карточки по русскому языку 5 класс
тест по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ
1. Звуки и буквы.
Прочитайте слова, укажите случаи озвончения и оглушения согласных. Определите условия, при которых озвончаются и оглушаются согласные.
Отблеск, отдых, сбежать, сделать, сдобный, сжечь, косьба, молотьба, узкий, низкий, робкий, снег, образ, нож.
Придумайте или выпишите из орфографического словаря по пять слов, в которых перед б, г, д, ж звук с озвончается; в которых перед звуком д звук т озвончается, в которых звук д оглушается.
3. Звуки и буквы.
Выпишите слова, в которых произношение согласных не совпадает с написанием (буквы не совпадают со звуками). Эти согласные подчеркните.
Здание, сбор, стон, отголосок, откормить, мягкий, изредка, кормушка, кормежка, сбрасывать, просьба.
Сделайте фонетический разбор выделенного слова.
4. Звуки и буквы.
Запишите слова в 2 столбика: 1) буквы е, ё, ю, я обозначают один звук; 2) буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
Поле, подъезд, день, белье, ружье, юла, имя, ёж, лён, тюль, яблоко, поляна, пиявка, поёт, уют, люк, полёт.
Определите род выделенного слова.
5. Звуки и буквы.
Прочитайте и скажите, какими звуками различаются слова в каждой паре.
Лук - люк, труд - прут, угол - уголь, кот - рот, точка - дочка, ключ - клич, лес - лис, гора - кора, вал - вол.
6. Звуки и буквы.
Придумайте и запишите по три слова, в которых: а) количество букв и звуков одинаково; б) звуков больше, чем букв; в) букв больше, чем звуков.
7. Звуки и буквы.
Скажите, какой особенностью обладает звучание каждой пары слов; разберите звуковой состав слов и установите сходство и различие между ними.
Лен - ноль, шей - ешь, лед - толь, овин - нива, муж - шум; сел - съел, полю - полью, суди - судьи.
8. Звуки и буквы.
Спишите слова, над каждым из них поставьте ударение. В квадратных скобках обозначьте звуки, при произношении которых вы можете ошибиться.
Образец: кафе [фэ], депо [д'].
Кашне, модель, свитер, теннис, партер, шоссе, что, конечно, тема, скворечник, яичница, фонетика, музей, текст, чтобы, ателье, скучный.
9. Алфавит.
Запишите слова в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы.
Квартал, километр, алфавит, в..рота, м..г..зин, т..рты, д..суг, м..л..дежь, ц..мент, щавель, ф..рфор, п..ртфель, с.нтиметр, силос, предмет, углубить, столяр.
Расставьте ударения.
10. Различение орфограмм в словах.
Прочитайте. Сколько видов орфограмм здесь представлено? Спишите, группируя слова по орфограммам.
Те(н,нн)ис, во(?)зал, ма(т,ч)ч, ко(л,лл)екция, про(б,п)ка, сколь(з,с)кий, профе(с,сс)ия, по(?)черк, шо(с,сс)е, лес(?)ница, рю(?)зак, окрес(?)ность, фу(д,т)бол, хо(к,кк)ей, мес(?)ность, ю(б,п)ка.
11. Различение орфограмм в словах.
На какие правила пропущены буквы в данных ниже словах. Распределите слова по столбикам в зависимости от орфограммы.
Б..нокль, в..гон, стр..на, г..рбарий, г..родок, правление, г..мнастика, разв..зать, пов..рнуть, к..рзина, к.стюм, д.лина, ф..олетовый, с..лют.
12. Части слова.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте приставки и объясните их правописание.
Н.. ступила весна. Солнце с..гнало снег с полей. В п..ж..лтевшей прошлогодней тра..ке приглядывали свежие ярко-з.леные ст..бельки. На деревьях раскрывались почки и выпускали м.лоденькие листочки.
13. Части слова.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень в словах. Назовите самые маленькие корни и корни-великаны.
Бывать, заб..вать, д..вать, н.. д..вать, смывать, вянуть, т..нуть, за., вить.
Б..р..здить, в.хелить, говорить, г. л..дать, д..р..вянный, ж.лезный, интересный, л..карство, бесконечный.
Найдите слова, значение которых можно определить, только вставив пропущенную букву (например, с..деть (сидеть на стуле; волосы стали седеть).
14. Части слова.
Спишите, укажите, в какой части слова пропущены буквы. Обозначьте графически вставленные орфограммы.
