Обособленные члены предложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Попова Оксана Владимировна

открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_8_klass.doc66 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_otkrytomu_uroku.ppt1.01 МБ
Файл gia.docx25.24 КБ
Office presentation icon тест356.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 8 классе по теме «Обособленные обстоятельства»

Цель: развивать умение определять обособленные обстоятельства, выраженные од. деепричастием и деепричастным оборотом.

Задачи урока:

-  углубить представление учеников об обособлении обстоятельств, выраженных    одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;

- вырабатывать пунктуационный навык;

-  показать различие между деепричастиями и наречиями, от них образованными;  

-  выработать навыки выразительного чтения.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания (в основе системно-деятельностный подход)

Методические приёмы: повторение, тренировочные упражнения, волшебный  квадрат, тест, исследование, формулировка выводов, обобщение, синтаксический разбор, работа с учебником.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Эпиграф к уроку слайд № 2

  1. Актуализация и пробное действие.

Работа в парах. Каждой паре раздаётся  лист.

Даны предложения и таблица (1 –обособленные определения, 2 -  обособленные приложения), нужно прочитать предложения, расставить знаки препинания и занести номер предложения в таблицу.

  1. Выявление места и причины затруднения.
  1. Проверяется задание.

Слайд № 3, 4 учитель демонстрирует номера предложений, если есть ошибки,  выясняю причину обособления? (поднимите руку, у кого такой ответ)

  1.  Ребята, а почему не отметили остальные предложения?

Слайд № 5

        Давайте разберёмся

             ( записать число, классная работа)

  1.  Запись 1 предложения и разбор

           Река пенилась, вздымая валы.

Почему поставили запятые?

Что такое деепричастный оборот?

Как произносятся?

А когда мы выделяем по смыслу и интонационно?

Что такое обособление?  

Какой  второстепенный член обособляется в этом предложении?

Чем осложнено предложение?

Вывод: обособляется ……

Запись 2 предложения

           Листья,  падая,  шепчутся.

Вывод:

Какова тема нашего урока? ( «Обособленные обстоятельства»)

Каковы задачи нашего урока? Что будем отрабатывать?

( Выяснить: уметь определять обособленные обстоятельства, выделять деепричастные обороты, одиночные деепричастия)

Для чего нам это нужно?

Запись 3 предложения

             Задачу я решил шутя.

Нужна ли здесь запятая?

Нужно ли выделить слово шутя?

  4. Целеполагание  и построение проекта выхода из-за труднения.

 Где мы можем найти информацию?

Чтение правила 1 и примечания 1.

Почему перешло в наречие? Давайте посмотрим

Слайд № 7

Задачу я решил шутя.            -         Наречие, наречное значение, синоним «легко»

Смеясь и шутя, мы побежали к реке. – дополнительное действие

Не вставайте, отвечайте сидя.             -       синоним «с места»

Махнём не глядя, как на фронте говорят.     – «вслепую»

Не рекомендуется читать лёжа.                -    «в горизонтальном положении»

Слайд № 8

Запись: лёжа, сидя, стоя, молча, не глядя, нехотя, играя, шутя.

Вывод: Деепричастия перешедшие в наречия никогда не обособляются

Слайд № 9

Запись последнего предложения

Серёжа бежал сломя голову

Что значит – сломя голову?  

Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания)

Замените фразеологизм наречием. (быстро)

Вывод: деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты не обособляются.

  1. Реализация построенного проекта.

Выполнение упр.316

Вывод: Обособляются обстоятельства, выраженные…..

             Не обособляются……

По 2 предложения из каждой части, 2 у доски -  синтаксический разбор

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Поиграем в «Крестики- нолики» (работа в парах)

Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, если есть обособление – поставьте букву о в соответствующий квадрат, если нет – букву н

  1. Долго стояла Оксана, раздумывая о странных речах кузнеца.
  2. Она слушала затаив дыхание.
  3. Катер, набирая скорость, дал сигнал.
  4. Не нужно было это делать спустя рукава.
  5. Широкие круги, плавно перекатываясь, закачались и пошли к берегу.
  6. Мы сломя голову неслись по ухабам.
  7. Жёлтый месяц, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы.
  8. Она сидела молча.
  9. Задумчиво опустив головы, люди молчали.

У кого так встаньте Слайд № 10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Включение в систему знаний и повторений

Тест

Ответы (Взаимопроверка) Слайд № 11

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Обратимся к эпиграфу урока. Слайд № 12

Прочитайте выразительно.

С каким законом русского языка мы с вами познакомились?

Рефлексия

1. На уроке я работал (а) (активно/пассивно)

2. Своей работой на уроке я (доволен/не доволен)

3. Урок для меня показался (коротким/длинным)

4. За урок я (не устал (а)/устал (а)

5. Материал урока мне был (понятен/не понятен,

полезен/ бесполезен, интересен/ скучен)

6. Что было трудно для меня?

________________________________________________

  1. Домашняя работа

Чем будем заниматься на следующем уроке?

Слайд № 13

Правило 1, приложение

Упр. 317

Написать сочинение-миниатюру на тему «Зима в лесу», используя обособленные обстоятельства.

