Разработка урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Разработка урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse_v_usloviyah_realizatsii_fgos.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС.
Тема: «Что изучает фонетика».
Технологическая карта урока русского языка
Класс : 5
Учебник: русский язык, 5 класс;М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов. М. « Дрофа»-2018г.
Учитель: Лангольф Н.В.
Тема урока: Что изучает фонетика.
Цели урока:
- обучающие: научить распознавать гласные (ударные, безударные), согласные ( мягкие и твердые, глухие и звонкие), работать с орфоэпическим и орфографическим словарем , развивать и обогащать словарный запас учащихся;
-развивающие : развивать умения и навыки анализа и характеристики отдельных звуков речи, прививать интерес к предмету, продолжать работу над формированием навыков грамотного письма;
-воспитательные : воспитывать любовь к художественному слову;
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;
Формы работы учащихся : коллективная, индивидуальная, самостоятельная.
Метод: комбинированный
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
| Приветственное слово учителя
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради и запишите число, классная работа. Откройте учебник на стр.66.Давайте прочитаем высказывание Н.В. Гоголя о языке. | Приветствие учащихся. Готовят к уроку рабочее место | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. |
1 Обобщение ранее изученного. 2. Актуализация знаний 3. Постановка учебной цели. | Чтение высказывания Н.В.Гоголя о языке: «Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких...» -Как вы понимаете смысл высказывания Н.В. Гоголя о языке? -Ребята, о чём мы будем сегодня говорить? (о звуках) -Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? фонетика Ориентирует на формулировку цели урока: Давайте сформулируем цели нашего урока. 1.Что мы должны знать?( Что такое фонетика) 2.Что должны уметь различать? - Различать звук и букву, гласные и согласные звуки - Как вы думаете, ребята, какая речь – устная или письменная – появилась раньше? - Мы больше говорим или пишем? Учитель предлагает для чтения про себя и вслух лингвистический текст.( упражнение 176) и выполнить задания | Слушают учителя и отвечают на вопрос Мир, в котором мы живем, - это удивительный , сказочный мир звуков. Тысячи звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручья, пение птиц. Давайте закроем на минуту уши ладонями. -Что наступит? Да, наступит тишина, беззвучие; мир потеряет половину своих прелестей. Ученики отвечают на вопросы Предполагаемые ответы : о звуках --- фонетика Запись темы урока в тетрадях. Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. - Предмет изучения фонетики - Различать звук и букву, гласные и согласные звуки. 1.Учащиеся читают текст про себя, затем вслух; 2.Учащиеся выполняют задания упражнения. | УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Первичное закрепление знаний. | Учитель рассказывает сказку: Теперь вы уже знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова. Вот что сказка говорит: Жили-были КОТ и КИТ. КОТ - огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел. Как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, днем храпит. КОТ плывет по океану, КИТ из блюдца ест сметану. Ловит КИТ мышей на суше. КОТ на море бьет баклуши! КИТ царапался, кусался... Добрый КОТ ни с кем не дрался... КИТ любил залезть повыше, Ночью песни пел на крыше. Позовешь его: «Кис, кис!» Он охотно спрыгнет вниз... Разбирались целый год, Кто тут КИТ И где тут КОТ. Обсуждали, не спешили И в конце концов решили: «В этой сказке нет порядка, В ней ошибка, опечатка: Кто-то, против всяких правил, В сказке буквы переставил. Переправил «КИТ» на «КОТ», «КОТ» на «КИТ», наоборот!»... Б. Заходер Итак, к какому выводу можно прийти на основе данного стихотворения?(Каждый звук помогает различать слова по смыслу) Предлагаю поиграть с фонемами Задание 1. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть - гость. Краска, склон, полк, тепло, беда, экран Задание 2. Теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза. Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус
Задание 3. Замените в словах одну согласную фонему. Вот так: корж - морж. Ногти, булка, лапка, зубы, киска, галка, орел, норка, клин, тоска, полено, рамочка
| Кот-кит Учащиеся записывают слова, а затем вслух проговаривают несколько раз и прислушиваются, как оно звучит. Фонема – это Звук,голос.
Каждый звук помогает различать слова по смыслу) полученные пары слов ученики записывают в тетради: Краска-каска, склон-слон, Полк-пол, Тепло-тело, беда-еда, экран-кран рубка-трубка, дар-удар, стол-столб, клад-склад, уклад-оклад, лапа- лампа, шар-шарф,усы-бусы, укус-уксус ногти-когти, булка-будка, лапка-лавка, зубы-дубы, киска-миска,галка-палка, орел-осел, норка-корка, клин-блин, тоска-доска, полено-колено, рамочка- дамочка . | .Личностные: ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему. Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее. |
Физ. минутка | проведение физминутки раз, два — выше голова Раз, два — выше голова. Три, четыре — руки шире. Пять, шесть — всем присесть. Семь, восемь — встать попросим. Девять, десять — сядем вместе. | выполнение физических упражнений | |
Закрепление изученного материала Проверка по эталону | Работа по учебнику Упражнение № 177 1.Выразительно прочитайте текст. 2.О чем говорится в каждом абзаце? 3. Приведите примеры с корнем –фон-.( слайд 4-5). 4.Пользуясь схемой речевого аппарата, расскажите об образовании звуков речи. 5. Прочитайте правило и расскажите, для чего служат звуки речи ( стр.68-правило) Тест 1-г 2-б 3-б 4- а 5-в | Чтение текста
| УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения, формулировать ответ ). Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
Рефлексия деятельности. Итоги урока | Подводит итог урока. -Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков? Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что: • Ь и Ъ – звуков не обозначают; • Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков; • Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук. - А для чего нам все это нужно знать? | Отвечают на вопросы, обобщают полученные знания Оценивают свою работу и работу одноклассников | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Домашнее задание. | параграф 27, у.179 или у.180 | Запись учащимися задания в дневники. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС
В данной презентации представлены активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы....
План по самообразованию на тему «Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС основного общего образования»
План по самообразованию учителя русского языка и литературы...
Возможности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.
методическая работа по теме "Возможности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС"...
Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС
Неотъемлемой частью системы оценки качества образования является показатель участия в предметных олимпиадах и конференциях. Поэтому необходимо совершенствовать работу с одарёнными детьми. Таким образо...
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»
Цель самообразования: Освоить новые формы и методы работы, способствующие формированию гражданина - члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом,...
Активные приемы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС второго поколения
В методическом пособии подробно описываются методжы и приемы, которые учитель может использовать при подготовке к уроку в системе ФГОС, а также подробно рассматриваются характерные особенности у...
Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...