Великий и могучий русский язык
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Алаторцева Ирина Сергеевна

Викторина по русскому языку в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по русскому языку

для учащихся 5 классов

«Великий и могучий русский язык»

Ход мероприятия

Я люблю свой родной язык:

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

(А. Яшин)

Многие писатели, учёные говорили о богатстве русского языка, самого богатого и певучего языка. Он создавался тысячелетиями, пополнялся новыми словами и выражениями. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. И сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете свой родной язык и владеете им.

Мы проведём небольшой отборочный тур, по результатам которого выберем участников команд.

I. Отборочный тур.

        1. Сколько нужно взять «А», чтобы получить птицу? (сорок-А)

2. В каком слове 100 «Л»? (сто-Л)

3. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Я-Мы)

4. Сколько личных местоимений в слове «семья» (7-Я)

5. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе – овощ. (Ты-Ква)

6. Какое слово состоит из одного местоимения? (Я)

7. В каком наречии 5 «О»? (О-пять)

8. Что нужно сделать с существительным «жаркóе», чтобы оно стало прилагательным? (надо изменить ударение)

9. Какое из данных слов лишнее? (четырёхугольник, четыре, четвёрка)

10. Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье, вместе обозначают мелкую клевету или клеветника. (Я-беда)

11. В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь? (Я-пони-Я)

12. Как превратить существительные «даль», «пень», «руль» в глаголы? (поставить существительные во множественное число)

II. Задания

1.  Определить падеж у выделенных слов в пословицах.

  1. Дело шуток не любит. (Им. п.)
  2. От слова до дела целая верста. (Род. п.)
  3. Не по сути дело, а по делу суть. (Им. п., Дат. п.)
  4. Ты за дело, а дело за тебя. (Вин. п., Им. п.)
  5. Велик телом, да мал делом. (Тв. п.)
  6. И умён, и крепок, и в деле гож. (Предл. п.)
  7. Всех дел не переделаешь. (Род. п.)
  8. Языком не спеши, а делами не смеши. (Тв. п.)
  9. Умён на словах, да глуп на делах. (Предл. п.)
  10. По твоим делам о тебе судят. (Дат. п.)

2. Конкурс  «Назови пословицы с числами».

Вам предлагается назвать как можно больше пословиц и поговорок, содержащих числа.

Ответы:

Ум хорошо, а два лучше. Один в поле не воин. Семь раз отмерь, а один раз отрежь. У него семь пятниц на неделе. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. У умной головы сто рук. У семи нянек дитя без глазу. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Один в поле не воин. Один с сошкой, а семеро с ложкой.

3.  «Все с одной буквы».

Выбранным ученикам  предлагается отвечать на вопросы ведущего так, чтобы все слова начинались с одной буквы.

1 команда: М.

2 команда: К.

Вопросы:

  1. Как вас зовут?
  2. Какая у вас фамилия?
  3. Как зовут вашу маму?
  4. Как зовут вашего отца?
  5. Из какого вы города?
  6. Назовите любимое блюдо.
  7. Любимая книга.
  8. Чем любите заниматься в свободное от учёбы время (хобби)?
  9. Любимое животное.
  10. Охарактеризуйте себя, назвав 3 прилагательных.

4. Определите род у несклоняемых существительных.

Ведущий читает сказку, командам необходимо выписать несклоняемые существительные и определить у них род.

Собрались как-то слова: кенгуру, шимпанзе, филе, тире, домино, такси, алоэ, кофе, какао, мадам, кашне, кашпо, ателье, пианино, метро, шоссе, пальто, буржуа, авеню, эскимо, кино и некоторые другие вместе.

Хозяйка – миссис – заставила всех снять в прихожей пальто и кашне, кашпо с алоэ убрала с окошка и опустила жалюзи, чтобы с авеню никто не заглядывал в комнату. Меню состояло из филе, кольраби, суфле, желе, кофе и какао.

Шимпанзе играл на пианино, колибри и какаду пели, фламинго выделывал ногами разные па. Остальные гости составляли жюри.

Потом все играли в домино. Тут толстая мадам, владелица ателье, поправив на носу пенсне, сообщила, что многие ей знакомые слова переехали в Россию и там отлично прижились. В русском языке их прекрасно приняли и теперь считают своими. «Может быть, рискнуть и нам? Отправимся в турне?»

Наши слова выбежали на шоссе, поймали такси, потом ехали на метро и успели как раз вовремя: на табло появились сведения об отправке самолёта. Слова залезли в ящик с мороженым. Полёт был долгим, и наши слова, лёжа между пачками эскимо, замёрзли так, что даже шевелиться уже не могли: совсем заледенели и стали неподвижны, как брикетики с мороженым. Наконец самолёт приземлился. Слова выгрузили и поставили на землю. Надо сказать, что русские слова их встретили хорошо и оставили жить в русском языке. Но замёрзшие слова так и не растаяли и остались на всю жизнь в той форме, в которой замёрзли. С тех они ни по падежам не склоняются, ни по родам не изменяются.

