"Грамотей"
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности (групповые консультации) "Грамотей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_gramotey_7_klass_knyazeva_e.i.docx | 33.11 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО _________С.Н.Литвиненко Заместитель директора ___________Е.В.Загородняя | Пункт 2.2. Основной образовательной программы основного общего образования (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), утвержденной приказом от 31.08.2018 №417 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ГРУППОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ)
Направление: общеинтеллектуальное
«Грамотей»
Класс: 7
Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
г. Нефтеюганск
2018
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
– осознание эстетической ценности русской словесности; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
– использование приобретенных знаний в практической деятельности и повседневной жизни для осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества; творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества
Метапредметные результаты:
– способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
– овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
– умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
– способность определять цели исследовательской, творческой деятельности;
– умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
– владение разными видами монолога и диалога;
– умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
– умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
Предметные результаты:
– понимать богатство лексики русского языка; особенности употребления лексики русского языка; средства художественной изобразительности и их роль; эпические жанры народной словесности и особенности их языка; особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;
– определять лексическое значение слова; виды лексических единиц;
– находить в текстах и определять роль изобразительных средств;
– различать жанры народной словесности;
– различать эпические, лирические и драматические произведения;
– выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров; пересказывать прозу;
– работать со словарями;
– находить в текстах лексические единицы;
– строить диалог;
– создавать собственные тексты различных типов речи и жанров;
– употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;
– пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Содержание учебного курса
Русский язык среди других языков мира. Писатели и учёные о богатстве и выразительности русского языка.
Звукопись. Рифма
Звуковая организация художественного текста. Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Звук и смысл; смысловая функция звукописи. Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм в зависимости от совпадения звуков в рифмующихся строках: точная, неточная. Рифма простая и составная (старости — ста расти). Усечённая рифма. Виды рифм в зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах: мужские, женские, дактилические, гипердактилические. Виды рифм в зависимости от расположения рифмующихся строк: смежные (парные), перекрёстные, кольцевые (опоясанные). Белые стихи.
Словесное ударение
Особенность словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное). Смысловая функция словесного ударения. Организующая роль словесного ударения в поэтической речи. Стихотворный размер как заданная схема ритмического чередования ударных и безударных слогов. Размер двусложный (ямб, хорей), трехсложный (дактиль, амфибрахий, анапест).
Интонация
Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тембр речи). Изобразительные возможности интонации.
Логическое ударение как выделение в произношении одного из слов для усиления его смысловой нагрузки в предложении, тексте.
Пауза, её смыслоразличительная роль. Паузы логические (смысловые) и психологические.
Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение художественных произведений.
Изобразительные возможности средств письма
Графика
Употребление графических знаков для фиксации речи на письме. Включение в систему изобразительных средств разных элементов письма: особенности начертания и написания слов, расположение строк.
Приемы усиления образности художественного текста, создания зрительных эффектов с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), особые приемы включения в текст числовых обозначений и др. Акростих как поэтическое произведение, рассчитанное на зрительное восприятие. Образное переосмысление графического облика буквы в художественном тексте.
Орфография
Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознательное нарушение орфографических норм как художественный приём, основанный на привлечении внимания к ключевому слову текста.
Пунктуация
Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Стилистические возможности знаков препинания и сочетания знаков. Знаки препинания как средство иносказания. Отсутствие знаков препинания в художественном тексте как сознательное нарушение пунктуационных правил, как художественный прием. Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов (по выбору учителя). Авторские знаки. Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, грамматико- орфографических особенностей художественного текста и выразительное его чтение
Изобразительные ресурсы русского словообразования
Морфема и её значение
Морфема как значимая часть слова. Стилистические приёмы, основанные на семантике морфемы: приём привлечения внимания к значению морфемы (приём семантизации морфем), обыгрывание внутренней формы слова, словообразовательный повтор, употребление слов с уменьшительно-ласкательнымисуффиксами, использование слов-паронимов, однокоренных слов в тексте и др.
Словообразовательный повтор
Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов.
Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели. Словообразовательная анафора как разновидность словообразовательного повтора.
Повтор однокоренных слов как изобразительное средство. Приём обыгрывания внутренней формы слова (приём этимологизации).
Окказионализмы.
Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных особенностей художественного текста и выразительное его чтение.
