Подготовка к сочинению по картине.
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Материалы к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_sochineniyu.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочие материалы для  описания  картины А.М.Герасимова «После дождя».

1.Этимология слова «сочинение».

В старину слово чин имело значение «порядок, устройство». В современном языке напоминанием об этом служат разговорные фразеологизмы чин чином, чин по чину и просторечный чин чинарем с одинаковым значением «по порядку, как требуется». Теперь понятно, почему глагол чинить первоначально значил «приводить в порядок, ставить в ряд, устраивать». Прибавление к нему приставки со - привело к образованию слова сочинять (буквально «сочетать, соединять, составлять»), от которого было произведено существительное сочинение. (В.И.Ковалёв «Об использовании этимологии на уроках русского языка).

2.Вступление. Рассмотреть картину и рассказать, что изображено на ней. Помогает ли стихотворение С.Маршака понять основную мысль изображённого? Докажите на примере строчек стихотворения.

Дождь.

По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.

А миг спустя, мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Пролетный дождь стучит.

 С. Маршак

3.История создания картины.

 Кто автор картины?  Прочитайте, как Герасимов рассказывал о  её написании.
Александр Михайлович вспоминал: "Я сделал этюд в полтора часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и моё семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг от свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался рядом подрамник с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего представлять или добавлять ― настолько было прекрасно всё, что находилось перед моими глазами". (А.Герасимов «Жизнь художника»).

3. Описание картины.

Описание – это  неподвижная  картина, изображение чего-либо: человека (портрет), природы (пейзаж).

Что  происходило незадолго до изображённого на картине?

По каким деталям, изображённым  на картине, мы можем судить об этом явлении природы?

Подберите прилагательные, описывающие воздух после дождя.

Что вы можете сказать о солнце? Какие детали указывают на его присутствие?

Опишите предметы, изображённые на картине: стол, кувшин, цветы, кусты и деревья, крыша сарая, перила, скамья, пол на террасе, стакан (Почему он опрокинут? О какой силе дождя это говорит?)

Что вы видите на переднем плане картины? На заднем плане? Какие преобладают цвета? Ваше впечатление о картине.

4.  Работа с текстами стихотворений о летнем дожде.

В сочинение   рекомендую  включить фрагменты стихотворений, чтобы передать настроение, которое появляется после просмотра репродукции  картины.

А. Яшин «После дождя».

Дождик прошёл по садовой дорожке.
Капли на ветках висят, как серёжки.
Тронешь берёзку – она встрепенётся
И засмеётся. До слёз засмеётся.
Дождь прошуршал по широкому лугу,
Даже цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой травинке
По огонёчку, по серебринке.

Лена Зеленина «Летний дождь».

И жаркий полдень, задохнувшись,
Расслабленно свалился в дождь.
Рукой прохладной прикоснувшись,
Сам ливень отбивает дрожь.
Пьянящим острым ароматом
Пропитан воздух и земля,
Туманным и блаженным взглядом
Внимает наслаждению она.

А.Н.Майков

По земле вокруг нас, точно жемчуг, прыгали
Капли дождевые, скатываясь с игол,
Падали, блистая.

Вспомнить об эпитете, сравнении, метафоре. Найти их в текстах стихотворений или составить самим по картине.

5.Запись слов, которые понадобятся для составления сочинения. Объяснение орфограмм.

Картина  А.М. Герасимова «После дождя», передо мной, природа, воздух прозрачен и свеж, терраса, только что прошёл дождь, скамья, стеклянный кувшин, аромат, как зеркало, блестит, много солнца, деревянный пол.

Художник, мастер, живописец.

Изобразил, запечатлел.

6.План сочинения.

1.Вступление.

2. Сведения о художнике. История написания картины (кратко).

3. Описание картины:

4. Моё впечатление о картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока развития речи в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Урок подготовки  к сочинению по русскому языку по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"...

Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"

Данный урок предназначен для подготовки к написанию сочинения по картине в 5 классе...

Урок "Подготовка к сочинению по картине Саврасова "Грачи прилетели" с применением ИКТ (5 класс)

Данная разработка даёт возможность учителю эффективно провести урок подготовки к написанию сочинения....

Конспект мастер-класса по теме: «Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине».

Мастер-класс направлен на обучение работе с искусствоведческим текстом при написании сочинения по картине-портрету. Работа помогает подготовке учащихся к итоговой аттестации, т.к. развивает навыки...

Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

Картина И.И.Левитана "Золотая осень" создает образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющий родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать "энциклопедией рус...

Подготовка к сочинению-описанию картины А.Рылова «Полевая рябинка».

Презентация к уроку по программе С.И. Львовой содержит зрительный ряд, план сочинения и рабочие материалы для написания работы....