Задание 1

Даны предложения и таблица, нужно прочитать предложения, расставить знаки препинания и занести номер предложения в таблицу.

  1. Свежий ветер дувший с моря подгонял лодку.
  2. Мелкий дождь предвестник осени кропит землю.
  3. Перепачканный краской малыш выглядел смешно.
  4. Мы врачи обязаны лечить людей.
  5. Котёнок по прозвищу Рыжик грелся на солнышке.
  6. Река пенилась вздымая валы.
  7. Был зимний день ясный и морозный.
  8. Листья падая шепчутся.
  9. Задачу я решил шутя.
  10. Серёжа бежал сломя голову.

Обособленные определения

Обособленные приложения

 

 

Задание 2. «Крестики- нолики»

Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, если есть обособление – поставьте букву о в соответствующий квадрат, если нет – букву н

  1. Долго стояла Оксана  раздумывая о странных речах кузнеца.
  2. Она слушала затаив дыхание.
  3. Катер набирая скорость  дал сигнал.
  4. Не нужно было это делать спустя рукава.
  5. Широкие круги  плавно перекатываясь закачались и пошли к берегу.
  6. Мы сломя голову неслись по ухабам.
  7. Жёлтый месяц  опускаясь на юг  замер на бледной завесе мглы.
  8. Она сидела молча.
  9. Задумчиво опустив головы люди молчали.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Фамилия ----

                                    Тест    Вариант 1

Задание: найдите соответствия (цифре букву), расставьте знаки препинания.

  1. Вдали сливаясь с небом громоздились льды.
  2. Татьяна любит не шутя.
  3. Листья падая с деревьев ложились на землю.
  4. Смеясь он дерзко презирал земли чужой язык и нравы.
  5. Она сидела молча.
  6. Он подумав решил задачу.
  7. Ребята весь день работали засучив рукава.
  8. Валера взялся за работу нехотя.
  9. Звери остановились и повернув к нам голову замерли на месте.
  10. Колхозники работали не покладая рук.

А – предложение  с обособленным обстоятельством, выраженное деепричастным оборотом.

Б – предложение с обособленным обстоятельством, выраженное одиночным деепричастием

В – предложение с необособленным обстоятельством, выраженное наречием.

Г -  предложение с необособленным обстоятельством, выраженное фразеологическим оборотом.

Рефлексия

1. На уроке я работал (а) (активно/пассивно)

2. Своей работой на уроке я (доволен/не доволен)

3. Урок для меня показался (коротким/длинным)

4. За урок я (не устал (а)/устал (а)

5. Материал урока мне был (понятен/не понятен,

полезен/ бесполезен, интересен/ скучен)

6. Что было трудным на уроке? (написать)

______________________________________________________________________

Отметка  :

Фамилия ----

                                          Тест   Вариант 2

Задание: найдите соответствие (цифре букву), расставьте знаки препинания.

  1. Валера работал спустя рукава.
  2. Он быстро оглянулся вокруг и робко моргая вскочил с земли.
  3. Снег падая на землю покрывал её пушистым одеялом.
  4. Аркадий в автобусе ехал стоя.
  5. Он уходя не погасил свет.
  6. Я проснулся услышав шум за стеной.
  7. Маша не любит работать спустя рукава.
  8. Мне всегда казалось, что он жил играя.
  9. Умывшись он вышел к столу.

10.Выйдя за ворота мы побрели в сторону реки.

     

     А – предложение  с обособленным обстоятельством, выраженное деепричастным  оборотом.

Б – предложение с обособленным обстоятельством, выраженное одиночным деепричастием

В – предложение с необособленным обстоятельством, выраженное наречием.

Г -  предложение с необособленным обстоятельством, выраженное фразеологическим оборотом.

Рефлексия

1. На уроке я работал (а) (активно/пассивно)

2. Своей работой на уроке я (доволен/не доволен)

3. Урок для меня показался (коротким/длинным)

4. За урок я (не устал (а)/устал (а)

5. Материал урока мне был (понятен/не понятен,

полезен/ бесполезен, интересен/ скучен)

6. Что было трудным на уроке? (написать)

______________________________________________________________________

Отметка  :


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обособленные обстоятельства

Слайд 2

Перед вами громада - русский язык. Наслаждение глубокое зовёт вас - наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В.Гоголь

Слайд 3

Обособленные определения 1. Свежий ветер дувший с моря подгонял лодку. , , 3. Перепачканный краской малыш выглядел смешно. , 7. Был зимний день ясный и морозный . , 1 3 7

Слайд 4

Обособленные приложения 2. Мелкий дождь предвестник осени кропит землю. , , 4. Мы врачи обязаны лечить людей. , , 5. Котёнок по прозвищу Рыжик грелся на солнышке. , , 2 4 5

Слайд 5

6.Река пенилась вздымая валы. 8. Листья падая шепчутся. 9. Задачу я решил шутя. 10. Серёжа бежал сломя голову. , , ,

Слайд 6

Задачу я решил шутя . Смеясь и шутя , мы побежали к реке. (Мы смеялись и шутили, когда побежали к реке.) Решил шутя – «легко», нет значения «решал и шутил»

Слайд 7

Не вставайте, отвечайте сидя. Махнём не глядя, как на фронте говорят. Не рекомендуется читать лёжа. «С МЕСТА» «ВСЛЕПУЮ» «В ГОРИЗОНТАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ»

Слайд 8

Никогда не обособляется одиночное деепричастие, которое уже перешло в простое наречие. Запомни: лёжа, сидя, стоя, молча, не глядя, нехотя, играя, шутя.

