«Комплексный анализ текста при подготовке к ЕГЭ».
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)
данная разработка поможет учащимся развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_russkogo_yazyka_v_11_klasse.docx | 36.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка в 11 классе
по теме «Комплексный анализ текста при подготовке к ЕГЭ».
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.
Цели урока:
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление.
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;
Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.
Методические цели:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;
-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.
Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции:
- понимать читаемый текст,
- определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,
- аргументировать свою точку зрения,
- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала.
Комплексная работа с текстом использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.
-лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;
- коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;
- интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.
Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.
Информационная компетенция учащихся проявляется при создании слайдовой презентации по теме урока или при подготовке одного из его этапов.
Задачи урока:
- Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;
- Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
- Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования;
- Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста;
- Совершенствовать навыки правописания.
Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:
Орфоэпическая разминка
Лексико-орфографическая работа
Творческая работа
Контроль / Работа в парах/ группах/индивидуальная
Комплексный анализ текста
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Методы работы:
- по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
- по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
- по источнику знаний: словесные, практические;
- стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
- интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
- контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;
- по организации деятельности: индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.
Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.
Оборудование:
Рабочий лист урока (Приложение 2), слайдовая презентация, медиапроектор для демонстрации, оценочный лист, карточки, раздаточный материал.
Ход урока
1.Орг. момент. Слово учителя
Постановка целей урока.
Знать:
- этапы работы с текстом для написания сочинения.
Уметь:
- выполнять различные элементы комплексного анализа текста;
- создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.
-Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Цель: продолжить работу по подготовке к написанию сочинения (задание №26 ЕГЭ)
-Молодцы. Продолжим работу.
2. Работа по теме урока.
1)Орфоэпическая разминка
- Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. На слайде слова, которые я выбирала из вариантов ЕГЭ. На столах листы с этими же словами. Ваша задача: в течение 2-3 минут расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу (учащиеся в теч.2-3 мин. расставляют ударение).
Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, приткнутый, озвучение, ивовый
(правильно:добЫча,прибЫвший,асимметрИя,закУпорить,премировАть,вероисповЕдание,водопровОд,избаловАть,обеспЕчение,договОр,завсегдАтай,облегчИть,прИткнутый,озвУчение,Ивовый).
Проверьте себя (На проекторе слайд с правильными ответами). Посчитайте количество ошибок. Оцените себя. ( На проекторе слайд с критериями оценки). Спасибо за работу.
Слово учителя:
- Ребята, вы сейчас уже должны хорошо ориентироваться в терминах и понятиях, которыми вам предстоит пользоваться, когда будете студентами учебных заведений. Таких слов множество. Значение их знать необходимо, так же, как и правописание, ведь они встречаются и в заданиях ЕГЭ и на уроках. Выполните лексическую разминку:
2) Соедините слова с толкованием их значений.
1. Иммигрант 2. Эмигрант 3. Инцидент 4. Прецедент | А. Случай, происшествие обычно неприятного характера. Б. Случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих случаев этого же рода. В. Иностранец, прибывший в страну на постоянное место жительства. Г. Лицо, выселившееся из своей страны по тем или иным причинам. |
Составьте с данными словами возможные словосочетания глагол +существительное. Запишите в тетрадях.
Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друг друга.
(Выводит на экран слайд «Проверь соседа по парте».)
Оцените друг друга.
(Выводит на экран слайд «Критерии оценки».)
Спасибо за работу.
3.Актуализация знаний
- Повторим основные понятия, которые понадобятся в работе с текстом:
-Закончите предложения:
1. Тема текста – это… (то, о чем пишет автор)
2. Основная мысль текста (идея) – это… ( то ,что автор хотел донести до читателя)
3. Проблема текста – это… (вопрос, который волнует автора)
4. Комментарий проблемы - это… (как поднятая проблема показана в тексте)
5. Аргументация – это … (доказательство своей точки зрения)
6. Авторская позиция – это…(отношение автора к поднятой проблеме)
7. Назовите композиционные части сочинения: (вступление, постановка проблемы, комментарий к проблеме по данному тексту, 2 примера из текста, позиция автора, своя собственная позиция, вывод)
5. Работа с текстом.
