Внеклассное мероприятие по русскому языку "Словарный заповедник"
материал по русскому языку (6 класс)

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Словарный заповедник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnyy_zapovednik.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра «Словарный заповедник»

Предмет: 

 Русский язык

Цель: 

 Развивающие: развивать у школьников познавательный интерес к русскому языку; развивать и совершенствовать психологические качества личности школьников: любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний.

Учебные: расширять и углублять знания учащихся; формировать лингвистическую компетенцию.

Воспитательные: воспитывать потребность изучать русский язык; воспитывать коммуникативную культуру школьников.

Используемое оборудование: 

1.     Таблички

-         Толковый словарь современного русского языка

-         Словарь иностранных слов

-         Словарь омонимов

-         Словарь антонимов

-         Словарь синонимов

-         Словарь фразеологизмов

-        Орфографический словарь

2.     Выставка  словарей

-         Толковый словарь современного русского языка

-         Словарь иностранных слов

-         Словарь омонимов

-         Словарь антонимов

-         Словарь синонимов

-         Словарь фразеологизмов и др.

3.     Напечатанные задания командам.

4.     Варианты правильных ответов (для жюри).

5.     Жетоны.

6.     Вопросы для болельщиков.

 

         Сегодня мы с вами отправимся в Словарный заповедник. Кто там живет? (Слова) Жители заповедника подготовили нам задания. И нам нужно постараться выполнить их правильно и порадовать жителей Словарного заповедника. В нашей игре будут состязаться 4 команды: две команды 6а класс и две команды 6б класса. Сегодня мы поиграем, проявим свои знания, и, может, узнаем что-то новое. Я надеюсь, что вы получите эмоциональный заряд от игры. Известно, что игра – дело серьёзное. Сегодня мы поиграем, проведём свободное время так, чтобы не только восстановить свои силы, но и эмоционально зарядиться, отдохнуть радостно и одновременно с познавательным приобретением.  

         В игре будут состязаться 4 команды: команды 6а класса и команды 6б класса.

         Но есть люди, которые  пришли сюда работать. Они любезно согласились взвалить на себя тяжкое бремя ответственности за выставленные оценки. Конечно же, речь идёт об уважаемом жюри.

 

Словарь

Усердней с каждым днём гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

         В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

         Держа в руке свой потайной фонарь,

         На всех словах – события печать,

         Они дались недаром человеку.

         Читаю: «Век. От века. Вековать.

         Век доживать. Бог сыну не дал веку.

         Век заедать, век заживать чужой…»

         В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

         Нет, не словарь лежит передо мной,

         А древняя рассыпанная повесть.

                                        (С. Маршак)

         Перечислите виды словарей.

Задание 1. Толковый словарь

 Самое большое место занимает, конечно же, именно толковый словарь. Что мы узнаем из данного словаря?

Что такое лексическое значение слова? (Лексическое значение слова то, что слово обозначает)

В каком словаре можно найти толкование лексического значения слова? (Толкование лексического значения слова можно найти в толковом словаре)

Вывешивается табличка «Толковый словарь современного русского языка».

 

         Сейчас вы должны отгадать слова, зная его лексическое значение.

 

1.Наука, изучающая прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры.  (Археология)

2. Комплекс наук, изучающих болезни животных, их лечение и предупреждение. (Ветеринария)

3. Наука о собаках..  (Кинология)

4. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке.  (Азбука)

5. Карточка с вопросами для экзамена.  (Билет)

6. Обращение, направленное на получение каких-либо сведений, требующее ответа.  (Вопрос)

7. Вращающаяся модель земного шара с его географическим изображением. (Глобус)

8. Самая низкая учебная отметка.  (Единица)

9. Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика.  (Журнал)

10. Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков.  (Звонок)

11. Деревянная палочка со стержнем из смеси глины с графитом.

                                                                                           (Карандаш)

12. Планка для вычерчивания прямых линий, для измерения.

                                                                                             (Линейка)

13. Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске.

                                                                                                    (Мел)

14. График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков. (Расписание)

15. Чистые листы в обложке.  (Тетрадь)

16. Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на балах, маскарадах.  (Конфетти)

 Задание 2. Словарь иностранных слов

 Вывешивается табличка «Словарь иностранных слов».

1. Скажите по-китайски «сильный ветер» (Тайфун)

2. Произнесите по-немецки «путешествие» (Рейс)

3. Произнесите по-турецки «простокваша» (Йогурт)

4. Как произносят немцы «огненное творение»? (Фейерверк)

5. Скажите по-английски: «стружка, тонкие кусочки». (Чипсы)

6. Произнесите по-английски «вычислитель». (Компьютер)

Задание 3.  Омонимы.

- Вспомним, что такое омонимы. (Омонимы – это слова одной и той же части речи,  которые одинаково пишутся и одинаково произносятся, но имеют совершенно разные лексические значения.)

