Карточки по русскому языку 5-9 классы
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)
Данный материал можно использовать для уроков русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochki_po_russkomu_yazyku.docx | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.
№1. Вставьте пропущенные буквы и выпишите сначала словосочетания с проверяемыми гласными, а затем с непроверяемыми .
Пром…чить ноги, пл..дородная д…лина, к…чан к…пусты, св…зать свитер, пустой ст…кан, маленький щ…нок, пот..нуться за книгой, сесть в с…молёт, кл…чок бумаги, пом…риться с другом, д…лёкий город, инт…ресный фильм, серый в…робей, злая с…бака, уст…ревший учебник, оч…ровать друга, уд…вительный случай, добрый ч…ловек.
№2. Вставьте пропущенные буквы. Укажите проверочные слова.
Посв…тить детям стихи, посв…тить фонарём, пол…скать бельё, пол…скать собаку, зал…зать на забор, зал…зать рану, раск…ли полено, раск…ли железо, осл…пительный свет, сл…пающиеся глаза, об…жать слабых, об…жать вокруг дома, зап…вать песню, зап…вать водой лекарство, пос…деть на скамейке, пос…деть от старости, зав…вающиеся кудри, разв…вается флаг, прим…рять платье, прим…рять друзей.
№3. Вставьте пропущенные буквы, указывая рядом проверочные слова.
Народные ска(з,с)ки, весельная ло(д,т)ка, ночной сторо(ж,ш), острые ко(к,г)ти, высокий бере(г,к), маленькая доро(ш,ж)ка, колючий ё(ш,ж), бутылочная про(б,п)ка, дер(с,з)кий поступок, ло(ф,в)кий спортсмен, сла(д,т)кий чай, золотая ры(п,б)ка, у(з,с)кая доро(ш,ж)ка, мя(х,г)кий хле(п,б), строгие поря(д,т)ки.
Непроизносимые согласные в корне слова
№4. Спишите , вставляя там, где это нужно, непроизносимые согласные. Устно подбирайте проверочные слова.
Грус(?)ная мелодия, опас(?)ный поворот, чес(?)вовать ветеранов, чес(?)ный поступок, влас(?)ный голос, учас(?)ник соревнований, ужас(?)ная погода, высокий тро(?)ник, капус(?)ный лист, громоз(?)кая мебель, прес(?)ная вода, бессовес(?)ный человек, звез(?)ное небо, мой ровес(?)ник, мамин сверс(?)ник, крутая лес(?)ница.
Буквы и,у,а после шипящих.
№5. Спишите , вставляя пропущенные буквы.
Тяжёлая ж…знь, ш…рокое поле, тихий ч…с, ч…жой портфель, тонкая брош…ра, ч…десный день, худощ…вый мальчик, густая ч…ща, центральная площ…дь, полная тиш…на, прыгать с параш…том, пойти к врач…, ч…йный сервиз, душ…стый ш…повник, огромное сч…стье, искренние ч…ства, бедное ж…лище, зубастая щ…ка, коч…н капусты, полезная пищ…, острые ш…пы, собирать щ…вель, строгое ж…ри.
Буквы з и с на конце приставок.
№6. Выпишите в один столбик слова с приставками , заканчивающимися на С, а затем – на З.
Ра…цвести, ра…думать, ра…колоть, ра…спросить, ра…спросить, ра…чесать, ра…будить, ра…сердить, ра…даться, ра…жать, ра…ширить, бе…пощадный, бе…защитный, бе…численные, бе…лиственный, бе…толковый, бе…людный, бе…звучный¸ бе…брежный, и..следовать, и…учить, и…чезнуть, и…бежать, и…полнить, во…тановить, во…родить.
Буквы о – а в корне –лаг- \- лож, -раст- \ -рос-
№7. Спишите, обозначая орфограммы.
Прол…гать путь, возл…жить ответственность, обсудить пол…жение, комнатное р…стение, окончания прил…гательных, густая пор…сль, изл…жить требования, зар…сти водор…слями, предл…гать дружбу, посадить р…сток.
Буквы и – ы после ц
№8. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Морские границ…, комфортабельные гостиниц…, редакц…я журнала, нефтяная ц…стерна, круглолиц…й мальчик, большой ц…ферблат, длинные ресниц…, геологическая экспедиц…я, серые зайц…, свежие огурц…, шумные ц…гане, последняя ц…фра, маленький ц…пленок, улыбчивые проводниц…, ловкий ц…ркач, острый ц…ркуль, идти на ц…почках.
Буквы ё и о после шипящих в корне.
