Множественное число имен существительных.
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Урок посвящен именам существительным,имеющим форму только множественного числа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 57.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
в 5 «В» классе по теме «Имена существительные, имеющие форму только множественного числа»
ФИО | Ясонова Елена Владимировна | ||
Место работы | ГБОУ СОШ № 549 | ||
Должность | Учитель | ||
Предмет | Русский язык и литература | ||
Класс | 5 | ||
Базовый учебник | «Русский язык. 5 класс» под ред.Т.А.Ладыженской.М.Т.Баранова | ||
Название урока | Имена существительные, имеющие форму только множественного числа | ||
Тип урока | Урок формирования новых знаний и умений | ||
Форма проведения урока | Традиционная | ||
Образовательная среда урока | Компьютер, проектор, учебник по русскому языку, раздаточный материал, индивидуальные технологические карты, маркер, доска, электронная презентация, выполненная в программе Power Point,интерактивная доска | ||
Формы работы учащихся | Фронтальная, индивидуальная, парная. | ||
Цель урока | Для учителя | Для ученика | Метапредметные результаты |
Например: Ввести понятие имен существительных,имеющих форму только множественного числа, Научитьраспознавать и отличать такие существительные лт существительных,имеющих две формы числа. | Научиться распознавать существительные и уметь применять его на практике. | Регулятивные – развивать умение видеть задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни; совершенствовать критерии оценки и использовать их в ходе оценки и самооценки. Познавательные – понимать сущность составления алгоритма, действовать по алгоритму, проговаривать выводы в виде правил «если …, то …». Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций; уметь слушать собеседника и вести диалог, работать в паре. Личностные - адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности, осознавать и принимать социальную роль ученика, объяснять свои достижения, понимать причины успеха в учебной деятельности. | |
Задачи урока: Обучающая – дать понятие о существительных, которые имеют форму только множественного числа, уметь употреблять их в речи, отрабатывать орфоэпические навыки, расширить словарный запас; Развивающая – формировать умение находить существительные, имеющие форму только множественного числа и соотносить их с определенной лексической группой, вырабатывать умение анализировать и сравнивать, развивать навыки самоконтроля. Воспитывающая – развитие любознательности и интереса к предмету, воспитание у учащихся навыков учебного труда, формирование ответственности за конечный результат, доброжелательного отношения друг к другу. | |||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД (Даны примерные, прописать по каждому этапу урока) |
Организационный ( 1 мин) | Как пример: Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы рассмотрим новую тему, а прежде мы с вами повторим предыдущий материал, который будет нам необходим для изучения новой темы. | Слушают учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность к уроку. Выбирают смайлик, показывают учителю. | Умение слушать и вступать в диалог. Умение выделять нравственный аспект поведения. |
Слайд1 6 мин | 1. Входной контроль.Посмотрите на слайд Это- наша формула успеха: Улыбка-настроение-вера-результат Все эти слова к какой части речи принадлежат? На предыдущих урокам мы начали изучать тему «Имя существительное». Давайте вспомним, что вы знаете об этой части речи? 1. Тестэкспресс проверочный (выводится на слайде с помощью компьютера) 1) Нужно заключить в кавычки собственное наименование: а) село Бородино; б) битва Бородинская; в) стихотворение Бородино. 2) Является одушевлённым существительное: а) мороз; б) кукла; 3) К женскому роду относится существительное: а) мозоль; б) рояль; в) тюль. 2. В технологических картах заполните схему, записав каждый признак в отдельный кружок. Самопроверка. Давайте проверим, как вы справились с работой. Напротив правильных ответов ставим +, а неправильные - зачёркиваем. Те ребята, кто выполнил работу без ошибок, поставьте смайлик рядом с заданием. Сегодня мы продолжим говорить об имени существительном и узнаем некоторые особенности изменения существительных по числам. | Отвечают на вопросы, повторяют материал предыдущих уроков. Выполняют задания оценивают сами свой результат, выставляют отметку в оценочный лист. | Познавательные: применение предметных знаний; выполнение учебных заданий. Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже пройдено; Умение распознавать на слух вопросы и отвечать на них. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Личностные: Самоооценка, взаимооценка. |
