Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Сайпутдинова Диана Магомедшапиевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Султанянгиюртовская  средняя общеобразовательная школа  им. Ю. Акаева»        

 

         

                 Открытый    урок

     русского языка в 5-м классе

     на муниципальном уровне

                  на тему:

 «Словосочетание. Обобщение»

 

 

Провела:  Сайпутдинова Д. М.,  учитель русского языка и литературы МКОУ « Султанянгиюртовская СОШ  им. Ю. Акаева»

                             

2016-2017 уч.  год.

Цель: систематизировать, закрепить знания о словосочетании,  способах связи слов в словосочетании.

Задачи урока:

Образовательная: закрепление знаний о способах связи слов в словосочетании, развитие орфографических навыков;

развивающая: работа над выразительными средствами языка, развитие навыков монологической речи, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности), овладение нормами литературного языка;

воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе, любви к родному русскому языку.

УУД:

• Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

• Регулятивные УУД: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

• Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

• Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные:

• Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения;

• Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор

Вид урока: систематизация и закрепление темы.

 

                                                             Ход урока

 1. Организационный момент.

  2. Проверка дом. задания.

3. Подготовка  к ОГЭ, ЕГЭ.

А) Расставьте ударения в словах:

 Грушевый,  столяр, торты, досуг, красивее, жалюзи, цепочка.

Б) Словарная работа. Объясните значения слов  

досуг и столяр.

В) Работа с паронимами.  Работа в парах.

Подберите слова  к паронимам    искусный - искусственный.

 Улыбка,  мастер, вышивка, цветы, ювелир.    

Составьте предложения с паронимами.

 Мы любовались  работой искусных вышивальшиц .

 В стеклянной вазе стояли искусственные цветы.

4. Актуализация знаний учащихся. 

 

 5. Сообщение темы и целей урока

- Ребята,   теперь попробуйте определить тему нашего урока. 

 - Молодцы! Давай теперь сформулируем цель нашего урока. (Мы будем повторять все, что знаем о словосочетании, учиться находить словосочетания в предложении, составлять словосочетания).

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с темою «Словосочетание». Предлагаю вспомнить все, что вы знаете по теме и записать свои мысли в таблицу:

Таблица "ЗХУ".

Я это знаю

Хочу узнать

Узнал на уроке

 

 

 

Ребята, заполните первые две колонки. Третью заполняйте сведениями во время урока.

На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:

1. Что такое словосочетание?

2. Как связаны слова в словосочетании?

3. Из каких частей состоит словосочетание?

4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

 6. Изучение нового материала.

1) Фронтальная работа.

- Сегодня на уроке мы с вами подробнее познакомимся со словосочетанием и узнаем в чем отличие слова от словосочетания и словосочетания от предложения.

 Искусные дагестанские мастера из Унцукуля славятся на весь мир  своими изделиями из дерева.

Найдите все возможные словосочетания в этом предложении.

- Что вы заметили?

Грамматическая основа не является словосочетанием.

 

2)  Работа в парах. «Третий лишний»

1. Золотая осень, поет и слушает, смотрит в окно.

2. Пестрые краски, без задних ног, пахнет дождём.

3. Гуляла по саду, пришла красавица, раскрашивает листья.

4. Над землей, осенний листопад, преображается осенью.

 

3)  Составление кластера.

Словосочетаниями не являются: 

1. Сочетание подлежащего и сказуемого;

2. Однородные члены предложения;

3. Сочетание служебных частей речи, вспомогательных слов с самостоятельными частями речи.

 7 .Физкультминутка

Приготовьте ручки и пальчики к следующему этапу.

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать.

Вот какие дружные,

Крепкие и нужные.

Потрите эти пальчики.

Мы подготовили наши пальчики к следующему этапу урока.

 Тестовая работа в группах. «Верные-Неверные утверждения»

1Какая пара слов не является словосочетанием?
1. лист падает +
2. падает тихо
3. желтые листья

2. Какая пара слов не является словосочетанием?
1. веселая пора 
2. стоит над поляной
3. красные  и желтые +

3. Найдите словосочетание:
1. над землей
2. не вижу
3. голубая лазурь +


4. Укажите именное словосочетание.

1. Пахнет дубом

2. люблю сад

3.из тьмы ночной +

5. Укажите глагольное словосочетание.

1. Тянулся запах +

2. пестрый терем

3. я люблю

VI. Рефлексия. Итог урока.

 

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

 

VI. Домашнее задание на выбор:
 

Выучить правило стр.61-63, упр.134 (письменно) – для всего класса.

 

Составить тесты по теме «Словосочетание» - по желанию.



