Методическая разработка урока по русскому языку.
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Тема "Словари".
Цели:
Образовательные: Систематизировать и закрепить знания учащихся по разделу "Лексика и фразеология", сформировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.
Развивающие: Отработка навыков работы со словарями, развитие познавательного интереса, коммуникативных навыков; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
ПО ТЕМЕ
«Словари»
6 класс
Цели:
Образовательные: Систематизировать и закрепить знания учащихся по разделу «Лексика и фразеология», сформировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.
Развивающие: отработка навыков работы со словарями, развитие познавательного интереса, коммуникативных навыков; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания.
Воспитательные: вызвать интерес к книге, к слову.
УУД:
Личностные: выражать жизненные позиции в отношении окружающего мира, развивать и совершенствовать свою речь.
Регулятивные: ставить цель, планировать, контролировать свои действия, находить выход из проблемной ситуации.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную работу, контролировать действия друг друга, умение учиться, искать решения.
Познавательные: использовать текстовую информацию, работать со словом, выразительными средствами языка.
Основные понятия: словарь, лексика, лексикон, фразеология, фразеологизм.
Метапредметные связи: литература, искусство.
Оборудование: словари, карточки с фразеологическими оборотами;
изображения животных (черепаха, заяц, слон, медведь);
картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты, изображения животных (черепаха, заяц, слон, медведь);
картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты;
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Вид урока: урок-игра.
Технология: на диалоговой и игровой основе
№
Методы и приёмы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Планируемые результаты
1 этап
А) приветствие
Б) целеполагание и мотивация
беседа
Приветствует учеников, проверяет их готовность, просит записать дату в тетради
-Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по стране Русский язык. И вот перед нами возник теремок. ( на доске на плакате нарисован теремок) А кто живёт в этом теремке? Нам подскажет загадка: « Не мёд, а ко всему липнут» Что это такое? (ответ: слова) А что образуют все слова? (словарный состав или лексику) Но люди отправляются путешествовать не просто так, а с какой-то целью. Какую цель вы поставите перед собой, исходя из темы урока?
Приветствуют учителя, записывают дату в тетради
-Слушают учителя, пытаются сформулировать тему и цель урока: «Словари».
Цель: Научиться правильно писать слова, знать их значение, научиться работать с различными словарями.
Регулятивные: ставить цель, планировать свои действия
Учащиеся должны сформулировать тему и поставить цель урока самостоятельно.
2 этап. Актуализация знаний
Фронтальный опрос, беседа
Чтобы узнать о жителях теремка, т. е. словарях, нам нужно выяснить, что такое «словарь»?
1: Выписка из «Толкового словаря»: 1) Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык.
Чешско-русский словарь. Толковый словарь.
2. Совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употребленных в каком-нибудь одном произведении, в произведениях какого-нибудь писателя или вообще употребляемых кем-нибудь. Богатство русского словаря. Поэтический словарь Пушкина. Он изъясняется по-английски с трудом: его словарь очень беден.
К каким словарям мы обращаемся чаще всего? Какие ещё словари вы знаете?
Отвечают на вопросы, проверяют свои знания, работают с «Толковым словарём», делают записи в тетрадях.
Познавательные: работа со словарём.
Коммуникативные: умение слушать и понимать партнера, контролировать ответы друг друга, правильно выражать свои мысли.
Учащиеся должны вспомнить изученное, используя дополнительные источники
3 этап. Практическая часть урока
Физминутка
4 этап. Практическая часть.
Знакомство со словарями
В роли словарей выступают четыре ученика. «Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а ученики определить, какой перед ними словарь.
Фразеологический словарь.
Словарь иностранных слов.
Проводит физминутку
Игра
Словарь синонимов.
игра
Слово учителя.
Творческая работа
Творческая работа.
Задаёт вопросы: О каком словаре идёт речь? Как вы догадались? Что такое фразеологический оборот? Чем он отличается от словосочетания? Для чего нужны фразеологизмы в речи? А сейчас я попрошу вас выполнить задания.