Слайд 9

Спустя рукава, не мудрствуя лукаво, не покладая рук, не переводя дыхание, положив руку на сердце, и др. Никогда не обособляется деепричастный оборот, представляющий собой фразеологический оборот Серёжа бежал сломя голову. «БЫСТРО»

Слайд 10

ОБОСОБЛЯЮТСЯ. НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ. 1 . Одиночные деепричастия и деепричастные обороты независимо от их места в предложении: Листья, /падая/, шепчутся, /прощаясь навек./ 1 . Одиночные деепричастия, если они стоят после сказуемого в конце предложения и являются обстоятельством образа действия : Он шёл прихрамывая. 2. Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или противительного союза (его можно оторвать от союза и перенести в другую часть предложения): Каштанка /,вскочив/, присела на все четыре лапы и, /протягивая к коту морду/, залилась громким лаем.. 2 . Одиночные деепричастия, близкие по функции к наречиям (лежа, сидя, стоя, нехотя и др.) Читать лежа вредно. 3. Деепричастный оборот, одиночное деепричастие, стоящие после союза А: Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, говорил одни и те же слова. 4. Деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты (сломя голову, спустя рукава, положив руку на сердце и др.) Они слушали его рассказ затаив дыхание. Два деепричастных оборота, соединённые неповторяющимся союзом И, запятой не разделяются, если относятся к одному члену предложения: /Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны/, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.

Слайд 11

1 2 3 4 5 6 7 8 9 Эталон О О О О О Н Н Н Н

Слайд 12

Ответы теста Вариант 1 1А, 2В, 3А, 4Б, 5В, 6Б, 7Г, 8В, 9А, 10Г. Вариант 2 1Г, 2А, 3А, 4В, 5Б, 6А, 7Г, 8В, 9Б, 10А

Слайд 13

Перед вами громада - русский язык. Наслаждение глубокое зовёт вас - наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В.Гоголь

Слайд 14

Домашнее задание № параграфа 32, Упр. 317 или Написать сочинение – миниатюру на тему: «Зима в лесу»



Предварительный просмотр:

Задания из тестов ГИА по русскому языку по теме "Обособленные обстоятельства".

В5 Среди предложений 10 – 12 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений. 


(10)И получив, наконец, возможность делать все, что душе моей угодно, я пошел в ЖЭК и легко устроился дворником. (11)И теперь я встаю раньше всех, вдыхаю чистую прохладу рассвета, шурша гоню метлой осенние листья, и все жильцы знают меня и, идя на работу, здороваются со мной и улыбаются. (12)И я поливают асфальт из шланга и думаю, неужели мир устроен так, что обязательно надо сделать круг длиною в жизнь, чтобы прийти к тому, чего хотел? 

В5. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения. 


(1)В 1941 году началась война. (2)Мне исполнилось уже четыре года, и я помню, хоть и смутно, первые месяцы ленинградской блокады. (3)Отец был на фронте, а мы с мамой, оставив квартиру на проспекте Науки, бывшем проспекте Бенуа, и сдав кое-какие вещи, велосипед и чемоданы на хранение на склад Академии связи, перебрались к деду Куприяну Алексеевичу, в его квартиру в главном здании Военно-медицинской академии. (4)Бабушка вместе с дочерью Евгенией и внуком Леней к этому времени эвакуировалась из Ленинграда, а дед категорически отказался уезжать, поскольку считал, что война скоро закончится. 

В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, выделяющие обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Люди невольно отступали,(1) когда волна,(2) склонив чугунную голову,(3) неслась по финишной прямой к берегу,(4) заслоняя своим огромным телом не только море,(5) но и все небо. 

В5. Среди предложений 9 – 15 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения. 


(9)Волна, пригибая и подминая вздрагивающую землю, взбегала на берег... (10)Море в этот день было сильней земли. (11)В дыму вдруг вырастали обтесанные водяные стены, и тут же тысячетонные обломки воды летели вкривь и вкось, рушились на землю. 

В5. Среди предложений 3 – 7 найдите предложение с обособленным нераспространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения. 


(5)Но лучше всего было ошеломившее меня в первое же утро открытие, что весь этот сухой берег с его колючками, осыпями, золотым дроком, ветрами, зернистым пляжем, грудами водорослей, небом и облаками, все то жаркое и лиловое побережье не принадлежит никому или, вернее, принадлежит только мне одному. 6)Ветер прилетал со стороны Большефонтанского маяка, пробегал, крадучись, через степные бахчи, наполнялся сладковатым ароматом вянущей ботвы, потом с трудом просачивался через пышные заросли Французского бульвара и пробирался вдоль пригородных берегов, где на крышах рыбачьих лачуг сушились дынные корки и дозревали помидоры. (7) Все это сообщало ветру тот запах, о каком я здесь упоминаю, – освежающий и чистый.

