Методическая разработка урока по русскому языку.
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Овсянникова Анастасия Александровна

Тема "Словари".

Цели:

Образовательные: Систематизировать и закрепить знания учащихся по разделу "Лексика и фразеология", сформировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.

Развивающие: Отработка навыков работы со словарями, развитие познавательного интереса, коммуникативных навыков; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ПО ТЕМЕ

«Словари»

6 класс

Цели:

Образовательные: Систематизировать и закрепить знания учащихся по разделу «Лексика и фразеология», сформировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.

Развивающие: отработка навыков работы со словарями, развитие познавательного интереса, коммуникативных навыков; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания.

Воспитательные: вызвать интерес к книге, к слову.

УУД:

Личностные: выражать жизненные позиции в отношении окружающего мира, развивать и совершенствовать свою речь.

Регулятивные: ставить цель, планировать, контролировать свои действия, находить выход из проблемной ситуации.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную работу, контролировать действия друг друга, умение учиться, искать решения.

Познавательные: использовать текстовую информацию, работать со словом, выразительными средствами языка.

Основные понятия: словарь, лексика, лексикон, фразеология, фразеологизм.

Метапредметные связи: литература, искусство.

Оборудование: словари, карточки с фразеологическими оборотами;

изображения животных (черепаха, заяц, слон, медведь);

картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты, изображения животных (черепаха, заяц, слон, медведь);

картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты;

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра.

Технология: на диалоговой и игровой основе

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Планируемые результаты

1 этап

А) приветствие

Б) целеполагание и мотивация

беседа

Приветствует учеников, проверяет их готовность, просит записать дату в тетради

-Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по стране Русский язык. И вот перед нами возник теремок. ( на доске на плакате нарисован теремок) А кто живёт в этом теремке? Нам подскажет загадка: « Не мёд, а ко всему липнут» Что это такое? (ответ: слова) А что образуют все слова? (словарный состав или лексику) Но люди отправляются путешествовать не просто так, а с какой-то целью. Какую цель вы поставите перед собой, исходя из темы урока?

Приветствуют учителя, записывают дату в тетради

-Слушают учителя, пытаются сформулировать тему и цель урока: «Словари».

Цель: Научиться правильно писать слова, знать их значение, научиться работать с различными словарями.

Регулятивные: ставить цель, планировать свои действия

Учащиеся должны сформулировать тему и поставить цель урока самостоятельно.

2 этап. Актуализация знаний

Фронтальный опрос, беседа

Чтобы узнать о жителях теремка, т. е. словарях, нам нужно выяснить, что такое «словарь»?

 1: Выписка из «Толкового словаря»: 1) Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык.

Чешско-русский словарь. Толковый словарь.

2. Совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употребленных в каком-нибудь одном произведении, в произведениях какого-нибудь писателя или вообще употребляемых кем-нибудь. Богатство русского словаря. Поэтический словарь Пушкина. Он изъясняется по-английски с трудом: его словарь очень беден.

К каким словарям мы обращаемся чаще всего? Какие ещё словари вы знаете?

Отвечают на вопросы, проверяют свои знания, работают с «Толковым словарём», делают записи в тетрадях.

Познавательные: работа со словарём.

Коммуникативные: умение слушать и понимать партнера, контролировать ответы друг друга, правильно выражать свои мысли.

Учащиеся должны вспомнить изученное, используя дополнительные источники

3 этап. Практическая часть урока

Физминутка

4 этап. Практическая часть.

Знакомство со словарями

В роли словарей выступают четыре ученика. «Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а ученики определить, какой перед ними словарь.

Фразеологический словарь.

Словарь иностранных слов.

Проводит физминутку

Игра

Словарь синонимов.

игра

Слово учителя.

Творческая работа

Творческая работа.

