Познание начинается с удивления. Аристотель
статья по русскому языку
Современный урок как пространство открытий и достижений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_krutskaya_a.p._gbou_sosh_no585.docx | 40.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 585
КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Дачный проспект, дом 3, корпус 2, литер А, Санкт-Петербург, 198262,
телефон/факс 417 27 72, e-mail: sc585@kirov.spb.ru
ОГРН 1027802754440, ОКПО 35472928, ИНН/КПП 7805039638/780501001
_____________________________________________________________________________
Статья
на конкурс научно-методических статей
в рамках IX Педагогических чтений работников
образовательных учреждений Санкт-Петербурга
«Учимся вместе: новый формат современной школы»
Направление: «Современный урок как пространство открытий и достижений»
Название статьи: «Познание начинается с удивления»
(Аристотель)
Автор: Круцкая Алла Петровна, учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербург
2018
«Познание начинается с удивления»
«Хочу не учить, а душевно беседовать,
размышлять сообща и догадываться…»
М.М.Пришвин
В педагогике существует определение процесса обучения: «Процесс обучения призван активизировать деятельность учащихся, максимально способствовать тому, чтобы раскрылись их творческие способности. Для него характерна двусторонность: с одной стороны в нем принимает участие педагог, который объясняет материал и играет руководящую роль в обучении, с другой стороны – ученики, которые овладевают новыми знаниями. Нет сомнения, что этот процесс будет эффективным только в том случае, если обучающий и обучающиеся будут активно взаимодействовать между собой».
С этим высказыванием трудно поспорить, но на современном этапе перед учителем возникло много трудностей именно из-за того, что, к сожалению, обучающиеся все меньше хотят взаимодействовать с учителем. Я уже давно задумываюсь о том, как сделать свой предмет ближе, понятнее, а значит и интереснее ребятам, чтобы, приходя на урок, они хотели участвовать в процессе обучения, стремились к саморазвитию. Новые ФГОС меняют представление об обучении. Какие же «инструменты» могут помочь учителю достичь выполнения стандарта не формально, а качественно? Что нового должно быть в современном уроке, чтобы пробудить у ученика желание познавать? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?
Расскажу о некоторых приемах работы на уроке, которые использую в своей профессиональной деятельности.
- Чтобы подвести обучающихся к освоению нового материала, я использую проблемный подход: например, в 6 классе на уроке русского языка при изучении темы: «И, Ы после Ц» на доску проецируется слайд со словами: цирк, улицы, акация. Ребята читают эти слова и перед ним возникает вопрос: «Почему мы слышим звук после Ц одинаково ,а пишем эти слова по-разному?» Так через проблемный вопрос выходим на тему урока. В это время ребята чувствуют себя первооткрывателями, стараются найти ответ на вопрос ,обсуждают возможные варианты ответа ,таким образом сами формулируют тему урока. Через удивление и открытие нового мы достигаем целеполагания.
- Тема «Словообразование. Морфемика» сложна для учащихся. Чтобы вызвать интерес у ребят к изучению данной темы, я предлагаю им решить филворд.
Двигаясь по клеткам горизонтально, вертикально, диагонально (сверху вниз и снизу вверх), соберите десять слов с чередованием в корне слова. Выделите корни в словах с чередованием, обозначьте условие выбора орфограммы. Ребята работают в паре, стараясь помочь друг другу.( Можно предложить работать в малой группе)
- Еще один вид работы, в котором проверяются знания по орфографии и морфологии.
Обучающиеся делятся на 4 группы ,каждая группа получает задание: на листе нарисованы 4 лукошка, в которые надо распределить слова:
А) Без мягкого знака
Б) Мягкий знак на конце имен существительных
В) Мягкий знак у прилагательных
Г) Мягкий знак у глаголов
Солов..иная, полноч.., камен..щик,задумаеш..ся, ландыш..., январ..ский, помощ.., доч.., бетон..щик, врач.., выучиш.., мыш… бросиш.., жен..щина, вороб..ный, стрич.., помощ..ница, лис..его, пропаст.., бол..шой, ноч.., играеш.., ноябр..ский, солов..иная и т.д. 1гр выполняет задание А, 2 гр.- задание Б, 3гр.-задание В, 4гр.-задание Г .Затем каждая группа зачитывает свои варианты ответа, а группы 2 и 4 должны ответить на вопрос:
-Какое слово вы написали дважды? Почему? И через удивление мы открываем новое.