Предварительный просмотр:

 Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

« Султанянгиюртовская средняя  общеобразовательная школа   №1 им. Ю. Акаева»

     

 Открытый урок – исследование  

«Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира   А.С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро».  (6 класс)

Подготовила: Сайпутдинова Д. М., учитель русского языка и литературы  МКОУ «Султанянгиюртовская СОШ  им. Ю. Акаева»

 Тип урока:  урок-исследование,  урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 Представление о результатах:

 -предметные:  

Дать  понятие о лирическом произведении.   Духовно - нравственные ценности русской литературы. Антитеза, пейзажная лирика. Интонация как средство выражения идеи произведения. Способы выражения авторской позиции в стихотворении. Выразительное чтение, анализ стихотворения. Художественно-творческие способности. Создание текста на основе личного опыта, на основе прочитанного.

- личностные: осознавать личностный смысл учения; владеть навыками сотрудничества со сверстниками; проявлять уважительное отношение к иному мнению;

-регулятивные: овладевать  учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

-коммуникативные: формировать готовность вести диалог, участвовать  в коллективном обсуждении;

- метапредметные: выполнять учебное действие в соответствии с целью;

-познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике; обобщать;

-предметные: творчество и личность поэта. Духовно- нравственные ценности русской  литературы,  средства художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, приём контраста)

Цели :  стимулировать интерес к стихотворению А.С. Пушкина «Зимнее утро»; актуализировать знания учащихся об особенностях  анализа стихотворения с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы;   работа над выразительным чтением стихотворения;

 воспитание интереса к художественному слову через музыку,    репродукции   к творчеству А.С.Пушкина,  обогащение словарного запаса учащихся;  развитие культуры устной речи. Воспитывать культуру слушания, исполнения, способность эмоционально откликаться на музыкальное  произведение.

 Задачи: формировать  навыки работы в группах и исследовательской деятельности, применять различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, включать их в поисковую работу,  в самоорганизацию обучения; организовать максимальное творческое участие детей в работе; проводить словарную работу как инструмент осознания учебного материала; систематизировать новые для учащихся знания.

Оборудование: Музыка Н.В. Свиридова «Метель», П.И. Чайковского «Времена года» в формате mp3, портрет А.С.Пушкина,  зимние  пейзажи русских  художников.

Используемое оборудование:  мультимедийный  проектор.

 

Технология: Информационная технология (презентация); (объяснительно-иллюстративный метод). Применяется методика устного словесного рисования. Методика комментированного чтения и беседы о прочитанном перерастает в исследовательскую деятельность. Методика «Опережающее задание».

Ход урока:

 1. Организационный момент.

 2. Проверка домашнего задания. 
Прослушиваем выразительное чтение наизусть стихотворений «Узник».

 3. Мотивация к учебной деятельности.  

 Природа всегда привлекала и вдохновляла и поэтов, и художников, и композиторов. Они создали  свои прекрасные произведения, которыми мы восхищаемся.  Поэты для рисования природы используют   различные изобразительные средства: олицетворение, эпитеты, сравнения, метафору.

 Живописцы же оживляют картины природы с помощью красок.  

 

   - Ребята, закройте, пожалуйста, глаза и послушайте  сказочную, волшебную музыку    русского композитора Григория Свиридова.

(Звучит  классическая  музыка Георгия Свиридова  «Метель»)  

- Ребята,  мы сейчас прослушали   отрывок из сюиты Георгия Свиридова.   Автор назвал её «Метель». Как вы думаете, прав ли он был  в выборе названия своего произведения?

- Какое время года вы представляли, когда звучала эта музыка?   Почему?

- Ребята, перед вами репродукции картин  русских художников.  Какое время года изображено на них ?

-Что вам кажется печальным в зимнем пейзаже?

- А теперь рассмотрим следующий зимний пейзаж. Какое настроение оно навевает?

- Посмотрите как художники, изображая одно и то же время года, смогли передать разное состояние души, разное настроение.

  4. Актуализация знания учащихся.   

-   А теперь  готовы  ли вы  погрузиться в чудесный мир  поэзии Александра Сергеевича Пушкина?

Аудизапись. Чтение И. Смоктуновским  стихотворения  «Зимнее утро» А.С. Пушкина.)

- Ребята, вы узнали этот текст? Да, это, конечно же, «Зимнее утро» Пушкина.

 Оно   является  одним  из самых ярких и выразительных произведений  о зиме.  « Зимнее утро » - это   зарисовка чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне. Это стихотворение  поэт написал  очень быстро, всего за один день.

    Александр Сергеевич   в нескольких простых   фразах  описывает неповторимую красоту зимней природы.

Я предлагаю  тему нашего урока-исследования сформулировать     так:

 "Мотивы единства красоты человека и красоты природы. Радостное восприятие окружающей природы ." 

 

 5. Формулировка  темы урока. Постановка учебной задачи.

        Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке.   В начале каждой исследовательской работы выдвигается гипотеза-предположение, которое  нужно доказать.   

 Попробуем сформулировать предположение:  Пушкин А.С. в стихотворении «Зимнее утро»  передал радостное восприятие  жизни  через  единство  красоты человека и природы.

Гипотеза.   Красота человека и красота природы. Радостное восприятие окружающей природы.

Какие цели вы сегодня перед собою поставите? 

