Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку

Ушакова Клавдия Николаевна

Методические рекомендации по использованию технологий проблемного изучения на уроках русского языка и литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка.

                                                                   Чем легче учителю учить,

                                                             Тем труднее ученикам  учиться.

                                    Чем труднее  учителю, тем легче  ученику.

                                      Чем больше будет  учитель учиться сам,

                                       обдумывать каждый урок и соразмерять

                               с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,…  

                                      Тем легче будет учиться ученику.

                                                                Л.Н.Толстой

Эти слова сказаны писателем давно, ещё в 19веке, но мне кажется, что они очень актуальны сейчас. Я думаю, что нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Чему учить? Как учить?, но вместе с тем появляется ещё один: «Как учить результативно?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его  уроке работали добровольно, увлечённо и творчески! Но мы с вами   живём в 21-м веке. А нынешние дети- они совсем  другие! Им  уже    невозможно  у доски с мелком в руке объяснить теорию  Родиона   Раскольникова  или лексическое значение слова. Они хотят яркого и запоминающегося урока! Они хотят нестандартных вопросов и таких же ответов!

Да, работать сейчас стало сложно, так как требуется высокий уровень не только общепрофессиональной, но и специальной подготовки. Особенно  сейчас, когда школа перешла на ФГОС второго поколения, которые предполагают компетентностное образование. Учителю необходимо обладать  современными технологиями и методиками. Как организовать процесс обучения русскому языку в этих условиях?

Опыт работы по ФГОСАМ у меня небольшой-2года,5, 6класс. Немного поделюсь крупицами своего опыта. При проблемном обучении учитель не даёт готовых знаний, ученики приобретают их самостоятельно при решении особого рода задач, вопросов, называемых проблемными ,т.е.учить детей учиться. Технология проблемного обучения позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний. В словосочетании «проблемное обучение»: проблемное- означает, что на уроке должны быть проработаны два звена: постановка проблемы и поиск решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопросы для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. На этапе постановки проблемы пошагово нужно подводить детей к формулированию темы урока, выстраивать логическую цепочку к новому знанию- открытию. Здесь, конечно, необходим диалог, т.е. побуждающими и подводящими вопросами помогаю учащимся поставить проблему, задать вопрос или сформулировать тему, тем самым обеспечивая интерес к новому материалу, да и вообще к предмету. Затем организуется поиск  решения. Это гарантирует понимание материала. Говорят, что нельзя не понимать то, до чего ты додумался сам. А потом на уроке закрепляется новое знание с использованием различных методов, форм и средств обучения. Приведу пример фрагмента  урока с использованием проблемного диалога.

Урок русского языка в 5классе. Тема: «Буквы О-А в корне ЛАГ-,-ЛОЖ».

1)Даётся орфографическая диктовка(безударные гласные в корне) и два словосочетания на новое правило. Проверяем написанное.

-Какое было задание? (вставить пропущенную букву)

- Какое правило применяли? (безударная гласная в корне)

- Все слова смогли проверить? (нет)  

- Почему? ( правило не подошло)

- А если это не подошло, какое нужно? (если не определяют сразу, то дальше разбор по   составу)

- Так о чём будем говорить на уроке?  (о корнях ЛАГ- ЛОЖ   ).Запишите тему урока.

2)Движение темы. На доске даны слова. Разбейте их на две группы, в зависимости от написания гласной в корне.

Дальше подводящий диалог:

- Найдите существенный признак, определяющий условия написания( дети предлагают- согласные Ги Ж; наличие и отсутствие суффикса)

- Сделайте вывод- сформулируйте правило.

- Сравните свой вывод с тем, что предлагает учебник. А в учебнике правило даёт не все признаки. А где правило звучит более чётко: в учебнике или то, которое вывели вы сами?

3)А дальше идёт закрепление  материала, обязательно даю задание под диктовку, чтобы отработать графическое выделение орфограммы. А также и другие задания на закрепление: цифровой диктант, составь слово или вставь пропущенное слово и т.д.

Другая тема урока: «Правописание а-о в корнях-раст,- ращ,-рос».

