Как правильно написать сочинение ЕГЭ по русскому языку - памятка для учащихся
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс)
В памятке для учащихся имеется план написания сочинения ЕГЭ по русскому языку с подробными пояснениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение-рассуждение по предложенному тексту
1. Формулировка проблемы
▪ Что такое проблема? Проблема – это сложный вопрос, требующий решения, исследования.
▪ Как её выявить?
1. Определить тему текста (о чем текст?). Например, в тексте говорится о войне.
2. Спросить себя: какой вопрос, аспект в этой теме волнует, интересует автора больше всего? Например, в тексте о войне автор рассуждает об участии женщин в войне, или о партизанском движении, или о тружениках тыла и т. д. Это и есть проблема(ы).
▪ Как сформулировать проблему?
1. Оценить объект проблемы, т. е. ответить на вопрос: что это за проблема? Например, проблема отцов и детей, проблема одиночества, проблема участия женщин в войне.
2. Сформулировать вопрос: почему женщины участвовали в войне? какой вклад они внесли в общую победу? насколько необходимым было участие женщин в войне?
▪ Как словесно оформить выявленную проблему?
Проблемы бывают сложные, трудные, важные, серьезные, глубокие, актуальные, главные, злободневные, острые, назревшие, философские, наболевшие, идеологические, социальные, национальные, международные.
Можно коснуться какой-либо проблемы, уделить внимание проблеме, думать, работать над проблемой.
Проблема возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.
Первый абзац сочинения может начинаться так:
В данном тексте автор затрагивает проблему …
В данном отрывке рассматривается вопрос …
Данный фрагмент посвящен размышлениям о …
В данном тексте автор задается вопросом о …
………………….? …………………? Этим вопросам посвящен данный текст.
II. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Комментарий в сочинении – это логический переход от формулировки проблемы к изложению
авторской позиции по данной проблеме!
● Что значит «прокомментировать проблему»? Это значит объяснить текст, его смысловые части, проследить за ходом авторской мысли. Комментарий сформулированной проблемы показывает, насколько глубоко и полно мы понимаем эту проблему, ее аспекты, намеченные автором текста.
Важно: комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст:
- нужно привести 2 примера из текста, иллюстрирующие ту проблему, которую вы сформулировали в начале своего сочинения;
- пояснить значение каждого примера;
- указать смысловую связь между ними.
Важно: нельзя подменять комментарий пересказом:
- пересказывая, мы говорим о том, что делают герои;
- комментируя, мы говорим о том, что делает автор!
● Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
- Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чём заостряет внимание? Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? Как выражено отношение автора к изображаемому?
● Как словесно оформить комментарий?
Рассматривая данную проблему, И.И. Иванов уделяет особое внимание ______. В понимании автора, ______. Проблему______ автор раскрывает на примере ______. Не менее важным писатель считает ____. И.И. Иванов рассказывает яркую, поучительную историю о _______. С ее помощью автор убеждает читателя в _______. Описывая эти события, автор наталкивает нас на мысль о ______. Данный пример из жизни позволяет автору выразить следующую мысль: ______. Автор не случайно подчёркивает, что ________. Значительная часть текста посвящена вдумчивым размышлениям о ________. Автор старается ответить на такие важные вопросы, как _______. Кроме того, в тексте убедительно (эмоционально/образно) говорится о ________. Писатель восхищается______________.
III. Позиция автора текста
Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора – это ответ на вопрос.
Если проблема формулируется в виде повествовательного предложения (например, «В тексте
затрагивается проблема равнодушного отношения врачей к пациентам»), то, выявляя позицию автора, надо
ответить на вопросы: что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? как автор оценивает описываемую ситуацию, поступки героев?
Как словесно оформить позицию автора?
По мнению автора, _________________.
Позиция автора текста такова: ____________________.
Позиция автора заключается в том, что _____________.
IV. Позиция автора сочинения + обоснование этой позиции
В этом абзаце необходимо выразить свое согласие или несогласие с мнением автора текста, а также объяснить, почему вы согласны или не согласны.
Я согласен с мнением (позицией) автора, потому что считаю: _______________.
Я согласен с автором, так как ___________________.
Далее необходимо привести аргумент в виде конкретного факта из жизни, литературы, истории, СМИ и т. д.
Я могу доказать свое мнение, опираясь на пример(ы) из литературы…
Мысль о том, что …………………, доказывает пример из истории…
Кроме того, свою позицию я могу доказать (подтвердить) примером из жизни.
Литературный аргумент должен состоять из:
1) указания на событие или героя, который выбирается в качестве аргумента (обязательно упомянуть автора и название произведения, иначе аргумент не будет засчитан), краткое описание событий или той черты героя, которая приводится в пример - Так, Родион Раскольников, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», задается вопросом о пределах собственной свободы;
2) краткого анализа героя или эпизода (одно предложение или несколько, раскрывающее (-их) суть той
черты героя или того события, которое указано в предыдущем предложении) - Раскольников в поисках
ответа на этот вопрос разработал целую теорию и даже совершил преступление. Он считал, что ради
благородной цели один человек может позволить себе убить другого, если от этого другого нет никакой
пользы обществу;
3) вывода, объясняющего, почему именно данный герой или данное событие приведены в качестве
аргумента - Но Достоевский утверждал, что данная теория бесчеловечна и очень опасна, поскольку
разрешает любому человеку распоряжаться жизнью других. Авторская позиция в романе отражена в
образе Сони Мармеладовой.
V. Вывод
При формулировке вывода необходимо опираться на проблему, позицию автора и мнение экзаменуемого. Вывод – это поясняющее предложение, в котором другими словами говорится о том же, о чем вы уже писали в предыдущих абзацах.
Итак, _____________________.
Таким образом, __________________________.
В заключение хочется сказать: _________________________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм работы над домашним заданием по английскому языку.Памятка для учащихся и родителей
Эта памятка поможет оптимизировать выполнение домашних заданий по английскому языку...
Как написать комментарий к исходному тексту (сочинение ЕГЭ по русскому языку)
Как написать комментарий к исходному тексту (сочинение ЕГЭ по русскому языку...
Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна
Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/02/picture-261648-1370163253.jpg)
Мастер-класс для учащихся 11 классов "Написание сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе"
Целью данного мастер-класса является подготовка учащихся к успешному написанию сочинения-рассуждения по русскому языку (успешному выполнению второй части единого государственного экзамена по русскому ...
Памятка для написания сочинения ЕГЭ по русскому языку
Памятка поможет выпускникам пошагово писать сочинение ЕГЭ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/17/picture-64552-1597692672.jpg)
Как правильно написать официальное письмо на немецком языке
Как правильно написать официальное письмо на немецком языке...