Подготовка к олимпиаде по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (10 класс)
Подготовка к олимпиаде по русскому языку. 10 11 класс. Задания и ответы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_10-11_klass.doc | 47.5 КБ |
otvety_klyuchi_10-11_klass.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
10-11класс
- Выпишите слово (слова), в котором (которых) букв больше, чем звуков. Обоснуйте ответ.
Досчитать, брызжет, выявляющий, французский, разъезжающий, паяльник, уясняя. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ( 9 баллов)
2. Прочитайте диалог. Дан следующий отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
(1) Бежал он их беседы шумной.
(2) Их разговор благоразумный
(3) О сенокосе, о вине,
(4) О псарне, о своей родне,
(5) Конечно, не блистал ни чувством,
(6) Ни поэтическим огнём,
(7) Ни остротою, ни умом,
(8) Ни общежития искусством…
Дайте толкование слова общежитие в строке 8.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (2 балла)
3. Даны словосочетания с глаголами: добегаться до головокружения, докуриться до тошноты, договориться о встрече до десяти часов, допрыгаться до вывиха, догуляться до отчисления. Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.
1. Укажите формальный способ образования этих глаголов.
2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл.
3. Опишите смысл всех других глаголов.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (3 балла)
4. Дан ряд глаголов: загонять, заносить, отлетать, отходить, угонять. Один ученик посчитал все эти глаголы глаголами несовершенного вида, а другой ученик – глаголами совершенного вида. Кто из учеников прав? Ответ обоснуйте.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (8 баллов)
5. Дан ряд слов на -о: опасно, властно, видно. Определите, какими частями речи или в какой синтаксической функции может быть каждое из этих слов. Ваш ответ проиллюстрируйте примерами.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(14 баллов)
6. Прочитайте текст орфографического правила. Одна буква Н пишется в суффиксах ˂….˃ ˂….˃ных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ˂….˃, которые возникли в результате перехода в них ˂….˃ных причастий прошедшего времени. 1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты. 2. Приведите примеры его использования.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________(10баллов)
7. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия). Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Но ежели пир?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(2 балла)
8. Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранных языков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso – ложный). Объясните выбор проверочного слова.
лОпата
иждИвение
обАяние
инжЕнер
Организовать
спЕктакль
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________(12 баллов)
9. Определите, какой частью речи является в тексте выделенное слово и каково его лексико-грамматическое значение.
1. Узьрю ли си лице братьца моего мьньшааго Глѣба?
2. Не тако ли, рече, рѣка Стугна; худу струю имѣя, пожръши чужи ручьи и стругы, ростре на кусту.
3. Хожаше (Феодосий) по келиямъ ученикъ своихъ, и аще чьто обрящааше у кого: ли брашьно сънѣдьно, ли одежею лише уставьныя одежа или от имѣния чьто, сия възьмъ въ пещь въмѣташе.
4. Въ градѣ, въ немь же живеши, и въ инѣхъ окрьстьнихъ поишти ли единого человѣка бояштяся бога... Обрѣте ли такого человѣка, то уже не скърби.
5. Да луче есть на своеи землѣ костью лечи, и не ли на чюже славну быть.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________(15 баллов)
Предварительный просмотр:
10-11 классы
Ответы и решения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к олимпиаде по русскому языку.
Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Раздел "Лексика". Задания + ответы...
Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку.
Данный материал предназначен для подготовки к олимпиадам по русскому языку (9-11 класс)....
Подготовка к олимпиаде по русскому языку 7-11 классы
Олимпиадные задания по русскому языку. Фразеология. Вопросы , задания + ответы....
Подготовка к олимпиаде по русскому языку 7-11 классы
Олимпиадные задания по русскому языку. Фразеология. Вопросы , задания + ответы....
Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 5 класс
Материал способствует развитию интереса к изучению русского языка...
Система подготовки к олимпиаде по русскому языку
Система подготовки к олимпиаде по русскому языку...
Система подготовки к олимпиаде по русскому языку (презентация)
Система подготовки к олимпиаде по русскому языку (презентация)...