Конструирование образов виртуальной языковой личности с помощью статуса в социальной сети
проект по русскому языку (10 класс)

Артикова Евгения Борисовна

В исследовательской работе Черепановой Софьи «Конструирование образов виртуальной языковой личности с помощью статуса в социальной сети» рассматриваются языковые особенности распространенных форм речевых самопрезентаций в социальной сети, определяется их роль для виртуальной  языковой личности.

Автором проекта определена основная особенностью всех статусов – инициальная, сильная, «акцентируемая позиция». Выявлены основные функции статусов – контактоустанавливающая и функция привлечения внимания.

В практической части работы представлены наблюдения за употреблением различных типов статусов в социальной сети «Вконтакте». Автор проекта дополнил разработанную  известным филологом Н.Г. Марченко типологию статусов, подобрав и описав примеры особой группы статусов, понятных исключительно самому владельцу страницы или его близким людям.

При разработке проблемы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы, метод лингвистической выборки, описательный метод, метод классификации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра  (Тюменская область)

город Нижневартовск

СЛЕТ НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВ УЧАЩИХСЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ

Конструирование образов виртуальной языковой личности с помощью статуса в социальной сети

Секция №11. Филология (Русский язык)

Автор:

Черепанова Софья Александровна

10-А класс

МБОУ «Гимназия №1»

Руководитель:

Артикова Евгения Борисовна

учитель русского языка

МБОУ «Гимназия №1»

2016 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………....2

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………..3

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………....5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………………………...….9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………………………………………...10

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ ВИРТУАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

С ПОМОЩЬЮ СТАТУСА В СОЦСЕТИ

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область)

город Нижневартовск

Черепанова Софья Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

10 А класс

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня человек становится всё более зависим от Интернета: электронные версии книг, пособий, журналов постепенно вытесняют бумажные, с помощью Интернета информация распространяется с космической скоростью, а общение в социальных сетях заменяет живое общение.

Социальная сеть – интерактивный многопользовательский сайт, контент которого наполняется его посетителями, с возможностью указания какой-либо информации об отдельном человеке, по которой аккаунт пользователя смогут найти другие участники сети [Бондаренко, 2010, c. 10]. Одной из самых популярных в России является социальная сеть «ВКонтакте». Пользователь социальной сети может разместить любую информацию на собственной личной странице («стене»), как, например, в блоге или в «живом журнале», но обсудить ее у «сетянина» будет возможность как в режиме группового общения, так и в личной переписке. К тексту сообщения может быть добавлена музыка или видео.

В соответствии с числом участников коммуникации Интернет-опосредованное общение относят к массовой коммуникации, включающей элементы группового (общение в Интернет-сообществах) и межличностного (в личностно ориентированных жанрах) общения [Асмус,с. 9]. В социальных сетях доминирует групповое общение (группы на сайте Вконтакте и Facebook, страницы пользователей с комментариями «друзей»), но наряду с ним, пользователь может оставлять личные сообщения, имеющие характер непосредственного общения онлайн в переписке.

Как отмечает М. Кронгауз, «Интернет совершил революцию: предоставил возможность публичного письменного высказывания, по существу, любому из нас» [Кронгауз, с. 15]. Более того, такие сайты, как социальные сети, стали особой формой самовыражения – языковой, речевой самопрезентации.

 Т.М. Артишевская пишет: «Современный человек всё больше погружается в виртуальную реальность, как в реальную, считая, что там, где есть море таинственных объектов, он останется одновременно и независимым и значимым» [Артишевская, с. 6]. Нам стало интересно исследовать, какие формы речевых самопрезентаций сегодня выбирают молодые люди в возрасте 16-20 лет, какую функцию статусы выполняют для них, что означают.

Цель исследования – выявление языковых особенностей распространенных форм речевых самопрезентаций в социальной сети и определение их роли для виртуальной языковой личности.