Лексическое богатство русского языка
Слово в художественном тексте
Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава языка: словообразование, изменение значения слов, заимствование.
Многозначные слова. Переносное значение слова
Прямое и переносное значение слова. Троп как образное употребление слова в переносном значении. Основные виды тропов: метафора, метонимия, олицетворение, эпитет, антономасия, гипербола, сравнение, аллегория, синекдоха.Стилистическое использование многозначных слов. Приём намеренного сталкивания различных значений многозначных слов.
Омонимы, синонимы, антонимы
Виды омонимов; их экспрессивное использование в художественных произведениях для усиления изобразительности, заострения внимания к значению слова, для создания комического эффекта.
Каламбур как словесная игра, основанная на юмористическом использовании многозначных слов и омонимов.
Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи. Контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза и оксюморон и языковые средства их создания.
Лексика ограниченного употребления
Изобразительные функции лексики ограниченного употребления (диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов): средство речевой характеристики героя, местности, в которой происходит действие, и т. п.
Устаревшие слова как живые свидетели истории. Виды устаревших слов: архаизмы, историзмы. Стилистические функции устаревших слов в художественной речи: стилизация старинной речи, создание речевого колорита эпохи. Особенности употребления старославянизмов в художественных текстах.
Фразеологизмы
Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи: использование семантически и структурно не измененных фразеологизмов как средства эмоциональной характеристики явлений и персонажей; смысловое обыгрывание фразеологизмов; индивидуально-авторские преобразования состава фразеологизмов.
Анализ лексических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.
Морфологические средства выразительности русской речи
Имя существительное
Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей. Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи. Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения.
Имя прилагательное
Образная функция имен прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений. Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии. Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты. Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально-авторские сложные прилагательные.
Имя числительное
Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов (3, 7, 40, 100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах.
Местоимение
Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений. Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование.
Наречие
Экспрессивное использование наречий разных разрядов. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.
Служебные части речи
Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления.
Анализ морфологических особенностей художественного текста и выразительное его чтение
Синтаксическое богатство русского языка
Особенности русского синтаксиса
Порядок слов в предложении. Использование порядка слов в стилистических целях.Экспрессивное использование предложений разного типа. Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Особенности интонации восклицательных предложений. Типы односоставных предложений. Семантико-стилистические возможности определённо-личных, неопределённо-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений. Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных).
Семантико-стилистическая функция прямой речи
Стилистические фигуры речи
Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.). Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.
Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.
Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.
Тематическое планирование 7 класс
№ | Раздел | Тема | Основные виды учебной деятельности |
1 | Введение | Лексическое богатство русского языка. | Умение определять основные пути обогащения словарного состава языка: словообразование, изменение значения слов, заимствование. |
2 | Изобразительные ресурсы русского словообразования (4 часа) | Морфема и ее значение. | Умение находить примеры использования двуприставочных глаголов и слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, которые придают тексту особую поэтику. |
3 | Морфема и ее значение. | Умение находить примеры использования двуприставочных глаголов и слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, которые придают тексту особую поэтику. | |
4 | Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях разных эпох, направлений, писателей. | Умение охарактеризовать своеобразие использования уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях разных исторических эпох, литературных направлений, а также в произведениях разных писателей. | |
5 | Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях разных эпох, направлений, писателей. | Умение охарактеризовать своеобразие использования уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях разных исторических эпох, литературных направлений, а также в произведениях разных писателей. | |
6 | Внутренняя форма слова (2 часа) | Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем. | Умение находить в текстах художественных произведений примеры обыгрывания внутренней формы слова для выражения иронии, сарказма; наивности детского восприятия мира; характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать; оживления пейзажных зарисовок и т.д., а также ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова. |
