Внеклассное мероприятие (факультатив) в 5-м классе по теме "Фразеологизмы"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему "Фразеологизмы. Внеклассное мероприятие (факультатив) в 5-м классе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-м классе "Фразеологизмы" | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели : закрепить знания о фразеологизмах, полученные на уроке русского языка по теме «Фразеологизмы»; продолжить расширение словарного запаса учащихся за счет диалектных фразеологизмов из Псковского областного словаря с историческими данными.
Основные этапы работы : 1. Вступительное слово учителя Учитель : На уроке мы с вами познакомились с понятием «фразеологизмы». Кто может определить это понятие? Приведите примеры фразеологизмов, которые вам запомнились. А кто может привести примеры диалектных фразеологизмов ? Вероятно, вы обратили внимание, что во многих фразеологизмах встречается упоминание частей тела и органов человека . Сейчас мы проведем языковую игру с такими фразеологизмами.
Языковая игра ( проводится в форме беседы ) Учитель предлагает ученикам вспомнить фразеологизмы, в которых упоминаются части тела и органы человека . Ученики называют фразеологизмы и излагают свое понимание их значения. Учитель комментирует сказанное, внося свои коррективы и дополнения.
Нос В устойчивых словосочетаниях с носом связывается, прежде всего, представление о чем-то небольшом , коротком . Вспомним сказку про Колобка. Когда Лисице нужно было, чтобы Колобок попал в сферу ее досягаемости, стал ближе, она просит его сесть к ней на нос. Эта идея близости лежит в основе таких фразеологизмов, как нос к носу , на носу (так говорят о чем-то, что вот-вот должно наступить), под самым носом или из-под самого носа , с гулькин нос ( гулька – это голубь, клюв у голубя маленький), не видеть дальше собственного носа, бурчать под нос. Нос воротят , когда что-либо не нравится, вешают (вместе с головой), если сильно расстраиваются, приходят в отчаяние, задирают , когда неоправданно чем-нибудь гордятся, похваляются. Если кого-то просят не совать нос не в свое дело , то таким образом ему хотят показать, что он чересчур, не к месту любопытен, вмешивается в то, во что не следует. Нос весьма удобен, чтобы за него водить (когда так говорят, то имеют в виду, что обладателя этого носа обманывают, дурачат), чтобы его утирать (если удалось кого-то превзойти, то говорят, что ему утерли нос ).
Язык С языком связывается представление о способности говорить, общаться. Идея говорения (или, наоборот, молчания ) прослеживается во многих фразеологизмах со словом « язык» . Если человек болтлив, то говорят, что у него язык без костей . Если же болтун в придачу любит рассказывать чужие секреты, то у него слишком длинный язык. Такому человеку можно посоветовать, чтобы он не распускал язык , держал его за зубами , а то и вовсе прикусил его . В тяжелых случаях можно болтуну язык и укоротить . Любители болтать чешут языком попусту. Однако бегло, свободно говорить очень часто бывает просто необходимо. Про человека, обладающего этим умением, скажут, что у него язык хорошо подвешен. Впрочем, даже у таких ораторов от волнения язык может прилипнуть к гортани . Бывает, что человека никак не удается втянуть в беседу. Сидит себе, молчит, – как будто язык проглотил . Отчаиваться в таких случаях не стоит. Может быть, язык у него еще развяжется ? Иногда хочется сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации. Если все-таки ненужное слово срывается с языка , то человек потом может расстроиться : «И кто меня за язык тянул ? Черт дернул сказать !»
