открытый урок по теме "Закрепление правописания частицы не с глаголами".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Чернатова Виктория Викторовна

Цель урока: закрепить знания учащихся о правописании частицы не с глаголами.

Задачи:

  • формировать навык раздельного написания глаголов с частицей не, в процессе тренировочных упражнений;

закрепить знания обучающихся о глаголе как части речи через обобщение изученного материала; продолжить формировать умение употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения, расширения активного словаря учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_ur_2018-2019.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Закрепление правописания частицы не с глаголами.                                            

Цель урока: закрепить знания учащихся о правописании частицы не с глаголами.

Задачи:

  • формировать навык раздельного написания глаголов с частицей не, в процессе тренировочных упражнений;

закрепить знания обучающихся о глаголе как части речи через обобщение изученного материала; продолжить формировать умение употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения, расширения активного словаря учащихся;

  • корригировать и развивать вербальную памяти на основе упражнений учащихся в запоминании слов с отрицательной частицей не; корригировать слуховое восприятие через работу со стихотворением; корригировать мышление и развивать речь учащихся при работе с пословицами;  
  • Воспитывать культуру поведения в театре, посредством составления памятки «Правила поведения в театре».

Тип урока: урок-закрепление изученного;

                     Интегрированный урок  письмо с чтением.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточка с заданием, раздаточной материал.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

 Цель: мобилизировать, настроить учащихся на работу, определить готовность учащихся к уроку.  

- Каждый год в России по Указу Президента РФ посвящается какому-либо направлению или определённой теме для того чтобы привлечь внимание всей страны и помочь в решении важных вопросов.

- Кто знает, чему посвящен 2019 год в нашей стране?  (Он посвящен театру).

- Давайте вспомним, что такое театр? (ответы учащихся)

- Верно. Но театр, это не только здание, в котором на сцене проходят представления.

Теа́тр —   это вид искусства, представляющий собой различные направления — литературу, музыку, хореографию, вокал, изобразительное искусство.  

2. Постановка цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о театре. (словарная работа ТЕАТР)

 - А на сцене нашего театра будут блистать два известных вам актёра – это Глагол. Мы обобщим наши знания о нём. И прекрасная частица НЕ – мы закрепим правописание её с Глаголом.

- Актёры будут играть множество ролей, петь, читать стихи, трудиться и радовать нас.

3. Актуализация знаний.  

Цель: Подготовка к основному этапу урока, повторить ранее изученные правила о глаголе.

- Давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе: 

1. Глагол - это ________, которая обозначает … и отвечает на вопросы … .

Глаголы изменяются по:

Временам, имеют три времени _______, _______, _______.

Числам, имеют два числа - ____________, __________.

По родам глаголы изменяются в ________времени, в ____ числе.

В предложении глагол бывает ___________.

- Как пишется частица не с глаголами? (правило на доске)

4. Проверка домашнего задания.

Цель: закрепление изученного материала.

С.207, у.266.

- Назовите в упражнении глаголы со значением отрицания.

- Какая частица придала глаголам значение отрицания?

- Как она пишется?

- Как вы подчеркнули глаголы? Почему?

Работа в тетради. (число, дата).

Минутка чистописания: еа   театр

- На минутке чистописания мы закрепляем правописание слова театр.

- Давайте составим предложение со словом театр, выполним синтаксический разбор. (Работа у доски и в тетради).

Например: В театре проходит интересный спектакль.

                   В нашем городе есть театр.

5. Тема урока.

Цель: Формировать умение употреблять глаголы с отрицательной частицей НЕ в речи, с целью её обогащения.

- Говоря о театре, мы не можем не вспомнить об А.С.Пушкине. Он н был большим любителем театра, посещал его с юношеских лет, сам занимался в театральном кружке, его произведения более 200-сот лет звучат на театральных сценах.

- Давайте вспомним, какую сказку А.С.Пушкина мы смотрели в театре? (Сказка о Царе Салтане.)

