Олимпиадная работа по русскому языку в 10 классе (школьный этап)
олимпиадные задания по русскому языку (10 класс)
Олимпиадная работа по русскому языку в 10 классе (школьный этап)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку
Сахалинская область
Школьный этап
2019-2020 учебный год
10 класс
Задание №1.
Какие звуки может обозначать предлог с? Приведите примеры.
Задание №2
Предложите варианты раскрытия скобок при написании слова
(с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ.
Задание №3
Распределите данные слова в 2 группы: 1 группа - слова, в которых -ом входит в основу; 2 группа - слова, где -ом - окончание.
Ничком, метроном, парусом, (в) просвещенном, мимолетом, впятером, бурелом, профком, притом, котом.
Задание №4
Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.
А. Полна коробочка.
Б. Полно, хватит горевать - слезами горю не поможешь.
В. Эта вещь устроена очень просто.
Г. Я не пойду к директору - просто не хочу нарываться на неприятности.
Д. Жарко, печка обогрела избу, и было как в бане.
Е. Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.
4.Какой лексико-грамматической функцией объединены приведенные ниже слова? Значения каких слов вам известны?
Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, беж, электрик, массака.
Задание №5
Укажите значение данных фразеологизмов:
Крокодиловы слезы, Васька слушает да ест, бить баклуши, комар носа не подточит, семь пятниц на неделе, воспрянуть духом. Какое происхождение имеет фразеологизм Васька слушает да ест.
Задание №6
Какой лексико-грамматической функцией объединены приведенные ниже слова? Значения каких слов вам известны?
Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, беж, электрик, массака.
Задание №7
Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?
Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).
Задание №8
Выпишите предложение, в котором деепричастие не перешло в предлог.
1) Благодаря казака нарочито гнусавым голосом, дед, кряхтя, влез в арбу.
2) В комнате Елены, благодаря плотным занавескам, было почти темно.
3) Каждую летнюю зарю Герасим, несмотря на слепоту, ходил в поля ловить перепелов.
4) Судя по глазам, она не столько читала, сколько думала свои собственные мысли.
Задание №9
Выберите и выпишите сложносочиненное предложение, в котором перед союзом и, соединяющим части ССП, ставится "-" (знаки препинания не расставлены). Аргументируйте свой выбор.
1) Сидел рыбак весёлый на берегу реки и перед ним по ветру качались тростники.
2) Вася перекусил первый попавшийся стебелёк и пожевал его.
3) Июнь был в самом разгаре и от липового цвета кружилась голова.
4) Раздался звонок и ребята с шумом выбежали из класса.
Задание №10
Переведите древнерусский текст.
Полем же жившемъ wсобЂ и володЂющемъ и роды своими иже и до сее братьЂ бяху поляне. И живяху кождо съ своимъ родомъ и на своихъ мЂстЂх ?быша ?г?? братья. Единому имя кии . а друглму щекъ ? а третьему хоривъ сестра ихъ лыбедь ? сЂдяше кии на горЂ гдЂ же ныне оувозъ боричевъ а щекъ сЂдяше на горЂ гдЂ ныне зовет ся щековица ? а хоривъ на третьеи горЂ ? от него же прозва ся хоревица ? и створища градъ во имя брата своего старЂишаго. И нарекоша имя ему киевъ бяше wколо града лЂсъ и боръ великъ и бяху ловяща звЂрь.
Задание №11
При создании литературных (чаще всего поэтических) произведений их авторы иногда обращаются к травестии – приему, основанному на гротескно-комическом «переиначивании» классических текстов. В современной литературе травестийный прием может реализоваться в виде имитации обратного перевода: редактор или переводчик переводит
произведение иноязычного автора на свой язык, а затем вновь переводит на исходный.
Перед вами отрывок из русской народной сказки в таком «обратном переводе». Что это за сказка? С какого языка она
вновь переведена на русский язык? Восстановите её исходный текст, стараясь отразить национальный (народный)
колорит языка сказки.
Как-то раз уехали братья в таун, а их герлфренды говорят:
- (Имя), организуй доставку воды с реки!
- Не в кайф!
Тогда герлфренды и говорят:
- Если ты не выполнишь наше поручение, братья вернутся и не привезут тебе презента с распродажи.
- О? кей! – сказал (имя), спустился с камина, на котором обычно лежал часами, взял тару и направился организовывать
доставку воды.
Задание №12
Напишите сочинение-рассуждение на тему: « Получение образования и правильный выбор профессии. Это важно?» Свой ответ аргументируйте.
Ответы
Задание №1.
< с >- с папой, <с'> - с тетей, <ш> - с Шурой, < з >- с дома, < з'> - с дядей, <ж> - с Женей
Максимальное количество баллов - 6.