Актуализация знаний. Выявление темы. Постановка целей Слайд3 6мин Слайд5 | Наблюдение за формами числа по отгадкам, Два конца, два кольца, посередине гвоздик. Ходят весь век, а не зверь, не человек. Какая водица только для письма годится? Столица Греции. Короткие (до колен) штаны. Прибор для определения веса. Формулируют тему урока Запись темы в тетради. Как вы думаете,каковы цели нашего урока? При затруднении вам помогут слова подсказки на слайде | Подготовка к восприятию нового материала. ( один ученик работает у доски) Ученики формулируют цели,опираясь на подсказки на слайде. Комментируют полученный результат. Выявляют проблему, формулируют тему урока, ставят цель. Записывают тему урока. | Познавательные: Извлечение из текстов лингвистической информации; Постановка и формулирование проблемы; Самостоятельное формулирование познавательной цели. Регулятивные: Умение анализировать, Целеполагание. Прогнозирование. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Работать в паре. Личностные: Самооценка. |
Открытие новых знаний Слайд6 ( 3 мин) Выполнение учащимися заданий на первичное закрепление пройденного правила. Слайд7 ( 6мин ) | Наблюдение за формами числа по рисункам на слайдах. Ученики работают по заданиям, делают вывод о том, что для обозначения одного и нескольких предметов используется одна и та же форма мн.ч. 1. Наблюдение над словами, имеющими форму только множественного числа. Упр. 509 – выявление тематических групп слов, имеющих форму только множественного числа. Возможна работа в парах. . Обобщающая беседа: – Какие окончания у слов, имеющих форму только множественного числа? Может ли быть окончание а? Приведите пример. (Ворота.) Попробуйте подобрать другие примеры. Какие же окончания у существительных только во множественном числе бывают чаще всего? Физкультминутка.2 мин | Выполняют вместе с учителем задания. Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения. Формулируют правило, отвечают друг другу, оценивают ответы. Ученики записывают слова в тематические группы, подбирают свои примеры для каждой группы слов опираясь на материал слайда Анализируют,сопоставляют языковые явления | Познавательные: Структурирование знаний, Выбор способов решения задач, Анализ объектов и синтез. Регулятивные: Умение оценивать правильность выполнения действия; Планирование пути достижения цели; прогнозирование. Коммуникативные: развитие умения слушать и вступать в диалог, задавать вопросы. Личностные: Осознание ответственности за общее дело Познавательные УУД 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим). 2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. 3. Извлекать информацию, представленную в разных видах (рисунок, текст, схема), преобразовывать её из одной формы в другую (схема). Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
Выполнение учащимися заданий на первичное закрепление пройденного правила. Слайд8 ( 5 мин) | Работа с деформированным текстом. Учитель: Посмотрите на предложения в технологической карте. Все ли существительные записаны в них верно? Исправьте найденные ошибки. (работа в парах в технологических картах) Найдите ошибки в данных предложениях, запишите их в исправленном виде (там, где необходимо) 1.. После летних каникул началась учебная будня. (начались учебные будни) 2. У девочки были красивые кудри. 3. Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице. (перила) 4. Афины – столица Греции. 5. В магазине я купил консерву. (консервы) Молодцы. У кого нет ошибок, поставьте себе ещё 1 смайлик Как вы думаете,какие умения мы потренировали? | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют письменное задание в техкарте. Работа в парах Учащиеся проверяют результат соседа, выставляют отметку в оценочный лист. | Познавательные: Уметь решать примеры по выбранному правилу; Применение предметных знаний, выбор способов решения задач. Регулятивные: Умение проговаривать последовательность действий на уроке, анализировать и оценивать результат работы; Коммуникативные: Умение слушать, обращаться с вопросом к учителю и сверстнику Личностные: Самооценка. |
