"Коротышкины задачи".
олимпиадные задания по русскому языку (7 класс)

Павлович Ольга Геннадьевна

Эвристические олимпиады по русскому языку для 3-7-ых классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korotyshkiny_zadachi.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эвристическая олимпиада по русскому языку «Коротышкины задачи»

        

Задание №1. "Эвристическая олимпиада"

        Учебный предмет: русский язык

        3-5 классы

        6-7 классы

Задания олимпиады.

"В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво.…А сам город назывался Цветочным…". Конечно, дорогой друг, ты узнал начало удивительной сказки Николая Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Сегодня мы предлагаем тебе перенестись в Цветочный город и помочь его жителям решить "коротышкины" задачи. Маленькие цветочные жители будут тебе очень благодарны.

"Коротышкина" задача№1 (возрастная категория – 3-5 классы). Задание затрагивает область орфографии, пунктуации. Виды деятельности ученика – сопоставление графического знака и буквы, чтение и исправление предложений, форма возможного образовательного продукта – изобретение графических значков, кодирующих буквы алфавита.

"Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и все у него получалось шиворот-навыворот. Читать он выучился только по складам, а писать умел только печатными буквами…" Однажды Незнайка решил отправиться на Луну, а чтобы инопланетяне, то есть лунные жители, его встретили, он решил им написать послание.

- Инопланетяне не знают наш алфавит, - подумал Незнайка и решил изобрести инопланетянский.

Коротышка изобретал новый алфавит, заменил русские буквы значками, записал ими послание лунным жителям и отправил по межгалактической почте. Помоги инопланетянам разобрать послание Незнайки, соотнеся знаки с русскими буквами. А так как Незнайка был безграмотным и совсем не знал, что такое знаки препинания, то допустил массу ошибок. Исправь орфографические и пунктуационные ошибки в полученном тексте. Придумай значки к тем буквам алфавита, которые не встретились в тексте.  

Послание Незнайки инопланетянам.

☺🖐✈🕮❄🖂   ✈💧🖉☺⌘🖉💧❄⌛⌫💧❄   🏶✈💧⌫    ☼🖉🕮☪⌛    💧✈    ☼💧🖉✴◻🖉

   ♒☠✈❖   ⌘🙔✂⌘🙔  ☺✈☠❄💧❄   🕮♒🖐❄💧❖❄   ◻🖉💧☯❄⌛◆        ☸◆🕮☪    ✆♒🖐♒🖂✈   👓🖉✂❄🖐🙔👓❖   ◻🕮🖉🏶   🕮✆♒👓❖⌛✈  🖂🖉 ☯👓⌛🖐☠✈  💧✈    ☼💧🖉✴◻🖉

Ключ к алфавиту Незнайки

🖉 - А

-  Б

🕮 - В

 - Г

🖂 - Д

 - Е

 - Ж

 - З

 -И

 - Й

 - К

 - Л

🏶 - М

💧 - Н

 - О

 - П

🖐 - Р

👓 - С

 - Т

 - У

 - Ф

 - Ч

 - Ь

 - Ы

🙔 - Ю

 - Я

Задание оценивается: 5 баллов за расшифрованный и исправленный текст; 2 балла за восстановленный алфавит (если придуманы опознавательные значки ко всем буквам алфавита, которые не встретились в письме Незнайки).

"Коротышкина"задача №2 (возрастная категория  - 3-5 классы) Задание затрагивает раздел фонетики, лексики. Виды деятельности ученика – ответы на вопросы чайнворда, создание чайнворда, форма возможного образовательного продукта – создание чайнворда, посвященного звукам речи, в форме ракеты.

"Тюбик был очень хороший художник. Одевался он всегда в длинную блузу, которую называл "балахон". Стоило посмотреть на Тюбика, когда он, нарядившись в свой балахон и откинув назад свои длинные волосы, стоял перед мольбертом с палитрой в руках. Каждый сразу видел, что перед ним настоящий художник". Тюбик решил нарисовать ракету, на которой Незнайка отправится на Луну к инопланетянам, но художник никогда не видел ракеты, поэтому растерялся. Помоги Тюбику создать ракету для Незнайки. Для этого тебе, дорогой друг, нужно решить чайнворд. А знаешь ли ты, что такое чайнворд? Слово "чайнворд" образовано от английских слов (чейн) – цепь и (ворд) – слово. Последняя буква каждого слова в замкнутой цепи чайнворда является и первой буквой следующего слова. Попробуйте нарисовать чайнворд в форме ракеты, ответив на предложенные ниже вопросы.

