Как правильно написать сочинение ЕГЭ по русскому языку - памятка для учащихся
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс)

Гильманова Светлана Станиславовна

В памятке для учащихся имеется план написания сочинения ЕГЭ по русскому языку с подробными пояснениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_soch.ege-pamyatka_dlya_uch-sya.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение-рассуждение по предложенному тексту

1. Формулировка проблемы

     ▪ Что такое проблема? Проблема – это сложный вопрос, требующий решения, исследования.

     ▪ Как её выявить?

     1. Определить тему текста (о чем текст?). Например, в тексте говорится о войне.

     2. Спросить себя: какой вопрос, аспект в этой теме волнует, интересует автора больше всего? Например, в тексте о войне автор рассуждает об участии женщин в войне, или о партизанском движении, или о тружениках тыла и т. д. Это и есть проблема(ы).

     ▪ Как сформулировать проблему?

     1. Оценить объект проблемы, т. е. ответить на вопрос: что это за проблема? Например, проблема отцов и детей, проблема одиночества, проблема участия женщин в войне.

     2. Сформулировать вопрос: почему женщины участвовали в войне? какой вклад они внесли в общую победу? насколько необходимым было участие женщин в войне?

     ▪ Как словесно оформить выявленную проблему?

     Проблемы бывают сложные, трудные, важные, серьезные, глубокие, актуальные, главные, злободневные, острые, назревшие, философские, наболевшие, идеологические, социальные, национальные, международные.

     Можно коснуться какой-либо проблемы, уделить внимание проблеме, думать, работать над проблемой.

Проблема возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

     Первый абзац сочинения может начинаться так:

     В данном тексте автор затрагивает проблему …

     В данном отрывке рассматривается вопрос …

     Данный фрагмент посвящен размышлениям о …

     В данном тексте автор задается вопросом о …

     ………………….? …………………? Этим вопросам посвящен данный текст.

     

II. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

     Комментарий в сочинении – это логический переход от формулировки проблемы к изложению

авторской позиции по данной проблеме!

     ● Что значит «прокомментировать проблему»? Это значит объяснить текст, его смысловые части, проследить за ходом авторской мысли. Комментарий сформулированной проблемы показывает, насколько глубоко и полно мы понимаем эту проблему, ее аспекты, намеченные автором текста.

               Важно: комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст:

               - нужно привести 2 примера из текста, иллюстрирующие ту проблему, которую вы сформулировали в начале своего сочинения;

          - пояснить значение каждого примера;

               - указать смысловую связь между ними.

     Важно: нельзя подменять комментарий пересказом:

- пересказывая, мы говорим о том, что делают герои;

- комментируя, мы говорим о том, что делает автор!

     ● Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

      - Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чём заостряет внимание? Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? Как выражено отношение автора к изображаемому?

     ● Как словесно оформить комментарий? 

       Рассматривая данную проблему, И.И. Иванов уделяет особое внимание ______.  В понимании автора, ______. Проблему______ автор раскрывает на примере ______. Не менее важным писатель считает ____. И.И. Иванов рассказывает яркую, поучительную историю о _______. С ее помощью автор убеждает читателя в _______. Описывая эти события, автор наталкивает нас на мысль о ______. Данный пример из жизни позволяет автору выразить следующую мысль: ______. Автор не случайно подчёркивает, что ________. Значительная часть текста посвящена вдумчивым размышлениям о ________. Автор старается ответить на такие важные вопросы, как _______. Кроме того, в тексте убедительно (эмоционально/образно) говорится о ________. Писатель восхищается______________.

III. Позиция автора текста

     Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора – это ответ на вопрос.

     Если проблема формулируется в виде повествовательного предложения (например, «В тексте

затрагивается проблема равнодушного отношения врачей к пациентам»), то, выявляя позицию автора, надо

ответить на вопросы: что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? как автор оценивает      описываемую ситуацию, поступки героев?

     Как словесно оформить позицию автора? 

    По мнению автора, _________________.

    Позиция автора текста такова: ____________________.

    Позиция автора заключается в том, что _____________.

IV. Позиция автора сочинения + обоснование этой позиции

     В этом абзаце необходимо выразить свое согласие или несогласие с мнением автора текста, а также объяснить, почему вы согласны или не согласны.

    Я согласен с мнением (позицией) автора, потому что считаю: _______________.

    Я согласен с автором, так как ___________________.

     Далее необходимо привести аргумент в виде конкретного факта из жизни, литературы, истории, СМИ и т. д.

     Я могу доказать свое мнение, опираясь на пример(ы) из литературы…

     Мысль о том, что …………………, доказывает пример из истории…   

     Кроме того, свою позицию я могу доказать (подтвердить) примером из жизни.

     Литературный аргумент должен состоять из:

     1) указания на событие или героя, который выбирается в качестве аргумента (обязательно упомянуть автора и название произведения, иначе аргумент не будет засчитан), краткое описание событий или той черты героя, которая приводится в пример - Так, Родион Раскольников, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», задается вопросом о пределах собственной свободы;

                 2) краткого анализа героя или эпизода (одно предложение или несколько, раскрывающее (-их) суть той  

            черты героя или того события, которое указано в предыдущем предложении) - Раскольников в поисках  

            ответа на этот вопрос разработал целую теорию и даже совершил преступление. Он считал, что ради

            благородной цели один человек может позволить себе убить другого, если от этого другого нет никакой

            пользы обществу;

                 3) вывода, объясняющего, почему именно данный герой или данное событие приведены в качестве

            аргумента - Но Достоевский утверждал, что данная теория бесчеловечна и очень опасна, поскольку

            разрешает любому человеку распоряжаться жизнью других. Авторская позиция в романе отражена в  

            образе Сони Мармеладовой.

V. Вывод

                 При формулировке вывода необходимо опираться на проблему, позицию автора и мнение экзаменуемого. Вывод – это поясняющее предложение, в котором другими словами говорится о том же, о чем вы уже писали в предыдущих абзацах.

                 Итак, _____________________.

                Таким образом, __________________________.

   В заключение хочется сказать: _________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм работы над домашним заданием по английскому языку.Памятка для учащихся и родителей

Эта памятка поможет оптимизировать выполнение домашних заданий по английскому языку...

Как написать комментарий к исходному тексту (сочинение ЕГЭ по русскому языку)

Как написать комментарий к исходному тексту (сочинение ЕГЭ по русскому языку...

Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна

Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес...

Как правильно написать сочинение на ЕГЭ

Советы по написанию сочинения  и пример идеальной  работы....

Мастер-класс для учащихся 11 классов "Написание сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе"

Целью данного мастер-класса является подготовка учащихся к успешному написанию сочинения-рассуждения по русскому языку (успешному выполнению второй части единого государственного экзамена по русскому ...

Памятка для написания сочинения ЕГЭ по русскому языку

Памятка поможет выпускникам пошагово писать сочинение ЕГЭ...

Как правильно написать официальное письмо на немецком языке

Как правильно написать официальное письмо на немецком языке...