В5. Среди предложений 24 – 28 найдите предложения с обособленным уточняющим оборотом. Напишите номера этих предложений.


(24)Бока его тяжело ходили, от гривы поднимался пар, но возницы со свистом вытягивали его ременным кнутом по дрожащим ногам. (25)Начало быстро светать. (26)Звезды бледнели, как бы уходили от земли в глубину неба, и неожиданно над головой, на огромной высоте, загорелось нежным розовым светом одинокое облачко, похожее на пух. (27)Там, в вышине, уже светило летнее солнце, а на земле еще стоял сумрак, и роса капала с белых зонтичных цветов дягиля в темную, настоявшуюся за ночь воду.(28)Мерин опустил голову к самой земле, из его глаз выкатилась одинокая старческая слеза, и он уснул.

В5. Среди предложений 1 – 7 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения. 


(5)Милые, забытые и полузабытые тени обступили меня. (6)Они явились из дней моего младенчества, которые я не помнил, но, оказывается, все же помнил, из акуловского и рязанского детства, из громадной московской квартиры и кипящих котлов двух глубоких московских дворов, из дней моей первой любви в сердоликовом, горячем, ветреном, райском довоенном Коктебеле, из войны и поздней жизни, с кладбищ, оставив свои ведомые и неведомые мне могилы. (7)Были среди них фотографы с Чистых прудов, лодочники с разных пристаней – от Клязьмы до Ангары, милиционеры, зеленщики, продавцы ирисок и мороженого, охотнорядские мясники, школьные учителя, хранительница моего детства Вероня и вся ее бесчисленная родня.

В5. Среди предложений 14 – 20 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством времени. Напишите номер этого предложения.


(14)Это о них, о газовых фонарях той поры, думал Александр Блок, когда возникали перед ним мрачные видения тогдашнего «города-спрута», с его людными проспектами и дикими трущобами, с его роскошью и проституцией, нищетой и самоубийствами, мраком и холодом:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
(15)Уже тогда, в раннем моем детстве, в десятых годах века, был в городе и электрический свет. (16)На Малой Итальянской высились высоченные фонари-столбы, напоминавшие Эйфелеву башню в миниатюре. (17)А главные улицы связываются в воспоминании с совершенно другими фонарями. (18)У них были очень высокие столбы, такие же, как у нынешних наших: стройные, сваренные из труб разного поперечника. 

B5 
Среди предложений 4 – 11 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения. 


(4)У бабушки всегда жили племянницы и племянники, крестники. (5) В то смутное, неустойчивое время они приезжали учиться, искать работу, а некоторые, прибывшие из европейских городов и из Сибири, приживались у нас на долгие годы. (6) Однажды, года в три, я совершила неслыханное злодеяние: мой двоюродный дядя Валентин (Тинка, как его называли взрослые), в ту пору студент Межевого института, готовил дипломный проект. (7) На столе были разложены листы с чертежами: завтра защита. (8)Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки, начертанные ровно линии, взяла пузырек с тушью, аккуратненько вылила ее на весь проект, и краска залила чертёж. (9) Сама я не помню этого эпизода, но у взрослых он запечатлелся: не произнеся ни слова, Тинка снял испачканные листы, наколол новые и принялся чертить. (10)Он чертил всю ночь! (11) Но не помню, чтобы я понесла какое-нибудь наказание. 


B5 Среди предложений 7 – 10 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. 


(7) Я не знаю почему, но дети, болея, всегда просят читать вслух сказки Корнея Чуковского. (8) Я знаю это по своим детям и по детям многих знакомых. (9) Казалось бы, строки знаменитых «Мухи-Цокотухи» или «Айболита» наизусть выучены, казалось бы, детское воображение уже не тронет история незадачливой «Цокотухи» и славного доктора Айболита, однако давно известные слова сказок не теряют силу свежести, своего аромата, своей действенности. (10) И снова, как при первом чтении, блестят у детей глаза ожиданием, радостью, любопытством, вдруг затаилось дыхание, и смотришь – появилась улыбка, как будто совершилось открытие доброты, как будто теплое солнце осветило лицо.


B5 Среди предложений 1 – 12 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. 


1) Нас осталось четверо. (2) Саша Алимов еще хромал, раненный в ногу. (3) Мы по очереди помогали ему идти. (4) Оно было бы ничего, если бы Валя Ермолаев не проваливался. (5) Он был такой грузный и большой, что кочки не держали его. (6) Путь наш лежал через болота, мы часто останавливались и тащили Ермолаева за ремень или протягивали ему жердины. (7) Измученные, мы потом лежали на кочках.
(8) – Это парадокс: ничего не жрет, а такая же туша, – злился Махотин. – Почему ты не худеешь?
(9) – Бросьте вы меня, – ныл Ермолаев. – Не могу я больше.
(10) – Надо было сказать это раньше, тогда б мы тебя не тащили.
(11) Лежать долго было нельзя, кружилась голова от дурманного запаха багульника и болотных трав. (12) Надо было подниматься и снова брести, опираясь на винтовки.