У вас на столах текст статьи Е. Лебедевой.
Давайте познакомимся с текстом (первое самостоятельное вдумчивое прочтение текста).
Скажите мне, о чем этот текст?
А вы считаете себя счастливыми людьми?
Прочитайте первое предложение.
Вы же тоже относитесь к этому возрасту, почему же не ощущаете себя счастливыми? (И вы действительно правы: вы уже не дети, а старшие подростки, и у нас есть определённые проблемы и заботы: экзамены, правильный выбор жизненного пути, неразделённая любовь)
Таким образом, точка зрения автора текста совпадает с вашей.
- А кто из вас хотел бы быть счастливым? От кого и от чего, по-вашему, это зависит?
- Прочитайте предложение №14 .
(14)Как исправить эту ситуацию, как впустить счастье в свой дом?
- Хотите ли вы читать текст дальше? Почему?
давайте посмотрим, какой рецепт предлагает автор.
Чтение текста.
Вопросы по тексту:
- Назовите ключевые слова, которые помогут сформулировать тему текста.
Абсолютно счастливыми, радовались жизни, по-настоящему счастлив, для полного счастья, впустить счастье в свой дом, почувствовать себя счастливым человеком.
- Определим тему текста, подумаем, как его можно озаглавить?
Тема: автор размышляет о том, что такое счастье и в чем оно заключается. (запишите в тетрадь)
Укажем на актуальность данной темы. Этот вопрос веками волновал философов и мыслителей. В современном мире он не утратил своей актуальности.
Озаглавим? Размышления о счастье.
- В каком предложении выражена основная мысль текста? (30)Старайтесь ценить незатейливые моменты жизни, ведь это так просто.
- Какие же проблемы ставит автор, над чем заставляет задуматься нас, читателей? (Сформулировать проблему помогут клише из памятки-раздатки).
(запишите в тетрадь)
- Какая из перечисленных проблем основная?
Что нужно для того, чтобы почувствовать себя счастливым человеком?
Прокомментируйте с помощью предложений текста основную проблему.
(Отметьте данные предложения в тексте) 2, 3, 4, 6.
Автор говорит о том, что в современной жизни мы забываем о родных и близких, перестаем замечать красоту природы. Живя в сумасшедшем ритме, мало общаемся с друзьями и близкими. Получается, что мы просто не успеваем замечать обыкновенное счастье. В погоне за лучшей долей, мы просто его отстраняем, забываем о нем. Но человек – творец своего счастья и своей судьбы, значит, можно взглянуть на жизнь с другой стороны и видеть счастье во всем.
- Какова позиция автора текста? Как она выражена? В каких предложениях текста автор озвучил свою позицию? Зачитайте, объясните. 22, 23, 24, 26, 28, 30, 31, 32.
(Запишите в тетрадь) Автор убеждён, что счастье - для каждого свое. Каждый сам определяет критерии, при соответствии которым он может считать себя счастливым человеком. Он говорит, что впустить счастье в свой дом под силу каждому, что человек сам хозяин своей судьбы. Е.Лебедева утверждает, что чтобы быть счастливым, надо научиться «ценить незатейливые моменты жизни, ведь это так просто».
- Разделяете ли вы позицию автора, согласны ли с его мнением?
6. Составим табличку: Запишите в тетрадях:
БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ
МЕШАЕТ СПОСОБСТВУЕТ
- Положительные эмоции
- Музыка
- Общение с людьми и животными
- Природа
- Позитивная информация.
- Болезни
- Негативные эмоции
- Чувство вины
- Гнев
Учитель: как видим, многое зависит от человека, от его мировосприятия. Послушайте стихотворение Николая Владимировича Стефановича и ответьте на вопрос: его автор когда-нибудь сможет почувствовать себя счастливым?