Учащиеся составляют  план достижения цели: время и место создания стихотворения; толкование устаревших и диалектных слов; через анализ стихотворения доказать радостное настроение, которым проникнуто стихотворение.

 

 - Ребята,  дома вы должны были выписать и найти толкование непонятных слов и выражений, объяснить   значения устаревших и диалектных слов,  записать их в тетрадь:

 Исследование №1 

Словарная работа.

 Нега - наслаждение (устар.);

 Взор - взгляд, но в тексте — глаза (устар.);

Вечор - вчера (диал.);

Нынче - сейчас (устар.);

Озарена - освещена (устар.);

Велеть - приказать (устар.);

Запречь - запрячь, запрягать (диал.);

Предадимся - отдадимся (устар.)

Аврора – богиня зари у римлян

Лачужка - небольшая, старенькая избушка.

Веретено- ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.

Кроет- покрывает.

-Как вы думаете, с какой целью поэт включает их в строй стихотворения?

Вывод: лексика  отличается богатством и разнообразием. Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении.

Исследование №2

Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением.

Рассмотрим нарисованные автором картины. Обратите внимание на первую строчку: «Мороз и солнце; день чудесный!» Каков её смысл?

Эта строчка вводит читателя в тему и раскрывает идею, а остальной текст этой части раскрывает «чудесность» наступающего утра.

Тема этого стихотворения - рассказ поэта о наступающем зимнем дне.

Идея - красота, прелесть зимнего утра радостного восприятия природы.

Первая часть. Начало стихотворения - радостное восклицание.

-  К кому обращается поэт? Как называет собеседницу?

Вывод:   в стихотворении «Зимнее утро» передаётся  радостное  настроение и восприятие природы. Герой восхищается  собеседницей, сравнивает ее с утренней зарей, со звездой. Он относится к ней с любовью и нежностью, называет ее прелестным другом .

Исследование № 3.Сравните картины, нарисованные во II строфе и в других строфах стихотворения.

Вторая часть. 

- Что описывает поэт? (воспоминание о вчерашней непогоде и подавленном душевном состоянии).

 Лексика этой строфы задает тревожный тон: «вьюга», «злилась», «мутном», «мгла», «луна», «бледная», «тучи мрачные».

Лексика 1 строфы противопоставляется лексике 2 строфы. Такой прием в литературоведении носит название антитезы.

(Запись в тетради: противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства усиления выразительности речи называется антитезой)

- С какой целью использует контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.)  Случайно ли противопоставление вечера утру?

-Можно ли назвать подавленным душевное состояние поэта?

Докажите, назвав характеризующие эпитеты, сравнение, олицетворения.

- Можно ли их объединить?

- Какое настроение стремится передать в них автор?

3-я строфа. Описание зимнего пейзажа.

- Что описывает автор? 

- С чем сравнивается снег? Почему?

— Найдите в строфе повтор. 

Такой стилистический  приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой. (Запись определения в тетрадь.)

— Найдите в 3-й, 4-й строфах однокоренные слова.  С какой целью автор их употребляет?

-Какими красками можно нарисовать картину, изображенную в третьей строфе? 
- Поэт сравнивает снег с великолепными коврами, потому что хочет кратко и выразительно сказать, что снег покрывает землю, как будто ровное полотно, и сверкает под солнцем искрами, как сказочный ковер. В этом сравнении выражено чувство восхищения красотой природы.

- Какими художественными средствами пользуется поэт при изображении красоты зимнего утра в 4 строфе?

- Итак, автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага.

— Что передают звуки второй и третьей строчек строфы?

Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать треск дров в печи? Такой приём звукописи называют аллитерацией.

Запись в тетради:

Аллитерация - приём звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например: “…Весёлым треском трещит затопленная печь” (А.С. Пушкин).

Вывод:  чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места - 4-я строфа. 

6.Физминутка. 

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку (руки на поясе)

Руки в сторону, согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо,

Через левое еще.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

7. Самостоятельная творческая работа в группах. (Группы для данной работы формируются по желанию учащихся).                                           Группа №1

-О каких чувствах лирического героя стихотворения свидетельствуют  эпитеты? Есть ли связь между состоянием лирического  героя, героини с пейзажем? Выписать эпитеты.

« Янтарный блеск»,  « день чудесный», «голубые небеса», « веселый треск».

Группа №2

-Какое же общее настроение стихотворения?   Попробуем подтвердить ваши ответы результатами экспериментов

 Задание  группе:  подсчитать количество звукобукв — а, о, э, и, ы, л.)

Группа №3 – художники. Отразите цветом в своих рисунках настроение  восприятия окружающей природы.

Отчёт в группах.

Группа №1.   Вывод делают учащиеся: Эпитеты с положительной окраской преобладают, способствуют формированию чувства радости, веселья, счастья. Связь человека с пейзажем есть.

Вернемся к гипотезе, выдвинутой в начале урока.        