Поставленная цель исследования определила следующие задачи исследования:

  1. отобрать материал для исследования;
  2. выявить особенности выбора и значения статусов;
  3. классифицировать  статусы;
  4. определить, какую роль статусы играют в образе виртуальной языковой личности  в социальной сети.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Прежде чем приступить к выявлению языковых особенностей распространенных форм речевых самопрезентаций виртуальной языковой личности, рассмотрим определения термина «языковая личность». По мнению российского языковеда Юрия Николаевича Караулова, языковая личность – это личность, выраженная в языке (текстах) и через язык, которая при этом реконструируется на базе языковых средств. [Караулов, с. 36].

 Другим распространённым определением термина «языковая личность» является определение, предложенное доктором филологических наук Владимиром Ильичом Карасиком: языковая личность – это «обобщённый образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций».

Социальная сеть «ВКонтакте» как глобальный коммуникационный канал показывает виртуальную языковую личность, которая отражает (или воспроизводит) собственно реальную личность со своими особенностями, представлениями об объектах реальной действительности с помощью различных форм речевых самопрезентаций:

  • запись в миниблоге (статус) – «вербальное оформление типичной ситуации взаимодействия людей внутри социальных сетей, характеризующееся комплексом жанрово-релевантных (жанрообразующих и частотных нежанрообразующих) признаков
  •  личное сообщение;
  • комментарий к размещенным материалам;
  • креолизированные записи (тексты с иллюстрациями, видео/аудиозаписями).

Но самой излюбленной формой самопрезентации остается «статус», который, в свою очередь, приобрел в Интернете новое значение. Если раньше статус определялся как «Совокупность прав и обязанностей гражданина или положение, состояние его в обществе», то сегодня существует еще одно определение статуса:

Статус в Интернете — короткая ёмкая фраза, как правило до 160 символов, размещаемая пользователями в своей «анкете» в социальной сети, в микроблоге или агенте мгновенных сообщений. Изначально она призвана сообщать что-либо о текущем эмоциональном состоянии автора. Действительно, в настоящее время «статус» в сети в большей степени ассоциируется не со «сложившимся состоянием и положением» или  «правовым отношением», а именно с психическим, ментальным, эмоциональным состоянием пользователя.

Кандидат филологических наук Наталья Геннадьевна Марченко в своей статье «Феномен статуса в социально сети» приводит свою классификацию статусов. Используя классификацию  Н.Г. Марченко, мы подобрали для анализа свои примеры статусов.

  1. Статусы-афоризмы: в основном сюда относятся фразы из популярных книг, песен, стихотворений, например:
  •  Если бы вы мне сказали одно слово, одно только слово — я бы осталась. Вы его не сказали. Видно, так лучше. (Иван Тургенев «Ася»)
  • Прощать друг друга необходимо, чтобы выжить в этом лабиринте. (Джон Грин «В поисках Аляски»)
  • …что для одного — ненужный хлам, для другого — недоступная роскошь.
    (
    Рэй Брэдбери "Вино из одуванчиков")
  • Я до сих пор верю в сказки. Я по-прежнему забываю обо всем на свете, когда погружаюсь в хорошую книгу. (Диана Сеттерфилд «Тринадцатая сказка»)
  1. Статусы-пословицы стремятся передать универсальность, актуальность, обобщение признаков, отчуждение от момента речи и говорящего, категоричность, логичность связей между элементами:
  • Не всегда говори, что знаешь, всегда знай, что говоришь.
  • Самая сложная в мире вещь — это понять, по какому мосту нужно перейти, а какой сжечь.
  • Лучше потерять гордость ради человека, чем потерять человека из-за гордости.
  • Не жаль, что время уходит, жаль, что молодость и здоровье за собой уводит.
  • Человек, требующий обещаний, принуждает собеседника лгать.
  • Не цепляйся за того, который нужен тебе, а цепляйся за того, которому нужна ты.
  1. Интернет-статусы

Одно из важных отличий собственно Интернет-статусов от статусов-афоризмов заключается в том, что они не имеют закрепленного авторства, – это результат коллективного творчества сообщества. Если афоризм – это умозаключение, то статус – это скорее «умопродолжение», открытое для редактирования и добавления. Интернет-статус приветствует любые изменения и варьирование формы/содержания:

  • Кажется, знаешь о себе все! Так нет же, находятся люди, которые знают о тебе больше…
  • Как иногда хочется много сказать. Но в глаза говорить стыдно, по телефону - не то, а писать - слишком много…
  • И те, которые стали самыми близкими, с треском летят в черные списки…
  • Как глупо удалять номер из телефона, если он не стирается из памяти…
  • Не мы такие, жизнь такая.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для того чтобы подтвердить гипотезу нашего исследования, мы отобрали языковой материал (статусы) из открытых личных страниц соцсети «Вконтакте» в объеме 100 текстов для анализа содержания и языкового оформления и провели анкетирование молодых людей в возрасте 16-20 лет по следующим вопросам:

1.Где вы нашли свой статус?

2.Что он для вас значит?

3.Почему вы выбрали именно его?

Мы предполагаем, что характер личных статусов, их содержание и языковое оформление показывают особенности личности пользователя социальной сети, его устремления, желания, нравственные черты, видение мира и своего места в нём.

Результаты исследования мы представили в таблице №1.

Таблица №1.

Имя, возраст

Статус

Объяснение источника статуса, его значения и роли для виртуальной  языковой личности

Статусы, затрагивающие эмоциональную сферу личности

Сергей, 16

Месяцы сливаются в недели, недели в дни, дни скуки.

«Статус является олицетворением моего душевного состояния, когда время теряет свое значение, когда кроме скуки для меня ничего не существует. Почему поставил - надеялся, что кто-то по случайности увидит и, возможно, напишет мне, поскольку считает этот статус изображением своего внутреннего состояния».

Юлиана, 20

Пройдемте в сад, я покажу вас розам

«Нашла у английского драматурга, для меня он значит иронию, поставила, потому что это мою любимое выражение».

Артем, 18

Понимаешь, что тебе по-настоящему больно только тогда, когда кровь проступает на руках.

«Статус значит, какая у меня большая глубокая душа и обширный жизненный опыт».

Виталий, 20

Печаль, грусть, может быть, мы и не умрем.

«Точно отображал мое состояние на тот период».

Статусы, затрагивающие философские вопросы (размышления о жизни, о нравственных ценностях)

Арина, 16

Если ты не собираешься идти до конца, то зачем идёшь вообще?

«Нашла где-то в широтах интернета. Не помню точно, где наткнулась. Выбрала его потому, что он дает стимул и побуждает к действиям (доводить начатое до конца). Я его перечитываю часто».

Лолита, 16

Я буду любить тебя, пока ты мне нужна.

«Данный статус отображает моё мировосприятие, в конкретном случае мое отношение к любви и «взаимоиспользованию» людей, которое на данном этапе развития общества стало абсолютно нормальным явлением, характеризующим увядание и регресс чувств человека современного типа».

Дарья, 16

Вечная зелень течет как кровь.

«Статус-цитата Бродского. Кто-то трактует зелень как деньги, мне больше нравится, что зелень-это молодость».

Анастасия, 16

Только мы имеем власть над миром, который создаём вокруг себя.

«Статус из песни. Она начинается с монолога, в котором я и нашла данные строчки, в этой фразе заключается то, к чему я стремлюсь сейчас. То есть создать тот «мир», в котором мне комфортно».

Арина, 16

До комизма предобрые люди

«Это слова Ипполита (Достоевский "Идиот"). Поставила потому что зацепила мысль умирающего, ведь действительно, мы бываем настолько «добрыми, услужливыми», что порой своей неискренностью вызываем лишь смех».

Оригинальные статусы, являющиеся для пользователя очень личными, понятными только определенному кругу «посвященных» пользователей,

выражающие определенные совместно пережитые события

Илья, 16

Нанна Бриндис Хильмарсдоуттир

«Это солистка Of Monsters and Men, она хорошо поёт и вообще милашка. Тут сочетается ответ и на 1, и на 2 вопросы.
Выбрал, потому что я фанат группы и считаю солистку очень-очень милой».

Кристина, 16

Танцуй!