Ухо Слово ухо входит во фразеологизмы, так или иначе связанные со слухом . Слушать во все уши , – значит, слушать внимательно; противоположным значением обладают выражения слушать вполуха или краем уха . Если человек напряженно ждет опасности, говорят, что он держит ухо востро . Вострый – старая форма слова острый . Вы, наверное, замечали, что собаки поднимают уши, когда прислушиваются? Уши принимают заостренную форму. Отсюда возник фразеологизм навострить уши . Впрочем, уши можно и развесить – так говорят про человека, слушающего кого-либо чересчур доверчиво. Грубые слова действуют, прежде всего, на уши. Они режут уши , уши от них вянут . Поэтому нужно всячески щадить уши других людей и не употреблять в речи грубых, резких выражений. Из всего выше сказанного заметим, что во многих устойчивых выражениях слово уши обозначает скорее не орган слуха, а только наружную его часть (именно за эти уши таскают, поздравляя с днем рождения). Про человека, который никогда не получит желаемого, говорят, что ему не видать этого как своих ушей . По уши погружается во что-то человек в том случае, если всецело поглощен каким-либо занятием. По уши можно быть и в долгах , – если долгов очень много. Когда человек сильно смущен, говорят, что он покраснел до ушей .
Зуб В русском языке среди устойчивых выражений заметна группа фразеологизмов, в которой зубы выступают как своего рода орудие защиты или нападения, угрозы . Если кто-то замышляет вылазку против своего недруга, хочет ему навредить, то говорят, что он точит или имеет на него зуб . На вооруженного до зубов человека нападать опасно, поскольку он может дать достойный отпор, или, по-другому, оказаться нападающему не по зубам . Впрочем, если заговорить ему зубы , отвлечь его внимание, то победить его удастся. Показывать зубы , – значит, демонстрировать свою злобную натуру, желание враждовать. Используется слово зуб и во фразеологизмах, обозначающих различные плачевные состояния человека . Если он сильно замерз, то говорят, что у него зуб на зуб не попадает . Когда в доме не остается еды, то зубы можно класть на полку – все равно не пригодятся, раз нечего жевать. Впрочем, можно поступить и по-другому – стиснуть зубы и, не унывая, не отчаиваясь, начать борьбу с судьбой. В псковских говорах есть фразеологизмы со словом «зубы», не получившие распространения в литературном языке: Зубы выставлять. Дерзить, грубить, огрызаться. А ты не скачы и зубы не выставляй. ( Себ .). Зубы сжомшы . Преодолевая нежелание. А што ми с её малака , анна мне даёт ево зубы зжомшы . ( Остр .). Зубы голы у кого. О том, кто склонен насмехаться, зубоскалить. Стояли трое у церквы , улыбались – пушьшай сибе , если зубы голы. ( Печ .).
Рот, губы Слово рот входит в целый ряд фразеологизмов, значения которых связаны с процессом говорения. Про невнятно говорящего человека скажут, что у него каша во рту. Заткнуть кому-то рот , – значит, не дать ему говорить. А вот набрать в рот воды – это замолчать самому. Широко открытый рот – признак удивления. «Чего рот разинул ?» – спрашивают человека, застывшего в изумлении перед чем-нибудь, поразившим его воображение Через рот в организм человека поступает пища – ряд устойчивых выражений указывает на эту функцию рта. Если еда приготовлена невкусно, то ее в рот не возьмешь . Маковой росинки во рту не было, – значит, человек уже давно не ел, и его нужно срочно покормить. Со словом губа фразеологизмов немного. Про обидевшегося человека скажут, что он надул губы . Если хотят показать, что кто-то еще молод и неопытен, то говорят, что у него молоко на губах не обсохло . Про человека, умеющего выбирать самое лучшее, скажут, что у него губа не дура . Интересные фразеологизмы со словом «губа» встречаются в псковских говорах. Губу отвесить. Обидевшись, нахмуриться, надуться. Чуть што яму скажыш паперёк , он сразу губу атвеси . ( Печ .). Губы распустить. Придать лицу плаксивое выражение. Што губы-то распустил, грибаха ? ( Порх .).
