Внеклассное мероприятие (факультатив) в 5-м классе по теме "Фразеологизмы"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему "Фразеологизмы. Внеклассное мероприятие (факультатив) в 5-м классе".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеклассное мероприятие (факультатив) в 5-м классе по теме «Фразеологизмы» подготовила презентацию методист Джаббарова Л.Р.

Слайд 2

Цели : закрепить знания о фразеологизмах, полученные на уроке русского языка по теме «Фразеологизмы»; продолжить расширение словарного запаса учащихся за счет диалектных фразеологизмов из Псковского областного словаря с историческими данными.

Слайд 3

Основные этапы работы : 1. Вступительное слово учителя Учитель : На уроке мы с вами познакомились с понятием «фразеологизмы». Кто может определить это понятие? Приведите примеры фразеологизмов, которые вам запомнились. А кто может привести примеры диалектных фразеологизмов ? Вероятно, вы обратили внимание, что во многих фразеологизмах встречается упоминание частей тела и органов человека . Сейчас мы проведем языковую игру с такими фразеологизмами.

Слайд 4

Языковая игра ( проводится в форме беседы ) Учитель предлагает ученикам вспомнить фразеологизмы, в которых упоминаются части тела и органы человека . Ученики называют фразеологизмы и излагают свое понимание их значения. Учитель комментирует сказанное, внося свои коррективы и дополнения.

Слайд 5

Нос В устойчивых словосочетаниях с носом связывается, прежде всего, представление о чем-то небольшом , коротком . Вспомним сказку про Колобка. Когда Лисице нужно было, чтобы Колобок попал в сферу ее досягаемости, стал ближе, она просит его сесть к ней на нос. Эта идея близости лежит в основе таких фразеологизмов, как нос к носу , на носу (так говорят о чем-то, что вот-вот должно наступить), под самым носом или из-под самого носа , с гулькин нос ( гулька – это голубь, клюв у голубя маленький), не видеть дальше собственного носа, бурчать под нос. Нос воротят , когда что-либо не нравится, вешают (вместе с головой), если сильно расстраиваются, приходят в отчаяние, задирают , когда неоправданно чем-нибудь гордятся, похваляются. Если кого-то просят не совать нос не в свое дело , то таким образом ему хотят показать, что он чересчур, не к месту любопытен, вмешивается в то, во что не следует. Нос весьма удобен, чтобы за него водить (когда так говорят, то имеют в виду, что обладателя этого носа обманывают, дурачат), чтобы его утирать (если удалось кого-то превзойти, то говорят, что ему утерли нос ).

Слайд 6

Язык С языком связывается представление о способности говорить, общаться. Идея говорения (или, наоборот, молчания ) прослеживается во многих фразеологизмах со словом « язык» . Если человек болтлив, то говорят, что у него язык без костей . Если же болтун в придачу любит рассказывать чужие секреты, то у него слишком длинный язык. Такому человеку можно посоветовать, чтобы он не распускал язык , держал его за зубами , а то и вовсе прикусил его . В тяжелых случаях можно болтуну язык и укоротить . Любители болтать чешут языком попусту. Однако бегло, свободно говорить очень часто бывает просто необходимо. Про человека, обладающего этим умением, скажут, что у него язык хорошо подвешен. Впрочем, даже у таких ораторов от волнения язык может прилипнуть к гортани . Бывает, что человека никак не удается втянуть в беседу. Сидит себе, молчит, – как будто язык проглотил . Отчаиваться в таких случаях не стоит. Может быть, язык у него еще развяжется ? Иногда хочется сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации. Если все-таки ненужное слово срывается с языка , то человек потом может расстроиться : «И кто меня за язык тянул ? Черт дернул сказать !»