«Название любимой песни и по совместительству установка на данный период жизни».

Полина, 17

Вечно молодые, вместе навсегда

«Этот статус связан у меня с моей подругой из Украины, которая мне очень дорога.

«Вечно молодые» - это название песни, которую мы с ней часто слушали. Она напоминает мне о ней, о тех моментах, которые мы провели вместе. Вместе навсегда - тоже про неё, несмотря на расстояние и время мы всегда рядом, в сердцах друг друга».

Ксения, 16

Важна твоя рука во время моего отчаяния

«Нашла статус на просторах Интернета.
Ассоциируются данные слова с молодым человеком, важно, чтобы он был рядом всегда».

Ирина, 17

6 месяцев

«6 месяцев назад произошла моя последняя встреча с дорогим моему сердцу человеком».

Александр, 18

11.10.2014

«В этот день я познакомился с удивительными людьми, которые впоследствии стали моими самыми близкими и родными друзьями».

София, 17

Слабоумие и отвага

«Однажды я совершила один очень глупый и необдуманный поступок, и когда я рассказала его одной девушке, она ответила мне фразой «во всем виноват твой максимализм юношеский - слабоумие и отвага». Так это словосочетание и оказалось в моем статусе. Теперь каждый раз, когда я смотрю на него, я вспоминаю о том дне и о том поступке».

Андрей,16

Сложный ребус

«Этой метафорой меня охарактеризовала моя подруга, и мне это понравилось».

Анастасия, 17

"Когда я смотрю на вас, я вижу, сколько мужчин смотрят на нас"

«Статус-фраза, которую я случайно сказала, когда праздновала 8 Марта с подругами. Он для меня не больше, чем просто фраза. Поставила его, потому что мои девочки решили, что мы должны это запомнить, и мы день ознаменовали статусом».

Алена, 16

Аленький цветочек

«Взяла то ли из песни, то ли из стиха. Он значит для меня нечто личное. Поставила, потому что звучит красиво».

Исследуя статусы, мы расширили классификацию Н.Г. Марченко и выделили особую группы статусов – оригинальные статусы, понятные исключительно самому владельцу страницы, его близким людям или же адресованные какому-то конкретному человеку, который обязательно этот статус прочтет и поймёт его. Такие статусы могут:

1) выражать настроение пользователя, его эмоциональное состояние («все плохо..», «все хорошо..», «счастлив(а)», «опустошен», «взбешен», «депрессия..», «СУПЕР!», «отдыхаем», «разочарован..», «больно», «скучно», «весело», «грустно» и т.д.);

2) нести в себе послание для определенного человека или группы людей («ненавижу вас», «исчезни», «люблю тебя», «даришь боль», «ты-моя победа», «жду тебя», «спасибо за день», «никогда не прощу…», «вернись», «моё солнце и звезды», «я буду любить тебя пока ты мне нужна», «ты-мой самый лучший друг», «друзья, спасибо вам», «на луне и увидимся», «скучаю по тебе», «выстоим» и т.д.);

3) являться словом или сочетанием слов, не имеющих совершенно никакого смысла для случайно зашедшего на страницу пользователя, но имеющих свой сакральный смысл для владельца страницы («слабоумие и отвага»,  «аленький цветочек», «Per aspera ad astra!», «5 минут назад», «20.05.15», «твои демоны мои демоны» и т.д.).

Проанализировав статусы наших респондентов, источники статусов, объяснения цели их использования, значения, мы пришли к следующим выводам.

Во всех перечисленных типах статусов заложены разные цели, актуальные для компьютерного общения:

а) обсудить определенную тему, заложенную в статусе;

б) изложить суть проблемы в краткой афористичной форме;

 в) получить различные точки зрения на излагаемую информацию;

 г) учесть интересы, специфику мышления, индивидуально-психологические особенности и социальный статус аудитории.

Тематика статусов, которые мы отобрали для анализа, охватывает следующие основные темы:

1) статусы, затрагивающие эмоциональную сферу личности (о любви, о грусти, об отношениях и пр.);

2) статусы, затрагивающие философские вопросы (размышления о жизни, о нравственных ценностях);

3) оригинальные статусы, являющиеся для пользователя очень личными, понятными только определенному кругу «посвященных» пользователей.