Задача учителя на сегодняшний день не просто заложить в головы обучающихся определенный объем знаний, но постараться преподнести изучаемый материал так, чтобы ребята смогли осознанно применять полученные знания в своей жизни.
Опять возникает вопрос, как научить учащихся хотя бы попытаться уметь определять свои границы знания и незнания, то есть научить объективно оценивать себя и своих товарищей?
Как бы странно ни звучало, но некоторые ответы на этот вопрос я нашла в книге
Майлза Дауни «Эффективный коучинг». Удивительно, что в книге, казалось бы, написанной не для школьных учителей говорится о способности человека к обучению, о том, как можно развить эмоциональный интеллект. Результат, как считает Дауни, - это прежде всего то, что приносит уверенность, радость, удовлетворение. А ребенку в подростковом возрасте важно сказать себе: «Я смог!»
Учащиеся до 14-15 лет в основном кинестеты, то есть воспринимают большую часть информации через ощущения, значит и задания им необходимо подбирать такие, которые дадут возможность поэкспериментировать, сделать, самостоятельные выводы, так на уроках русского языка и литературы предлагаю составить синквейны, особенно это интересно в конце изучения темы.
В 6 классе после анализа стихотворения Ф.И.Тютчева «Листья» я предложила ребятам: 1 вариант: составить синквейн к слову «листья», 2 вариант – к слову «лучи»
Листья
-Свежие, зеленые
-Кружатся, летают, опадают
-Листья танцуют осенний вальс
-Листья – легкое племя
Лучи
-Искрящиеся, яркие
-Светят, блестят, играют
-Лучи веселые как дети
-Лучи - солнце
На уроке русского языка ребята составляли синквейны к словам «приставка», «корень», «суффикс»
Приставка
-Важная, нужная
-Образует, дополняет, составляет
-Без приставки нам нельзя
-Служит для образования слов
Корень
-Сложный, нужный, составной
-Определяем, ищем, пишем
-Мы с корнем лучшие друзья
-Ведь без корня жить нельзя
Эти задания помогают формировать у учащихся коммуникативные компетенции, в группе царит творческая атмосфера, ребята стремятся помочь друг другу, так решается и воспитательная задача урока.
Если в 5-6 классах обучающиеся составляют синквейны, то в 7-8 классах я предлагаю обучающимся составить кеннинги, это более сложный вид деятельности, но он приучает мыслить логически и подготавливает к усвоению темы «Словосочетание».
Например: кеннинги по теме «Весна» - пробуждение природы, таяние снега, журчание ручьев, набухание почек, радость души и т.д.
А чтобы ребята внимательно слушали ответы одноклассников, я предлагаю каждой группе вести оценочный лист, на котором надо не только поставить «+» или «-» другой группе, но и отметить наиболее понравившиеся ответы, а также кратко обосновать, почему понравились именно эти ответы.
Это позволяет усилить мотивацию, дает каждому возможность для самореализации и самоутверждения, поддерживает соревновательный дух и стремление получить хорошую оценку не только учителя, но и одноклассников.
Учащиеся заинтересованы делиться собственным мнением с одноклассниками, анализировать работу друг друга, вносить коррективы.
Оценочный лист | |||
Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 | |
Ответ соответствует теме задания («5») | |||
Ответ соответствует теме задания, но имеются недочеты (какие?), («4») | |||
Ответ не соответствует теме задания (что не понравилось/кратко) |
Подобные методы обучения помогают:
-развивать интерес к предмету
-учить ребят самостоятельно добывать знания
-развивать чувство ответственности за качество знаний
-раскрывать личностно-индивидуальные возможности каждого обучающегося
Ребятам нравится выполнять нестандартные задания. Так, в 6 классе изучается рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг». Обычно читается текст на уроке, задаются вопросы, составляются портретные характеристики мальчиков. Для того чтобы вовлечь в процесс обучения практически весь класс, вызвать интерес к изучению классической литературы, показать ее актуальность на сегодняшний лень, я предложила ребятам снять небольшой фильм, в котором соединились бы 19 и 21 века. Для выполнения этого задания ребята должны были провести серьезную подготовительную работу:
- с карандашом в руках прочитать текст;
- выделить информацию о быте крестьян 19 века;
- вникнуть в характер героев;
- придумать историю каждому мальчику;
- продумать костюмы героев;
- использовать знания по истории
А это - расширение кругозора, воспитание любви к своему отечеству.