На доске записаны ряды слов, задание- выделите в каждом ряду лишнее слово по двум признакам одновременно: растение, приращение, выросла. Выделите корни.

- Какие гласные могут стоять в корнях этих слов?(о или а)

- О чём мы будем говорить на уроке?

- А теперь попробуем сформулировать цели нашего урока.

- А вывести новое правило нам помогут слова, записанные на доске.

-Что заметили? Есть догадки о правописании гласных в корне? Выделите эти корни. От чего зависит написание корневой гласной? Сформулируйте правило.

- Вернитесь к словам, вставьте пропущенные буквы. Снова проверьте по учебнику. Что увидели  в учебнике? Есть слова- исключения.

Читаю интересное стихотворение, куда включены слова-исключения. Дальше- упражнения на закрепление. При допуске ошибки ученик подходит к таблице, которая висит в кабинете. Исправляет свою ошибку. В конце урока самостоятельная работа. Конец урока- подводим итоги.  И ещё один пример. При изучении темы «Разносклоняемые имена существительные»( 6класс) предлагаю выполнить проблемное задание: «Запишите слова цветок, бабочка, пламя, лес, поле.  Определите их тип склонения».

Учащиеся, не чувствуя подвоха, говорят, что существительное пламя 2-го склонения( ведь оно среднего рода). Тогда я прошу их просклонять это слово и обращаю их внимание на несоответствие падежных окончаний второму типу склонения.

Возникает вопрос: к какому же склонению отнесём это слово? Чтобы ответить на него, я предлагаю просклонять слова поле и мышь. Затем начинается подводящий диалог: «Что интересного вы заметили?( что слово пламя в Р,Д и П падежах имеет окончание- и, как сущ- ое 3склонения мышь, а в Т.п.- окончание-ем, как сущ-ое 2-го склонения поле. «Так к какому склонению отнесём слово пламя?».

Учащиеся затрудняются ответить. Тогда я им сообщаю о том, что существует ряд слов, не относящихся ни к одному из 3-х типов склонения(перечисляю их) и прошу придумать название типа склонения для этих сущ-х. Учащиеся предлагают свои варианты, а потом сравнивают их с термином, данным в учебнике (разносклоняемые).

Таким образом, проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск учащимися новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед ними познавательных проблем, разрешая которые, они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Проблемное обучение способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности учащихся.  Оно заключается в том, чтобы предлагать ученикам для решения посильные задачи, которые вели бы их к собственным «открытиям».   

Организовать такую работу на уроке нелегко. Этому надо учиться самому. В заключении хотелось бы привести такие  слова замечательного поэта Ярослава Смелякова: …Я молчу, волнуюсь в отдаленье,

                                     Я бы отдал лучшие слова,

                                    Чтоб достигнуть твоего уменья,

                                     Твоего, учитель, мастерства.

                                      Я бы сделал горбуна красивым,

                                      Слабовольным- силу бы привил,

                                      Дал бы храбрость- нежным,

                                     А трусливым

                                  Храбрыми сердцами наделил…

Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами,  как ребенку учиться.  И ещё. Как говорили древние: ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь. В этой четверти мне не удалось зажечь один факел в 8а классе- Касаткина Артёма, который, правда, начал стараться последнюю неделю. Но время упущено, и я вынуждена была поставить двойку по русскому языку. Не хотелось бы заканчивать на этой ноте. Кто-то сказал : «…Урок подобен огородной грядке: стоит прекратить на ней ухаживать, как она очень быстро зарастает сорняком, и хорошего урожая мы не получим». Я думаю, каждому учителю приятно, когда ученики говорят : «Спасибо Вам за урок!» В таких случаях я отвечаю: «Это вам спасибо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции?  комплекс педагогических условий, обеспечива...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

"Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"

В условиях внедрения ФГОС  неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но ...

Презентация "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в 5-6 классах"

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в 5-6 классах по ФГОС....

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности обучающихся

Концепция модернизации российского образования ставит новые цели и задачи перед общим образованием на современном этапе, подчеркивая необходимость "ориентации образования не только на усвоение обучающ...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в 5 классе

Итоговая работа на тему: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в 5 классе»...