 Ваши мнения, пожалуйста.

Вывод. В стихотворении  много эпитетов, которые помогают поэту описать прекрасную картину, которая его окружает.  Положительных эпитетов наблюдаем гораздо больше, чем отрицательных.    Поэт смог так описать природу, что мы   любуемся ею, проникаемся чувствами самого лирического  героя, который радуется и счастлив вместе с красавицей, милым другом.

Группа №2.  Сравним свои результаты с таблицей А.П. Журавлёва «Звук и смысл” для стихотворения Пушкина “Зимнее утро”».

 Мы наблюдаем  превышение « светлых» :  среди согласных - звук  «л» , а среди   гласных – «е», «о», «э».  

Звуковой тон стихотворения очень   светлый и  радостный.  Звуки  создают определённую цветовую гамму,  подчёркивают  радостное настроение  текста.

И это можно доказать обратившись к теории учёного А.П.Журавлёва, рассмотрев таблицу звуко-цветовые соответствия.

А— густо-красный

Я— ярко-красный

О — светло-желтый или белый

Е — зелёный

Ё — жёлто-зелёный

Э — зеленоватый

И — синеватый

Ю — голубоватый, сиреневатый

И — синий

У — тёмно-синий, сине-зелёный, лиловый

Ы — мрачный, тёмно-коричневый или чёрный

Вывод: мы увидели свойство звуков и цвета: звучание музыки в поэтическом тексте и бликов  живописи, что объединяет красоту человека и природы. Описание природных явлений, помогают понять внутренний мир образа героя, его духовного мира. 

3 группа. Защита работ.

Продолжите работу на карточке, какие цвета вы выбрали, какие преобладают?

Вывод. В стихотворении преобладают  такие цвета, как: белый  ,  жёлтый, белый,  голубой  и красный.

Проект. Есть ли связь между состоянием лирического  героя, героини с пейзажем?        

- Если бы вы создавали иллюстрацию к стихотворению, то какие цвета преобладали бы?

- Поэзия рождается из ощущения мира как   единого целого, как единства, где всё друг с другом связано. Попробуйте создать самостоятельно творческую работу – стихотворение, а также рисунок к этому стихотворению  в своих группах.

8.Подведение итогов. 

  Ученики выставляют себе оценки и комментируют.

9.Рефлексия.          

- Мне понравилось …

- Я понял, что …

- Я научился …

- Я сегодня работал …

10. Дифференцированное домашнее задание.

1. Выразительное чтение  стихотворения наизусть. ( Для вех учащихся)

2. Написать сочинение-миниатюру по впечатлениям от стихотворения "Зимнее утро."

3. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимнее утро».

 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Султанянгиюртовская  средняя общеобразовательная школа

 им. Ю. Акаева»        

 

         

                 Открытый    урок

     русского языка в 5-м классе

     на муниципальном уровне

                  на тему:

«Имя существительное как часть речи»

Провела:  Сайпутдинова Д. М.,  учитель русского языка и литературы МКОУ « Султанянгиюртовская СОШ  им. Ю. Акаева»

2017-2018 уч.год

Предметные цели: Определить вместе с учащимися, что такое существительное как часть речи, отработать умение определять грамматические признаки существительного, формировать навыки употребления существительных в речи

Метапредметные цели:

Познавательные УУД: умение работать со справочной литературой, постановка и решение проблемы

Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку

Коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи

Личностные УУД: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимися интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности обучающихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.

ХОД УРОКА.

  1. Орг.момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Посмотрите, пожалуйста, на экране даны слова. Что вы можете о них сказать с точки зрения

  • Лексики
  • Морфемики (Найдите лишнее слово)
  • Фонетики , почему? (так как фонетика изучает звуки речи)

Полёт, вылетел, лётчица, влетел, лётная, лето, самолёт.

-Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите дату, классная работа. Нужно записать слова, распределяя их по частям речи. Какой раздел языка изучает части речи? Сколько всего групп получилось? Какие? По каким признакам вы их распределяли? Слов какой частей речи больше? Кто-нибудь может назвать тему урока, цели к уроку.

-Молодцы, ребята. Прочитайте, пожалуйста, высказывания Льва Васи́льевича Успенского. Как вы думаете, это высказывание может являться эпиграфом урока.

«Имя существительное – хлеб языка» (на доске)

- Ребята, как вы понимаете это высказывание ( Хлеб – это пища, имя

существительное даёт пищу всем словам, является основой языка, например: дом, окно, парта, ученик)

Задание№1

-На партах у вас лежат тексты, прочитайте. Скажите, о чем говорится в тексте?Запишите текст в тетради, работайте над орфограммами. Перечислите слова, которые называют предметы . Скажите, к какой части речи относятся эти слова.Поставьте к ним вопросы. Назовите виды орфограмм. (Работаем в парах.)

( Они отвечают на вопросы КТО? ЧТО? , значит это сущ.)