Развитие учебноязыковых и речевых умений. Слайды 9-13 | Мы с вами выяснили, что в русском языке есть такие существительные, которые имеют форму только множественного числа. Каких морфологических признаков нет у этих существительных? ответы учеников) Сообщение ученика: У таких существительных не определяются род и склонение. В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа. Учитель:Как же отличать такие слова от других существительных, стоящих просто во множественном числе? Ученики: Надо попытаться образовать от существительного форму единственного числа. Учитель: Верно. Сообщение ученика: В словарях,как толковом,так и орфографическом у существительных,которые имеют форму только единственного числа,есть специальные пометы. Работа со словарями.(Выберите из написанных по 2 слова и посмотрите,как они выделяются в словаре Учитель: А сейчас я предлагаю зайти в магазин и совершить небольшие покупки. Но покупать мы будем предметы, имеющие форму только множественного числа. Кто первый пойдёт за покупками? Слайд 10. (щелчок по тому отделу, куда «идёт» ученик) Учитель: В какой отдел направимся мы? Продовольственный: Канцтовары: Косметика: (В каждом отделе ученик щёлкает по тому предмету, который выбирает. Если ответ верен, покупка попадает в корзину. Данные слайды построены с помощью триггеров). Канцтовары: ножницы, счёты, чернила. Косметика: духи, бусы, бигуди Продовольственный: макароны, сливки, хлопья Учитель: Ну что же мы прекрасно справились с поставленной задачей. .Самостоятельная работа по упр 510- письменно,Фронтальная проверка Сильным ученикам в это время раздаются индивидуальные задания на карточках.(самопроверка) | Индивидуальное сообщение ученика,работа с орфографическим словарем Участие в игре. Выполнение самостоятельной и дифференцированной работы с последущей самопроверкой. | Познавательные УУД Преобразовывать информацию, сопоставлять информацию, представленную в разных формах. Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Личностные результаты Чувствовать выразительные возможности языка, стилистические особенности языковых средств для выражения чувств, эмоций |
Подведение итогов урока. Рефлексия. | Подходит к завершению наш урок, пора подвести итоги. Проверка усвоения при помощи графического диктанта. Ворота, рюкзаки, салюты, ножницы, чернила, профессии, диван, очки, костюмы, потемки, вокзалы, балконы, хлопоты, тефтели, здания..(факультативно) Проверка-хлопок-молчание,затем слайд. Учитель: Ребята, в начале урока мы с вами говорили о ваших ожиданиях и опасениях. Посмотрите на слайд и сделайте выводы об изученном на уроке. Мне понравилось Я понял Не очень понятно,нужно разобраться в… | Отвечают на вопросы учителя. Записывают домашнее задание. Оценивают свою работу на уроке. | Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: Оценка-осознание уровня и качества усвоения. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Самооценка, Ценностно-смысловая ориентация |
Домашнее задание | Приложено к техкарте. Восстановите текст, добавив в него существительные, имеющие форму только множественного числа. Значение неизвестных слов смотри в словаре. Сени, коридор, дрова, поленья, полати, кровати, ходики, часы, щи, суп, сливки, молоко, дрожжи, мука. Мы подходим к старинному дому в деревне Горки-Чириковы. Через красивые резные _____ мы попадаем на крестьянское подворье. Здесь нас встречает хозяин дома. Через двор, где стоят ____, подходим к крыльцу. Держась за деревянные ____, проходим в ____ . А оттуда в комнату с большой печью, рядом с которой лежат ____ . Между печкой и потолком находятся ____ . Хозяйка дома радостно нас встречает и приглашает обедать. На столе стоят _ да каша. К чаю со _____ подаются пироги. Не красна изба углами, а красна пирогами! | Выполняется учениками в рабочих тетрадях | Познавательные: Рефлексия Регулятивные: Оценка своей деятельности Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: Самооценка на основе критерия успешности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Множественное число имен существительных
Образование множественного числа имен существительных в английском языке ...
« Множественное число имен существительных»
Цель: Знать особенности написания и употребления форм множественного числа существительных; уметь правильно писать и употреблять существительные во множественном числе....
Трудные случаи образования форм именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных.
Одно из заданий ЕГЭ по русскому языку проверяет владение нормами в области формообразования, и в нем широко представлены трудные случаи образования форм именительного и родительного падежей множ...
Презентация по теме "множественное число имен существительных"
Задача:продолжить знакомство с темой животные в рамках грамматического материала (множественное число существительных, числительные)....
множественное число имен существительных
Данная презентация знакомит учащихся с образованием множественного числа имен существительных в английском языке...
Множественное число имен существительных
План-конспект урока по английскому языку на тему "Множественное число имен сущетвительных" 2 класс...