-Ребята, хочу познакомить вас с малоизвестным стихотворением А.С.Пушкина. А история его такова:

- Однажды Александр Сергеевич Пушкин пришел к своему другу Петру Вяземскому и написал в детский альбом его сына, семилетнего Павла, стихотворение, в котором содержался совет:

Душа моя, Павел,

Держись моих правил:

Люби то-то, то-то,

(Не) делай того-то…

Кажись, это ясно?

Прощай, мой прекрасный!

- Вам понятно, какой совет А.С.Пушкин даёт Павлу в этом стихотворении? (нет)

-  Как вы думаете, почему?  (не понятно, что нужно любить, и чего не делать)

  - Мы не найдем точного ответа на вопрос о том, каковы были эти правила, Пушкин их не раскрывает —  поэтому каждый может их толковать по своему усмотрению.
- и мы с вами попробуем дать совет 7-ми летнему Павлуше, что нужно любить в жизни, а чего не делать.

- Что бы вы посоветовали Павлу любить? (Родину, семью, Отечество)

- А что бы вы посоветовали ему НЕ ДЕЛАТЬ?

(ответы детей, помощь учителя).

-Правильно, в своем обращении поэт советует НЕ ЛГАТЬ, НЕ ГОРДИТЬСЯ, НЕ ХВАЛИТЬСЯ, НЕ ОБИЖАТЬ, НЕ ЗАБЫВАТЬ ДОБРА и т.д.  

- Кто попробует заменить просторечное (разговорное) слово КАЖИСЬ на правильное, литературное? КАЖЕТСЯ.

- Обратили ли вы внимание на слово (не)делай?  

- Раскройте скобки. Как надо написать частицу НЕ? Почему? (НЕ с глаголами пишется раздельно)

- Давайте запишем глаголы-советы, чего не нужно делать Павлу в тетрадях и на доске.

-Частицу не возьмите в овал. 

 6. Контроль и самоконтроль знаний.

Цель: корригировать логическое мышление и развивать речь учащихся при работе с пословицами.

 - Трудно представить театр без произведений УНТ.

- Давайте вспомним жанры УНТ. (сказки, пословицы, поговорки, былины)

- Поработаем с пословицами.

- Работать будем по группам.

1 группа 

- Прочитайте пословицы. Некоторые из них потеряли частицу не и стали несуразными. Спишите, где нужно поставьте частицу не перед глаголами.

Слово не воробей, вылетит поймаешь.

К большому терпению придёт и умение.

Кто не работает, тот ест.

Семеро одного ждут.  

2 группа.  Спишите пословицы. Раскройте скобки.  Подчеркните глаголы с частицей НЕ.

Слово не воробей, вылетит (не)поймаешь.  

Под лежачий камень вода (не)течёт.

Без труда (не)вытащишь и рыбку из пруда.

Проверка.

1 группа.

- Прочтите пословицу, в которую не добавили частицу не.

- Как понимаете смысл этой пословицы?

2 группа.

-  Прочитайте глаголы с не, скажите, как написали частицу НЕ?

-   Как вы понимаете смысл первой пословицы? (Сначала нужно думать, а потом говорить.)  

7. Упражнение на коррекцию слуховой памяти.    

- Со сцены в театре всегда звучат песни. Я предлагаю послушать куплет известной детской песенки и назвать глаголы с частицей не. (прослушивание)

- Какие глаголы с НЕ вы услышали? (проверка на слайде)

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит.

Вот что значит настоящий верный друг.

- Прочитайте первое предложение.

- С каким существительным связаны глаголы в этом предложении? (дружба)

- Выпишем словосочетания существительного с глаголами.

Дружба (что сделает?) не сломается, не расклеится.

- Давайте определим время и число глаголов. (будущее время, единственное число)

- Читаем второе предложение, выписываем словосочетание, определим время и число глаголов. (будущее время, единственное число)

Друг (что сделает?) не бросит, не спросит. Проверка.

8. Физминутка.

Цель: профилактика утомляемости.

Учитель предлагает игру «Говори без не», в которой он называет глаголы с НЕ, а учащиеся проговаривают его без частицы «НЕ» и выполняют действия.

Например: Не встаём – встаём. (дети встают)

                   Не наклоняемся –

                   Не машем руками –

                   Не смотрим на соседа –

                   Не улыбаемся –

                   Не садимся.

