Подготовка к олимпиаде по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (10 класс)

Черных Татьяна Анатольевна

Подготовка к олимпиаде по русскому языку. 10 11 класс. Задания и ответы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_10-11_klass.doc47.5 КБ
Microsoft Office document icon otvety_klyuchi_10-11_klass.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

10-11класс

  1. Выпишите слово (слова), в котором (которых) букв больше, чем звуков. Обоснуйте ответ. 

Досчитать, брызжет, выявляющий, французский, разъезжающий, паяльник, уясняя. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________        (  9 баллов)

2. Прочитайте диалог. Дан следующий отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

 (1) Бежал он их беседы шумной.

(2) Их разговор благоразумный

 (3) О сенокосе, о вине,

(4) О псарне, о своей родне,

(5) Конечно, не блистал ни чувством,

 (6) Ни поэтическим огнём,

(7) Ни остротою, ни умом,

(8) Ни общежития искусством…

Дайте толкование слова общежитие в строке 8.

 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (2 балла)

3. Даны словосочетания с глаголами: добегаться до головокружения, докуриться до тошноты, договориться о встрече до десяти часов, допрыгаться до вывиха, догуляться до отчисления. Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.

1. Укажите формальный способ образования этих глаголов.

2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл.

3. Опишите смысл всех других глаголов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                (3  балла)

4. Дан ряд глаголов: загонять, заносить, отлетать, отходить, угонять. Один ученик посчитал все эти глаголы глаголами несовершенного вида, а другой ученик – глаголами совершенного вида. Кто из учеников прав? Ответ обоснуйте.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                         (8 баллов)

5. Дан ряд слов на -о: опасно, властно, видно. Определите, какими частями речи или в какой синтаксической функции может быть каждое из этих слов. Ваш ответ проиллюстрируйте примерами.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(14  баллов)

6. Прочитайте текст орфографического правила. Одна буква Н пишется в суффиксах ˂….˃ ˂….˃ных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ˂….˃, которые возникли в результате перехода в них ˂….˃ных причастий прошедшего времени. 1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные фрагменты. 2. Приведите примеры его использования.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________(10баллов)

7. В  сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия). Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин:  Но ежели пир?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(2  балла)

8. Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранных языков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso – ложный). Объясните выбор проверочного слова.

 лОпата

 иждИвение

 обАяние

 инжЕнер

Организовать  

спЕктакль

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________(12  баллов)

9. Определите, какой частью речи является в тексте выделенное слово и каково его лексико-грамматическое значение.

1. Узьрю ли си лице братьца моего мьньшааго Глѣба?

 2. Не тако ли, рече, рѣка Стугна; худу струю имѣя, пожръши чужи ручьи и стругы, ростре на кусту.

 3. Хожаше (Феодосий) по келиямъ ученикъ своихъ, и аще чьто обрящааше у кого: ли брашьно сънѣдьно, ли одежею лише уставьныя одежа или от имѣния чьто, сия възьмъ въ пещь въмѣташе.

 4. Въ градѣ, въ немь же живеши, и въ инѣхъ окрьстьнихъ поишти ли единого человѣка бояштяся бога... Обрѣте ли такого человѣка, то уже не скърби.

 5. Да луче есть на своеи землѣ костью лечи, и не ли на чюже славну быть.  

                   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________(15 баллов)                     



Предварительный просмотр:

10-11 классы

Ответы и решения

Правильный ответ

Кол-во баллов

1.?

1. Досчитать – до[¯шʳ]ита[т’] (3 балла ).

Брызжет – бры[¯ж]ет или бры[¯жʳ]ет (3 балла).

Французский–- францу[¯с]кий ( 3 балла).

За каждое ошибочно выписанное слово снимается 1 балл.

6 б.

2.

Общежитие – общественная жизнь, жизнь в обществе.

2 б.

3.

 1. Формальный способ словообразования – приставочно-постфиксальный (приставочно-суффиксальный) (до- + -ся): бегать – добегаться, курить – докуриться, говорить – договориться, прыгать – допрыгаться, гулять – догуляться (1 балл).

2. Отличается от всех других по смыслу глагол договориться (1 балл): он значит «достичь договорённости о чём-либо с кем-либо в результате говорения, разговора» (1 балл).

