Имена существительные общего рода
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
распознавать существительные общего рода, соотносить их с определенной группой; правильно употреблять в речи существительные общего рода и существительные, обозначающие лиц по профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imena_sushchestvitelnye_obshchego_roda.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Имена существительные общего рода
Тип урока: урок « открытия» новых знаний.
Технология: на диалоговой и игровой основе.
Цели как деятельность учеников:
М/п: анализировать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения.
П: распознавать существительные общего рода, соотносить их с определенной группой; правильно употреблять в речи существительные общего рода и существительные, обозначающие лиц по профессии.
Л: обогащать грамматический строй своей речи.
Оборудование: толковый словарь, жетоны с надписями «Молодчина!» и «Умница!», презентация.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
На доске улыбающееся солнышко.
- Какое настроение вызывает у вас рисунок?
- Надеюсь, что во время урока у вас сохранится солнечное настроение.
Запись в тетради: число, классная работа. Оставляем две строки для записи темы урока.
II. Актуализация знаний.
- Определите слово по его лексическому значению, запишите, укажите род.
Здание, предназначенное для стоянки, ремонта электровозов и вагонов (депо-с.р.) (д). Сигнальный щит, на котором автоматически показываются какие-либо результаты (табло-с.р.). Спортивная игра в мяч на воде (поло-с.р.). Низкорослая шотландская лошадь (пони-м.р.). Кусок мяса или рыбы, очищенный от костей (филе-с.р.). Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки (тире-с.р.) (р).
- Как называются записанные вами существительные? (Несклоняемые).
- Что нужно знать, чтобы определили род несклоняемых существительных? (Несклоняемые имена существительные неодушевленные относятся к среднему роду, а одушевленные к женскому, если обозначают лиц женского пола и к мужскому, если обозначают лиц мужского пола или животных)
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, различать, устанавливать взаимосвязи.
Коммуникативные УУД
Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
III. Постановка учебной задачи.
Материал для наблюдения.
- Прочитайте выразительно данные предложения, соблюдая правильную интонацию.
- Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях? Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему?
«Умница!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка.
«Ну и соня же ты!» – не выдержал папа.
- Сравните!
«Умница, дочка!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка.
«Брат, ну ты и соня!» – не выдержал папа.
- А сейчас вы можете определить, о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных?
- Определите род существительных умница, непоседа, соня.
- А так можно сказать?
«Умница, сынок!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка.
«Сестра, ну ты и соня!» - не выдержал папа.
- Определите род существительных умница, непоседа, соня.
СДЕЛАЕМ ВЫВОД:
- Какое противоречие вы заметили? (Oдно и то же слово может обозначать лиц как мужского пола, так и женского пола).
- Что вам помогло определить род существительных? (Контекст).
- Как вы считаете можно ли их род назвать общим? (Можно).
- Как будут называться такие существительные? (Существительные общего рода).
Запишем тему урока: «Имена существительные общего рода».
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
IV. Открытие новых знаний.
- Работа с учебником.
- Откройте учебники на стр. 145, прочитайте параграф 49.
- Что ещё вы узнали, прочитав параграф?
(Существительные общего рода имеют окончание –а (-я). Прилагательные согласуются с ними либо в мужском, либо в женском роде).
- Наблюдения за речью героев (сценка).
Учитель. А вот какая история произошла однажды в нашем пришкольном лагере. Среди ухоженных, аккуратных детей один мальчик оказался неряхой. Старший вожатый взялся его перевоспитывать, всякий раз приводя много хороших примеров.
Ученики.
– Вот видишь, ты такая большая неряха.
– Неверно. Я не большая неряха. Я мальчик.
– Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха.
– Нет, я не большая неряха. Это неверно. Я не могу быть большая и даже маленькая неряха. Зачем такое говоришь?
Учитель. Вожатый, недоумевая, почему сопротивляется мальчик, пытался приводить всё новые, ещё более убедительные доказательства, но всё было напрасно. Почему сопротивлялся его маленький собеседник?
( Надо, разговаривая с мальчиком (а это лицо мужского пола), говорить “большой неряха”, “такой неряха”).
Учитель. Действительно, горе-вожатый когда-то, как и вы, учась в 6-м классе, не понял секрета существительных общего рода. А вы поняли этот секрет?