B5 Среди предложений 7 – 14 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения. 


(7) Гиляровский происходил из исконной русской семьи, отличавшейся строгими правилами и установленным из поколения в поколение неторопливым бытом. (8)Естественно, что в такой семье рождались люди цельные, крепкие, физически сильные. (9)Гиляровский легко ломал пальцами серебряные рубли и разгибал подковы. (10)Однажды он приехал погостить к отцу и, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу. (11)Глубокий старик отец не на шутку рассердился на сына за то, что тот портит домашние вещи, и тут же в сердцах развязал и выпрямил кочергу.
(12)У Гиляровского в жизни было много случаев, сделавших его в нашем представлении человеком просто легендарным.
(13)Естественно, что человек такого размаха и своеобразия, как Гиляровский, не мог оказаться вне передовых людей и писателей своего времени. (14)С Гиляровским дружили не только Чехов, но и Куприн, Бунин и многие писатели, актеры и художники.


B5 Среди предложений 1 – 11 найдите предложения со сравнительным оборотом. Напишите номера этих предложений. 


(1)Наш двор «нарочито невелик», квадратен, замощён булыжником. (2)Посредине огорожен зеленой деревянной решёткой жалкий питерский садишко в четыре тополя и одну берёзку...
(3)Вот во двор входит перекошенный на один бок тяжестью своего ящикообразного инструмента, худой, смуглый, впалогрудый шарманщик. (4)Такой же тощий и черномазый мальчишка несёт за ним клетку с ободранным зеленым попугаем, ящичек, в котором плотно уложены, как в картотеке, картонные билетики «счастья», маленький вытертый коврик...
(5)Старший упирает в булыжник деревянный костыль шарманки, утверждает перед нею на раскладной табуреточке клетку и переполненный «счастьем» ящик. (6)Мальчишка уже разостлал поодаль трёпаный, грязнее каменной мостовой, коврик. (7)Свой картуз с переломленным козырьком он положил, как чашку, тут же около, на панели...
(8)Ах, этот нудный, гнусавый, за сердце хватающий присвист, которым начинались все мелодии тогдашних разбитых шарманок! (9)Почему ты помнишься столько лет, столько десятилетий? (10)Ах, этот мрачный, жутковатый, униженный и ненавидящий взгляд сине-белых, то ли цыганских, то ли итальянских глаз на коричневом лице! (11)Ты и сейчас стоишь передо мною.

B5Среди предложений 26 – 31 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.  
(26)Через час после того, как Жульку заперли, к сараю прибежал Барбос. (27)Он был сильно взволнован и принялся сначала визжать, а потом выть, подняв кверху голову. (28)Иногда он останавливался на минуту, чтобы понюхать с тревожным видом и настороженными ушами щель сарайной двери, а потом опять протяжно и жалостно выл.
(29)Как только отворили дверь сарая, Барбос стремглав бросился к Жульке, бессильно лежавшей на земле, обнюхал ее и с тихим визгом стал лизать ее в глаза, в морду, в уши. (30)Жулька слабо помахивала хвостом и старалась приподнять голову – ей это не удалось. (31)В прощании собак было что-то трогательное ...


B5 Среди предложений 27 – 34 найдите предложение с обособленным одиночным обстоятельством, выраженным деепричастием. Напишите номер этого предложения.  


(27)Летом в такие часы мама отправляла нас куда-нибудь подальше, на берег, приговаривая: «Играйте на берегу. Пока я не кликну». (28)На какой срок, неизвестно – во всяком случае, пока папа работает.
(29)Наш отважный мореплаватель, наш предводитель в любой игре, в любом путешествии, в лодке, на лыжах и под парусом, наш строгий наставник, наш бесстрашный капитан, наш веселый, ребячливый, бурный и добрый отец превращался в угрюмого, озлобленного, чужого господина средних лет – желчного, недовольного всем на свете и требующего от всех одного – не приставать к нему, не заговаривать с ним, да и вообще не разговаривать даже между собою. (30)Летом в такие дни нам следовало пропадать неизвестно куда. (31)Зимою молча приносить ему горячую еду – суп, котлеты и чай – и исчезать. (32)В руках дощечка с бумагой, опертая на острые колени, и карандаш. (34)Кругом, на полу, раскиданы книги и исписанные листы. 


В5 Среди предложений 12 – 18 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения. 


(12)Иностранных слов, хлынувших потоком в русский язык, хоть отбавляй, и, по существу, в этом нет ничего дурного. (13)Русский язык издавна выращивал рядом со своими корнями корни чужеземные. (14)Но в настоящее время это уже именно поток, потоп. (15)Среди новоприобретенных терминов существуют такие, которые, безусловно, отвечают требованиям новой социальной действительности: например, понятие «спонсор» не могло существовать при социализме, при советской власти в нем не было нужды, теперь такое явление возникло, а в языке слова нет. (16)Но многие и многие иностранные слова нам вовсе не требуются. (17)Говорящий полагает, что сказать «эксклюзивный» или «консенсус» вместо «исключительный» или «согласие» более интеллигентно. (18)А интеллигенция, наблюдая этот мертвящий поток, сама им захлебывается. 

