открытый урок по теме "Закрепление правописания частицы не с глаголами".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Цель урока: закрепить знания учащихся о правописании частицы не с глаголами.
Задачи:
- формировать навык раздельного написания глаголов с частицей не, в процессе тренировочных упражнений;
закрепить знания обучающихся о глаголе как части речи через обобщение изученного материала; продолжить формировать умение употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения, расширения активного словаря учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_ur_2018-2019.docx | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Закрепление правописания частицы не с глаголами.
Цель урока: закрепить знания учащихся о правописании частицы не с глаголами.
Задачи:
- формировать навык раздельного написания глаголов с частицей не, в процессе тренировочных упражнений;
закрепить знания обучающихся о глаголе как части речи через обобщение изученного материала; продолжить формировать умение употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения, расширения активного словаря учащихся;
- корригировать и развивать вербальную памяти на основе упражнений учащихся в запоминании слов с отрицательной частицей не; корригировать слуховое восприятие через работу со стихотворением; корригировать мышление и развивать речь учащихся при работе с пословицами;
- Воспитывать культуру поведения в театре, посредством составления памятки «Правила поведения в театре».
Тип урока: урок-закрепление изученного;
Интегрированный урок письмо с чтением.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточка с заданием, раздаточной материал.
Ход урока.
- Оргмомент.
Цель: мобилизировать, настроить учащихся на работу, определить готовность учащихся к уроку.
- Каждый год в России по Указу Президента РФ посвящается какому-либо направлению или определённой теме для того чтобы привлечь внимание всей страны и помочь в решении важных вопросов.
- Кто знает, чему посвящен 2019 год в нашей стране? (Он посвящен театру).
- Давайте вспомним, что такое театр? (ответы учащихся)
- Верно. Но театр, это не только здание, в котором на сцене проходят представления.
Теа́тр — это вид искусства, представляющий собой различные направления — литературу, музыку, хореографию, вокал, изобразительное искусство.
2. Постановка цели урока.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о театре. (словарная работа ТЕАТР)
- А на сцене нашего театра будут блистать два известных вам актёра – это Глагол. Мы обобщим наши знания о нём. И прекрасная частица НЕ – мы закрепим правописание её с Глаголом.
- Актёры будут играть множество ролей, петь, читать стихи, трудиться и радовать нас.
3. Актуализация знаний.
Цель: Подготовка к основному этапу урока, повторить ранее изученные правила о глаголе.
- Давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе:
1. Глагол - это ________, которая обозначает … и отвечает на вопросы … .
Глаголы изменяются по:
Временам, имеют три времени _______, _______, _______.
Числам, имеют два числа - ____________, __________.
По родам глаголы изменяются в ________времени, в ____ числе.
В предложении глагол бывает ___________.
- Как пишется частица не с глаголами? (правило на доске)
4. Проверка домашнего задания.
Цель: закрепление изученного материала.
С.207, у.266.
- Назовите в упражнении глаголы со значением отрицания.
- Какая частица придала глаголам значение отрицания?
- Как она пишется?
- Как вы подчеркнули глаголы? Почему?
Работа в тетради. (число, дата).
Минутка чистописания: еа театр
- На минутке чистописания мы закрепляем правописание слова театр.
- Давайте составим предложение со словом театр, выполним синтаксический разбор. (Работа у доски и в тетради).
Например: В театре проходит интересный спектакль.
В нашем городе есть театр.
5. Тема урока.
Цель: Формировать умение употреблять глаголы с отрицательной частицей НЕ в речи, с целью её обогащения.
- Говоря о театре, мы не можем не вспомнить об А.С.Пушкине. Он н был большим любителем театра, посещал его с юношеских лет, сам занимался в театральном кружке, его произведения более 200-сот лет звучат на театральных сценах.
- Давайте вспомним, какую сказку А.С.Пушкина мы смотрели в театре? (Сказка о Царе Салтане.)