№9. Выпишите словосочетания в два столбика в зависимости от написания.
Жужжание пч…л, спелый крыж…вник, ж…лтый цветок, тяж…лая ноша, кумач…вое знамя, заж…г свечу, подж…г дома, ж…сткая щ…тка, ч…рствая булка, ч…рный ш…лк, расплатиться по сч…ту, аккуратный ш…в, деш…вый товар, тихий ш…рох, легкий ш…пот, городские трущ…бы, крупные ж…луди.
Употребление большой буквы и кавычек в существительных – именах собственных.
№10. Спишите , раскрывая скобки и объясняя написание.
Над степью парил (орёл).- Мы проехали (орёл). Во время войны народ поддерживает (вера) в победу. – Медсестра (вера) спасла много солдатских жизней. Мой любимый театр- (современник). – Этот поэт – наш (современник). Мой папа выписывает (юность). – много интересных статей находит в (труде). – Их (юность) прошла в борьбе и труде. Снег на (солнце) быстро таял. - И на (солнце) есть пятна. Врач посоветовал бабушке сделать (рентген). – (рентген) – автор нескольких открытий в физике.
Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
№11. Подберите к данным существительным прилагательные, запишите словосочетания, объясняя написание.
Образец: глуш(?) – лесная глушь, жен. Род.
Ландыш(?), камыш(?), гуаш(?), врач(?), карандаш(?), брош(?), смерч(?), печ(?), душ(?), щёлоч(?), гараж(?), борщ(?), помощ(?), малыш(?), дич(?), ключ(?), плащ(?), мелоч(?), багаж(?).
Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных
№ 12. Спишите , раскрывая скобки.
Присутствовать на (открытие) (выставка), обратиться к (участница) (экспедиция), говорить о (постановка) (пьеса), жить в (гостиница),вызывать по (фамилия), проезжать по (возвышенность), читать на (веранда), встретиться на (лекция), спорить о (содержание) (повесть), побывать на (экскурсия) в (крепость), стоять в (молчание), путешествовать по (пустыня), на морском (побережье).
Буквы О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
№ 13. Спишите, раскрывая скобки. Обозначьте ударение.
Любоваться (столица), послать за (багаж), работать (сторож), свернуться (кольцо), советоваться с (врач), за (дача) был лес, мыться под (душ), грузовик с (кирпич), говорить с (незнакомец), идти с тяжёлой (ноша), опереться о стену (плечо), постучать (карандаш), перед (телепередача), осветить (свеча), подшутить над (товарищ), привязаться (сердце и душа).
Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных.
№ 14. Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы.
Летн… день что зимн… неделя. Хорош… дело два века живёт. Вчерашн… дня не воротишь. В согласн… стаде волк не страшен. Худ… сетью рыбы не наловишь. Бездонн… бочку водой не наполнишь. На остр… косу много откосу. В летн… ночь заря с зарёю сходится. В колюч… кустарнике не спрячешься.
Написание краткой формы прилагательного
№15. Образуйте от данных прилагательных краткие формы. Запишите словосочетания.
Образец: пахучий ландыш – ландыш пахуч.
Трескучий мороз, жгучий ветер, блестящий шпиль, могучий дуб, горячий кофе, шипучий напиток, колючий кустарник, свежий ветер.
Буквы Е и И в окончаниях глаголов.
№ 16. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1) Наползёт фиолетово-сизая туча, накро…т крышей хребет, раскин…т рваные лохмотья по склонам, нагон…т сумрак, вдруг примчит…ся ветер, заклубит, подним…т тучу, понесёт, сва…т по ту сторону гор, и белый, белый снег сверкнёт на вершине, брызн…т светом, и всё стан…т радостно, чисто, и солнце веселее засвет…т. 2) Зной пал…т и пыш..т. 3) Сумрак ночи к западу уход…т, серой мглой над чёрной пашней брод…т. 4) И ветер, ласковый и сонный, едва колебл…т паруса. 5) Но гром ударил; буря стон…т, и снасти рвёт, и мачту клон…т. 6) Наплакавшись, кол…т и руб…т дрова молодая вдова.
Мягкий знак после шипящих в глаголах.
№ 17. Спишите, вставляя пропущенные буквы.а…ся
1. Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несе…ся по ясной лазури, одна ты навод..ш… унылую тень, одна ты печал…ш… ликующий день. 2. Хмурыми осенними днями , когда не только не вид…ш…, но и не чувству..ш… солнца, забыва… о нём, - осенними днями не однажды случалось плутать в лесу. 3) Бывает, встан…ш… рано, выйд..ш… на росу, радость охватит, и тут решаеш…, что надо каждое утро так выходить.
