Викторина по русскому языку 8 класс.
материал по русскому языку (5 класс)

Викторина "Знай и люби русский язык" по русскому языку для 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_russkomu_yazyku_8_klass.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по русскому языку «Знай и люби русский язык!»

Цель: Расширение кругозора учащихся, развитие познавательных интересов, тренировка логического мышления, развитие широкой эрудиции, увеличение словарного запаса.

Ребята, сегодня мы с вами собрались на праздник, который имеет необычное название: "ВИКТОРИНА". Кто из вас может объяснить, что означает это слово?

Викторина - это, когда ведущий задает вопросы, а дети отвечают на них.

Правильно, а точнее, это игра в ответы на вопросы, объединенные одной темой. Сегодня мы с вами будем отвечать на вопросы по русскому языку и чтению.

1. Прочитать стихотворение К.Чуковского. Разделить его на предложения, поставить, где надо, точки.

В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова.

2.   Исправьте ошибки в стихотворении  

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хочем»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюллетень»,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит цельный день».

В. Масс, М. Червинский

3.  Доскажи фразеологизм

А) Дружнее этих двух ребят

На  свете не найдешь.

О них обычно говорят:

(«Водой не разольешь»)

Б) Мы исходили городок

Буквально ( вдоль и поперек)

В) И так  устали мы в дороге,

Что еле  волочили ноги.

Фальшивят, путают слова,

Поют (кто в лес, кто по дрова)

Г) Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь (медвежью услугу)

Внимание!

Ждёт вас новое испытание.

Ох, и трудное предстоит вам задание!

Пассивных сейчас быть не должно-

Помните: «Один за всех, и все за одного!»   

4. «НАЙДИ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ»

Человеческое слово…                                    по полёту.

Видно птицу…                                                   острее стрелы.

Речи что мёд,  …                                                книга растит человека.

Испокон века…                                                   а дела – что полынь.

5. Шарады

Корень мой находится в «цене»,

в «очерке» приставку мне,

суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

вся же — в дневнике я и в журнале.

В «списке» вы мой обнаружите корень,

суффиксы в «собрании» встретите вскоре,

в слове «рассказ» вы приставку найдёте,

в целом — по мне на уроке пойдёте.

6.  «Черный ящик»

Учитель в ящике прячет яблоко, хлеб, иглу и соль. Затем читает по одной подсказке лексическое значение этих слов. Если ребята сразу отгадывают, то получают 3 балла, если две, то два балла.

1. Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть (Яблоко)

2. Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью. По-немецки «брод» (хлеб)

3.Глупый человек будет искать ее в скошенной траве, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть  (игла)

4 Ее нужно съесть 16,38 кг, чтобы чему – нибудь научиться. Давным-давно она была на вес золота. Она была только у богатых (соль)

7.. Мы на исторической станции . Я называю старорусские слова, а вы показываете:

1 выя - шея; десница- правая рука; очи-глаза; шуйца- левая рука; чело-лоб; уста-губы, ланиты-щеки

7. СЛОВАРИ.

Словари – это вся вселенная в алфавитном

порядке. Если хорошенько подумать,

словарь – это книга книг. Другие книги

надо лишь извлечь из него.

(А. Франс)

Ведущий: так ли необходим словарь нам в жизни, как считал Анатоль Франс? Тогда начнём состязание. Я буду определять назначение словаря, а вы определите его название.

- Он даёт лексическое значение слова.  (Толковый)

- Он подбирает близкие по значению слова (Словарь синонимов)

- Он подбирает противоположные по лексическому значению слова. (Словарь антонимов)

- Он содержит информацию об истории возникновения слова. (Этимологический)

- Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых в переносном значении. (Фразеологический).

- Он указывает на правильное произношение слов. (Орфоэпический).

- В нём дано правильное написание слова. (Орфографический).

8. Лексика

1. Слова, которые имеют несколько лексических значений. (Многозначные)

2. Слова, употребляемые в той или иной профессии. (Профессионализмы)

3. Слова, употребляемые в той или иной местности. (Диалектные)

4. То, что слово обозначает. (Лексическое значение)

5. Слова, не имеющие лексического значения и загрязняющие нашу речь. (Слова - паразиты)

6. Словарный запас человека. (Лексикон).

9. ЭТИМОЛОГИЯ

Этимология – это раздел языкознания, изучающий происхождение слов.

Задание всем командам: определить слово (1 балл), дать информацию о происхождении (2 балла).