-Ребята, хочу познакомить вас с малоизвестным стихотворением А.С.Пушкина. А история его такова:
- Однажды Александр Сергеевич Пушкин пришел к своему другу Петру Вяземскому и написал в детский альбом его сына, семилетнего Павла, стихотворение, в котором содержался совет:
Душа моя, Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
(Не) делай того-то…
Кажись, это ясно?
Прощай, мой прекрасный!
- Вам понятно, какой совет А.С.Пушкин даёт Павлу в этом стихотворении? (нет)
- Как вы думаете, почему? (не понятно, что нужно любить, и чего не делать)
- Мы не найдем точного ответа на вопрос о том, каковы были эти правила, Пушкин их не раскрывает — поэтому каждый может их толковать по своему усмотрению.
- и мы с вами попробуем дать совет 7-ми летнему Павлуше, что нужно любить в жизни, а чего не делать.
- Что бы вы посоветовали Павлу любить? (Родину, семью, Отечество)
- А что бы вы посоветовали ему НЕ ДЕЛАТЬ?
(ответы детей, помощь учителя).
-Правильно, в своем обращении поэт советует НЕ ЛГАТЬ, НЕ ГОРДИТЬСЯ, НЕ ХВАЛИТЬСЯ, НЕ ОБИЖАТЬ, НЕ ЗАБЫВАТЬ ДОБРА и т.д.
- Кто попробует заменить просторечное (разговорное) слово КАЖИСЬ на правильное, литературное? КАЖЕТСЯ.
- Обратили ли вы внимание на слово (не)делай?
- Раскройте скобки. Как надо написать частицу НЕ? Почему? (НЕ с глаголами пишется раздельно)
- Давайте запишем глаголы-советы, чего не нужно делать Павлу в тетрадях и на доске.
-Частицу не возьмите в овал.
6. Контроль и самоконтроль знаний.
Цель: корригировать логическое мышление и развивать речь учащихся при работе с пословицами.
- Трудно представить театр без произведений УНТ.
- Давайте вспомним жанры УНТ. (сказки, пословицы, поговорки, былины)
- Поработаем с пословицами.
- Работать будем по группам.
1 группа
- Прочитайте пословицы. Некоторые из них потеряли частицу не и стали несуразными. Спишите, где нужно поставьте частицу не перед глаголами.
Слово не воробей, вылетит поймаешь.
К большому терпению придёт и умение.
Кто не работает, тот ест.
Семеро одного ждут.
2 группа. Спишите пословицы. Раскройте скобки. Подчеркните глаголы с частицей НЕ.
Слово не воробей, вылетит (не)поймаешь.
Под лежачий камень вода (не)течёт.
Без труда (не)вытащишь и рыбку из пруда.
Проверка.
1 группа.
- Прочтите пословицу, в которую не добавили частицу не.
- Как понимаете смысл этой пословицы?
2 группа.
- Прочитайте глаголы с не, скажите, как написали частицу НЕ?
- Как вы понимаете смысл первой пословицы? (Сначала нужно думать, а потом говорить.)
7. Упражнение на коррекцию слуховой памяти.
- Со сцены в театре всегда звучат песни. Я предлагаю послушать куплет известной детской песенки и назвать глаголы с частицей не. (прослушивание)
- Какие глаголы с НЕ вы услышали? (проверка на слайде)
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит.
Вот что значит настоящий верный друг.
- Прочитайте первое предложение.
- С каким существительным связаны глаголы в этом предложении? (дружба)
- Выпишем словосочетания существительного с глаголами.
Дружба (что сделает?) не сломается, не расклеится.
- Давайте определим время и число глаголов. (будущее время, единственное число)
- Читаем второе предложение, выписываем словосочетание, определим время и число глаголов. (будущее время, единственное число)
Друг (что сделает?) не бросит, не спросит. Проверка.
8. Физминутка.
Цель: профилактика утомляемости.
Учитель предлагает игру «Говори без не», в которой он называет глаголы с НЕ, а учащиеся проговаривают его без частицы «НЕ» и выполняют действия.
Например: Не встаём – встаём. (дети встают)
Не наклоняемся –
Не машем руками –
Не смотрим на соседа –
Не улыбаемся –
Не садимся.
Не молчим.
