Олимпиадная работа по русскому языку в 10 классе (школьный этап)
олимпиадные задания по русскому языку (10 класс)

Говор Христина Александровна

Олимпиадная работа по русскому языку в 10 классе (школьный этап)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

Сахалинская область

Школьный этап

2019-2020 учебный год

10 класс

Задание №1.

Какие звуки может обозначать предлог с? Приведите примеры.

Задание №2

Предложите варианты раскрытия скобок при написании слова

(с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ.

 

Задание №3

Распределите данные слова в 2 группы: 1 группа  - слова, в которых  -ом входит в основу; 2 группа - слова, где -ом - окончание.

Ничком, метроном, парусом, (в) просвещенном, мимолетом, впятером, бурелом, профком, притом, котом.

Задание №4

Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

А. Полна коробочка.

Б. Полно, хватит горевать - слезами горю не поможешь.

В. Эта вещь устроена очень просто.

Г. Я не пойду к директору - просто не хочу нарываться на неприятности.

Д. Жарко, печка обогрела избу, и было как в бане.

Е. Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.

4.Какой лексико-грамматической функцией объединены  приведенные ниже слова? Значения каких слов вам известны?

Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, беж, электрик, массака.

   

Задание №5

Укажите значение данных фразеологизмов:

Крокодиловы слезы, Васька слушает да ест, бить баклуши, комар носа не подточит,  семь пятниц на неделе, воспрянуть духом. Какое происхождение имеет фразеологизм Васька слушает да ест.

Задание №6

Какой лексико-грамматической функцией объединены  приведенные ниже слова? Значения каких слов вам известны?

Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, беж, электрик, массака.

   

Задание №7

Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

    Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).

Задание №8

Выпишите предложение, в котором деепричастие не перешло в предлог.

1) Благодаря казака нарочито гнусавым голосом, дед, кряхтя, влез в арбу.

2) В комнате Елены, благодаря плотным занавескам, было почти темно.

3) Каждую летнюю зарю Герасим, несмотря на слепоту, ходил в поля ловить перепелов.

4) Судя по глазам, она не столько читала, сколько думала свои собственные мысли.

Задание №9

Выберите и выпишите сложносочиненное предложение, в котором перед союзом и, соединяющим части ССП, ставится "-" (знаки препинания не расставлены). Аргументируйте свой выбор.

1) Сидел рыбак весёлый на берегу реки и перед ним по ветру качались тростники.

2) Вася перекусил первый попавшийся стебелёк и пожевал его.

3) Июнь был в самом разгаре и от липового цвета кружилась голова.

4) Раздался звонок и ребята с шумом выбежали из класса.

Задание №10

Переведите древнерусский текст.

Полем же жившемъ  wсобЂ и володЂющемъ и роды своими иже и до сее братьЂ бяху поляне. И живяху кождо съ своимъ родомъ и на своихъ мЂстЂх ?быша ?г?? братья. Единому имя кии . а друглму щекъ ? а третьему хоривъ  сестра ихъ лыбедь ? сЂдяше кии на горЂ гдЂ же ныне оувозъ боричевъ а щекъ сЂдяше на горЂ гдЂ ныне зовет ся щековица ? а хоривъ на третьеи горЂ ? от него же прозва ся хоревица ? и створища градъ во имя брата своего старЂишаго. И нарекоша имя ему киевъ бяше wколо града лЂсъ и боръ великъ и бяху ловяща звЂрь.

 

Задание №11

При создании литературных (чаще всего поэтических) произведений их авторы иногда обращаются к травестии – приему, основанному на гротескно-комическом «переиначивании» классических текстов. В современной литературе травестийный прием может реализоваться в виде имитации обратного перевода: редактор или переводчик переводит

 произведение иноязычного автора на свой язык, а затем вновь переводит на исходный.

Перед вами отрывок из русской народной сказки в таком «обратном переводе». Что это за сказка? С какого языка она

 вновь переведена на русский язык?  Восстановите её исходный текст, стараясь отразить национальный (народный)

 колорит языка сказки.

Как-то раз уехали братья в таун, а их герлфренды говорят:

- (Имя), организуй доставку воды с реки!

- Не в кайф!

Тогда герлфренды и говорят:

- Если ты не выполнишь наше поручение, братья вернутся и не привезут тебе презента с распродажи.

- О? кей! – сказал (имя), спустился с камина, на котором обычно лежал часами, взял тару и направился организовывать

доставку воды.

Задание №12

Напишите сочинение-рассуждение на тему: « Получение образования и правильный выбор профессии. Это важно?» Свой ответ аргументируйте.