Ч..хол, ра..дать, прол..вать, д..ллыть, и..жарить, лес(?)ница, ш..рстка, бе..вкусный, г..рой, бесцветный, в дорог.., свеж..го, расщедриться, под крыльц..м.
Фиолетовый, под(?)езд, г..тара, пр..хлада.
15. Части слова.
Спишите текст. Найдите слова с орфограммой «Буквы ы, и после ц» и обозначьте ее графически. Разберите эти слова по составу.
Есть слова, где ц в начале,
Где - в средине, где - в конце. Цапля ход..т по б..лоту,
Ждут в гн..зде ее птенц...
Цирк откроется в су(б,бб)оту, Вот приехали борц...
В цех явились на р..боту М.лодые кузнец...
В каждой строчке буква ц, Словно камушек в кольце.. . И в ц..плятах на крыльце , Тоже есть две буквы ц.
(Л. Дьяконов.)
16. Части слова.
Выпишите слова в следующей последовательности: 1) основа слова равна корню; 2) в основу входят корень и суффикс; 3)в основу входят все значимые части слова.
Цв.ты и лист(?)я прин.ли кр..сноватый .ттенок. Вдру.. брызнули з.л.тые лучи, и с.лнце п..к..залось над горизонтом.
(К. Г. Паустовский.)
• Каким словарем вы воспользуетесь в случае затруднения при распределении слов по группам?
17 Части слова.
Выразительно прочитайте тексты. Определите, в каком из них употребляются однокоренные слова, а в каком - формы слова.
Спишите, докажите, используя условные обозначения, правильность своего ответа.
I. Эту сказку ты прочтё,. Тихо, тихо, тихо... Жили-были серый еж
И его еж..ха. Серый еж был очень тих И еж..ха тоже, И р..бенок был у них - Очень тихий еж..к. Всей семьей идут гулять Ноч(?)ю вдоль д..рожек Еж-отец, еж..ха-мать И р..бенок еж..ик.
(С. Маршак.)
II. Два щ..нка щ..ка к щ..ке щ..плют щ..тку в уголке. Да у щ..тки п.ловой Палка есть над г.ловой. Палка щёлк щ..нков с плеча, Два щ..нка ушли в..рча.
(С. Михалков.)
Сделайте фонетический разбор выделенною слова.
18. Однокоренные слова.
Расположите однокоренные слова в соответствии с последовательностью их образования друг от друга.
Образец: человек — человечный — человечность.
1) Колючка, колоть, колючий; 2) следовать, след, последовать, непоследовательный, последовательный, непоследовательность;
- размораживать, мороз, морозить, размораживание, разморозить;
- преподнести, нести, поднести, преподнесение.
Сделайте словообразовательный разбор выделенного слова.
19. Однокоренные слова.
От какого слова образована каждая группа слов? Запишите те слова, которые образованы суффиксальным способом, разберите их по составу.
- Снегоуборка, снежок, снежинка, подснежник, снегурка, снегопад, снежный.
- Полукруг, кружок, круговой, кружить, круговорот, округ,
круглый.
- Голосить, голосовать, подголосок, голосистый, голосище, голосок.
- Носатый, носовой, носок, носик, переносица, носишко.
20. Части речи.
Спишите текст. Укажите известные вам самостоятельные части речи. Предлоги заключите в кружки, союзы - в прямоугольники.
С добрым утром!
Задр..мали звезды з..л..тые, Задр..жало зеркало затона, Брезж.лг свет на заводи речные И румян..т сетку небосклона.
Улыбнулись сонные б..резки, Растрепали шелковые косы. 111..л..стят зеленые сережки, И г..рят с.ребряные росы.
(С. Есенин.)
Выпишите слова с пропусками, обозначая условия выбора вставленных бук».
21. Части речи.
Выпишите из текста последовательно имена существительные, имена прилагательные, глаголы, ставя их в начальную форму.
Высоко поднялся и белеет Полумесяц в бледных небесах. Сумрак ночи прячется в лесах. Из долин зеленых утром веет...
Выйди в небо, солнце, без ненастья, Возродися в блеске и тепле, Возвести опять по всей земле, Что вся жизнь - день радости и счастья! (И. А. Бунин)
Сделайте морфологический разбор выделенных слов.
22. Части речи.
Спишите текст, указывая в скобках после существительных и прилагательных род, число, после глаголов - вид, время, спряжение.