Такая работа помогла более результативно усвоить большой объем учебной информации, раскрыть личностно-индивидуальные возможности каждого обучающегося и создать условия для их проявления и развития.
Здесь хочется вспомнить слова Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не только памятью».
Чтобы способствовать развитию познавательного интереса у учащихся старших классов к предмету я прибегаю к использованию следующих приемов работы:
- Музыкальные литературные гостиные (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.А.Блок, С.А. Есенин и др)
- «Живая газета» («Серебряный век» русской литературы)
- Анализ первоисточников
- инсерт (чтение с пометами):
1. знаком «v» отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику
2. знаком «+» отмечается новое знание, новая информация
3. знаком «-» отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе
4. «?» отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее
Например: творчество Н.С.Лескова изучается в 6 и 10 кл. В 6 классе ребята знакомятся с писателем на примере рассказа «Левша», а в 10 – на примере рассказа «Очарованный странник». Именно в 10 классе такой прием, как «Инсерт», способствует тому, чтобы обучающиеся вспомнили уже известное, умели находить новое, а также самостоятельно анализировали полученную информацию , формулировали свое читательское мнение о произведении. Так перед старшеклассниками открываются новые грани таланта великого писателя.
Подводя итоги , хотелось бы вспомнить слова академика А.Асмолова ,который говорил: «Новый стандарт- это, прежде всего, стандарт побуждения учителя к обучению».
Уверена ,что современный урок должен развивать у детей креативное мышление, воспитывать думающего человека, формировать желание самостоятельно добывать знания, а
роль учителя – помочь современному ребенку «не утонуть» в огромном объеме информации, уметь находить именно то, чего он не знает, но стремится узнать.
Список использованной литературы:
- Смолкин А.М. «Методы активного обучения» - М.: Высшая школа, 1991
- Майлз Дауни. Эффективный коучинг: Уроки коуча коучей (электронный ресурс). – Режим доступа: https://readli.net/effektivnyiy-kouching-uroki-koucha-kouchey/
- Адамчик Н.В.
Самый полный курс русского языка
Минск: Харвест, 2008 – 848 с.
- Гин А.А. Приемы педагогической техники – М.: Вита-Пресс. 2004. – 88 с.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 585
КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Дачный проспект, дом 3, корпус 2, литер А, Санкт-Петербург, 198262,
телефон/факс 417 27 72, e-mail: sc585@kirov.spb.ru
ОГРН 1027802754440, ОКПО 35472928, ИНН/КПП 7805039638/780501001
_____________________________________________________________________________
Заявка
на участие в конкурсе научно-методических статей
в рамках IX Педагогических чтений работников
образовательных учреждений Санкт-Петербурга
«Учимся вместе: новый формат современной школы»
1. ГБОУ СОШ № 585 Кировского района Санкт-Петербурга
2. Круцкая Алла Петровна
3. Учитель русского языка и литературы
4. Название статьи: «Познание начинается с удивления»
(Аристотель)
5. Направление: «Современный урок как пространство открытий и достижений»
6. Контактный телефон: 8-904 633 03 38
7. a.krutzkaya@yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Познание начинается с интереса" на тему "Прямая и обратная пропорциональность"
Данный мастер-класс раскрывает проблемный подход при изучении темы "Прямая и обратная пропорциональности" в 6 классе....
Аристотель. Политика
древнегреческая литература...
Аристотель. Презентация к уроку.
Презентация к уроку геометрии....
план - конспект урока природоведения по теме "Строение Вселенной по Аристотелю и Птолемею"
Данный урок проходит в игровой форме встречи с учеными древности, которые излагают свою точку зрения об устройстве Вселенной. Такая форма изучения нового материала расширяет кругозор обучающихся, дает...
"Аристотель."
биография, основные идеи...
Влияние социального взаимодействия на развитие мышления в различных теориях (Платон, Аристотель, Гегель,Выготский)
В эссе рассматриваются теоретические концепции Платона, Аристотеля, Гегеля и Выготского, касающиеся психического и мышления, связи мышления с социальным влиянием....
Мастер-класс«Познание начинается с удивления»
Мастер-класс«Познание начинается с удивления»...