 

Вывешивается табличка «Словарь омонимов».

 1. Бывает лотерейный, бывает десятитысячный (Тираж)

2. Бывает Великий, бывает воинский (Пост)

3. Бывает верховная, бывает крупная (Ставка)

4. Бывает почтовая, бывает немецкая (Марка)

5. Бывает торговая, бывает деревянная (Лавка)

6. Бывает русая, бывает острая (Коса)

7. Бывает картонный, бывает драматический (Кружок)

8. Бывает барабанная, бывает десятичная (Дробь)

9. Бывает дипломатическая, бывает высокая (Нота)

10.На какой пятачок ничего не купишь? (Поросячий)

11.Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)

12.Какую ленту в косу не заплетёшь? (Пулемётную)

13.Какое животное и какой корабль имеют одинаковое название

                                                                                        (Броненосец)

14.Какая игла не тонет в воде (Рыба-игла)

 

Задание 4. Антонимы.

 

-Что такое антонимы? (Антонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие   противоположное лексическое значение.)

 

Вывешивается табличка  «Словарь антонимов».

1. Синяя бейсболка (Красная шапочка)

2. Кубик (колобок)

3. Комар-пискун (Муха-цокотуха)

4. Один дистрофик (Три толстяка)

5. Мышка в босоножках (Кот в сапогах)

6. Ведьма Малиновой деревни (Волшебник Изумрудного города)

7. Черносажка и пять великанов (Белоснежка и семь гномов)

8. Крестьянка на тыкве (Принцесса на горошине)

9. Континент мусора (Остров сокровищ)

10.Король Хохотун (Царевна Несмеяна)

11.Мышка – домоседка. (Лягушка – путешественница)

12.Собачья конура. (Кошкин дом)

13.Солнечный принц. (Снежная королева)

14.День после масленицы. (Ночь перед Рождеством )

 

 

 

Задание 5. Синонимы.

 

-Что называется синонимами? (Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения.)

 

         Вывешивается табличка « Словарь синонимов».

 

Подобрать синонимы к словам.

 

Артист

Актёр

Аплодировать

Рукоплескать

Безграничный

Бескрайний

Бездомный

Бесприютный

Беспокойство

Тревога

Будущий

Предстоящий 

Вдохновлять

Воодушевлять

Вежливый

Любезный

Великан

Гигант

Верный

Преданный 

 

Задание 6. Фразеологический словарь

 

-Что называется фразеологизмом? (Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.)

Вывешивается табличка «Словарь фразеологизмов».

Найдите к каждому фразеологизму в левой колонке противоположное по смыслу в правой.

 На руках носить

Держать в ежовых рукавицах

От доски до доски

С пятого на десятое

Камень за пазухой держать

С открытой душой

На чужой шее сидеть

Своим горбом жить

Держать ухо востро

Ворон считать

Сидеть сложа руки

Не покладая рук работать

От рук отбиться

В руки взять

Во всю Ивановскую (кричать)

Держать язык за зубами

 

 Задание 7. Орфографический словарь

Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные ребята. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте. Найдите и исправьте ошибки в тексте.

Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки. 
У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.

Подведение итогов

 Задание 2. 

 

1. Скажите по-китайски «сильный ветер»

2. Произнесите по-немецки «путешествие»

3. Произнесите по-турецки «простокваша»

4. Как произносят немцы «огненное творение»?

5. Скажите по-английски: «стружка, тонкие кусочки».

6. Произнесите по-английски «вычислитель».

Задание 4. Напишите названия сказок

 

1. «Синяя бейсболка»

2. «Кубик»

3. «Комар-пискун»

4. «Один дистрофик»

5. «Мышка в босоножках»

6. «Ведьма Малиновой деревни»

7. «Черносажка и пять великанов»

8. «Крестьянка на тыкве»

9. «Континент мусора»

10. «Король Хохотун»

11. «Мышка – домоседка»

12. «Собачья конура»

13. «Солнечный принц»

14. «День после масленицы»

Задание 5. Подберите синонимы

 

Артист

Аплодировать

Безграничный

Бездомный

Беспокойство

Будущий

Вдохновлять

Вежливый

Великан

Верный

Задание 6. Найдите к каждому фразеологизму в левой колонке противоположное по смыслу в правой.

 

На руках носить

Держать в ежовых рукавицах

От доски до доски

С пятого на десятое

Камень за пазухой держать

С открытой душой

На чужой шее сидеть

Своим горбом жить

Держать ухо востро

Ворон считать

Сидеть сложа руки

Не покладая рук работать

От рук отбиться

В руки взять

Во всю Ивановскую (кричать)

Держать язык за зубами

 

Задание 7. Найдите и исправьте ошибки в тексте.

Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки. 
У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.