7 | Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем. | Умение находить в текстах художественных произведений примеры обыгрывания внутренней формы слова для выражения иронии, сарказма; наивности детского восприятия мира; характеристики необразованных людей или людей, любящих пофилософствовать; оживления пейзажных зарисовок и т.д., а также ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова. | |
8 | Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка (2 часа) | Окказионализмы и их стилистическая роль в художественном тексте. | Умение находить в текстах художественных произведений индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и определять их стилистическую роль в художественном тексте. Создавать собственные окказионализмы на основе разных словообразовательных моделей. |
9 | Окказионализмы и их стилистическая роль в художественном тексте. | Умение находить в текстах художественных произведений индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и определять их стилистическую роль в художественном тексте. Создавать собственные окказионализмы на основе разных словообразовательных моделей. | |
10 | Словообразовательный повтор как стилистическое средство (2 часа) | Виды словообразовательных повторов. | Находить в текстах словообразовательные повторы и определять их виды. Подбирать слова, иллюстрирующие паронимическое противопоставление. |
11 | Виды словообразовательных повторов. | Находить в текстах словообразовательные повторы и определять их виды. Подбирать слова, иллюстрирующие паронимическое противопоставление. | |
12 | Изобразительные возможности средств письма (2 часа) | Графика. | Умение находить приемы усиления образности художественного текста, создания зрительных эффектов с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), особые приемы включения в текст числовых обозначений и др. Акростих как поэтическое произведение, рассчитанное на зрительное восприятие. |
13 | Графика. | Умение находить приемы усиления образности художественного текста, создания зрительных эффектов с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), особые приемы включения в текст числовых обозначений и др. Акростих как поэтическое произведение, рассчитанное на зрительное восприятие. | |
14 | Языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы (2 часа) | Понимание текста. | Умение выразительно читать тексты, создавать небольшие тексты в соответствии с нормами их построения. Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях. |
15 | Понимание текста. | Умение выразительно читать тексты, создавать небольшие тексты в соответствии с нормами их построения. Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях. | |
16 | Обобщение изученного (2 часа) | Защита проектов по теме курса. | Умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку; отбирать не только интересную информацию, но и показать изобразительные возможности русской словообразовательной системы и приёмы их использования в художественных текстах; защищать проект по выбранной теме. |
17 | Защита проектов по теме курса. | Умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку; отбирать не только интересную информацию, но и показать изобразительные возможности русской словообразовательной системы и приёмы их использования в художественных текстах; защищать проект по выбранной теме. |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
Учитель: Князева Е.И.
№ | Раздел | Тема урока | Дата | |
план | факт | |||
1 | Введение | Лексическое богатство русского языка. | 6.09 | |
2 | Изобразительные ресурсы русского словообразования (4 часа) | Морфема и ее значение. | 20.09 | |
3 | Морфема и ее значение. | 4.10 | ||
4 | Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях разных эпох, направлений, писателей. | 18.10 | ||
5 | Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях разных эпох, направлений, писателей. | 15.11 | ||
6 | Внутренняя форма слова (2 часа) | Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем. | 29.11 | |
7 | Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем. | 13.12 | ||
8 | Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка (2 часа) | Окказионализмы и их стилистическая роль в художественном тексте. | 27.12 | |
9 | Окказионализмы и их стилистическая роль в художественном тексте. | 17.01 | ||
10 | Словообразовательный повтор как стилистическое средство (2 часа) | Виды словообразовательных повторов. | 31.01 | |
11 | Виды словообразовательных повторов. | 14.02 | ||
12 | Изобразительные возможности средств письма (2 часа) | Графика. | 28.02 | |
13 | Графика. | 14.03 | ||
14 | Языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы (2 часа) | Понимание текста. | 11.04 | |
15 | Понимание текста. | 25.04 | ||
16 | Обобщение изученного (2 часа) | Защита проектов по теме курса. | 16.05 | |
17 | Защита проектов по теме курса. | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамота
За участие в Фестивале педагогических идей....
Грамоты обучаемых 2009-2010 уч.год
Граммоты обучаемых творческого объединения "Художественное гильоширование" 1 года обучения 2009-2010 уч.год...
Грамоты педагога 2009-2010 учебный год
И работала, и училась...И вот такой результат!...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Приключения в стране Грамоты "
В конспекте подобраны игровые упражнения, направленные на закрепление навыка звукового анализа и синтеза состава слова, которые помагают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей ...
Достижения моих учеников. Грамоты. Дипломы. Похвальные грамоты
Учащиеся МБОУ Верховская основная школа...
Обучение грамоте (элементы грамоты и письма)
Программа составлена на основе программы и пособий Колесниковой Е.В. «От звука к букве», «Я начинаю читать» Цель: обучение детей элементам грамоты, чтения, письма.Задачи: ...
Грамота Грамота участницы школьного этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Педагог Года-2021"
Грамота участницы школьного этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Педагог Года-2021"...