Ответы

Задание №1.

< с >- с папой, <с'> - с тетей, <ш> - с Шурой, < з >- с дома, < з'> - с дядей,    <ж> - с Женей

Максимальное количество баллов - 6.

Задание №2

Выбор написания зависит от  значения // происхождения  и грамматических признаков слова, а именно:

-  образованное от  глагола совершенного вида сузить  страдательное причастие

пишется как  суженный;

 - образованное от глагола совершенного вида  ссудить  страдательное причасти пишется как ссуженный;

 - существительное, образованное  путем перехода   в разряд существительных отглагольного прилагательного,

в свою очередь образованного от глагола несовершенного вида судить,  пишется как суженый.

За каждый верный  вариант - 1 балл, обоснование - 1 балл.

Максимальное количество баллов – 6.

   

Задание №3

-ом входит в основу: ничком, метроном, мимолетомвпятеромбуреломпрофком, притом

-ом является окончанием: парусом, (в) просвещенном, котом.

Максимальное количество баллов – 10.

Задание №4

А- краткое прилагательное

Б- междометие     

В- наречие     

Г- частица     

Д- слово  категории состояния     

Е- наречие.

Максимальное количество  баллов - 6.

Задание №5

Крокодиловы слезы - притворные слезы, не по существу; бить баклуши - ничего не делать, бездельничать, праздно проводить время; комар носа не подточит - не к чему придраться; семь пятниц на неделе - о человеке, который легко меняет свое решение; воспрянуть духом - обрести хорошее настроение, стать бодрым, оживиться, Васька слушает да ест - о ситуации, когда один говорит, убеждает, а другой не слушает, не считается с говорящим, продолжает делать свое дело. Это цитата из басни Крылова "Кот и повар". В басне повар укоряет Ваську за то, что он ворует пищу на кухне. Васька не слушает повара, спокойно продолжает есть украденного цыпленка.

Максимальное количество  баллов - 8.

Задание №6

Это слова-цветообозначения.

 Индиго – синий цвет. Маренго – черный с серым отливом или черный с светлыми вкраплениями. Прюн – темно-лиловый цвет.

Хаки – коричнево-зеленый. Пансе – темно-фиолетовый. Беж – светло-коричневый с желтоватым или сероватым оттенком.

 Электрик – ярко-синий цвет с сероватым оттенком. Массака – темно-красный цвет с синеватым оттенком.

Максимальное количество баллов-10  

 

Задание №7

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.

Обособление приложения "скота".

Максимальное количество баллов-2.

Задание №8

Благодаря казака нарочито гнусавым голосом, дед, кряхтя, влез в арбу. Благодаря - дееприч.

Максимальное количество баллов - 1.

Задание №9

Раздался звонок - и ребята с шумом выбежали из класса.

Вторая часть ССП имеет значение результативности, поэтому перед союзом и ставится тире.

Верный ответ - 1 балл, доказательство - 2 балла.

Максимальное количество баллов- 3.

Задание №10

Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

Максимальное количество баллов – 10.

Задание №11

1. Сказка «По щучьему велению».

2. Перевод с английского языка.

3. Возможный вариант: Один раз // однажды // как-то раз уехали братья на базар, а бабы // их жены // невестки

давай посылать его:

- Сходи, Емеля , за водой.

А он им с печки:

- Неохота!

- Сходи, Емеля , а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

- Ну ладно.

Слез Емеля с печи, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.

Максимальное количество баллов –  11 .

Задание №12

Критерии

Высокий уровень

«3»

Средний уровень

«2»

Низкий уровень

«1»

Итого

1. Ответ на поставленный вопрос

 

2. Аргументация

3. Композиция и логика рассуждения

4. Качество письменной речи

5. Грамотность

Подпись проверяющего

Максимальное количество баллов  за сочинение –  15 .

Итоги олимпиадной работы

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сумма

Макс. балл

6

6

10

6

8

10

2

1

3

10

11

15

88

Балл

Подпись проверяющего

Максимальное количество баллов за работу- 88


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный этап олимпиадных работ по английскому языку 6 класс

Данные задания предназначены для проведения школьного этапа олимпиады по английскому языку в 6 классе общеобразовательных школ....

Олимпиадные задания по немецкому языку, 7 класс, школьный этап

Данный материал поможет учащимся 7 класса при подготовке к олимпиаде по немецкому языку....

Олимпиада по русскому языку 8 класс школьный этап

олимпиадные задания по русскому языку 8 класс школьный этап...