По мнению наших предков, этот хищник буквально уволакивал свою добычу. Назовите его.  (Волк. Произошло от слов «волочь», «тащить». Волк – буквально «таскающий»).

Как вы думаете, каково происхождение слова «снегирь»?  (Это исконно русское слово. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера, когда выпадает первый снег, и начинаются заморозки).

10. Вопросы

1. Какие 3 местоимения самые чистые? (Вы мы ты)

2. Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам? (Я мы)

3. Какое местоимение требует чистоты? (Мой)

4. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я)

5. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь, не в свое дело. (нос)

6. Сколько раз старик ходил к морю в сказке А. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке», чтобы рыба выполнила пожелание старухи? (5 раз)

7. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 24 часа будет солнечная погода? (Через 24часа, будет ночь, значит, солнечной погоды быть не может)

8. В известной сказке . Поди туда не знаю куда , принеси то не знаю что . Царь послал стрелка Андрея за тридевять земель . Внимание вопрос! Тридевять – это сколько? (Тридевять – это 27. Дело в том, что в Древней Руси считали по девяткам. Тридевять – это девять умножить на три)

9. Сколько лет работал старик из сказки о рыбаке и рыбке? (33 года)

10. В каком месяце 28 дней? (В любом)

11. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Про змей. Они на самом деле из старой кожи притискиваясь между камнями начинают сбрасывать кожу. В момент линьки уже успевает образовываться молодая блестящая и глянцевая кожа )

1. Прочитать стихотворение К.Чуковского. Разделить его на предложения, поставить, где надо, точки.

В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова.

2.   Исправьте ошибки в стихотворении  

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хочем»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюллетень»,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит цельный день».

В. Масс, М. Червинский

4. «НАЙДИ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ»

Человеческое слово…                                        по полёту.

Видно птицу…                                                     острее стрелы.

Речи что мёд,  …                                                книга растит человека.

Испокон века…                                                   а дела – что полынь.

3.  Доскажи фразеологизм

А) Дружнее этих двух ребят

На  свете не найдешь.

О них обычно говорят:

«…………………………………………..»

Б) Мы исходили городок

Буквально «…………………………….»

В) И так  устали мы в дороге,

Что еле  волочили ноги.

Фальшивят, путают слова,

Поют «………………………………………»

Г) Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь «……………………………….»

Внимание!

Ждёт вас новое испытание.

Ох, и трудное предстоит вам задание!

Пассивных сейчас быть не должно-

Помните: «…………………………………….»   

5. Шарады

Корень мой находится в «цене»,

в «очерке» приставку мне,

суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

вся же — в дневнике я и в журнале.

5. Шарады

В «списке» вы мой обнаружите корень,

суффиксы в «собрании» встретите вскоре,

в слове «рассказ» вы приставку найдёте,

в целом — по мне на уроке пойдёте.

7. Мы на исторической станции . Я называю старорусские слова, а вы показываете:

 выя –

 десница-

 очи-

 шуйца-

 чело-

 уста-

 ланиты-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по русскому языку для 5-6 классов "Могучий и великий русский язык"

Викторина "Могучий и великий русский язык" для учащихся 5-6 классов состоит из двух этапов: отборочный тур, основная часть. В ходе отборочного тура формируются две команды участников, в которых выбира...

викторина по русскому языку для старшеклассников "Его Величество русский язык"

Дан полный сценарий викторины по русскому языку для 1-2 курсов среднего профессионального образования. Материал расчитан на 40-45 минут. По отзывам моих ребят проведенное внеклассное мероприятие им оч...

Викторина по русскому языку "Язык мой - друг мой!" (Неделя русского языка)

Внеклассное мероприятие на неделе русского языка для обучающихся 6-8 классов....

Викторина по русскому языку для учащихся 6-7 классов школы II вида "Знаем ли мы русский язык?"

Викторина по русскому языку помогает привлечь внимание учащихся коррекционной школы к изучению русского языка, расширять и пополнять словарный запас, развивать и корректировать речь, развивать чувство...

Викторина по русскому языку "Великий и могучий русский язык" для 5 класса.

Викторина по русскому языку "Великий и могучий русский язык" для 5 класса....

Викторина по русскому языку «Знатоки русского языка»

Викторинапо русскому языку «Знатоки русского языка»(8 класс)...

Весёлая викторина по русскому языку для учащихся 6 класса "Люби и знай русский язык"

Разнообразные задания этого материала могут быть использованы по внеклассной работе и на уроках русского языка как игровые моменты....