        

Задание 1. Толковый словарь

        

1.Наука, изучающая прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры.  (Археология)

2. Комплекс наук, изучающих болезни животных, их лечение и предупреждение. (Ветеринария)

3. Наука о собаках..  (Кинология)

4. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке.  (Азбука)

5. Карточка с вопросами для экзамена.  (Билет)

6. Обращение, направленное на получение каких-либо сведений, требующее ответа.  (Вопрос)

7. Вращающаяся модель земного шара с его географическим изображением. (Глобус)

8. Самая низкая учебная отметка.  (Единица)

9. Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика.  (Журнал)

10. Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков.  (Звонок)

11. Деревянная палочка со стержнем из смеси глины с графитом.

                                                                                           (Карандаш)

12. Планка для вычерчивания прямых линий, для измерения.

                                                                                             (Линейка)

13. Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске.

                                                                                                    (Мел)

14. График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков. (Расписание)

15. Чистые листы в обложке.  (Тетрадь)

16. Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на балах, маскарадах.  (Конфетти)

 Задание 2. Словарь иностранных слов

1. Скажите по-китайски «сильный ветер» (Тайфун)

2. Произнесите по-немецки «путешествие» (Рейс)

3. Произнесите по-турецки «простокваша» (Йогурт)

4. Как произносят немцы «огненное творение»? (Фейерверк)

5. Скажите по-английски: «стружка, тонкие кусочки». (Чипсы)

6. Произнесите по-английски «вычислитель». (Компьютер)

Задание 3.  Омонимы.

 1. Бывает лотерейный, бывает десятитысячный (Тираж)

2. Бывает Великий, бывает воинский (Пост)

3. Бывает верховная, бывает крупная (Ставка)

4. Бывает почтовая, бывает немецкая (Марка)

5. Бывает торговая, бывает деревянная (Лавка)

6. Бывает русая, бывает острая (Коса)

7. Бывает картонный, бывает драматический (Кружок)

8. Бывает барабанная, бывает десятичная (Дробь)

9. Бывает дипломатическая, бывает высокая (Нота)

10.На какой пятачок ничего не купишь? (Поросячий)

11.Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)

12.Какую ленту в косу не заплетёшь? (Пулемётную)

13.Какое животное и какой корабль имеют одинаковое название

                                                                                        (Броненосец)

14.Какая игла не тонет в воде (Рыба-игла)

 

Задание 4. Антонимы.

 

1. Синяя бейсболка (Красная шапочка)

2. Кубик (колобок)

3. Комар-пискун (Муха-цокотуха)

4. Один дистрофик (Три толстяка)

5. Мышка в босоножках (Кот в сапогах)

6. Ведьма Малиновой деревни (Волшебник Изумрудного города)

7. Черносажка и пять великанов (Белоснежка и семь гномов)

8. Крестьянка на тыкве (Принцесса на горошине)

9. Континент мусора (Остров сокровищ

10.Король Хохотун (Царевна Несмеяна)

11.Мышка – домоседка. (Лягушка – путешественница)

12.Собачья конура. (Кошкин дом)

13.Солнечный принц. (Снежная королева)

14.День после масленицы. (Ночь перед Рождеством )

 

 

Задание 5. Синонимы.

 

Артист

Актёр

Аплодировать

Рукоплескать

Безграничный

Бескрайний

Бездомный

Бесприютный

Беспокойство

Тревога

Будущий

Предстоящий 

Вдохновлять

Воодушевлять

Вежливый

Любезный

Великан

Гигант

Верный

Преданный 

 

Задание 6. Фразеологический словарь

 

 На руках носить

Держать в ежовых рукавицах

От доски до доски

С пятого на десятое

Камень за пазухой держать

С открытой душой

На чужой шее сидеть

Своим горбом жить

Держать ухо востро

Ворон считать

Сидеть сложа руки

Не покладая рук работать

От рук отбиться

В руки взять

Во всю Ивановскую (кричать)

Держать язык за зубами

 

 Задание 7. Орфографический словарь

Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки. 
У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.

Я шел по лесной опушке в деревню. Местность была мне знакома. В чаще леса слышался голосок малиновки.

У опушки мелькали голубые колокольчики, белые ромашки на высокой ножке. От опушки к деревне тянулась поляна. За поляной синела речка. Около речки паслось стадо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели

знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета;            обучение применению этикетных формул в разных этик...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие "22 апреля - День заповедников и национальных парков (Марш парков)"

Внеклассное мероприятие, посвященное особо охраняемым природным территориям. В ходе занятия раскрывается понятие ООПТ, рассматриваются катеогрии охраняемых земель. Показаны примеры ООПТ на территории ...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе ФГОС " Школа России" "Лексиколёт - 1" Лексика 5 клВнеклассное мероприяти разработано на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку

Внеклассное мероприятие по лексике в 5 классе разработано на снове системно-деятельностного подхода к обучению русскому языку. используются элементы игры. ИКТ. Ребусы. Работа в группах....