( работа в парах)
1 задание. Как говорят:
- о кротком, безобидном человеке?
-когда возникает желание исчезнуть, скрыться от стыда, смущения
о человеке, который легко меняет свои мнения, решения
о безгранично счастливом человеке
- о человеке, который с утра находится в плохом настроении
2 задание (2) Перед вами некий господин! Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь! Ваша задача - перечислить иноязычные слова, обозначающие детали его туалета.
Прилетели ангелочки,
Становились на носочки,
Вверх руками потянулись
И друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили,
В стороны направили,
Глубоко вздохнули,
Плечи развернули,
Повели руками вверх,
А теперь нам всем пора делать добрые дела (дети выполняют движения)
3 задание Игра: О чём идёт речь во фразах? Ваш ответ должен быть заимствованным словом:
А) Торжественный смотр войск на Красной площади?
Б) В нашей школе есть помещение для стрельбы в цель.
В) Где хранятся письменные памятники прошлого, старинные документы.
Г) Совокупность букв, используемых в письменности какого-либо языка и расположенных в определённом порядке.
4 задание. Кто больше? Подобрать к слову «побеждать» как можно больше синонимов.
Рассказать обо всех словарях на одном уроке невозможно, существует очень много словарей. Надеюсь, что в случае затруднения мы всегда можем обратиться к орфографическим, фразеологическим, толковым, орфоэпическим и другим словарям.
А сейчас калейдоскоп заданий.
3. Напиши правильно, используя орфографический словарь:
Акварель, жёваный, бассейн, дистанция, ожерелье, почтальон, ровесник, сверстник, фантазия
4 Я начну, а ты продолжи:
На все руки (мастер).
Смотреть правде (в лицо).
Выносить сор (из избы).
Держать язык (за зубами).
Как корова (языком слизала).
Куда глаза (глядят).
Как ветром (сдуло).
5. Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)
Ползет, как черепаха.
За двумя зайцами...;
Трусливый, как заяц.
Топает, как слон.
Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.
Отвечают на вопросы, выполняют задания.
Примерные ответы:
-мухи не обидит;
-сквозь землю провалиться
- семь пятниц на неделе
- на седьмом небе
-встал не с той ноги
Ответы: шарф, кашне, жабо, берет и др.
Парад
Тир
Архив
Алфавит
Одержать победу, выиграть бой, нанести поражение, одолеть, разбить, разгромить, раздавить, побороть, раздавить и т. д.
Познавательные: знакомство с необходимой информацией для дальнейших действий по достижению цели урока.
Коммуникативные: согласованно выполняют совместную работу, контролируют действия друг друга
Познавательные: добывают информацию, личностные: самостоятельная работа
Познавательные: добывают информацию, личностные: самостоятельная работа
Познавательные: добывают информацию, личностные: самостоятельная работа;
Коммуникативно-личностные :работа в парах
Знать значение фразеологизмов и уметь использовать их в речи, применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; развивать способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений
на метапредметном уровне.
Работа со словарём иностранных слов
Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях
Работа с орфографическим словарём
Работа со словарём фразеологизмов
5 этап
Рефлексия
Задание: допиши предложение.
Сегодня я узнал, что….
Я хотел бы …
Меня заинтересовало …
Подводят итоги проделанной работы
Личностные: овладение приемами отбора и систематизации материала на заданную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор
Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях
6 этап
Итоги урока
Домашнее задание
Напиши сочинение, используя только фразеологизмы по картине Решетниковой «Опять двойка!»
Использовать информацию, полученную на уроке при написании сочинения
Регулятивные: ставить цель, планировать свои дальнейшие действия.
Применять умения и навыки работы с картиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе
Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...
методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"
Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой" букве русского языка....
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»
Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...
Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»
Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...
Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе.
Урок подготовки к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс....
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.
Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока: Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"
Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...