Сначала мы любим то место, где родились и выр…сли. Человек прежде всего узнает свой дом, сад, в котором запоминает каждую яблоню, каждую сте…ку.Сер…це (сердечко) никогда не забудет (забыть, 2 спр., ед.ч., б.вр., 3 л., сказуемое)дом матери, игры детства, дорогу в школу. Мы любим березу, которая растет у родного дома(Р.п.), тихую речку(В.п.), свою городскую(В.п.) улицу. Так начинаетсялюбовь к родной стране.

-Как вы понимаете значение слова стежку?

(стежка – 1.шов, стежок – отдельная часть шва. 2. Тропинка, например дорогу -стежку, стезя – путь, дорога ж//з)

С точки зрения лексики, это слово какое?( многозначное)

-А что обозначают существительные? (предмет) 

Задание №2.

-Хорошо, продолжаем работу с существительными, которые мы рассматривали в начале урока.

Полёт, лётчица, лето, самолёт.

Согласны ли вы, что данные слова обозначают предметы? (НЕТ)

Давайте посмотрим, что ещё могут обозначать существительные?

Распределите слова в зависимости от значения?

Задание выполняется в парах. У каждого ученика на столе карточка с номером 1,2,3,4,5,6,7,8.

1) названия людей; (Летчица, )

2) названия предметов. (Самолет,)

3) названия действий. (Полёт,)

4) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)

5) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)

6) названия веществ. (Нефть, золото, м_ локо)

7) название времён года (Лето)

8) название явлений природы

-Проверяем работы. Какие пункты остались без примеров, дополните своими примерами.

Задание №3.

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, слова распределены по группам

1гр. Полёт, самолёт.
2гр.
 Лётчица 
3гр.
 Лето

-Как думаете, по какому принципу распределились слова в группах? (в зависимости от рода) 

Как определить род существительного? (Род существительных определяется путем постановки местоимений он мой, она моя, оно мое.)

Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род существительного. Я буду читать загадки, а вы называете отгадки и записываете в тетрадь, распределяя их по 3 колонкам. (к доске выходит ученик правильно отгадавший загадку и записывает её)

1) Зимой и летом Ж.рМ.р. Ср.р.
Одним цветом. (Ель, ёлка)

2) Серовато,
Зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)

3) Без рук,
Без ног, 
По полю скачет,
Под окном стучится,
В избу просится. (Ветер)

4) Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

6) Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо)

7) Без огня горит,
Без крыл летит,
Без ног бежит. (Солнце)

Физминутка.

- Ребята, вы, наверное, устали. Отдохнем и поработаем устно.

Я буду называть слова, а вы, должны определить, к какой части речи они относятся. Если относятся к существительным - вы приседаете, если относятся к другой части речи – вы тянетесь к мирному небу над головой.

ДОБРОТА, СОМНЕНИЕ, ДОБРЫЙ, ЗЛОБА, РЕЗАТЬ, НЕЖНЫЙ, РЕЗЬБА, НЕЖНОСТЬ, СОМНЕВАТЬСЯ, ХОДЬБА.

- Ребята, а сейчас я загадаю вам ещё одну загадку, а вы попробуйте отгадать её.

Моя загадка о существительных,

Об их обычаях удивительных.

Пусть хоть кто-нибудь догадается,

Как большинство из них изменяются!

- Ребята, скажите, как изменяются имена существительные? ( по падежам и числам)

Задание №4

-Молодцы, ребята. Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? Правильно, это высказывания о книгах. А как вы понимаете эти высказывания?

Хорошая книга — это подарок, завещанный автором человеческому роду.(ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ)

Книга — спасательный круг, кинутый в одиночество. 
Перестать читать книги — значит перестать мыслить. 
-Посмотрите, пожалуйста, в какой форме употреблено слово книга? Какой частью речи оно является? Какой вывод можем сделать?

Задание для группы №5.

Работаем по группам.

Выполняя задания, которые я вам предложу, мы с вами вспомним изменение имен существительных по падежам. Но сначала давайте повторим вопросы падежей.

  • Таблица с вопросами падежей.

И.п. КТО? ЧТО?

Р.п. КОГО? ЧЕГО?

Д.п. КОМУ? ЧЕМУ?

В.п. КОГО? ЧТО?

Т.п. КЕМ? ЧЕМ?

П.п. О КОМ? О ЧЁМ?

Вам нужно решить весёлую задачку. А для этого вставляйте вместо рисунков названия предметов в нужном падеже.

Вывод: Существительные изменяются по падежам.

-Ребята, выполняя предыдущие два задания, мы с вами узнали, что существительные изменяются по числам и падежам. А как называется, одним словом изменение существительных по числам и падежам? Правильно, склонение.  Распределите существительные, которые мы выписали из текста, по трем склонениям, а для этого нам нужно вспомнить какие существительные относятся к 1,2,3 склонению.