Осеннее утро
Листик за листиком падают с липы на крышу. День открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке вместе с перелетными птичками.
Стоиш(?) на берегу, ладонь к сердцу приложиш(?) и вместе с птичками и листьями куда-то летиш(?).
Так долго день пробуждает(?)ся, что, когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета.
(По М. М. Пришвину.)
Назовите виды орфограмм в словах со скобками.
23. Словосочетание.
Образуйте словосочетания, запишите их; назовите словосочетания, в которых зависимое слово с главным связывается предлогом и окончанием.
Теплая, ветер; привязать, дерево; скакать, трава; звонкое, смех; свежая, линь; лежать, песок; заглянуть, щелка; встретить, друг; встретиться, друг.
24. Словосочетание.
Прочитайте текст, выпишите по пять словосочетаний: «глагол + существительное», «существительное + прилагательное».
Каждому дереву своя цена! Нанесет ветерком, и за версту ус лышишь, как цветет липа! Незримая река медового аромата льется от нее по яркому июльскому разнотравью.
В тихую погоду несметное количество пчел слетается сюда на работу. Старое дерево гудит пчелами, мелькающими среди цветов и листьев. С одной липы больше собирается меда, чем с гектара цветов гречихи.
(В. Солоухин.)
25. Словосочетание.
Прочитайте. Какие из данных пар слов не являются словосочетаниями? Почему?
Выйти на улицу, утро и вечер, начать заниматься, бежать и остановиться, голубое озеро; ранний рассвет; подойти к озеру; деревья и кусты; прохладный ветерок; остановиться и ждать.
26.Словосочетание.
Прочитайте предложения. Выпишите из них словосочетания с глаголами вынести, ездить, сообщить. На какой вопрос отвечает существительное с предлогом, в каком падеже оно стоит?
На лето цветы в вазонах вынесли во двор. Каждое лето мы всей семьей ездим отдыхать к бабушке. Учитель музыки ездит к нам из города. Мы с другом любим ездить в ближний лес за грибами. Костя спешил сообщить товарищам об увиденном. Ребята решили рассказать об увиденном тренеру.
27. Предложение.
Спишите, определяя границы предложений. Расставьте знаки препинания.
Дятел
Кто это барабанит в лесу так громко что это за барабанщик такой вот он прилетел на сосну когтями в кору вцепился хвостом снизу подперся и застучал клювом как он только не устанет
(По Е. Чарушину.)
Выделенное слово разберите по составу.
28. Предложение.
Прочитайте предложения. Подумайте, являются ли они текстом? Переставьте их так, чтобы у вас получился текст. Озаглавьте его. При создании текста следите за тем, чтобы в рядом стоящих предложениях не повторялись одни и те же слова. Обратите внимание и запомните произношение выделенных слов.
Шли долго и очень устали. Мы пошли на экскурсию. На берегу реки росло много разных деревьев. Вдруг едет грузовик: мы попросили шофёра подвезти нас к реке. Мы с девочками побежали за хворостом для костра. Когда мы возвращались с вязанкой хвороста, то увидели вербу. Я сказала: «Наверное, нет красивее этой вербы». Она была очень красивая. Ее ветви свисали к самой воде.
- Найдите сложные предложения и выделите в них грамматические основы.
- Сделайте синтаксический разбор 3-го предложения.
29. Предложение.
Найдите и исправьте ошибки в предложениях.
1) Я хочу рассказать за новую книгу. 2) В этом рассказе рассказывается про жизнь лесных животных. 3) В автобусе водитель просил оплатить за проезд. 4) Скажите, или вы знаете правила уличного движения. 5) Дерево отражалося в воде. 6) Мой друг всегда готов выручить меня с беды. 7) Хоть и очень интересно в спортивном лагере, я в конце смены скучаю за домом.
30. Предложение
Озаглавьте текст, определите его основную мысль. Спишите, расставляя знаки препинания.
Наша жизнь тесно связана с природой. Природа дает нам пи-_ одежду жилище. Из земли мы добываем ископаемые на полях выращиваем урожай. В лесу заготовляем древесину пушнину ягоды грибы.
Природа украшает нашу жизнь. Она несет нам много радости. С каким удовольствием слушаем мы пение птиц журчание ручейка! Как любуемся простором полей зеркальной гладью рек. Хороша наша природа!
(По 3. Клепининой.)