B5 Среди предложений 18 – 21 найдите предложение с обособленным уточняющим оборотом. Напишите номер этого предложения. 
(18)Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту. (19)Еще это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты. (20)То тут, то там – то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей – кто-то трогал струну, и Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее. (21)Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть!


B5Среди предложений 12 – 25 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения. 


(15)Я сломаю все запоры, я пробегу неизмеримые пространства и достигну моей далекой родины – тихой пустыни. (16)Там, где газели, которыми я полакомлюсь, пьют у ручья, где и я утолю свою жажду, меня ждут, нежась на раскаленном песке, прекрасные молодые львицы с шелковистой шерстью, с глазами, горящими зеленым огнем. (17) Я испущу радостный крик любви, и на мой зов откликнется та, которая любит меня. (18)Мы пойдем с ней вдвоем по обширной пустыне, опаляемые солнцем, счастливые, свободные. 
(19)Другой более резким тоном строил другие планы:
(20)– Кто думает подчинить меня? (21)Перед кем склонится моя гордая воля? (22)Сейчас схвачу я зубами решетку, замки и разгрызу их легче, чем ребенок щелкает орехи. (23)Но я не удалюсь в тишину и покой пустыни, а побегу в города, где мои собратья изнывают в неволе, где их осмеливаются выставлять напоказ для забавы. (24)Я разрушу все клетки и освобожу несчастных узников. (25)Нас будут десятки, сотни, тысячи, и только тогда, когда на всем земном шаре не будет ни одного льва в заключении, возвращусь я в родные страны, как подобает царю-победителю.

B5 Среди предложений 4 – 11 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения. 


(4)У бабушки всегда жили племянницы и племянники, крестники. (5) В то смутное, неустойчивое время они приезжали учиться, искать работу, а некоторые, прибывшие из европейских городов и из Сибири, приживались у нас на долгие годы. (6) Однажды, года в три, я совершила неслыханное злодеяние: мой двоюродный дядя Валентин (Тинка, как его называли взрослые), в ту пору студент Межевого института, готовил дипломный проект. (7) На столе были разложены листы с чертежами: завтра защита. (8)Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки, начертанные ровно линии, взяла пузырек с тушью, аккуратненько вылила ее на весь проект, и краска залила чертёж. (9) Сама я не помню этого эпизода, но у взрослых он запечатлелся: не произнеся ни слова, Тинка снял испачканные листы, наколол новые и принялся чертить. (10)Он чертил всю ночь! (11) Но не помню, чтобы я понесла какое-нибудь наказание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обособленные члены предложения Тест. 8 класс. Начать

Слайд 2

I. Определите тип обособленного определения . Вот терем, странный и милый, высится в тени листвы . ( С. Бородин ) 1. Согласованное обособленное определение. 2. Несогласованное обособленное определение.

Слайд 3

II. Определите способ выражения обособленного согласованного определения. Там церковь, не похожая ни на одну из прежних ( С. Бородин ). А. Причастный оборот. Б. Прилагательное с зависимым словом . В. Одиночное прилагательное . Ошибок 0

Слайд 4

II. Определите способ выражения обособленного согласованного определения. Там церковь, не похожая ни на одну из прежних ( С. Бородин ). А. Причастный оборот. Б. Прилагательное с зависимым словом . В. Одиночное прилагательное . Ошибок 1

Слайд 5

III. Выделяются ли на письме запятыми выделенные слова? Восхищенный способностями мальчишки Жгутов решил забрать его к себе ( Ю. Нагибин ). 1. Нет, так как определение стоит впереди определяемого слова. 2. Да, так как определение стоит впереди определяемого слова и имеет добавочное обстоятельственное значение Ошибок 0

Слайд 6

III. Выделяются ли на письме запятыми выделенные слова? Восхищенный способностями мальчишки Жгутов решил забрать его к себе ( Ю. Нагибин ). 1. Нет, так как определение стоит впереди определяемого слова. 2. Да, так как определение стоит впереди определяемого слова и имеет добавочное обстоятельственное значение Ошибок 1

Слайд 7

III. Выделяются ли на письме запятыми выделенные слова? Восхищенный способностями мальчишки Жгутов решил забрать его к себе ( Ю. Нагибин ). 1. Нет, так как определение стоит впереди определяемого слова. 2. Да, так как определение стоит впереди определяемого слова и имеет добавочное обстоятельственное значение Ошибок 2

Слайд 8

IV. Определите тип обособленного обстоятельства. Оставшись один, Алеша со вниманием стал рассматривать залу ( А.Погорельский ). А. Обстоятельство места. Б. Обстоятельство времени. В. Обстоятельство причины . Г. Обстоятельство образа действия. Д. Обстоятельство меры и степени. Ошибок 0

Слайд 9

IV. Определите тип обособленного обстоятельства. Оставшись один, Алеша со вниманием стал рассматривать залу ( А.Погорельский ). А. Обстоятельство места. Б. Обстоятельство времени. В. Обстоятельство причины . Г. Обстоятельство образа действия. Д. Обстоятельство меры и степени. Ошибок 1