Я в жизни счастлив не был ни минуты:
Жизнь, как качели,
Чтобы вознестись
Почти до неба одному кому-то,
Другому надо опуститься вниз.
И кто-то в этот миг и юн, и весел
Лишь потому, что я лишаюсь сил.
И счастье чьё-то я уравновесил,
Терзаньями моими оплатил.
(Нет, он заранее настроен на негатив)
7. Стилистический анализ текста.
- Докажите, что перед нами текст.
Обратимся к определению:
Текст - произведение речи (высказывание): несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
- Вспомним основные признаки текста:
1) авторство
2)смысловая цельность, зависящая от основной мысли.
3)тематическое и идейное единство.
4)грамматическая связь между предложениями.
5)абзацное членение – выделение микротем.
6)композиционная стройность, завершенность.
- Определите тип речи. Докажите.
Это рассуждение. Композиция такого текста следующая:
- Тезис: Во взрослом возрасте люди перестают чувствовать себя счастливыми.
- Доказательства:
- Мы все спешим и таем…
- Современная жизнь — это бесконечные гонки на выживание, бесконечная погоня за лучшей долей…
-Человеку всегда чего-то будет не хватать для полного счастья…
- Особенно сложно живется в современном мире…
- … депрессивное состояние … воспринимать жизнь в черном свете…
- Жизнь — это беспросветная полоса проблем и забот…
- Вывод (становится новым тезисом): нужно исправить эту ситуацию, впустить счастье в свой дом. Человек сам хозяин своей судьбы, каждый может почувствовать себя счастливым.
- Доказательства:
- Нужно подумать о чем-нибудь хорошем.
-Послушать хорошую, веселую музыку, посмотреть комедийный фильм или послушать выступление юмориста.
-не отдаляться от близких и друзей.
- 3аведите себе кошку, собаку или же волнистого попугайчика.
- Старайтесь ценить незатейливые моменты жизни.
Вывод: всё это поможет без особых причин почувствовать себя счастливым человеком.
- Какова стилистическая принадлежность данного текста?
Это текст публицистического стиля речи.
- Докажите. Найдите признаки публицистического стиля речи.
Цель данного текста - передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
По жанру это статья. Текст обладает такими признаками публицистического стиля речи, как
- логичность – выдержана структура текста-рассуждения.
-образность – используются выразительные средства: эпитеты: синева небес, золотой листопад(метафорический эпитет), белоснежные сугробы; метафоры: «гривы деревьев».
-эмоциональность,
- оценочность - «Современная жизнь — это бесконечные гонки на выживание», «Особенно сложно живется в современном мире».
- призывность – «может, вместо негатива нам стоит подумать о чём-нибудь хорошем?» «Посмотрите в окно и вы увидите, какая красота окружает нас.» «Старайтесь ценить незатейливые моменты жизни.»
- общедоступность - текст рассчитан на широкую аудиторию, поэтому понятен всем.
8. Анализ языковых средств. Работа в группах.
- Языковые средства художественного текста помогают раскрыть идейную проблематику текста.
Найдите в тексте (карточки-задания)
1 группа – Лексические средства
На какую тему подобрана лексика в тексте?
Найти, выписать эти слова.
- Общественно-политическая лексика: проблема, список целей, ,окружающий мир, человек, сценарий жизни, мысли, эмоции,
- слова, обозначающие внутреннее состояние, переживания человека: радость, счастье, красота, любимое, дорогое, внимание, депрессивное состояние,
2 группа – Художественно – изобразительные средства.
Найти:
б) олицетворение: весело шумящие ручейки, Цель использования: создаёт яркую, выразительную и образную картину весны, усиливает передаваемых мысли и чувства.
в) эпитеты: синева небес, золотой листопад (метафорический эпитет), белоснежные сугробы; Цель использования: направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов.
г) сравнение: таем, как снежинки на ветру. Цель использования: подчеркивание существенных признаков изображаемого предмета, а также выражение авторской оценки и эмоций.