Слайд 7

Ухо Слово ухо входит во фразеологизмы, так или иначе связанные со слухом . Слушать во все уши , – значит, слушать внимательно; противоположным значением обладают выражения слушать вполуха или краем уха . Если человек напряженно ждет опасности, говорят, что он держит ухо востро . Вострый – старая форма слова острый . Вы, наверное, замечали, что собаки поднимают уши, когда прислушиваются? Уши принимают заостренную форму. Отсюда возник фразеологизм навострить уши . Впрочем, уши можно и развесить – так говорят про человека, слушающего кого-либо чересчур доверчиво. Грубые слова действуют, прежде всего, на уши. Они режут уши , уши от них вянут . Поэтому нужно всячески щадить уши других людей и не употреблять в речи грубых, резких выражений. Из всего выше сказанного заметим, что во многих устойчивых выражениях слово уши обозначает скорее не орган слуха, а только наружную его часть (именно за эти уши таскают, поздравляя с днем рождения). Про человека, который никогда не получит желаемого, говорят, что ему не видать этого как своих ушей . По уши погружается во что-то человек в том случае, если всецело поглощен каким-либо занятием. По уши можно быть и в долгах , – если долгов очень много. Когда человек сильно смущен, говорят, что он покраснел до ушей .

Слайд 8

Зуб В русском языке среди устойчивых выражений заметна группа фразеологизмов, в которой зубы выступают как своего рода орудие защиты или нападения, угрозы . Если кто-то замышляет вылазку против своего недруга, хочет ему навредить, то говорят, что он точит или имеет на него зуб . На вооруженного до зубов человека нападать опасно, поскольку он может дать достойный отпор, или, по-другому, оказаться нападающему не по зубам . Впрочем, если заговорить ему зубы , отвлечь его внимание, то победить его удастся. Показывать зубы , – значит, демонстрировать свою злобную натуру, желание враждовать. Используется слово зуб и во фразеологизмах, обозначающих различные плачевные состояния человека . Если он сильно замерз, то говорят, что у него зуб на зуб не попадает . Когда в доме не остается еды, то зубы можно класть на полку – все равно не пригодятся, раз нечего жевать. Впрочем, можно поступить и по-другому – стиснуть зубы и, не унывая, не отчаиваясь, начать борьбу с судьбой. В псковских говорах есть фразеологизмы со словом «зубы», не получившие распространения в литературном языке: Зубы выставлять. Дерзить, грубить, огрызаться. А ты не скачы и зубы не выставляй. ( Себ .). Зубы сжомшы . Преодолевая нежелание. А што ми с её малака , анна мне даёт ево зубы зжомшы . ( Остр .). Зубы голы у кого. О том, кто склонен насмехаться, зубоскалить. Стояли трое у церквы , улыбались – пушьшай сибе , если зубы голы. ( Печ .).

Слайд 9

Рот, губы Слово рот входит в целый ряд фразеологизмов, значения которых связаны с процессом говорения. Про невнятно говорящего человека скажут, что у него каша во рту. Заткнуть кому-то рот , – значит, не дать ему говорить. А вот набрать в рот воды – это замолчать самому. Широко открытый рот – признак удивления. «Чего рот разинул ?» – спрашивают человека, застывшего в изумлении перед чем-нибудь, поразившим его воображение Через рот в организм человека поступает пища – ряд устойчивых выражений указывает на эту функцию рта. Если еда приготовлена невкусно, то ее в рот не возьмешь . Маковой росинки во рту не было, – значит, человек уже давно не ел, и его нужно срочно покормить. Со словом губа фразеологизмов немного. Про обидевшегося человека скажут, что он надул губы . Если хотят показать, что кто-то еще молод и неопытен, то говорят, что у него молоко на губах не обсохло . Про человека, умеющего выбирать самое лучшее, скажут, что у него губа не дура . Интересные фразеологизмы со словом «губа» встречаются в псковских говорах. Губу отвесить. Обидевшись, нахмуриться, надуться. Чуть што яму скажыш паперёк , он сразу губу атвеси . ( Печ .). Губы распустить. Придать лицу плаксивое выражение. Што губы-то распустил, грибаха ? ( Порх .).