Слайд 10

IV. Определите тип обособленного обстоятельства. Оставшись один, Алеша со вниманием стал рассматривать залу ( А.Погорельский ). А. Обстоятельство места. Б. Обстоятельство времени. В. Обстоятельство причины . Г. Обстоятельство образа действия. Д. Обстоятельство меры и степени. Ошибок 2

Слайд 11

IV. Определите тип обособленного обстоятельства. Оставшись один, Алеша со вниманием стал рассматривать залу ( А.Погорельский ). А. Обстоятельство места. Б. Обстоятельство времени. В. Обстоятельство причины . Г. Обстоятельство образа действия. Д. Обстоятельство меры и степени. Ошибок 3

Слайд 12

V. Определите способ выражения обособленных обстоятельств. Глядя на них, становится весело и тревожно (Н.Артюхова). А. Деепричастный оборот. Б. Одиночное деепричастие. В. В. В. Имя существительное с предлогом. Ошибок 0

Слайд 13

V. Определите способ выражения обособленных обстоятельств. Глядя на них, становится весело и тревожно (Н.Артюхова). А. Деепричастный оборот. Б. Одиночное деепричастие. В. В. В. Имя существительное с предлогом. Ошибок 1

Слайд 14

V. Определите способ выражения обособленных обстоятельств. Глядя на них, становится весело и тревожно (Н.Артюхова). А. Деепричастный оборот. Б. Одиночное деепричастие. В. В. В. Имя существительное с предлогом. Ошибок 2

Слайд 15

V. Определите способ выражения обособленных обстоятельств. Глядя на них, становится весело и тревожно (Н.Артюхова). А. Деепричастный оборот. Б. Одиночное деепричастие. В. В. В. Имя существительное с предлогом. Ошибок 3

Слайд 16

V. Определите способ выражения обособленных обстоятельств. Глядя на них, становится весело и тревожно (Н.Артюхова). А. Деепричастный оборот. Б. Одиночное деепричастие. В. В. В. Имя существительное с предлогом. Ошибок 4

Слайд 17

VI. Какое количество запятых следует поставить в предложении? Воины шли не прямиком а пробираясь через груды тел (М.Рапов). А. Одна запятая. Б. Две запятые. Ошибок 0

Слайд 18

VI. Какое количество запятых следует поставить в предложении? Воины шли не прямиком а пробираясь через груды тел (М.Рапов). А. Одна запятая. Б. Две запятые. Ошибок 1

Слайд 19

VI. Какое количество запятых следует поставить в предложении? Воины шли не прямиком а пробираясь через груды тел (М.Рапов). А. Одна запятая. Б. Две запятые. Ошибок 2

Слайд 20

VI. Какое количество запятых следует поставить в предложении? Воины шли не прямиком а пробираясь через груды тел (М.Рапов). А. Одна запятая. Б. Две запятые. Ошибок 3

Слайд 21

VI. Какое количество запятых следует поставить в предложении? Воины шли не прямиком а пробираясь через груды тел (М.Рапов). А. Одна запятая. Б. Две запятые. Ошибок 4

Слайд 22

VI. Какое количество запятых следует поставить в предложении? Воины шли не прямиком а пробираясь через груды тел (М.Рапов). А. Одна запятая. Б. Две запятые. Ошибок 5

Слайд 23

VII. Обособляется ли данное приложение, стоящее впереди обособляемого слова? Сын лесника он родился и вырос в лесу, с малых лет занимался охотой (А. Новиков-Прибой). 1. Да. 2. Нет. Ошибок 0

Слайд 24

VII. Обособляется ли данное приложение, стоящее впереди обособляемого слова? Сын лесника он родился и вырос в лесу, с малых лет занимался охотой (А. Новиков-Прибой). 1. Да. 2. Нет. Ошибок 1

Слайд 25

VII. Обособляется ли данное приложение, стоящее впереди обособляемого слова? Сын лесника он родился и вырос в лесу, с малых лет занимался охотой (А. Новиков-Прибой). 1. Да. 2. Нет. Ошибок 2

Слайд 26

VII. Обособляется ли данное приложение, стоящее впереди обособляемого слова? Сын лесника он родился и вырос в лесу, с малых лет занимался охотой (А. Новиков-Прибой). 1. Да. 2. Нет. Ошибок 3

Слайд 27

VII. Обособляется ли данное приложение, стоящее впереди обособляемого слова? Сын лесника он родился и вырос в лесу, с малых лет занимался охотой (А. Новиков-Прибой). 1. Да. 2. Нет. Ошибок 4

Слайд 28

VII. Обособляется ли данное приложение, стоящее впереди обособляемого слова? Сын лесника он родился и вырос в лесу, с малых лет занимался охотой (А. Новиков-Прибой). 1. Да. 2. Нет. Ошибок 5

Слайд 29

VIII. Установите причину обособления приложения. Одноглавая церковка напоминала Царевну-лебедь, чудесную девушку из сказки Пушкина (Г.Гребнев). 1. Приложение относится к личному местоимению. 2. Приложение распространено, относится к имени собственному и стоит после определяемого слова. 3. Приложение стоит впереди определяемого слова и имеет дополнительный обстоятельственный оттенок. Ошибок 0