Место, человек дом, сад, яблоню, стежку, сердце, дом, матери, игры, детства, дорогу, школу, березу, дома, речку, улицу, любовь, стране.(Взаимопроверка и по цепочке)

-Скажите, пожалуйста, для того чтобы определить склонение , как вы изменили существительные? (в И.П. поставили). Были какие- либо затруднения? (Матери в и.п. МАТЬ, ер- формообразующий суффикс)

Синтаксическая пятиминутка.

- А сейчас давайте разберем предложение. Работаем у доски.

Сердце никогда не забудет дом матери, игры детства, дорогу в школу.

- Молодцы, ребята. Сделайте вывод, какую синтаксическую роль может играть в предложении имя существительное . Хорошо, а сейчас давайте выполним упр.472.Какой вывод можем сделать , выполнив это упражнение?

- Ребята, а вы знаете, что с помощью одних только существительных можно написать рассказ, стихотворение. Найдите у себя на партах листочки с текстами стихотворений. ( №2)

Шепот, робкое дыханье

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья. Свет ночной. Ночные тени.

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица (А.А. Фет)

- Ребята, какую картину вы представили? (Тишина. Лунная ночь. Слышится пени е соловья.)

  • Сосчитайте сколько в этом стихотворении всего слов, сколько имен существительных, сколько имен прилагательных, глаголов, служебных слов? (всего 22 слова, 14 сущ., 6 прил., 2 служебных)
  • Чем примечательно это стихотворение? (это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из существительных)

- Да, представьте, какая получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа. Л.Н. Толстой так писал об этом стихотворении: «В неё нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Ребята, какой вывод мы можем сделать, поработав над содержанием этого стихотворения? (Имя существительное даёт название всем предметам, с их помощью можно назвать не только предмет, но признак, «нарисовать» картину природы.)

Подведение итогов. Что же мы сегодня повторили об имени существительном и что нового узнали? . Помогите мне сделать вывод к нашему уроку. У вас на столе лежат листы со словами, попробуйте сложить их так, чтобы можно было сформулировать вывод сегодняшнего урока.

Имя существительное – это часть речи, отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет, относится к мужскому, женскому или среднему роду, бывает 1, 2 и 3 склонения, одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное, изменяется по числам и падежам.

ИТОГ. Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями. А сейчас подведем итог нашей работы. Я буду читать вам стихотворение, а вы должны вставить нужные слова там, где я буду делать паузы.

Мы очень любим называть

В грамматике предметы

И на вопросы отвечать,

Ведь сами мы – ответы!

Вопросы эти «что? и кто?»

Без них не может жить никто.

А кто на них дает ответ

Тот называет вам предмет.

-Хорошо, а что помогло вам сегодня добиться цели урока, доказать, что «имя существительное – хлеб языка»? Сделаем выводы.

Выводы:

- Имя существительное дает названия всем предметам.

- С помощью существительных можно «нарисовать» картину природы.

Домашнее задание:

Обязательное: п.88, упр. 473 (указать род и склонение имён существительных).

По желанию: написать сказку об имени существительном.

ОЦЕНИВАНИЕ.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Султанянгиюртовская  средняя общеобразовательная школа  

 им. Ю. Акаева»        

Открытый урок по литературе 
в 7  «б» классе

на муниципальном уровне.

Тема урока: М. Горький. «Детство» (главы).

Автобиографический характер повести.

Провела:  Сайпутдинова Д. М.,  учитель русского языка и литературы МКОУ « Султанянгиюртовская СОШ  им. Ю. Акаева»

                             

2016-2017уч.год

Цели урока:

- исследовать жизненный и творческий путь писателя М. Горького;

- углубить представление семиклассников о художественной автобиографии;

- совершенствовать навыки анализа текста, его выразительно-изобразительных средств;

- развивать эмоциональную отзывчивость школьников на содержание прочитанного произведения.

Оборудование:

Для учителя: конспект урока, текст рассказа, портрет писателя (на доске), мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Для учащихся: текст рассказа, письменные принадлежности, тетрадь, дневник.

Методические приемы: рассказ учителя о жизни и творчестве писателя, комментированное чтение, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями.

Запись на доске«Дети - это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу троительства новых форм жизни». М.Горький

Форма урока: синтетический урок.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте. Приготовьте, пожалуйста, все необходимое к уроку.

  1. Постановка целей урока.

  Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня нам предстоит исследовать творческую биографию известного писателя, драматурга, литературного деятеля – Максима Горького, а также более подробно познакомиться с жанром художественной автобиографии.

Начну я свой рассказ словами Владислава Ходасевича, писателя, современника М.Горького, который в 1916 году в Париже писал: «В известности не мог с ним сравниться ни один из русских писателей, которых мне приходилось встречать. Он получал огромное количество писем на всех языках. Слава приносила ему много денег, он зарабатывал около десяти тысяч долларов в год, из которых на себя тратил ничтожную часть. В пище, в питье, в одежде был на редкость неприхотлив. Горький раздавал деньги, не сообразуясь с действительной нуждой просителя и не заботясь о том, на что они пойдут. Я не видал человека, который носил бы свою славу с большим умением и благородством, чем Горький. Он был исключительно скромен и эта скромность была неподдельная».