Слайд 10

Грудь, спина Смелый человек всегда встречает опасность грудью. Встать грудью – значит, мужественно биться, защищая что-то дорогое. Грудью можно прокладывать себе дорогу в жизни – так происходит, когда человек добивается всего упорным трудом, преодолевает все выпавшие ему трудности. В псковских говорах встречается еще одно значение фразеологизма со словом «грудь»: Ходить грудью. Ходить гордо, с выпяченной грудью, не уступая дороги. А те, каторыи харашо жыли , ходили грудью на ярманке . ( Пыт .). Слова грудь и спина входят в противоположно окрашенные фразеологизмы. Если же повернуться к кому-нибудь спиной , то это означает, что кого-то покидают, оставляют на произвол судьбы. Не является доблестью также прятанье во время опасности за чужую спину . Нож в спину всаживает трус, предатель, боящийся биться с противником в честном бою. Гнут спину обычно перед тем, кто сильнее и могущественнее, но так поступают лишь слабые, трусливые люди. Впрочем, есть со словом спина и положительно окрашенный фразеологизм – не разгибая спины . Он означает прилежно, усердно. Им можно похвалить примерно работающего человека.

Слайд 11

Групповые задания Учитель: Теперь мы с вами продолжим играть, но уже в группах. Каждая группа получает свое задание и выполняет его письменно. Посмотрим, какая группа справится с заданием быстрее.

Слайд 12

1 ) Игра “Четвертый лишний ” Из 4 фразеологизмов выделить “ лишний ”, т.е. тот, который не соответствует общему значению остальных фразеологизмов. Записать только 3. Карточка для первой группы Хоть пруд пруди. Кот наплакал. Тьма-тьмущая. Яблоку негде упасть. Карточка для второй группы Во все лопатки. Сломя голову. Черепашьим шагом. В мгновенье ока. Карточка для третьей группы Слово в слово. Тютелька в тютельку. Вилами на воде писано. Комар носа не подточит.

Слайд 13

2) Игра “Фразеологический зверинец ” С помощью рисованных подсказок дети должны правильно расставить слова в своих карточках и записать их . Карточка для первой группы Голоден как… Хитер как… Надут как … Драчлив как… Карточка для второй группы Нем как… Труслив как… Упрям как… Грязный как… Карточка для третьей группы Изворотлив как… Болтлив как… Колючий как… Важный как…

Слайд 14

Коллективное задание Учитель : А теперь задание для всех. К нам в город прилетела Баба - Яга и перепутала все фразеологизмы. Попытаемся все исправить. Задание: распределить фразеологизмы по значению: 1) “бездельничать” 2) “ обманывать” 3) “быстро”. Сломя гол.. ву , с...деть сл .. жа руки, вт..рать оч (?) ки , корчить лодыря, бить баклуши, в.. дить (за) нос, (во) весь дух, вв... дить в заблуждение, со всех но( г,к ).

Слайд 15

Подведение итогов Учитель : Какие новые фразеологизмы вам запомнились? Посмотрим, какая группа назовет больше фразеологизмов за две минуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии в 8 классах «Химический эрудикон»

Внеклассное мероприятие для восьмиклассников развивает познавательный и позитивный интерес к предмету химии, а также позволяет определить уровень и глубину знаний. Игра в форме игры вертушки. Кома...

Внеклассное мероприятие для обучающихся 8-х классов по физике "Крестики , нолики"

Представленная работа содержит материал по организации и проведению предметной недели естествознания. Принцип игры «Крестики, нолики». Играют две команды, они выполняют задания конкурсов, получа...

Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе "Физика за чашкой чая"

Наука – дочь удивления и любопытства. Так сказал один мудрец, поэтому иногда парадоксальные вопросы вызывают наше удивление, заставляют нас думать, а самое главное – привлекают внимание, способствуют ...

Внеклассное мероприятие по математике для 6 класса.

Внеклассное мероприятие по математике для 6 класса, позволяющее привить интерес учащихся к математике и развить их творческие способности. Данное занятие можно провести на неделе математики. В процесс...

Математическая велогонка для 5 класса ( внеклассное мероприятие по математике в 5 классе)

Данное мероприятие содержит пояснительную записку,включающую в себя ход игры, приложения, ответы на вопросы для жюри, а также презентацию по теме....