Слайд 30

VIII. Установите причину обособления приложения. Одноглавая церковка напоминала Царевну-лебедь, чудесную девушку из сказки Пушкина (Г.Гребнев). 1. Приложение относится к личному местоимению. 2. Приложение распространено, относится к имени собственному и стоит после определяемого слова. 3. Приложение стоит впереди определяемого слова и имеет дополнительный обстоятельственный оттенок. Ошибок 1

Слайд 31

VIII. Установите причину обособления приложения. Одноглавая церковка напоминала Царевну-лебедь, чудесную девушку из сказки Пушкина (Г.Гребнев). 1. Приложение относится к личному местоимению. 2. Приложение распространено, относится к имени собственному и стоит после определяемого слова. 3. Приложение стоит впереди определяемого слова и имеет дополнительный обстоятельственный оттенок. Ошибок 2

Слайд 32

VIII. Установите причину обособления приложения. Одноглавая церковка напоминала Царевну-лебедь, чудесную девушку из сказки Пушкина (Г.Гребнев). 1. Приложение относится к личному местоимению. 2. Приложение распространено, относится к имени собственному и стоит после определяемого слова. 3. Приложение стоит впереди определяемого слова и имеет дополнительный обстоятельственный оттенок. Ошибок 3

Слайд 33

VIII. Установите причину обособления приложения. Одноглавая церковка напоминала Царевну-лебедь, чудесную девушку из сказки Пушкина (Г.Гребнев). 1. Приложение относится к личному местоимению. 2. Приложение распространено, относится к имени собственному и стоит после определяемого слова. 3. Приложение стоит впереди определяемого слова и имеет дополнительный обстоятельственный оттенок. Ошибок 4

Слайд 34

VIII. Установите причину обособления приложения. Одноглавая церковка напоминала Царевну-лебедь, чудесную девушку из сказки Пушкина (Г.Гребнев). 1. Приложение относится к личному местоимению. 2. Приложение распространено, относится к имени собственному и стоит после определяемого слова. 3. Приложение стоит впереди определяемого слова и имеет дополнительный обстоятельственный оттенок. Ошибок 5

Слайд 35

IX. Найдите в предложениях с обособленными членами предложение с обособленным определением. Ошибок 0 Среди них выделялся Володя Коробов – староста класса (Ю.Климченко). На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышиным мехом (А.Погорельский).

Слайд 36

IX. Найдите в предложениях с обособленными членами предложение с обособленным определением. Ошибок 1 Среди них выделялся Володя Коробов – староста класса (Ю.Климченко). На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышиным мехом (А.Погорельский).

Слайд 37

IX. Найдите в предложениях с обособленными членами предложение с обособленным определением. Ошибок 2 Среди них выделялся Володя Коробов – староста класса (Ю.Климченко). На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышиным мехом (А.Погорельский).

Слайд 38

IX. Найдите в предложениях с обособленными членами предложение с обособленным определением. Ошибок 3 Среди них выделялся Володя Коробов – староста класса (Ю.Климченко). На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышиным мехом (А.Погорельский).

Слайд 39

IX. Найдите в предложениях с обособленными членами предложение с обособленным определением. Ошибок 4 Среди них выделялся Володя Коробов – староста класса (Ю.Климченко). На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышиным мехом (А.Погорельский).

Слайд 40

IX. Найдите в предложениях с обособленными членами предложение с обособленным определением. Ошибок 5 Среди них выделялся Володя Коробов – староста класса (Ю.Климченко). На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышиным мехом (А.Погорельский).

Слайд 41

«5» Отлично! Завершить

Слайд 42

«4» Хорошо Ошибок 1 На начало Завершить

Слайд 43

«4» Хорошо Ошибок 2 На начало Завершить

Слайд 44

«3» Неплохо Ошибок 3 На начало Завершить

Слайд 45

«3» Неплохо Ошибок 4 На начало Завершить

Слайд 46

«3» Неплохо Ошибок 5 На начало Завершить

Слайд 47

«2» Повтори правила На начало Завершить

Слайд 48

Литература Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Тесты. Русский язык. 8-9 классы. М. «Дрофа». 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения.Обособленное определение""

Конспект урока  русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения. Обособленное определение"(1-ый урок)...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ"

Тема урока: Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов .Урок по учебному комплексу В.В.БабайцевойТип урока: урок приобретения  новых знанийФорма урока: ...

Конспект урока с презентацией на тему: "Обособленные члены предложения. Обособленные определения".

В конспекте представлены цели, форма работы, дано приложение для организации самостоятельной работы учащихся. Урок составлен с опорой на УМК для 8 кл.  под редакцией Быстровой...

урок русского языка в 7 классе по теме: "Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов."

Урок поможет сформировать умение отличать причастные обороты от деепричастных оборотов....

Обособленные члены предложения.Обособление определений и приложений.

Презентация для учащихся 8 классов " Обособленные члены предложения. Обособление определений и приложений"....

Открытый урок в 8 классе Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения.

Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения....