Разработка урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Лангольф Нина Валентиновна

Разработка урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка в  5 классе в условиях    реализации ФГОС.

Тема: «Что изучает фонетика».

Технологическая карта урока русского языка

Класс : 5

Учебник: русский язык, 5 класс;М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов. М. « Дрофа»-2018г.

Учитель: Лангольф Н.В.

Тема урока: Что изучает фонетика.

Цели урока:

- обучающие: научить распознавать гласные (ударные, безударные), согласные ( мягкие и твердые, глухие и звонкие), работать с  орфоэпическим и орфографическим словарем , развивать и обогащать словарный запас учащихся;

  -развивающие : развивать умения и навыки анализа и характеристики отдельных   звуков речи, прививать интерес к предмету, продолжать работу над  формированием навыков грамотного письма;

-воспитательные : воспитывать любовь к  художественному слову;

 Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;

Формы работы учащихся : коллективная, индивидуальная, самостоятельная.

Метод: комбинированный

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

 Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

 

Приветственное слово учителя

 

 - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради и запишите число, классная работа. Откройте учебник на стр.66.Давайте прочитаем высказывание  Н.В. Гоголя о языке.

Приветствие учащихся.

Готовят  к уроку рабочее место

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

1 Обобщение ранее изученного.

2. Актуализация

знаний

3. Постановка учебной цели.

Чтение высказывания Н.В.Гоголя о языке: «Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких...»

-Как вы понимаете смысл  высказывания Н.В. Гоголя о языке?

-Ребята, о чём мы будем сегодня говорить? (о звуках)

-Какой раздел науки о языке изучает звуки речи?

                                                 фонетика

Ориентирует на формулировку цели урока:

Давайте сформулируем цели нашего урока.

1.Что мы должны знать?( Что такое фонетика)

2.Что должны уметь различать?

- Различать звук и букву, гласные и согласные звуки

- Как вы думаете, ребята, какая речь – устная или письменная – появилась раньше?
( устная.)

- Мы больше говорим или пишем?
(
Больше говорим. Письменная речь возникла на базе устной речи, поэтому для звуков подобраны соответствующие условные знаки – буквы.)

Учитель предлагает для чтения про себя и вслух лингвистический текст.( упражнение 176) и выполнить задания

Слушают учителя и  отвечают на вопрос

Мир, в котором мы живем, - это удивительный , сказочный мир звуков. Тысячи звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручья, пение птиц.

Давайте закроем на минуту  уши ладонями.

-Что наступит?

Да,  наступит тишина, беззвучие; мир потеряет половину своих прелестей.

Ученики отвечают на вопросы

Предполагаемые ответы : 

  о звуках  --- фонетика

Запись темы урока в тетрадях.

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

- Предмет изучения фонетики

- Различать звук и букву, гласные и согласные звуки.

1.Учащиеся читают текст про себя, затем вслух;

2.Учащиеся выполняют задания упражнения.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.

Первичное закрепление знаний.

Учитель рассказывает сказку: Теперь вы уже знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова.

Вот что сказка говорит: Жили-были КОТ и КИТ.

КОТ - огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел.

Как огня воды боялся.

КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ: Ночью бродит, днем храпит.

 КОТ плывет по океану,

КИТ из блюдца ест сметану. Ловит

КИТ мышей на суше. КОТ на море бьет баклуши!

КИТ царапался, кусался...

Добрый КОТ ни с кем не дрался...

КИТ любил залезть повыше, Ночью песни пел на крыше.

Позовешь его: «Кис, кис!» Он охотно спрыгнет вниз...

 Разбирались целый год, Кто тут КИТ

И где тут КОТ. Обсуждали, не спешили

И в конце концов решили: «В этой сказке нет порядка,

В ней ошибка, опечатка: Кто-то, против всяких правил,

 В сказке буквы переставил.

 Переправил «КИТ» на «КОТ»,

 «КОТ» на «КИТ», наоборот!»... Б. Заходер

Итак, к какому выводу можно прийти на основе данного стихотворения?(Каждый звук помогает различать слова по смыслу)

 Предлагаю поиграть с фонемами

Задание 1. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть - гость.

 Краска, склон, полк, тепло, беда, экран

Задание 2. Теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза. Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус

 

Задание 3. Замените в словах одну согласную фонему. Вот так: корж - морж.

Ногти, булка, лапка, зубы, киска,  галка, орел, норка, клин, тоска, полено, рамочка

 

 Кот-кит

 Учащиеся записывают    слова, а затем вслух проговаривают  несколько раз и прислушиваются, как оно звучит. Фонема – это

Звук,голос.

 

Каждый звук помогает различать слова по смыслу)

полученные пары  слов ученики записывают в тетради:

Краска-каска, склон-слон,

Полк-пол, Тепло-тело,

беда-еда, экран-кран

рубка-трубка, дар-удар,

стол-столб,  клад-склад,

уклад-оклад, лапа- лампа,

шар-шарф,усы-бусы, укус-уксус

ногти-когти, булка-будка,

лапка-лавка, зубы-дубы,

киска-миска,галка-палка,

орел-осел, норка-корка,

клин-блин, тоска-доска,

полено-колено, рамочка-

дамочка

.

.Личностные: ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему.

 Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее.

Физ. минутка

проведение физминутки раз, два — выше голова

Раз, два — выше голова. Три, четыре — руки шире. Пять, шесть — всем присесть. Семь, восемь — встать попросим. Девять, десять — сядем вместе.

выполнение физических упражнений

Закрепление изученного материала



Проверка по эталону

Работа по учебнику

Упражнение № 177

1.Выразительно прочитайте текст.

2.О чем говорится в каждом абзаце?

3. Приведите примеры с корнем –фон-.( слайд 4-5).

4.Пользуясь схемой речевого аппарата, расскажите об образовании звуков речи.

5. Прочитайте правило и расскажите, для чего служат звуки речи ( стр.68-правило)

Тест

1-г  2-б  3-б  4- а   5-в

Чтение текста

  1. Ответ на вопрос.
  2. Приводят примеры с корнем –фон-.
  3. Рассказывают об образовании звуков речи.
  4. Читают правило и рассказывают, для чего служат звуки речи.

УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения,   формулировать ответ ).

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

Итоги урока

Подводит итог урока.

-Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков?

Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что:

• Ь и Ъ – звуков не обозначают;

• Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков;

• Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук.

- А для чего нам все это нужно знать?

Отвечают на вопросы, обобщают полученные знания

Оценивают свою работу и работу одноклассников

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

параграф 27, у.179 или у.180

Запись учащимися задания в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

В данной  презентации представлены активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы....

Возможности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

методическая работа по теме "Возможности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС"...

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

Неотъемлемой частью системы оценки качества образования является показатель участия в предметных олимпиадах и конференциях. Поэтому необходимо совершенствовать работу с одарёнными детьми. Таким образо...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»

Цель самообразования: Освоить новые формы и методы работы, способствующие формированию гражданина - члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом,...

Активные приемы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС второго поколения

В методическом пособии подробно описываются методжы и приемы, которые учитель  может использовать при подготовке к уроку в системе ФГОС, а также подробно рассматриваются характерные особенности у...

Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...