Таким образом, «статус» в социальной сети является для многих пользователей средством привлечения к себе внимания, расширения круга своего общения, способом сказать миру что-то важное, передать свои мысли, вызвать потенциальных собеседников на диалог.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наша гипотеза подтвердилась: языковая личность ежедневно конструирует  разные образы с помощь статуса в социальной сети. Цель варьирования «языкового гардероба»  заключается в обозначении и утверждении своего Я, достижении желаемой самоидентичности. Это и есть то, что хочет обрести пользователь, демонстрирующий своими статусами собственную «продвинутость», современность, посвященность.

         Использование статусов в целом направлено на реализацию контактоустанавливающей функции и функции привлечения внимания. Особенно эти функции реализуются в выделенной нами группе оригинальных статусов, являющихся для пользователя очень личными, понятными только определенному кругу «посвященных» пользователей, выражающих определенные совместно пережитые события.

Таким образом, язык статусов привлекателен для лингвистов. В фокусе внимания науки оказывается языковая форма статуса, его стилистика и формальное наполнение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артишевская, Т.М. Психологический портрет пользователя социальными сетями // Текст. Знак: проблемное поле медиаобразования. 2012. Т. 1. № 9. С. 6-9.
  2. Асмус, Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства. [Текст]:  Дис. канд. филол. наук. Челябинск, 2005. 265 с.
  3. Бондаренко, Т.А. Виртуальная реальность в современной социальной ситуации. Текст: Автореф. дисс. докт. филос. наук. Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2007. 20 с.
  4. Зюбина, И.А., Матвеева Г.Г. Целостность языковой личности и множественность ее речевого портрета. // [Текст]. Известия Южного федерального университета. Филологические науки , 2006, №5.
  5. Карасик, В.И. Языковый круг: личность, концепты, дискурс: монография. [Текст]. / Карасик В.И.. - 2-е изд. - М.: Гнозис, 2004. - 390 с.
  6. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Текст. / Ю.Н.Караулов.-М.,1987
  7. Кронгауз, М.А. Русский язык на грани нервного срыва Текст. / М.А. Кронгауз. М, 2009. - 229 с.
  8. Кронгауз, М.А. Русскому языку ничего не угрожает: даже интернет. [Электронный ресурс].http://kuglib.ru/load/interesnoe/internet_socialnye_seti/russkomu_jazyku_nichego_ne_ugrozhaet_dazhe_internet/26-1-0-129
  9. Крылова, М.Н. Личные статусы в социальной сети «Одноклассники»: содержание и язык // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/08/26088
  10. Марченко, Н.Г. Феномен «статуса» в социальной  сети интернет-коммуникации // [Текст]. Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2012, №4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Языковые социальные сети.

Языковые социальные сети-помощь в изучении английского языка....

Языковые социальные сети.

Языковые социальные сети-помощь в изучении английского языка....

Дебаты по обществознанию "Социальные сети способствуют социализации личности" 11 класс.

Урок обществознания с использованием технологии «Дебаты»11 клас. Урок систематизации знаний по теме "Социализация личности".Целью  является  осмысление влияния социальных сетей на процесс со...

Диагностика личности ребенка через анализ страницы в социальной сети

Современная школа, несмотря на все трудности и недостатки, является основным институтом социализации личности ребенка. Соответственно, большая ответственность на развитие личности учащегося ложится на...

Социальные сети как метод погружения в языковую среду

В наши дни многие не представляют своей жизни без социальных сетей и Интернета в целом. В статье рассмотрено, как их применение может помочь людям всех возрастов в изучении иностранных языков....

Доклад: «Влияние социальных сетей на социализацию детей. Влияние социальных сетей на виртуальное общение детей».

Выявить и изучить особенности влияния социальных сетей на формирование личности и интернет-зависимости у подростков...

Роль виртуальных и социальных сетей в жизни подростка

Роль виртуальных и социальных сетей в жизни подростка...