  1. Название части слова, включающей в себя одну гласную.
  2. Звук, состоящий из голоса.
  3. Название дезинфицирующего средства, которым часто мажут раны и синяки, состоит из трех звуков, последний из которых оглушается.
  4. Слово, состоит из пяти букв и пяти звуков, мамина девочка. В середине слова есть сочетание звуков, в которых никогда не пишется мягкий знак.
  5. Принятый порядок расположения букв.
  6. Односложное слово, в котором из трех согласных один – твердый звонкий непарный, а два  - твердые глухие парные. Обозначает бронированный автомобиль на гусеничном ходу.
  7. Односложное слово с удвоенной согласной в конце. Одно из значений – название учебной комнаты.

Задание оценивается: 1 балл за каждое правильно угаданное слово; 3 балла, если чайнворд получилось составить в виде ракеты.

"Коротышкина" задача №3.(возрастная категория – 3-5 классы) Задание затрагивает лирические жанры. Виды деятельности ученика – сочинение стихотворения по образцу, форма возможного образовательного продукта – стихотворение – синквейн.

В Цветочном городе жил известный поэт Пудик, "но, как известно, все поэты очень любят красивые имена. Поэтому, когда Пудик начал писать стихи, он выбрал себе другое имя и стал называться Цветиком". Цветик узнал, что Незнайка собирается лететь на Луну, и решил посвятить этому событию необычное стихотворение – синквейн. Но Тюбик привык писать обычные стихи, поэтому необычные у него не получались. Помоги Тюбику написать синквейн, посвященный полету Незнайки на Луну. Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк. Первая строка – тема стихотворения, обычно имя существительное; вторая строка – описание темы в двух словах, прилагательных; третья строка – описание действия рамках этой темы тремя словами, глаголами; четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме; пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально – образном или философском уровне повторяет суть темы.

Задание оценивается: 5 баллов за правильно составленный синквейн.

Коротышкина" задача №4 (возрастная категория – 6-7 классы) Задание затрагивает раздел лексики. Виды деятельности ученика – чтение, запись ответов, форма возможного образовательного продукта – словарные статьи с лексическим толкованием слов.

"Механик Винтик и его помощник Шпунтик были очень хорошие мастера. Они были похожи друг на друга, только Винтик был чуточку повыше, а Шпунтик чуточку пониже ростом. Оба ходили в кожаных куртках ". Очень часто они начинали спорить по пустякам. Вот и сейчас у них возник спор, и они забросили конструировать космический костюм для полета Незнайки на Луну.

 - Нет,  - кричал Винтик, - вороная лошадь – это белая!!!

 - Какой ты смешной,  - удивлялся Шпунтик, - вороная лошадка зеленого цвета!!!

 - Где же ты видел зеленую лошадь!!! – кипятился Винтик.

Помоги, дорогой друг,  Винтику и Шпунтику разобраться в мастях лошадей.

1. Как теперь гляжу на эту лошадь: вороная ..., ноги - струнки, и глаза не хуже, чем у Бэлы (М.Лермонтов). 2. Этот чубарый конь был сильно лукав и показывал только для вида, будто бы везет, тогда как коренной гнедой и пристяжной каурой масти ... трудилися от всего сердца (Н.Гоголь). 3. ...В большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка... (Ф.Достоевский). 4. Сивка-бурка,…  встань передо мной, как лист перед травой (П.Ершов)

Задание оценивается: по 1 баллу за каждое правильное описание масти.

"Коротышкина" задача  № 5. (возрастная категория – 6-7 классы) Задание затрагивает раздел морфологии. Имя числительное. Виды деятельности ученика – чтение предложенного текста, подсчет даты, форма возможного образовательного продукта – запись возраста деревьев.

"Знайка, который очень любил читать, начитался в книжках о дальних странах и разных путешествиях. Часто, когда вечером нечего было делать, он рассказывал своим друзьям о том, что читал в книжках. Малыши очень любили эти рассказы". Перед тем, как Незнайка решил отправиться к инопланетянам, Знайка рассказывал коротышкам о далеком городе Петербурге.