Ученики записывают тему урока в тетрадь.

- Цель нашего занятия – познакомиться с жизнью и творчеством М.Горького, углубить представление о жанре автобиографии, а также проанализировать 1 главу повести.

  Слово учителя. Коллективная работа.

- Ребята, внимательно послушайте мой рассказ о жизни и творчестве писателя и сформулируйте 2-3 вопроса, которые вы сможете задать любому ученику из класса.

Примечание: такое задание способствует концентрации внимания каждого ученика, развивает умение систематизировать, обобщать полученные сведения. Необходимо предупредить учеников, что высоко будут оцениваться вопросы, не связанные с датами, которые чаще всего стараются задать ребята, а вопросы о самых важных событиях из жизни писателя.

Горький Максим, настоящие фамилия и имя Пешков Алексей Максимович, родился 16 марта 1868 в Нижнем Новгороде. ОтецМаксим Савватиевич Пешков (1840-1871) — сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. МатьВарвара Васильевна Каширина (1842-79) — из мещанской семьи. Большая семья Кашириных - кроме Василия Каширина с женой, в доме, где поселились Максим и Варвара, жили их два сына с женами и детьми - не была дружной, отношения Максима Савватиевича с новой родней не ладились, и в первой половине 1871 года Пешковы уехали из Нижнего в Астрахань.

Своего доброго, неистощимого на выдумки и веселого отца Алексей почти не помнил: он умер 31 года, заразившись холерой от четырехлетнего Алеши, за которым самоотверженно ухаживал. После смерти мужа Варвара с сыном вернулась к отцу в Нижний.

Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения. К Кашириным мальчик попал в то время, когда их "дело" клонилось к упадку. Кустарный красильный промысел вытесняло фабричное крашение, и надвигающаяся бедность многое определила в жизни большой семьи. Дядья Алеши любили выпить, а выпив - били друг друга или своих жен. Попадало и детям. Взаимная вражда, жадность, постоянные ссоры делали жизнь невыносимой. Но от детства у писателя остались и светлые воспоминания и одно из самых ярких - о бабушке Акулине Ивановне, "изумительно доброй и самоотверженной старухе", которую писатель всю жизнь вспоминал с чувством любви и уважения.

Семи лет Алеша пошел в школу, но проучился всего месяц: заболел оспой и чуть не умер. В январе 1877 года его определили школу для городской бедноты. 5 августа 1879 года от скоротечной чахотки (туберкулеза легких) умерла мать, а через несколько дней после похорон дед сказал: - Ну, Лексей, ты - не медаль, на шее у меня - не место тебе, а иди-ка ты в люди...

Алеше минуло одиннадцать лет. Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» — сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба». Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Позже Горький принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками.

 В 1896 году Горький женился на Екатерине Волжиной, которая работала корректором в «Самарской газете» и была на 10 лет моложе Горького. У них родился сын Максим, а позднее и дочь Екатерина.

 В 1900 году Горький вступил в издательское товарищество «Знание» и десять лет был его идейным руководителем, объединив вокруг себя писателей, которых считал «передовыми». С его подачи здесь вышли книги Серафимовича, Леонида Андреева, Бунина, Скитальца, Гарина-Михайловского, Вересаева, Мамина-Сибиряка, Куприна и др.

В 1900 г. Горький познакомиться с Л. Толстым, и тот запишет в дневнике: «…он мне понравился. Настоящий человек из народа». И писателям, и читателям понравилось, что в литературу вошёл новый человек – не из «верхних», образованных, слоёв, а «снизу», из народа.

1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой. Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-36).

В 1928 Горький возвратился на родину, организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.

Максим Горький скончался 18 июля 1936 года от болезни легких.

- Теперь приступим к вопросам, которые вы сформулировали (ученики задают вопросы одноклассникам).

  Беседа по вопросам. Понятие о художественной автобиографии.

- В годы реакции Горький начал писать автобиографическую трилогию. Первая часть — повесть «Детство» — появилась в 1913—1914 годах. Вторая часть— «В людях» — была напечатана в 1916 году, и третья — «Мои университеты» — уже после революции, в 1923 году. Что рассказал Горький о своем детстве? Сопоставьте факты биографии писателя, услышанные сегодня с эпизодами из повести «Детство».

(Ученики отмечают, что в повести имя главного героя совпадает с именем автора. Алеша Пешков болел холерой летом 1871 года в Астрахани в возрасте 3 лет. Его отец ухаживал за сыном, заразился и умер. В главе 1 читаем: «Я был тяжко болен, - только что встал на ноги; во время болезни – я это хорошо помню – отец весело возился со мною, а потом вдруг исчез, и его заменила бабушка, странный человек». После смерти отца мать с сыном возвращаются в семью матери. Находим подтверждение этого факта в повести. Ребята приводят и другие примеры.)