д) антитеза: в детстве – когда выросли, положительные мысли и эмоции – негативные мысли и эмоции, Цель использования: передаёт отношение автора к изображаемому, выражает авторскую оценку и авторское восприятие явления.
ж) метафора: гривы деревьев, люди уходят из этого мира, впустить счастье в дом, Цель использования: усиливает зримость и наглядность изображаемого, и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений. С помощью метафор проявляются глубина и характер ассоциативно-образного мышления автора, его видения мира.
3 группа – Синтаксические средства.
Для синтаксиса публицистического стиля речи характерно использование
- однородных членов: посадить, построить, вырастить, сделать, купить, разбогатеть; катастрофах, войнах, убийствах, реформах…
- вводных слов и предложений: может, нам стоит подумать; следовательно, мы сами виноваты,
- причастных оборотов: котёнка, с любопытством изучающего мир;
- деепричастных оборотов: глядя на весело резвящегося котёнка,
4 группа – Морфологические средства
В публицистическом стиле речи используются
- существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения: мир проблем и забот, стрелки часов, экран телевизора, семена цветов,
- В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения: поделитесь, расскажите, заведите, посмотрите.
- возвратные глаголы: воспользоваться, движутся, живётся, обрушивается, появляются, нуждаются.
9. Игра «Редактор».
Найдите в данном фрагменте текста орфографические и грамматические ошибки. Отредактируйте его. (слайд №12).
Можно ли ощущать себя счасливым самыми обычными земными радостями?
А это зависет от самого человека! Кто-то и первацветов не замичаит, ктото забыл, какие зори бывают по утрам, а есть те, кто в крохотном цветке незабудке видят отрожение неба, в плывущей тучки-маленький кораблик в безбрежном море, в звони капелле слышат музыку весны. По-моему, нужно радоватся каждым днем, быть дображелательным, недержать в душе обид и просто любить жизнь!
Проверьте себя!
10. Выводы.
Каждый человек – сам хозяин своей судьбы. Нужно уметь видеть и ценить обычные моменты жизни, радоваться каждому прожитому часу, общаться с родными и близкими, наслаждаться природой и искусством, притягивать к себе только положительные эмоции. Это ведь и есть подлинное счастье.
11. Рефлексия.
Учитель: Каким образом анализ текста помог нам ответить на основной вопрос урока: КАК ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ СЧАСТЛИВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ?
Отвечая, используйте фразы:
я понял, что…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
меня удивило…
мне захотелось…
я погружаюсь…
музыка дарит…
меня переполняют такие чувства, как…
Учитель: и в завершение ещё вопрос: почему важно «быть» себя счастливым человеком, а не «казаться» им?
- Сумели вы решить поставленные перед собой задачи?
- Что вам в этом помогло? На ваш взгляд, кто был самым активным в вашей паре, группе? Что для вас самым полезным было на уроке?
- Какие трудности возникли? Что для вас на уроке было самым интересным?
12.Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по данному тексту.
( приложение №1)
Приложение №1
Комплексный анализ текста.
(1)Мы все когда-то в детстве могли чувствовать себя счастливыми без всякого повода. (2)Могли радоваться жизни во всех её проявлениях, могли наслаждаться хорошей погодой, природой, общением с друзьями и многими другими вещами, которых нам в жизни взрослой, увы, недостаточно для искренней радости. (3)Бесконечные проблемы и обязанности настолько поглотили человека взрослого, что он потерял эту способность – быть счастливым благодаря мелочам.
(4)Постоянная бессмысленная гонка – на выживание, за успехом, вдогонку славе – съедает наши души без остатка. (5)К известным принципам «посадить дерево, построить дом и вырастить детей» прибавляется большой список целей: карьера, квартира, машина и деньги, деньги, деньги… (6)Мы настолько вросли в этот скаредный вещный мир, что у нас не осталось времени на саму жизнь. (7)На наших близких, на хорошие книги, на общение с природой.