- Одним из старейших петербургских садов, -  говорил Знайка, - является Летний сад. Он лишь на один год моложе города. Летний сад создавался 15 лет на площади чуть меньше 12 гектаров. В нем посажено около трех тысяч деревьев: лип, вязов, дубов. Менее сорока лип сохранилось с петровского времени, и они старые-престарые. А скажите, коротышки, сколько этим липам лет?

Помоги, дорогой друг, посчитать, сколько в 2007 году исполнилось лет липам в Летнем саду Петербурга. Запиши полученную цифру прописью и просклоняй (измени по падежам). Какой части речи будет являться это слово?

        Задание оценивается: 4 балла – если цифра указана правильно, 3 балла – если в склонении нет ошибок, 1 балл – часть речи указана правильно.

"Коротышкина" задача  № 6. (возрастная группа – 6-7 класс) Задание затрагивает раздел стилистики. Виды деятельности ученика – создание текста , форма возможного образовательного продукта –заметка в газету.

Малыш Буковка очень любил читать книги. Он увлекался чтением до такой степени, что иногда даже не ходил в театр и кино, не слушал радио, а вместо этого сидел и читал какую-нибудь интересную книжку". Буковка всегда мечтал сам стать писателем. Услышав о том, что Незнайка собрался на Луну, Буковка напросился лететь вместе с ним, чтобы написать об этом грандиозном полете статью в цветочную газету.

Дорогой друг, пофантазируй и напиши, используя публицистический стиль, заметку в газету о том, как Незнайка встретился с инопланетянами.

Задание оценивается: 7 баллов (работа выдержана в рамках публицистического стиля,  написана по законам жанра газетной заметки)

"Коротышкина" задача  № 7 (возрастная группа – 6-7 класс) Задание затрагивает раздел словообразования. Виды деятельности ученика – чтение текста, наблюдение за словами и исправление предложений, историческое наблюдение за словами, форма возможного образовательного продукта – создание словообразовательных цепочек.

Вот наконец настало время запуска ракеты с Незнайкой на борту.  "Все коротышки собрались провожать своего друга. Винтик и Шпунтик надели свои кожаные куртки. Охотник Пулька обулся в свои любимые кожаные сапоги.. Торопыжка надел свой костюм – "молнию". ..Толстенький Пончик надел свой самый лучший костюм. В костюмах Пончик ценил главным образом карманы. Чем больше было карманов, тем лучше считался костюм". Когда Незнайка увидел, что у Пончика на брюках было два кармана спереди, два кармана сзади, два кармана по бокам и один карман внизу, на колене, то громко закричал: "Пончик, ты как каракатица!!!". Пончик обиделся, потому что не понял, каким таким страшным инопланетянским животным обозвал его Незнайка. Дорогой друг, помоги Пончику разобраться  со словом каракатица. В этом слове тот же корень, что и в слове окорок. Какое значение имело древнее существительное *korok(ъ), от которого образовались корокатица и окорок?

Задание оценивается: 4 балла – объяснение значения существительного; по 3 балла за правильное словообразование.

"Коротышкина" задача  № 8 (возрастная категория– 3-5 классы) Задание затрагивает раздел лексики. Виды деятельности ученика – создание зрительных образов по имени героя, форма возможного образовательного продукта – рисунки героев.

 В цветочном городе можно найти жителей со следующими именами: Сахарин, Торопыжка, Ворчун, Молчун, Растеряйка.

А) Как могли бы звать коротышек, если к их именам подобрать антонимы? Запиши их новые имена-антонимы и зарисуй, как эти герои могли бы тогда выглядеть.

Б) Запиши, от каких слов и при помощи каких морфем образовались имена коротышек (Сахарин, Торопыжка, Ворчун, Молчун, Растеряйка) (для возрастной группы 6-7 классы)

Задание оценивается: А) по  1 баллу за каждый антоним, по 2балла за каждый нарисованный образ. Б) по 1 баллу за каждое правильное объяснение.

"Коротышкина" задача  № 9 (возрастная категория -3-5 классы) Задание затрагивает раздел морфологии, грамматики. Виды деятельности ученика – выразительное чтение текста, графическое оформление правила, форма возможного образовательного продукта – создание карточки с графическим изображением правила.