-Тся и –ться в глаголах
№ 18. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1)Надо было торопи….ся. Километра через два д…лина вдруг стала сужива…ся. Начали попада…ся глинистые сланцы. 2) Ширина д…лины то суживае…ся метров до ста, то расш…ряе…ся более чем на километр.3) По хребту, поросшему лесом, надо идти всегда осторожно, надо часто останавлива…ся , осматрива….ся, иначе ле…ко сбит…ся с пути. 4) Равнина соприкасает…ся с г…рами. 5) Ночные тени стали жат…ся в кусты и овраги. 6)Короткий зимний день начинал смеркат…ся.
Не с глаголами.
№ 19. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
1)Двум смертям (не) бывать, а одной (не) миновать. 2 ) Г..ра с г..рой (не) сходит…ся, а человек с человеком всегда встретит…ся. 3) Кто (не) работа…т, тот (не) ест. 4) Видит око, да зуб (не) ймёт. 5) Лучше (не) досолить , чем пересолить. 6) В поле за ветром (не) угониш…ся. 7) Кто труда (не) боит…ся, того и лень сторонит…ся. 8) Хочеш… есть калачи - не сиди на печи. 9) Правда в огне (не) горит и в воде (не) тонет. 10) Новых друзей наживай, а старых (не) забывай. 11) Лёжа хлеба (не) добудешь.12.) Потчевать велено, а (не) волить грех.
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание
№20. Спишите словосочетания, укажите главное и зависимое слово.
Далеко живёт, говорил улыбаясь, читая книгу, синева неба, незаметно бросить, свежеиспечённый хлеб, видишь знакомого, подбрасывая мяч, наш завод, упасть навзничь.
№21. Из данных сочетаний слов выпишите только словосочетания, укажите вопрос, на который отвечает зависимое слово.
Прекрасное утро, города и сёла, папа работает, подбежать к дому, после занятий, любимый сад, выбрать профессию, аккуратно и красиво, хорошо учиться, стакан сока, урок кончился, благодаря поддержке, распорядок дня, явилось солнце, в сонной тишине, скрылось за рекою, лес шумит, укрыться от мороза.
Сложное предложение.
№22. Спишите, расставляя знаки препинания.
1) Тра..ка з..ленеет солнышко блестит ласточка с в…сною в сени к нам летит. 2) Уже румянит осень клёны а ельник зелен и тенист. 3) В воздухе стоял аромат душистых трав а с неба глядело ласковое летнее солнышко. 4) Поспевает брусника стали дни холоднее и от птичьего крика в сердце стало грустнее. Стаи птиц улетают прочь, за синее море. Все деревья блистают в разноцветном уборе. Солнце реже смеется, нет в цветах благовонья. Скоро осень проснется и заплачет спросонья. 5) Темно луна зашла в туманы чуть брезжит звёзд неверный свет чуть по росе приметный след ведёт за дальние курганы.
№23. Спишите, расставляя знаки препинания. Заключите в кружок союзы, соединяющие однородные члены предложения, и в квадрат – союзы, соединяющие части сложного предложения.
1) Начинало подмораживать и наши ноги беспрерывно разъезжались и скользили по обледеневшей земле. 2) Минут десять и хозяин и гость в молчании курили и за это время никто из них не проронил ни слова никому не хотелось начинать разговор. 3) Вдруг налетела буря с крупным и частым градом и проливным дождём и воздух превратился в белую водяную пыль. 4) Солнце садилось в травы в туманы и росы и шум поезда не мог заглушать птичьего щёлканья и перелива в кустах по сторонам полотна. 5) До самого заката спорили на пойме три дятла - кто сильнее всех даёт трель. Журавль взялся судить и начал кричать и другие тоже имели своё мнение и начали кричать и каждый старался громче и до того дошли судьи что вовсе забыли о дятлах которые смолкли перед вечерней зарёй.
Прямая речь и диалог.
№24. Спишите , расставляя знаки препинания.
1) Мой дед землю пахал с гордостью отвечал Базаров. 2) Пожар Пожар раздался внизу отчаянный крик. 3) А Балда приговаривал с укоризною не гонялся бы ты, поп, за дешевизною. 4) Наконец я ей сказал хочешь, пойдем прогуляться на вал. 5) Ты не ранен спросил я Дерсу. 6) Скорей скорей в город за лекарем кричал Владимир. 7) Лесть и трусость – самые дурные пороки громко промолвила Ася.
№25. Исправьте текст с помощью правильного выбора средств связи между предложениями, запишите.