Задаёт вопросы: О каком словаре идёт речь? Как вы догадались? Что такое фразеологический оборот? Чем он отличается от словосочетания? Для чего нужны фразеологизмы в речи? А сейчас я попрошу вас выполнить задания.

( работа в парах)

1 задание. Как говорят:

- о кротком, безобидном человеке?

-когда возникает желание исчезнуть, скрыться от стыда, смущения

о человеке, который легко меняет свои мнения, решения

о безгранично счастливом человеке

- о человеке, который с утра находится в плохом настроении

2 задание (2) Перед вами некий господин! Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь! Ваша задача - перечислить иноязычные слова, обозначающие детали его туалета.

Прилетели ангелочки,

Становились на носочки,

Вверх руками потянулись

И друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили,

В стороны направили,

Глубоко вздохнули,

Плечи развернули,

Повели руками вверх,

А теперь нам всем пора делать добрые дела (дети выполняют движения)

3 задание Игра: О чём идёт речь во фразах? Ваш ответ должен быть заимствованным словом:

А) Торжественный смотр войск на Красной площади?

Б) В нашей школе есть помещение для стрельбы в цель.

В) Где хранятся письменные памятники прошлого, старинные документы.

Г) Совокупность букв, используемых в письменности какого-либо языка и расположенных в определённом порядке.

4 задание. Кто больше? Подобрать к слову «побеждать» как можно больше синонимов.

Рассказать обо всех словарях на одном уроке невозможно, существует очень много словарей. Надеюсь, что в случае затруднения мы всегда можем обратиться к орфографическим, фразеологическим, толковым, орфоэпическим и другим словарям.

А сейчас калейдоскоп заданий.

 3. Напиши правильно, используя орфографический словарь:

Акварель, жёваный, бассейн, дистанция, ожерелье, почтальон, ровесник, сверстник, фантазия

4 Я начну, а ты продолжи:

На все руки (мастер).

Смотреть правде (в лицо).

Выносить сор (из избы).

Держать язык (за зубами).

Как корова (языком слизала).

Куда глаза (глядят).

Как ветром (сдуло).

 5. Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)

Ползет, как черепаха.

За двумя зайцами...;

Трусливый, как заяц.

Топает, как слон.

Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.

Отвечают на вопросы, выполняют задания.

Примерные ответы:

-мухи не обидит;

-сквозь землю провалиться

- семь пятниц на неделе

- на седьмом небе

-встал не с той ноги

Ответы: шарф, кашне, жабо, берет и др.

Парад

Тир

Архив

Алфавит

Одержать победу, выиграть бой, нанести поражение, одолеть, разбить, разгромить, раздавить, побороть, раздавить и т. д.

Познавательные: знакомство с необходимой информацией для дальнейших действий по достижению цели урока.

Коммуникативные: согласованно выполняют совместную работу, контролируют действия друг друга

Познавательные: добывают информацию, личностные: самостоятельная работа

Познавательные: добывают информацию, личностные: самостоятельная работа

Познавательные: добывают информацию, личностные: самостоятельная работа;

Коммуникативно-личностные :работа в парах

Знать значение фразеологизмов и уметь использовать их в речи, применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; развивать способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений

на метапредметном уровне.

Работа со словарём иностранных слов

Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Работа с орфографическим словарём

Работа со словарём фразеологизмов

5 этап

Рефлексия

Задание: допиши предложение.

Сегодня я узнал, что….

Я хотел бы …

Меня заинтересовало …

Подводят итоги проделанной работы

Личностные: овладение приемами отбора и систематизации материала на заданную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор

Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

6 этап

Итоги урока

Домашнее задание

Напиши сочинение, используя только фразеологизмы по картине Решетниковой «Опять двойка!»

Использовать информацию, полученную на уроке при написании сочинения

Регулятивные: ставить цель, планировать свои дальнейшие действия.

Применять умения и навыки работы с картиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе

Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...

методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"

Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой"  букве русского языка....

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»

Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе.

Урок подготовки к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс....

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...