(8)А ведь именно благодаря таким мгновениям человек бывает по-настоящему счастлив. (9)Время так быстротечно, и стрелки любимых настенных часов неумолимо движутся вперёд, и близкие люди уходят из этого мира, так и не услышав, как они были нам дороги, а дети вырастают без должного родительского внимания и тепла...
(10)Но даже если мы можем сказать, что такие моменты есть в нашей жизни, чего-то всегда будет не хватать для полного счастья. (11)Особенно сейчас, когда информационную плотину прорвало и мощный новостной поток, к сожалению, в основном негативный, грязный и депрессивный, заливает нас ежечасно. (12)Многие уже сейчас смотрят на жизнь цинично, воспринимают её в чёрном цвете. (13)И кажется, что жизнь – это беспросветная полоса проблем и забот.
(14)Как исправить эту ситуацию, как впустить счастье в свой дом? (15)Как ни абсурдно прозвучит, сделать это под силу каждому. (16)Авторы бесчисленных книг по психологии постоянно акцентируют наше внимание на простом факте: «Человек сам хозяин своей судьбы».
(17)Если изменить мир вокруг и себя в наших силах, стоит начать это делать, маленькими шагами приближаясь к цели. (18)Настроить себя на позитивную волну: послушать любимую музыку, посмотреть комедию или мелодраму с хорошим концом, почитать художественную книгу. (19)А главное, не забывать о близких – родственниках и друзьях. (20)Они чувствуют нашу любовь, нуждаются в ней, и сами, взамен, нас любят и поддерживают. (21)Стоит с ними поделиться своими печалями – и станет легче. (22)А человеку одинокому можно посоветовать завести домашнего питомца: собаку, кошку, хомяка, попугая – любое живое создание, заботу о котором мы возьмём на себя и забудем в приятных хлопотах о своих бедах, хотя бы на время. (23)Наблюдая за котёнком, обучая пса, «общаясь» с хомячком, мы забудем о депрессии. (24)А если ещё чаще выходить на улицу, гулять в парке, наблюдать смену времен года: лиственное золото на фоне голубого небесного свода, безмятежную белизну и строгую красоту зимы, буйство зелени, кипучую энергию жарких месяцев, – это станет лучшим лекарством от тягостного настроения и пережитых нами бед. (25)Тем более что все эти способы нам всегда доступны, и то беспричинное ощущение счастья, которое мы испытывали в детстве, никуда не делось, просто ждёт, когда мы посмотрим на мир другими глазами.
(По Е. А. Лебедевой*)
* Елена Анатольевна Лебедева – современный психолог, педагог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения к части С ЕГЭ.
Урок комплесного анализа текста А.Приставкина "Фотографии". Итогом урока должно стать сочинение, написанное по критериям к части С ЕГЭ....
Повторение. Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения (задание С – ЕГЭ) 11 класс
Урок повторения поможет учащимся не только вспомнить основные разделы языкознания,повторить орфограммы и пунктограммы. но и подготовиться к написанию сочинения- рассуждения ( часть С)...
Комплексный анализ текста(подготовка к гиа по русскому языку).
Методическая разроботка урока по русскому языку по теме "Комплексный анализ текста"....
Методическая разработка "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"
При выполнении данной работы проверяются и отрабатываются умения учащихся оценивать письменные высказывания с точки зрени...
Урок "Комплексный анализ текста" (подготовка к ГИА, 9 класс)
Открытый урок по русскому языку, направленный на подготовку учащихся 9 классов к сдаче ГИА. Рассматриваются приемы сжатия текста, тестовые задания....
Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению по части С ЕГЭ.
Урок предназначен для подготовки к сочинению - рассуждению по части С ЕГЭ в 11 классе....
Комплексный подход в подготовке учащихся 9 классов к сдаче выпускного экзамена в новой форме
Подготовка к итоговой аттестации учащихся 9 классов - это комплекс учебной, психолого-педагогической и воспитательной работы...