( Имена прилагательные и похожие на них местоимения должны стоять в мужском роде при существительном общего рода, если оно обозначает лицо мужского пола, и в женском, если речь идёт о девочке или женщине).
Учитель. А если о животном-забияке? Например, о коте или кошке?
( Тогда надо придерживаться такого же правила: “Васька – страшный забияка”, “Муська – страшная забияка”).
3. – Определите по лексическому значению слово общего рода и запишите его:
а) Человек, которому не сидится на месте. (Непоседа.)
б) Недоучившийся, мало знающий человек. (Недоучка.)
в) Неуклюжий, неловкий человек. (Недотёпа.)
г) Неаккуратный человек. (Неряха.)
- Составьте предложение с любым из этих слов, определите род.
– Что объединяет все записанные вами слова? (Это существительные общего рода с окончанием –а. Они отрицательно характеризуют человека, пишутся с не слитно.)
- Но продолжим разговор о людях! Ребята, с какими недостатками ещё могут оказаться рядом с вами в лагере? Приведите примеры существительных общего рода.
Запишем их в тетради.
( Подлиза, растяпа, растрёпа, рёва, плакса, соня, хвастунишка).
- Почему и нам хочется иногда, проверяя род, сказать: плакса – она, моя, соня – она, моя.
( Виной окончание –а (-я), как у существительных женского рода 1-го склонения).
4. - Проблемный вопрос: правильно ли утверждать, что слова учитель, врач, профессорявляются существительными общего рода, т.к. они называют как мужчин (лиц мужского пола), так и женщин (лиц женского пола).
(Нет, эти существительные имеют нулевое окончание, а не окончание а, они не характеризуют лицо, а называют профессию, род деятельности, поэтому не являются словами общего рода).
4. Сравните свои выводы и наблюдения со схемой:
ОБЩИЙ РОД
И.п. ед.ч. значение
характеристика
А / Я лица (чаще отр.)
жен. пола муж. пола
Ж.Р. М.Р.
прил. АЯ прил. ЫЙ ИЙ ОЙ
Запомнить: М. Р.
врач□, инженер□, директор□
(независимо от пола лица!)
прил. ЫЙ ИЙ ОЙ
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
ФИЗМИНУТКА
V. Первичное закрепление.
Электронная физминутка «Звездочет»
- Предлагаю вам выполнить гимнастику для глаз по схемам, которые вы увидите на слайдах, затем выполнить упражнения за движущейся звездочкой, при мигании звездочки необходимо моргать. При этом звезды нужно посчитать. Самый точный и будет звездочет (28 звезд).
Работа с учебником – упр.277
- Давайте прочитаем задание и выполним упражнение устно, чтобы все слышали.
- Сережа – круглый сирота (м.р.). Маша – круглая сирота (ж.р.).
- Миша – большой забияка (м.р.). Марина – удивительная забияка (ж.р.).
- «Какой ты зазнайка, Петя»,- удивилась мама. «»Какая ты зазнайка, Люба», - удивилась мама.
- Запишите первое и последнее предложение. Все ли существительные общего рода характеризуют человека с отрицательной стороны?
( “Забияка” и “зазнайка” – с отрицательной, а сирота – нет).
- Конечно, быть сиротой, т.е. потерять родителей – это большая беда. Слово “сирота” не даёт отрицательной оценки человеку. А каким членом предложения являются выделенные слова?
( Сказуемыми).
- Объясните знаки препинания в записанных предложениях.
( В первом предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым, т.к. они выражены именами существительными в именительном падеже. Последнее предложение с прямой речью, которая стоит в начале предложения и заключена в кавычки. Сама прямая речь осложнена обращением “Петя”, которое надо отделить запятой, а в конце прямой речи ставится восклицательный знак).
- Заметили ли вы, ребята, с какой стороны чаще всего характеризуют людей существительные общего рода?
( С отрицательной).
Познавательные УУД
1. Анализировать, устанавливать сходство и различия, делать выводы.
2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала, конструировать, строить рассуждения.
VI. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.
- Определите род имён существительных, запишите слова, разбив их на столбики: мужской род, женский род, общий род.
Носок, мозоль, забияка, вестибюль, тюль, растяпа, фамилия, рояль, мышь, непоседа, врач, стража, умник, умница.
- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работу, поставьте оценку.
мужской род женский род общий род
носок мозоль забияка
вестибюль фамилия растяпа
тюль мышь непоседа
рояль стража умница
врач
умник
Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Осуществлять взаимный контроль.