9. Закрепление.
Цель: формировать умение употреблять глаголы в речи с целью её обогащения, расширять активный словарь учащихся, воспитывать культуру поведения в театре, посредством составления памятки.
Составление памятки «Правила поведения в театре», используя глаголы с частицей не.
- Мы много говорили о театре, о его направлениях. Но ещё не вспомнили о правилах поведения в театре.
-Посещение театра - это маленький праздник. Только чтобы не испортить его ни себе, ни окружающим, нужно соблюдать некоторые несложные правила поведения.
- Все из вас были в театре, поэтому давайте вспомним Правила поведения в театре.
- Что неприлично делать в театре?
- В своих ответах используйте глаголы с частицей НЕ.
(ответы учащихся)
(учитель вешает на доску глаголы, которые дети называют)
(например:не бегать, не шуметь, не сорить, не толкаться, не драться, не разговаривать).
- А теперь попробуем составить памятку «Правила поведения в театре». Она поможет вам не забыть эти правила, и другим ребятам вести себя в театре правильно.
- Ваши правила необходимо немного дополнить и последовательно выстроить. В этом вам поможет серия картинок. (слайд)
(Дети при помощи сюжетных картинок и наводящих вопросов учителя составляют правила поведения в театре)
- Не опаздывай в театр.
- Не забудь предъявить билет.
- Во время спектакля не общайся с соседом.
- Не пользуйся телефоном.
- Не ешь во время спектакля.
- Не забудь поблагодарить актёров.
(2-3 сильных учеников рассказывают свою памятку)
- Работая с серией картинок, глаголами на доске, а учащиеся 2 уровня с карточками - составьте свои правила поведения в театре.
(работа по группам)
(несколько ребят зачитывают свои памятки).
10. Итог урока.
Цель: зафиксировать достижение поставленных целей.
- Наш урок подошёл к концу.
- Давайте вспомним какую часть речи мы изучаем?
- Что вы уже знаете о глаголе?
- Как пишется частица не с глаголами?
- Ещё раз вспомним, чему посвящен 2019 год в России?
- Какие направления в театре мы вспоминали на уроке? (литература, УНТ, песня)
- Давайте зачитаем памятку «Правила поведения в театре».
11. Рефлексия.
- Пришло время поблагодарить наших актёров: Глагола и Частицу не.
- Что обычно дарят артистам после спектакля? (цветы)
- Если:
- урок интересный, всё было понятно. (красная роза)
- урок интересный, но не всё получилось (оранжевая хризантема)
- было сложно, надо стараться (голубой воздушный шар)
- Оцените свою работу на уроке. (цель: самооценка)
11. Оценивание работы учащихся.
Цель: Оценить деятельность учащихся на уроке.
Вы все хорошо поработали. Молодцы!
12. Домашнее задание.
Цель: закрепление изученного материала.
- Ребята, впереди весенние каникулы. Чтобы они прошли без происшествий, вам необходимо соблюдать правила поведения на улицах города, в общественных местах, находясь дома – правила пожарной безопасности.
- Дома вы составьте и запишите «Правила безопасного поведения во время весенних каникул».
- Не забывайте использовать частицу НЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида « Правописание частицы не с глаголами».
Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Урок построен с учетом знаний индивидуальных особенностей детей. Для запоминания нового материала требуются многократные повт...
Урок" Правописание частицы НЕ с глаголом"
Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС. В соответствии с ФГОС на уроке формируются четыре вида универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, познавательные, но особенно - Р...
УРОК ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ».
Урок письма и развития речи в 8 классе на тему "Правописание частицы не с глаголами"...
Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами". 7-й класс
Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами". 7-й класс...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Правописание частицы не с глаголами, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Правописание частицы не с глаголамиЦели деятельности учителя: актуализация знаний о единственном и множественном числе глаголов; ознакомление с правилом написания ча...
Открытый урок по теме "Правописание частиц НЕ и НИ"
Для оценивания каждого учащегося используется рейтингово-накопительная система (РНС): в ходе урока каждый ученик набирает баллы согласно технологической карте. В технологической карте отраже...