                   Не молчим.

9. Закрепление.

Цель: формировать умение употреблять глаголы в речи с целью её обогащения, расширять активный словарь учащихся, воспитывать культуру поведения в театре, посредством составления памятки.

Составление памятки «Правила поведения в театре», используя глаголы с частицей не.

- Мы много говорили о театре, о его направлениях. Но ещё не вспомнили о правилах поведения в театре.

 -Посещение театра - это маленький праздник. Только чтобы не испортить его ни себе, ни окружающим, нужно соблюдать некоторые несложные правила поведения.
 - Все из вас были в театре, поэтому давайте вспомним Правила поведения в театре.

- Что неприлично делать в театре?

- В своих ответах используйте глаголы с частицей НЕ.

 (ответы учащихся)

 (учитель вешает на доску глаголы, которые дети называют)

(например:не бегать, не шуметь, не сорить, не толкаться, не драться, не разговаривать).

- А теперь попробуем составить памятку «Правила поведения в театре». Она поможет вам не забыть эти правила, и другим ребятам вести себя в театре правильно.

- Ваши правила необходимо немного дополнить и последовательно выстроить. В этом вам поможет серия картинок. (слайд)

(Дети при помощи сюжетных картинок и наводящих вопросов учителя составляют правила поведения в театре)

  1. Не опаздывай в театр.
  2. Не забудь предъявить билет.
  3. Во время спектакля не общайся с соседом.
  4. Не пользуйся телефоном.
  5. Не ешь во время спектакля.
  6. Не забудь поблагодарить актёров.

(2-3 сильных учеников рассказывают свою памятку)

- Работая с серией картинок, глаголами на доске, а учащиеся 2 уровня с карточками - составьте свои правила поведения в театре.

(работа по группам)

(несколько ребят зачитывают свои памятки).

10. Итог урока.

Цель: зафиксировать достижение поставленных целей.

- Наш урок подошёл к концу.

 - Давайте вспомним какую часть речи мы изучаем?

- Что вы уже знаете о глаголе?

- Как пишется частица не с глаголами?

- Ещё раз вспомним, чему посвящен 2019 год в России?  

- Какие направления в театре мы вспоминали на уроке? (литература, УНТ, песня)

- Давайте зачитаем памятку «Правила поведения в театре».

11. Рефлексия.

- Пришло время поблагодарить наших актёров: Глагола и Частицу не.

- Что обычно дарят артистам после спектакля? (цветы)

- Если:

 - урок интересный, всё было понятно. (красная роза)

- урок интересный, но не всё получилось (оранжевая хризантема)

- было сложно, надо стараться (голубой воздушный шар)

- Оцените свою работу на уроке. (цель: самооценка)

11. Оценивание работы учащихся.

Цель: Оценить деятельность учащихся на уроке.

Вы все хорошо поработали. Молодцы!

12. Домашнее задание.

Цель: закрепление изученного материала.

- Ребята, впереди весенние каникулы. Чтобы они прошли без происшествий, вам необходимо соблюдать правила поведения на улицах города, в общественных местах, находясь дома – правила пожарной безопасности.  

- Дома вы составьте и запишите «Правила безопасного поведения во время весенних каникул».

- Не забывайте использовать частицу НЕ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида « Правописание частицы не с глаголами».

Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Урок построен с учетом знаний индивидуальных особенностей детей. Для запоминания нового материала требуются многократные повт...

Урок" Правописание частицы НЕ с глаголом"

Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС. В соответствии с ФГОС на уроке формируются четыре вида универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, познавательные, но особенно - Р...

УРОК ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ».

Урок письма и развития речи в 8 классе на тему "Правописание частицы не с глаголами"...

Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами". 7-й класс

Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами". 7-й класс...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Правописание частицы не с глаголами, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Правописание частицы не с глаголамиЦели деятельности учителя: актуализация знаний о единственном и множественном числе глаголов; ознакомление с правилом написания ча...

Открытый урок по теме "Правописание частиц НЕ и НИ"

Для оценивания каждого учащегося используется рейтингово-накопительная система (РНС): в ходе урока каждый ученик набирает баллы согласно технологической карте. В технологической карте отраже...