VII/ Работа со словарём.
- Посмотрите на слова в рамочке на стр. 145. Почему слова “непоседа”, “егоза”, “юла”, которыми часто характеризуют детей, помещены в одной рамочке?
( Это слова – синонимы).
- А какие слова могут быть антонимами к ним?
( “Соня”, “лежебока”).
- Что вы можете сказать о таких детях?
( Спать меньше надо!)
- Я согласна с вами. А в чём отличие между невежей и невеждой? Слышали такие слова? Давайте попросим уточнить лексическое значение этих существительных дежурного по словарю.
(Чтение словарной статьи).
( Невежа – м. и ж., грубый, невоспитанный человек. Невежда – м. и ж., малообразованный, малосведущий человек. Полный невежда в музыке).
-Часто и в письменной литературе художники слова говорят о недостатках своих героев. О ком это?
- “Он два раза в неделю страдал от обжорства”.
- “Он привык давать полную волю порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”.
( Это о Троекурове – герое романа Пушкина “Дубровский”).
- А какими существительными общего рода (очень кратко) мы охарактеризовали бы Троекурова в устной (разговорной) речи.
( Он обжора и невежа).
- Видите, как точно и хлестко характеризуют человека эти маленькие словечки.
VI I. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Мы сегодня много говорили о существительных общего рода. Заметили ли вы, ребята, с какой стороны чаще всего характеризуют людей существительные общего рода?
( С отрицательной).
- Нравятся вам люди такого сорта?
- И мне не нравятся. Вот почему про них люди придумали дразнилки и корилки (слова на слайде). Давайте послушаем.
Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать не годится,
Можно простудиться.
- Но особенно в старину не любили жадных людей.
Жадина-говядина,
Три копейки дадено,
На четвертую копейку
Расшибётся об скамейку.
- А эту корилку (от корить, ругать) вы закончите сами:
Что за шум, что за рёв?
Тут не стадо ли коров?
Нет, это не коровушка,
Это Таня … ( … рёвушка)..
- А сейчас проверим вашу внимательность. Запишите в тетрадь, какие существительные общего рода прозвучали в произведениях устного народного творчества: “плакса”, “жадина”, “рёвушка”.
- Что-то мы сегодня всё о плохом да о плохом! А разве нет среди существительных общего рода слов, которые характеризуют человека положительно?
( “Молодчина”, “умница”).
- Именно такую благодарность на уроке сегодня получают отвечающие на уроке. (Весь урок выдаются маленькие жетончики с такими словами)
- А как вы думаете, ребята, жители какого домика примут к себе существительные общего рода? (На доске с начала урока висят цветные таблички – домики).
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.
V III. Рефлексия.
Итог урока
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Почему они так называются?
- Как определить род этих существительных?
- Оцените себя, опираясь на алгоритм самооценки.
Закончи предложение :
- Сегодня я узнал(а)…
- Было трудно…
- Теперь я могу…
- Я понял(а)…
- У меня получилось…
- Было интересно…
- Мне захотелось…
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
XI. Домашнее задание.
Всем мальчикам записать в тетрадь все воинские звания, начиная с рядового и заканчивая маршалом, а девочкам – названия профессий, которые могут выбрать и мужчины и женщины.
Написать рассказ с использованием слов общего рода.
Всем, кто в течение урока получал жетоны со словами “молодчина”, “умница” просьба подойти к учителю за оценкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Имена существительные общего рода"
Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены новые технологии и указаны планируемые результаты....
Имена существительные общего рода, 6 класс
Презентация может быть использована на уроке по теме "Имена существительные общего рода". Материал предназначен для учащихся 6 класса....
Имена существительные общего рода (на материале басен И.Крылова)
Данная разработка представляет собой комбинированный урок, где вначале повторяются трудные случаи правописания, в ходе изучения нового материала рассматриваются вопросы и определения рода данных сущес...
Имена существительные общего рода
Материал использова при объяснении нового материала...
Имена существительные общего рода
Данная презентация может быть использована на уроках русского языка в 6 классе при изучении существительных общего рода. Презентация содержит постановку проблемной ситуации, объяснение нового материал...
Имена существительные общего рода.
Имена существительные общего рода - презентация 6 класс...
Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.
Цели: - распознавать имена существительные общего рода;- группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой;- отличать склоняемые имена существительные от...