Ответы:

Кенгуру (м), шимпанзе (м), филе (ср), тире (ср), домино (ср.), такси (ср), алоэ (ср), кофе (м), какао (ср), мадам (ж), кашне (ср), кашпо (ср), ателье (ср), пианино (ср), метро (ср), шоссе (ср), пальто (ср), буржуа (м), авеню (ж), эскимо (ср), кино (ср), миссис (ж), жалюзи (ср), меню (ср), кольраби (ж), суфле (ср), желе (ср), колибри (ж), какаду (м), фламинго (м), па (ср), жюри (ср), пенсне (ср), турне (ср), табло (ср).

5. Конкурс с болельщиками.

Пока наши участники выполняют задание, я вам предлагаю такой конкурс. Вам необходимо из следующих букв составить телеграмму так, чтобы каждое слово начиналось с определённой буквы:

З, Д, А, Ж, В, Л, Е, Н, Я, Ч, О, Д, Ц.

6. Из предложенных пар слов составьте пословицы:

  1. Коса – камень (Нашла коса на камень)
  2. Лес – дрова (Дальше в лес – больше дров)
  3. Шило – мешок (Шило в мешке не утаишь)
  4. Язык – доведёт (Язык до Киева доведёт)
  5. Яблоня – яблочко (Яблочко от яблони не далеко падает)
  6. Дело – потеха (Делу – время, потехе – час)
  7. Дело – смело (Сделал дело – гуляй смело)
  8. Омут – черти (В тихом омуте черти водятся)

7. Игра «Умеем ли слушать друг друга» 

  Ведущий вызывает команду к доске и дает задание составить маленький рассказ. 

Каждый должен произнести по одной фразе. Первый участник называет предложения.

Второй называет первое предложение и свое, стараясь развить заданную тему. Третий

повторяет два предложения и говорит третье и т.д.(вызывается 5 человек от команды) 

8. Конкурс с болельщиками.

Вам необходимо из слова ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ составить как можно больше слов и самое большое слово.

9.  Составить новое слово, используя отдельные морфемы из других слов.

1.У слова НАЕЗДНИК возьмём приставку,

у слова САДОВНИК – корень,

       у слова ПЕЧАЛИТЬ – суффикс,

       у слова ПОДАЛ – суффикс,

       у слова МЫШИ – окончание.

Что получилось? Каким способом образовано?

2. У слова ПЕРЕКЛИЧКА возьмём приставку,

у слова КРИКУН – корень,

у слова ПРЫГНУТЬ – суффикс,

у слова СТАТЬ – суффикс.

   Какое слово получилось? Каким способом оно образовано?


Занимательные вопросы

Фонетика, графика и орфография

1. Вставьте пропущенные буквы: в...сеть, на в...су, зав...сатьзанав...св...сячий.( Висеть, на весу, зависать, занавес, висячий)

2. Попробуйте читать звуки, из которых состоят слова лён, сад, луг, люк, альт, в обратном порядке. Сколько новых слов получится? Какие это слова? 3 слова: ноль, куль, тля.

Морфемика и словообразование

3. Отметьте из приведенных ниже слов слова с одинаковыми приставками: 1) отмерять, 2) отравить, 3) отвар, 4) отчизна.  1) отмерять, 3) отвар.

4. Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол: столоваястолицастолярстолькостолешницастолетникпрестолзастолье?    Столовая; столица; столяр; столешница; престол; застолье.

5. Сколько в данном списке слов с суффиксом -чикключик, стульчик, мячик, перчик, карманчик?  2 слова: стульчик, карманчик.

Лексика и фразеология

6. Объясните значение слов, обозначающих части человеческого тела: чело, ланиты, уста, очи, выя, рамена, десница, перст, шуйца. Чело – лоб; ланиты – щёки; уста – губы; очи – глаза; выя – шея; рамена – плечи; десница – правая рука; перст – палец; шуйца– левая рука.

7. От каких слов произошло русское слово «спасибо»? От слов СПАСИ БОГ

8. От каких слов произошли слова рубль и копейка? Рубль – от слова «рубить». Первоначально денежной единицей на Руси была гривна – серебряный слиток. Для получения меньшей денежной единицы гривну рубили. Копейка – от слова копьё (первоначально – копейко). На копейке был изображён Георгий Победоносец с копьём.

Морфология и синтаксис

9. Какие из приведённых глаголов можно  использовать как сказуемое, если подлежащим будет слово платье, сидит, 2) лежит, 3) висит, 4) идёт. ВСЕ

 

Подведение итогов, награждение победителей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "О великий и могучий русский язык!"

Цель :                    развивать интерес  к урокам русского    языка,  воспитать уважение к родному языку, ...

Урок на тему "О великий и могучий русский язык!"

Главной задачей данного урока является формирование знаний о речевой культуре, умений правильно строить свою речь. Через различные формы и способы деятельности обучающиеся анализируют и сопоставляют я...

Викторина по русскому языку "Великий и могучий русский язык" для 5 класса.

Викторина по русскому языку "Великий и могучий русский язык" для 5 класса....

Паспорт проекта «Великий и могучий русский язык»

. Проект реализуется на базе Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа- интернат  для детей, нуждающихся в длительном лечении&r...

Великий и могучий русский язык

Великий и могучий русский язык...

Сценарий праздника "Великий и могучий русский язык"

Сценарий праздника предназначен для проведения в коррекционной школе. Мероприятие способствует привлечению внимания учащихся к нарушению норм культуры речи, формирует навыки правильной речи....