восприятие и логическое мышление.
УРОК-ПРАКТИКУМ
Обычно уроки практикумы проводятся на этапе обобщающего повторенияти закрепления изученного материала. Поскольку они относятся к разновидности способов проверки и контроля знаний учащихся. Как к правило, в ходе практикумов формируются и закрепляются первоначальные, полученные ранее навыки самостоятельной работы с учебниками и различными пособиями по данному предмету, а также умения в области подбора информации для подготовки разнообразных обобщающих устных докладов. Ведь на уроках практикумах совершенствуются практические навыки, которые основаны на теоретических знаниях, приобретенных в ходе традиционных уроков русского языка. Также некоторые особенно показательные моменты могут быть инсценированы.
Урок – практикум
Повторение изученного по теме
«Словообразование и орфография» в 6 классе
Урок начинается со стихотворения, которое читает учитель. В процессе чтения учащиеся записывают из него ключевые слова.
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
-Извини меня!-
Это значит:
-Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Своё пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
-Обереги меня!
Это значит:
-Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
-Защити меня!
Это значит:
-Спрячь меня под щитом!
Затем учащиеся выделяют у этих слов корни. Рассказываю о том, для чего нужно разбираться в строении слова. Вспоминают, какой раздел науки о языки изучает строение слова.
После окончания беседы в классе появляется Незнайка, который просит учеников помочь ему разобраться с заданиями по теме «Чередующиеся гласные в корне слова». Под руководством учителя дети выполняют задания Незнайки, объясняя орфограммы.
После выполнения работы учащиеся спрашивают, какое теперь настроение у Незнайки. Тот отвечает: «Прекрасное!» Учитель просит объяснить написание этого слова, герой задумывается. Ученики решают помочь ему разобраться и с правописание приставок пре- и при-.
Незнайка заинтересовывается русским языком и разбирает с ребятами и способы образования слова.
В конце урока проводится небольшой тест по пройденному материалу.
УРОК-АУКЦИОН
Подобные формы нестандартных уроков достаточно эффективно использовать на этапе обобщения либо закрепления изученного материала. Их предназначение заключается в систематизации полученных знаний в ходе традиционных уроков русского языка и стремлении к осознанному владению известными правилами по данному учебному предмету. Характерной особенностью уроков-аукционов является выполнение ряда теоретических и практических заданий и упражнений, которые содержат в себе элементы состязательности следующего плана. Например, кто точнее расскажет правило…, кто больше назовет…, кто правильнее подчеркнет или даст определение …, кто образнее опишет и т.д.
В шестом классе, в самом начале учебного года, на этапе повторения изученногов пятом классе, уместно будет на одном из уроков провести подобный аукцион по теме «Правописание приставок», который поможет учителю достигнуть поставленных целей.
Урок-аукцион
«Правописание приставок» в 6классе
В шестом классе, в самом начале учебного года, на этапе повторения изученногов пятом классе, уместно будет на одном из уроков провести подобный аукцион по теме «Правописание приставок», который поможет учителю достигнуть поставленных целей.
Урок состоит из нескольких туров, тоесть из мини-аукционов. Победитель каждого из них получает красную фишку. Ученик, набравший к окончанию урока большее количество таких красных кружков, объявляется победителем аукциона.
Примеры теоретических и практических заданий и упражнений.
Тур 1. «Кто точнее?»
- Кто точнее всех расскажет о том, что такое приставка..
Тур 2. «Кто правильнее?»
-Из русской народной песенки «Кисонька-мурысонька» выписать все слова, в которых есть приставки, и выделить их. Кто правильнее всех это сделает, будет победителем конкурса.
Тур 3. «Кто больше?»
-К каждому выписанному слову нужно «применить» как можно больше самых разнообразных приставок, которые известны вам.
Первый тур направлен на развитие памяти, логического мышлениния и монологической речи.
Задания второго тура способствуют формированию и закреплению навыков осознанного применения на практике знаний и умений по данной теме.
В ходе третьего тура повторяется и обобщается изученная ранее информация, развивается диалогическая речь и монологическое мышление
Нестандартные формы уроков являются необходимой частью учебно-воспитательного процесса в целом. Они формируют, последовательно совершенствуют, закрепляют и повышают уровень когда-то давно потерянного учащимися интереса к русскому языку, являющемуся одним из главных предметов в современной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации и поведения нетрадиционных форм уроков русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Уроки русского языка в специальной (коррекционной) школе...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Методика преподавания английского языка....
Урок-игра как нетрадиционная форма урока немецкого языка
статья об игровой методике на уроках немецкого языка...
Нетрадиционные формы урока иностранного языка
Урок - это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени...
Нетрадиционные формы обучения русскому языку.
Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. В данном материале даются методические рекомендации. В своей же практике я наиболее...
Урок-проект как нетрадиционная форма урока английского языка
Уже не первый год стимулировать интерес учащихся к изучению иностранного языка, а также развивать их познавательный и коммуникативный интерес к предмету мне помогают уроки-проекты. Метод проектов...
Нетрадиционные формы урока английского языка
Статья о нетрадиционных формах урока на уроках английского языка...