Задание №2
Выбор написания зависит от значения // происхождения и грамматических признаков слова, а именно:
- образованное от глагола совершенного вида сузить страдательное причастие
пишется как суженный;
- образованное от глагола совершенного вида ссудить страдательное причасти пишется как ссуженный;
- существительное, образованное путем перехода в разряд существительных отглагольного прилагательного,
в свою очередь образованного от глагола несовершенного вида судить, пишется как суженый.
За каждый верный вариант - 1 балл, обоснование - 1 балл.
Максимальное количество баллов – 6.
Задание №3
-ом входит в основу: ничком, метроном, мимолетом, впятером, бурелом, профком, притом,
-ом является окончанием: парусом, (в) просвещенном, котом.
Максимальное количество баллов – 10.
Задание №4
А- краткое прилагательное
Б- междометие
В- наречие
Г- частица
Д- слово категории состояния
Е- наречие.
Максимальное количество баллов - 6.
Задание №5
Крокодиловы слезы - притворные слезы, не по существу; бить баклуши - ничего не делать, бездельничать, праздно проводить время; комар носа не подточит - не к чему придраться; семь пятниц на неделе - о человеке, который легко меняет свое решение; воспрянуть духом - обрести хорошее настроение, стать бодрым, оживиться, Васька слушает да ест - о ситуации, когда один говорит, убеждает, а другой не слушает, не считается с говорящим, продолжает делать свое дело. Это цитата из басни Крылова "Кот и повар". В басне повар укоряет Ваську за то, что он ворует пищу на кухне. Васька не слушает повара, спокойно продолжает есть украденного цыпленка.
Максимальное количество баллов - 8.
Задание №6
Это слова-цветообозначения.
Индиго – синий цвет. Маренго – черный с серым отливом или черный с светлыми вкраплениями. Прюн – темно-лиловый цвет.
Хаки – коричнево-зеленый. Пансе – темно-фиолетовый. Беж – светло-коричневый с желтоватым или сероватым оттенком.
Электрик – ярко-синий цвет с сероватым оттенком. Массака – темно-красный цвет с синеватым оттенком.
Максимальное количество баллов-10
Задание №7
Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.
Обособление приложения "скота".
Максимальное количество баллов-2.
Задание №8
Благодаря казака нарочито гнусавым голосом, дед, кряхтя, влез в арбу. Благодаря - дееприч.
Максимальное количество баллов - 1.
Задание №9
Раздался звонок - и ребята с шумом выбежали из класса.
Вторая часть ССП имеет значение результативности, поэтому перед союзом и ставится тире.
Верный ответ - 1 балл, доказательство - 2 балла.
Максимальное количество баллов- 3.
Задание №10
Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
Максимальное количество баллов – 10.
Задание №11
1. Сказка «По щучьему велению».
2. Перевод с английского языка.
3. Возможный вариант: Один раз // однажды // как-то раз уехали братья на базар, а бабы // их жены // невестки
давай посылать его:
- Сходи, Емеля , за водой.
А он им с печки:
- Неохота!
- Сходи, Емеля , а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
- Ну ладно.
Слез Емеля с печи, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.
Максимальное количество баллов – 11 .
Задание №12
Критерии | Высокий уровень «3» | Средний уровень «2» | Низкий уровень «1» | Итого |
1. Ответ на поставленный вопрос |
| |||
2. Аргументация | ||||
3. Композиция и логика рассуждения | ||||
4. Качество письменной речи | ||||
5. Грамотность | ||||
Подпись проверяющего |
Максимальное количество баллов за сочинение – 15 .
Итоги олимпиадной работы
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Сумма |
Макс. балл | 6 | 6 | 10 | 6 | 8 | 10 | 2 | 1 | 3 | 10 | 11 | 15 | 88 |
Балл | |||||||||||||
Подпись проверяющего |
Максимальное количество баллов за работу- 88
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный этап олимпиадных работ по английскому языку 6 класс
Данные задания предназначены для проведения школьного этапа олимпиады по английскому языку в 6 классе общеобразовательных школ....
Олимпиадные задания по немецкому языку, 7 класс, школьный этап
Данный материал поможет учащимся 7 класса при подготовке к олимпиаде по немецкому языку....
Олимпиады немецкий язык 7 класс школьный этап
Олимпиады...
Олимпиады немецкий язык 8 класс школьный этап
Олимпиады...
Олимпиады немецкий язык 9 класс школьный этап
Олимпиады...
Олимпиада по русскому языку 8 класс школьный этап
олимпиадные задания по русскому языку 8 класс школьный этап...