Грудь, спина Смелый человек всегда встречает опасность грудью. Встать грудью – значит, мужественно биться, защищая что-то дорогое. Грудью можно прокладывать себе дорогу в жизни – так происходит, когда человек добивается всего упорным трудом, преодолевает все выпавшие ему трудности. В псковских говорах встречается еще одно значение фразеологизма со словом «грудь»: Ходить грудью. Ходить гордо, с выпяченной грудью, не уступая дороги. А те, каторыи харашо жыли , ходили грудью на ярманке . ( Пыт .). Слова грудь и спина входят в противоположно окрашенные фразеологизмы. Если же повернуться к кому-нибудь спиной , то это означает, что кого-то покидают, оставляют на произвол судьбы. Не является доблестью также прятанье во время опасности за чужую спину . Нож в спину всаживает трус, предатель, боящийся биться с противником в честном бою. Гнут спину обычно перед тем, кто сильнее и могущественнее, но так поступают лишь слабые, трусливые люди. Впрочем, есть со словом спина и положительно окрашенный фразеологизм – не разгибая спины . Он означает прилежно, усердно. Им можно похвалить примерно работающего человека.
Групповые задания Учитель: Теперь мы с вами продолжим играть, но уже в группах. Каждая группа получает свое задание и выполняет его письменно. Посмотрим, какая группа справится с заданием быстрее.
1 ) Игра “Четвертый лишний ” Из 4 фразеологизмов выделить “ лишний ”, т.е. тот, который не соответствует общему значению остальных фразеологизмов. Записать только 3. Карточка для первой группы Хоть пруд пруди. Кот наплакал. Тьма-тьмущая. Яблоку негде упасть. Карточка для второй группы Во все лопатки. Сломя голову. Черепашьим шагом. В мгновенье ока. Карточка для третьей группы Слово в слово. Тютелька в тютельку. Вилами на воде писано. Комар носа не подточит.
2) Игра “Фразеологический зверинец ” С помощью рисованных подсказок дети должны правильно расставить слова в своих карточках и записать их . Карточка для первой группы Голоден как… Хитер как… Надут как … Драчлив как… Карточка для второй группы Нем как… Труслив как… Упрям как… Грязный как… Карточка для третьей группы Изворотлив как… Болтлив как… Колючий как… Важный как…
Коллективное задание Учитель : А теперь задание для всех. К нам в город прилетела Баба - Яга и перепутала все фразеологизмы. Попытаемся все исправить. Задание: распределить фразеологизмы по значению: 1) “бездельничать” 2) “ обманывать” 3) “быстро”. Сломя гол.. ву , с...деть сл .. жа руки, вт..рать оч (?) ки , корчить лодыря, бить баклуши, в.. дить (за) нос, (во) весь дух, вв... дить в заблуждение, со всех но( г,к ).
Подведение итогов Учитель : Какие новые фразеологизмы вам запомнились? Посмотрим, какая группа назовет больше фразеологизмов за две минуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по химии в 8 классах «Химический эрудикон»
Внеклассное мероприятие для восьмиклассников развивает познавательный и позитивный интерес к предмету химии, а также позволяет определить уровень и глубину знаний. Игра в форме игры вертушки. Кома...
Внеклассное мероприятие для обучающихся 8-х классов по физике "Крестики , нолики"
Представленная работа содержит материал по организации и проведению предметной недели естествознания. Принцип игры «Крестики, нолики». Играют две команды, они выполняют задания конкурсов, получа...
Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе "Физика за чашкой чая"
Наука – дочь удивления и любопытства. Так сказал один мудрец, поэтому иногда парадоксальные вопросы вызывают наше удивление, заставляют нас думать, а самое главное – привлекают внимание, способствуют ...
Внеклассное мероприятие по математике для 6 класса.
Внеклассное мероприятие по математике для 6 класса, позволяющее привить интерес учащихся к математике и развить их творческие способности. Данное занятие можно провести на неделе математики. В процесс...
Сценарий внеклассного мероприятия по алгебре в 7 классе "В мире чисел"
Внеклассное мероприятие для 7 классов....
Математическая велогонка для 5 класса ( внеклассное мероприятие по математике в 5 классе)
Данное мероприятие содержит пояснительную записку,включающую в себя ход игры, приложения, ответы на вопросы для жюри, а также презентацию по теме....