Как известно, Незнайка сочинял стихи, он складывал на груди руки, голову наклонял набок и усердно думал. Незнайка мог сочинить стихи не только про паклю, баклю, ваклю, гаклю, даклю и маклю. Он очень переживал перед полетом на Луну и хотел привезти жителям Луны свои стихи, чтобы поразить их воображение. Тогда он сочинил:

Жил в нашем подъезде Иван Петушков.

Он был чемпионом среди чудаков:

Когда все гулять выходили в пальто,

Иван выходил в пальте.

А если знакомые шли в шапито,

Иван говорил:

-Не пойду ни за что,

Чего я забыл в шапите!

Соседи под вечер стучат в домино,

Играют в лото или ходят в кино.

А он не любил ни лота, ни кина

И в руки не брал домина!

Сидел себе дома Иван Петушков.

Уж больно Иван не любил шутников:

В метре ли поедет,

Возьмет ли таксю –

Смеялись они над Иваном вовсю!

Смеялись –

В пальте ли он был,

Без пальта,

Смеялись

В кине, шапите…

Зато не смеялись никто, никогда,

Когда он лежал на тахте.

Уверенно влезет Иван на тахту:

-Да ну, - говорит, - эту всю шапиту!

Найдите и исправьте морфологические ошибки в стихотворении, сочиненном Незнайкой. Какого правила не знает Незнайка? Придумайте и графически изобразите для нерадивого поэта правило, на которое встречается ошибка в данном стихотворении.

Задание оценивается:1 балл за каждую правильно исправленную ошибку. 4 балла за графическое изображение.

"Коротышкина" задача  № 10 (возрастная категория – 6-7 классы) Задание затрагивает раздел морфологии, синтаксиса. Виды деятельности ученика – чтение текста, перевод, форма возможного образовательного продукта – переведенный текст на русский язык с инопланетянского языка.

Настал день, когда Незнайка, надев специальный космический костюм, поднялся на своей ракете в небо. "Цветочный город был виден как на ладони. Дома казались совсем крошечными, а коротышек уж и совсем нельзя было разглядеть". Незнайка смотрел  на большую желтую Луну, которая напоминала ему кусок ароматного сыра. Приемник зашипел, и Незнайка услышал приветствие инопланетян: "Кутяпый Мусямпа! Персемпуем жлипко кастемпового кляка!".

Дорогой друг, помоги Незнайке понять инопланетян. Переведи на русский язык с инопланетянского, укажи, какими частями речи являются слова, разбери данные предложения по членам предложения, какими частями речи они выражены. Укажи морфологические признаки (если это возможно) каждого слова.

Задание оценивается: 2 балла за перевод, по 0,5 балла за правильное указание части речи, 1 балл за правильный разбор одного предложения,1 балл за правильный набор морфологических признаков к 1 слову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник задач по прикладной математике (задачи физического содержания) 5 класс

 Предлагаемый «Сборник задач по прикладной математике. (Физика)» содержит задачи и примеры по темам, которые предусмотрены в школьном курсе математики, применим как для учителя, так и для ученика....

Задачи-оценки и задачи на моделирование ситуации

Здесь представлено решение нескольких задач на моделирование и задач-оценок повышенного уровня сложности, которые рассматриваются, как правило, в конце изучаемого раздела....

Проектная работа Методика подготовки учащихся к решению задач по темам «Задачи на движение» и «Задачи на смеси и сплавы», включенных в ЕГЭ по математике.

Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике является интенсивное развитие логического мышления, пространственного воображения, алг...

«Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач»

Решение задач по физике – необходимый  элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретн...

Предлагаю вашему вниманию образцы карточек к зачету по геометрии в 8 классе, а также набор задач к зачету. Учитель может по своему усмотрению либо добавить в карточки задачи, либо заменить уже имеющиеся задачи на другие.

ЗачётГлавная задача зачётов – развитие самостоятельной деятельности учащихся в усвоении ими курса математики. Другими задачами зачёта являются:формирование умений учиться;выявление пробелов в зн...

Методическая разработка занятия проведенного в рамках внеурочной деятельности: «ОГЭ по математике: текстовые задачи» по теме «Решение текстовых задач. Задачи на движение»

Тип занятия :обобщения и систематизации знанийЦели:1)   Формирование предметных результатов: составления математических моделей на примерах текстовых задач на движение2)   Формиров...