 3. Остальные глаголы обозначают следующее: «доведение действия до нежелательного с точки зрения говорящего и заранее не планировавшегося результата» (1 балл).

4 б.

4.

Правы оба ученика (1 балл). Вид данных глаголов зависит от значения приставок (1 балл). Если приставка за- имеет значение «движение за предмет, внутрь или в сторону», то глаголы загонять, заносить несовершенного вида (1 балл). Если приставка за- имеет значение «причинение ущерба объекту в результате долгого произведения действия», то глаголы загонять, заносить – совершенного вида (1 балл). Если приставка от- имеет значение «отделение, удаление от предмета (чаще на небольшое расстояние)», то глаголы отлетать, отходить – несовершенного вида (1 балл). Если приставка от- имеет значение «прекращение (обычно долго длившегося) действия», то глаголы отлетать, отходить – совершенного вида (1 балл). Если приставка у- имеет значение «удаление предмета откуда-либо», то глагол угонять – несовершенного вида (1 балл). Если приставка у- имеет значение «причинение ущерба доведением действия до предела», то глагол угонять – совершенного вида (1 балл).

8 б.

5.

 

Опасно

имя прилагательное: Его поведение опасно.

наречие: Самолёты опасно сблизились.

категория состояния: Опасно ехать по плохой дороге

Властно

имя прилагательное: Время над подвигами не властно.

наречие: Он властно отдавал распоряжения.

Видно

имя прилагательное: Из нашего окна видно большое озеро.

вводное слово: Он, видно, будет дома завтра.

категория состояния: Видно, как вдалеке садятся самолёты.

За каждую правильно определённую часть речи и за указание на синтаксическую функцию вводного слова – 1 балл

(здесь всего 8 баллов). За каждый адекватный пример – 1 балл (здесь всего 8 баллов).

       16 б.

6.

1. Одна буква Н пишется в суффиксах КРАТКИХ СТРАДАТЕЛЬных причастий. Две буквы Н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, которые возникли в результате перехода в них СТРА- ДАТЕЛЬных причастий прошедшего времени.

 2. Примеры: ошибка исправлеНа (кр. причастие), спортсмены собраННы (кр. прилагательное).

1. За верно восстановленное правило – 4 балла. 2. За достаточное количество примеров его использования – 1 балл.

      5 б. 

7.

 Приложение.

2 б.

8.

лОпата – лопасть (этимологически родственные слова)

 иждИвение – жить (ст. сл. из-жити (прожить) дало в ц. сл. иждити)

 обАяние – баять (др. р. баяти – колдовать, заговаривать)

инжЕнер – гений (этимологически оба слова восходят к латинскому genius; «инженер» восходит к латинскому ingenium – «остроумное изобретение», «врождённая способность»)

Организовать – орган (этимологически оба восходят к греческому «органон» – орудие)

спЕктакль – конспект, проспект, спектр (этимологически все слова восходят к латинскому «specto» – смотреть)

 За проверку и верное объяснение каждого слова, по 2 балла.

12 б.

9.

1. Вопросительная частица в прямом вопросе (3 балла).

 2. Усилительная частица. Употребляется для подчёркивания значения наиболее важного в смысловом отношении слова в предложении – же (3 балла).

3. Разделительный союз – или, или... или (3 балла).

4. Условно-уступительный (условный) союз – хоть бы\хотя бы (3 балла).

 5. Сравнительный союз. Присоединяет придаточное предложение при наличии сравнительной степени в главном – нежели, чем (3 балла).

       15 б.

        Всего

70  б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к олимпиаде по русскому языку.

Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Раздел "Лексика". Задания + ответы...

Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку.

Данный материал предназначен для подготовки к олимпиадам по русскому языку  (9-11 класс)....

Подготовка к олимпиаде по русскому языку 7-11 классы

Олимпиадные задания по русскому языку. Фразеология. Вопросы , задания  + ответы....

Подготовка к олимпиаде по русскому языку 7-11 классы

Олимпиадные задания по русскому языку. Фразеология. Вопросы , задания  + ответы....

Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 5 класс

Материал способствует развитию интереса к изучению русского языка...

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку...

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку (презентация)

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку (презентация)...