Организация исследовательской деятельности учащихся в гимназии с этнокультурным компонентом.
статья по русскому языку
«Перед ошибками захлопываем дверь. В смятенье истина: Как я войду теперь?» Эти слова Р. Тагора образно и точно характеризуют подходы к исследовательской деятельности, к формированию умений находить и творчески решать проблемы, включаться в активный поиск, не боясь ошибиться. В соответствии с новыми требованиями ФГОС коллектив гимназии основной акцент делает на деятельностном содержании образования, осуществлении компетентностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
org-tsiya_issled.deyat-ti_uchashchihsya.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Ибрагимова Л.Т., учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия №37» Авиастроительного района г. Казани
Организация исследовательской деятельности учащихся
в гимназии с этнокультурным компонентом.
«Перед ошибками захлопываем дверь. В смятенье истина: Как я войду теперь?» Эти слова Р. Тагора образно и точно характеризуют подходы к исследовательской деятельности, к формированию умений находить и творчески решать проблемы, включаться в активный поиск, не боясь ошибиться. В соответствии с новыми требованиями ФГОС коллектив гимназии основной акцент делает на деятельностном содержании образования, осуществлении компетентностного подхода.
В парадигму учебно-воспитательного процесса вынесены существенные изменения. Ведется целенаправленная работа над методической темой: «Создание интеллектуально нравственной образовательной среды для формирования конкурентоспособной личности учащихся». Мы четко определяем, что должен уметь педагог. Особенно хочу подчеркнуть, что педагог должен остерегаться по привычке считать себя главным.
Особенностью нашей гимназии является работа по реализации авторской программы «Мы россияне», концептуальные идеи которой заключаются в следующем:
- изучение этнокультуры русского и татарского народов;
- осуществление поликультурного подхода в формировании ценностных ориентиров;
- работа над стержневыми проектами: «Родина», «Семья», «Язык»
Реализация программы предполагает многоуровневый исследовательский и аналитический подход. Подробнее остановлюсь на исследовательской деятельности.
Работая над исследовательскими проектами, учащиеся не всегда могут отойти от реферативной системы. Помогают им памятки по определению области исследования, выдвижения гипотезы, оформления своего труда, формулирования выводов.
В ходе написания исследовательской работы формируются такие основные компетенции, как информационная (очень важно уметь получать и представлять информацию на различных носителях, отделять значимый материал от «шума»); коммуникативная и проблемная. Особое внимание уделяем гражданской компетенции – готовности адекватно исполнять социальную роль гражданина.
Русский философ Николай Бердяев сказал следующее: «Культура, в которой мы обитаем, влияет на наше восприятие событий в мире. Культура есть культ предков, связь отцов с сынами».
Эффективность исследовательской деятельности возможна лишь при выполнении определенных условий:
- ученик должен хотеть проводить исследование. Важна система мотивации;
-ученик должен суметь это сделать. Для этого у него должны быть до выполнения работы уже сформированы определенные компетентности;
- он должен получить удовлетворение от своей работы. Должна быть разработана система оценки.
Учащимся, защитившим работы в школе, предоставляется право выступать на конференциях города и республики: имени Д. Лихачева, И. Хальфина, Л.Н. Толстого и др.
На базе гимназии уже несколько лет проводится конференция имени К.Д. Ушинского. Отличием нашей конференции является проведение секций «Юный исследователь», «Мы россияне», «Педагогическая мысль России».
Особое место в организации исследовательской деятельности учащихся занимает презентация результатов работы. Подготовка к выступлению на конференциях различного уровня – школьного, муниципального, городского, республиканского – связана с необходимостью написания тезисов исследования, т.е. кратких, но емких по содержанию выдержек из основного повествования. Кроме того, публичное выступление требует тщательного отбора и логического выстраивания системы доказательства своей позиции, умения отвечать на возникающие вопросы, демонстрируя осведомленность и знание представляемого исторического материала.
Результаты нашей деятельности хотим проиллюстрировать выступлениями учащихся.
Ученик 6 класса, в своей работе «Время уходит, память остается», изучая семейные архивы, встречаясь с участниками Великой Отечественной войны, приходит к выводу о том, что сохранение исторической памяти о подвигах участников войны – самая главная задача гражданина своей страны. (Диплом 1 степени на городской научно-практической конференции школьников, Диплом 2 степени на республиканском конкурсе на лучшую поисково-исследовательскую работу).
Ученица 9 класса, пишет работу, в которой сопоставляет рассказы А.П. Чехова «Пари» и А.С. Грина «Зеленая лампа». Рассматривая проблему влияния денег на человека, ученица приходит к выводу о том, что деньги могут, с одной стороны, способствовать самосовершенствованию человека, а с другой, - нравственному опустошению. Эта работа еще не завершена.
Ученица 11 класса, в работе «Люди и куклы в отечественной литературе» задается вопросом, какова роль куклы в жизни человека. Анализируя произведения современных авторов (А. Цветков, А. Сахибзадинов, Т. Поликарпова, Д. Рубина), подтверждает гипотезу: «мир кукол – это зеркало внутреннего мира человека. (Диплом 2 степени на конференции им. К.Д. Ушинского и Д. Лихачева)
Результат своей деятельности видим в следующем:
воспитание конкурентоспособной интеллектуальной личности, имеющей сформированные ценностные ориентиры; умеющей гармонично войти в современную жизнь на культурном, социальном, экологическом уровнях.
Человек по-гречески «антропос». «Ан» - вверх, «тропос» - тянуться. Следовательно, для человеческой сущности характерно к чему-то стремиться, искать, узнавать. Именно этому и способствует исследовательская деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность учащихся гимназии на уроках английского языка и во внеурочное время.
Где господствует дух науки, там творится великое малыми средствами. (Н.И. Пирогов)В Концепции модернизации казахстанского образования ставится задача по формированию «целостной систе...
Проект «Модель организации внеурочной деятельности в гимназии»
Здоровье ― основной собственный ресурс каждого из нас. К сожалению, оно занимает у человека далеко и не всегда первое место, которое у некоторых отведено вещам и другим материальным благам жизни...
Ситема организации исследовательской работы в гимназии"
Часто звучит вопрос: нужна ли исследовательская деятельность школе? Наша научная конференция является, безусловно, положительным ответом на этот вопрос. Исследовательская деятельность открывает новые ...
Исследовательской деятельности учащихся в условиях этнокультурной образовательной среды.
Сегодня государство выдвигает определённые требования к личностным характеристикам выпускника школ. Это прежде всего: Ø любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, у...
Разработка урока с элементами исследовательской деятельности Тема: Кровь и ее компоненты.
Разработка урока с элементами исследовательской деятельностиТема: Кровь и ее компоненты, 8 класс....
«Организация учебно-исследовательской деятельности в гимназии как условие самореализации учителя и ученика».
Данный материал представляет собой подробное описание урока...
Организация исследовательской работы учащихся гимназии во внеурочной деятельности (программа «Я - исследователь») и в дополнительном образовании (историческая секция ГНОМ).
Организация исследовательской работы учащихся гимназии во внеурочной деятельности (программа «Я - исследователь») и в дополнительном образовании (историческая секция ГНОМ). Из ...