- Итак, как вы уже поняли, повесть «Детство» автобиографическая. Но почему же мы считаем создание автора не просто автобиографией, а именно художественным произведением?

(Автобиография (с греческого: «собственное жизнеописание») — последовательное описание человеком событий собственной жизни, написанное, как правило, в публицистическом стиле, тогда как в повести есть много доказательств художественности текста: эпитеты, метафоры, сравнения, описания внешности героев, лирические отступления, размышления героев, диалоги и т.д. Задачей Горького было не только рассказать о своем детстве, но и обобщить все негативные стороны жизни целого социального слоя. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху).

Дети записывают понятие автобиографии в тетрадях и приводят примеры использования писателем выразительно-изобразительных средств языка.

  • Динамическая пауза (проводится в виде физкультминутки или разминки для глаз).

Далее учащимся предлагаются высказывания писателей о детстве.

- Попробуем сравнить воспоминания некоторых писателей с впечатлениями М.Горького о детстве. Как вы считаете, есть ли то-то общее в восприятии детства авторами или они совершенно не похожи?

 

Л.Толстой«Вернется ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная веселость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями к жизни?».

 

Ф. Достоевский«Знайте то, что нет ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома... прекрасное, свежее воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрали таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».

Ребята обсуждают высказывания авторов, сопоставляют высказывания с впечатлениями от повести.

- Мы видим, что с впечатлениями Горького они не созвучны. Давайте разберёмся, почему.

IV. Комментированное чтение и обсуждение главы 1. Анализ основных героев повести.

- «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». О ком эти строки? Какой предстает перед нами бабушка Алеши. Что вы можете рассказать о ней? Как она выглядит?

Бабушка была «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом…мягкая и удивительно интересна», «сутула, почти горбата, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка». Это только описание внешности, а вот уже и наблюдения: «Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом». Жизнь у нее действительно «темная»: с матерью-инвалидом просила подаяния, потом овладела мастерством кружевницы, в четырнадцать лет выдали замуж, к пятнадцати родила первенца, было восемнадцать детей, из которых выжили только трое. Муж всю жизнь зверски бьет, и ни слова поперек в ответ, все оправдывает: «Сердится, трудно ему, старому, неудачи все…Ты меня не больно жалей… я ведь тоже поди-ка и сама виновата».

- Как раскрывается образ бабушки в сцене на пароходе? Как она говорит? Какую основную черту выделяет писатель?

Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом». Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». «Сказок, былей и стихов она знала бесчисленно много», «плясала, словно рассказывала что-то», разговаривала с Богом («Он поймет. Ему что ни говори – он разберет…») и Богородицей («Радости источник, красавица пречистая, яблоня во цвету!..») как с равными, с лошадьми («Что, дитятко? Что, котенок? Пошалить охота? Ну, побалуй, богова забава!»), птицами, растениями, домовым.

- Что вспоминает Алеша о своей матери? Почему матери не хотелось возвращаться в дом отца? Как мы можем описать ее настроение и состояние, опираясь на текст?

Мать редко выходила на палубу, молчала. «Ее большое, стройное тело, темное, железное лицо, тяжелая корона заплетенных в косы светлых волос – вся она, мощная и твердая, вспоминается мне как бы сквозь туман или прозрачное облако…»Мать считала Алешу виноватым в смерти ее мужа, отца мальчика, поэтому была так молчалива и грустна. К тому же в семье Кашириных были разногласия из-за раздела наследства.

- Какое первое впечатление производят на Алешу родственники? Перечислите их имена и родственную связь с Алешей.

«Дед с матерью шли впереди всех. За ними молча двигались дядья: черный гладковолосый Михаил, сухой, как дед, светлый и кудрявый Яков, какие-то толстые женщины в платьях и человек шесть детей, все старше меня и все тихие. И взрослые и дети – все не понравились мне, я чувствовал себя чужим среди них, даже и бабушка как-то померкла, отдалилась».

- Каким Алеша увидел дом, двор деда Каширина?

«Двор был тоже неприятный: весь завешен огромными мокрыми тряпками, заставлен чанами с густой разноцветной водою…».

Вывод: Алексей, выросший в доброй, заботливой семье, как-то сразу почувствовал холод, одиночество, неприязнь. Ему не понравились все его родственники и только бабушка оставалась единственной надеждой на спасение в это мрачном мире.

  1. Итог урока. Домашнее задание.

- Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с биографией М. Горького, определили, что повесть «Детство» автобиографична и в тоже время насыщена художественно-изобразительными средствами языка, которые проявляются и на уровне лексики, и на уровне синтаксиса. Также мы познакомились с главными героями повести.

  Домашнее задание:

  • ответить на вопрос: кто помог Алеше пережить его детские обиды, помог ему в постижении любви и добра?
  • индивидуальные задания: подготовить сообщение «Алеша и Цыганок» (гл.2, 31) и «Алеша и Хорошее Дело» (гл.8).
  • инсценировать эпизод «Ученье».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...