• Из второго абзаца выпишите словосочетания «существительное + существительное» и «существительное + прилагательное» и определите в них падеж зависимых слов.
31. Прямая речь.
Спишите, расставляя знаки препинания.
Сыновья
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой Мой сыночек ловок да силен, никто с ним не сладит. А мой поет, как соловей говорит другая. А третья молчит. Что же ты про своего сына не скажешь спрашивают ее соседки. Ничего в нем особенного нету отвечает им женщина.
Набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок - за ними. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один колесом ходит. Другой песню поет соловьем заливается. А третий к матери подбежал взял у нее ведра тяжелые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка Каковы наши сыновья?
А где же они? Я только одного сына вижу! ответил им старик.
(По В. Осеевой.)
• Постройте схему последнего предложения.
32. Прямая речь.
Выпишите из текста предложения с прямой речью. Расставьте знаки препинания.
На берегу реки
Юра и Толя шли неподалеку от берега реки. Толя сказал Интересно, как это совершаются подвиги Я очень хотел бы совершить какой-нибудь подвиг. А я об этом даже не думаю... ответил Юра.
С реки донеслись отчаянные крики о помощи. Оба мальчика помчались на зов. Юра на ходу сбросил туфли отшвырнул в сторону книги и бросился в воду. Л Толя бегал по берегу и кричал Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?
Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.
(По В. Осеевой.) • Сделайте фонетический разбор выделенного слова.
33. Прямая речь.
Спишите, расставляя знаки препинания. Постройте схемы предложений.
1) Константин Георгиевич Паустовский писал Для всего, что существу..т в природе, в русском языке есть в..ликое множество хороших слов и названий. 2) Обращаться с языком кое-как - значит и мысл.лъ кое-как: неточно приблизительно неверно говорил Алексей Николаевич Толстой.
• Какие правила надо вспомнить, чтобы вставить пропущенные буквы?
34. Диалог.
Запишите тексты рассказов с учетом знаков препинания при диалоге.
I. У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя
пришла к чижу. Пора тебе, чиж, петь. Пусти меня на волю, на воле
буду весь день петь.
(Л. Н. Толстой.)
II. Старик сажал яблони. Ему сказали Зачем тебе эти яблони?
Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка. Ста
рик сказал Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.
(Л. Н. Толстой.)
35. Диалог.
Спишите, расставляя знаки препинания.
В одной из древних легенд рассказывается, как однажды бас-писец Эзоп встретил в поле путешественника, который спросил у его, далеко ли до ближайшей деревни.
Иди сказал ему Эзоп.
Я и сам знаю, что нужно идти, но скажи мне, когда я приду туда.
Иди настаивал Эзоп.
Наверное, это сумасшедший подумал путешественник и пошел дальше.
Через несколько минут Эзоп крикнул ему:
Ты будешь там через два часа.
Почему же ты не ответил сразу на мой вопрос?
Потому что я не знал, как ты ходишь ответил Эзоп.
• Найдите в тексте одушевленные существительные и подчеркните их как
члены предложения.
37. Диалог.
Запишите текст в форме диалога. Расставьте знаки препинания.
Увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку Вот уха будет сладка!
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом Емеля отпусти . меня в воду, я тебе пригожусь.
А Емеля смеется На что ты мне пригодишься? Нет, понесу те-бя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
Щука взмолилась опять Емеля Емеля опусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.
• Найдите в тексте обращения и расскажите о них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки по русскому языку в 6 классе.
Эти тематические карточки позволяют проверить уровень усвоения материала по теме "Местоимение" и "Имя числительное". Развивают внимание и орфографическую зоркость на уроках русского языка....
Карточки по русскому языку для 5 класса
Карточки можно использовать для индивидуальной и дифференцированной работы на уроках и дома....
Банк карточек по русскому языку для 6-7 классов
Дидактический материал поможет учителю разнообразить работу на уроке, создать ситуацию успеха как сильным ученикам, так и слабым....
Карточки по русскому языку по теме "Предлог" в 7 классе
Материал позволит быстро проверить языковые компетенции обучающихся 7 класса по теме "Производные и непроизводные предлоги"...
Карточки по русскому языку 5 класс
Карточки по русскому языку . Орфография 5 класс...
Карточки по русскому языку для 7-8 классов
Представлены различные задания по лексике, морфемике, морфологии и синтаксису....
карточки по русскому языку 5-7 класс
карточки по русскому языку 5- 7 класс...