У меня живёт кот. Кота зовут Пушок. Пушку сейчас два года. Пушок очен забавный. Пушок любит играть с мячом. Пушок ходит со мной на рыбалку. Пушку очень нравится свежая рыба.
Словосочетание и орфография
№ 26. Спишите, вставляя попущенные буквы, выделите приставки и корень.
Вп…сать, взл…теть, дон…сти, заг…родный, исх…дить, межнациональный, международный, настольный, на…кусить, наилу…ший, неп…движный, …бсудить, …б…звредить, открыть, пр…читать, подста…ка, прабабушка, предутренний, Приморье, пр….плыть, противоп…жарный, разв…сёлый, склеить, сверхзвуковой, усыпать, чрезмерный, приг…род, бе…зубый, с…автор.
№27. Спишите, выделите приставки там, где они есть.
1) Передовой, передоверить. 2) Подвинуть, подвинтить. 3) Вслушаться, вскипеть. 4) Расценка, растения. 5) Изобразить, изолировать. 6) Подоконник, подорожник. 7)Оперение, операция. 8) Простенок, простенький. 9) Законченный, законный. 10) Надрезать, надраить. 11) Разносить, разница. 12) прозрачный, прозаический. 13)Признанный, призовой. 14) Отрядить, отрясти. 15) Подворотня, подворье.
№28. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы и обозначая суффиксы.
Стр…итель, стартовать, п…чётный, …перировать, искристый, москвич, в…лжанин, ивушка, к…мический, стартовый, л…бединый, студентка, д..брота, практикант, …тличник, т…чило, м…лоток, сахарница, твердоватый, крос…овки, т…лёнок, м…ханик, м…ханизация, г…рловина, кр..визна, с…лач, сибиряк, б…тонщик, к…рмилица, варенье, пекарь, д…вчушка.
Способы образования слов.
№ 29. Сгруппируйте слова в зависимости от способа их образования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный, сложение основ, переход из одной части речи в другую.
Строитель, прилив, многомиллионный, спорткомплекс, набережная, самообслуживание, соседний, перевыполнить, сверхранний, безвозмездный, наименьший, дословный, механизатор, осинник, подосиновик, горец, столовая, пригород, пригородный, рабочий.
№30. Выпишите сначала слова с суффиксом – чик-, а потом с суффиксом -ик-, выделите суффиксы.
Зайчик, огурчик, перчик, разносчик, стульчик, ключик, мячик, переплётчик.
№31. Спишите слова, обозначьте приставку с- там, где она есть.
Сгибать, спать, сдача, скакать, сдуть, сквозь, сбить, скорый, скоблить, склонение, спица, спешка, сплетня, ссуда, ставить, сходить, сбегать, студить.
№32. От каждого из отрезка слов образуйте по два слова: с приставкой с- и с приставкой раз-.
…жечь, …бегаться,…двоенный, ….борный, ….говорчивый, …гибаться, ….двинуть, …бавить.
№33. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В каждом слове определите способ образования.
Бе…сердечный, ра…сказ, ра…вод, и…возчик чре…мерный, ра…серженный, ра…бег, во…ход, ра…ставание, и…пытание, ра…кат, бе…смертник, во…поминание.
№34. Выпишите в три столбика слова с приставками по-, под-,подо-.
Подорожник, пододеяльник, подоходный, подоить, подогрев, подождать, подозрение, подобрать, подолбить, подоконник.
№35. Спишите, выделите приставки в тех словах, где они есть.
Ворваться, воевать, добраться, домашний, ворох, подписать, порох, вогнать, доброта, доверить, подправить, сотрудник, соловей, поезд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки по русскому языку в 6 классе.
Эти тематические карточки позволяют проверить уровень усвоения материала по теме "Местоимение" и "Имя числительное". Развивают внимание и орфографическую зоркость на уроках русского языка....
карточки по русскому языку 5 класс
карточки по русскому языку...
Карточки по русскому языку для 5 класса
Карточки можно использовать для индивидуальной и дифференцированной работы на уроках и дома....
Банк карточек по русскому языку для 6-7 классов
Дидактический материал поможет учителю разнообразить работу на уроке, создать ситуацию успеха как сильным ученикам, так и слабым....
Карточки по русскому языку по теме "Предлог" в 7 классе
Материал позволит быстро проверить языковые компетенции обучающихся 7 класса по теме "Производные и непроизводные предлоги"...
Карточки по русскому языку 5 класс
Карточки по русскому языку . Орфография 5 класс...
Карточки по русскому языку для 7-8 классов
Представлены различные задания по лексике, морфемике, морфологии и синтаксису....