К вопросу о необходимости повышения речевой культуры студентов колледжа
статья по русскому языку

Русакова Наталия Александровна

Встатье рассматриваются негативные тенденции, происходящие в современном русском литературном языке, определяются пути повышения речевой культуры студентов учреждений СПО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_puti_povysheniya_rechevoy_kultury.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Н.А. Русакова, к.п.н., доцент, преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

г. Саратов (Россия)

Ключевые слова: речевая культура, языковая компетентность, языковая политика

Аннотация: В данной статье рассматриваются негативные тенденции, происходящие в современном русском литературном языке и способы их преодоления, определяются пути повышения речевой культуры студентов учреждений среднего профессионального образования.

  

Духовный кризис, в котором, к сожалению, и по сей день пребывает российское общество  характеризуется и отношением к русскому языку. Язык  - «главный корень народа» - утрачивается,  переделывается на иной лад за счёт решительного изменения интонационной и темповой природы русской речи. Русская речь имеет свои подъемы, спады, напевность, что предопределено наличием вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, различных синтаксических конструкций. В этом и отражается богатство души русского человека, широкой размах его натуры. Теперь же  всё это стирается, уничтожается. Академик Д. С. Лихачёв отмечал, что исходным началом литературного текста произведения является его смысловая и соответственно этому фонетическая интонация [1, с. 410 ]. Сейчас на радио и телевидении глушатся природные свойства русской интонации, создаются искусственные аналогии иноязычным образцам.  Гибнет язык – гибнет и  русская культура, ставится под угрозу духовная безопасность страны.

 Язык утрачивает свой статус языка межнационального общения. Так,  в период существования Советского Союза на русском языке как на государственном языке разговаривали 286 млн. человек. В настоящее время население 14 бывших республик СССР насчитывает свыше 140 млн. человек и по численности почти равно населению РФ, однако,  русским владеет, по данным авторов доклада Министерства иностранных дел РФ «Русский язык в мире» - 100 млн. человек. Согласно экспертным оценкам, через 10 лет число владеющих русским языком в этих странах уменьшится  более чем в 2 раза.

Фактором ослабления национальной безопасности становится и лингвистическая экспансия (захват лингвистических зон влияния в современных бытовых условиях жизни городов и сельской местности, в среде постоянного обитания населения). Так, в исследовании Т. Шмелёвой  «Язык города. Наименования магазинов» [2, с.31].  или в работе М. Китайгородской «Современная городская коммуникация: тенденции развития» [3, с.58 ]  отмечается  языковая переориентация на иностранные образцы. В Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского на  кафедре «Теории и истории языка» под руководством профессора А.П.Романенко создан словарь саратовской эмпоронимии. Так, студентами собрано около 200 эмпоронимов. Приведём некоторые из них: салон обуви – Renaissace, салоны женской одежды- Pret-a-porter, Froggy, Mango, кафе Mexico, бар-ресторан Wild-West, ресторан Elefant и другие. Проведённые исследования позволяют сделать вывод, что все эти «новации» ущемляют национальный самобытный язык и ничего кроме ненужной «иностранизации» не вносят в повседневную жизнь общества. Эти же явления проявляются в рекламной политике, в том числе в рекламе на телевидении. Активное использование интернет–технологий также не лучшим образом сказывается на состоянии русского языка. Очень часто пользователи пренебрегают нормами литературного языка, используют жаргоны, ненормативную лексику, прибегают к упрощенным усеченным синтаксическим конструкциям. В последние годы наблюдается , что уровень владения русским языком среди молодежи снижается, как и интерес к литературе. «Наша страна — некогда самая читающая в мире — уже не может претендовать на это почетное звание, — признал Путин. По статистике, российские граждане отводят чтению книг в среднем лишь 9 минут в сутки. По словам президента, в результате этого «классическая литературная речь или богатейший народный колорит сегодня воспринимаются исключением». «А пренебрежение правилами родного языка — становится нормой. [4, с. 1].  Все эти негативные тенденции резко отрицательно сказываются на речевой культуры  населения и , в первую очередь, молодежи.

 На уроках литературы и русского языка сегодня мы, к сожалению, довольно часто сталкиваемся с такими проблемами, как нежелание студента читать тексты классических произведений в полном объеме, без сокращений, неумение  выразить свою мысль, бедность речевого запаса, неумение выразительно прочитать предложенный текст и выразить свое отношение к нему, пренебрежение нормами литературного языка, низкий уровень грамотности.   Такое положение дел не может не вызывать беспокойства, так как препятствует формированию языковых компетенций обучающихся.  

Представляется важным  решение данных проблем как на государственном уровне, так и в процессе обучения, на занятиях по русскому языку  и литературе.  

    Сохранение роли русского языка в глобальном информационном пространстве предполагает постоянную целенаправленную эффективную языковую политику. В доктрине Информационной безопасности русский язык включён в число основных объектов обеспечения информационной безопасности России в сфере духовной  жизни и относится в ряду других к факторам духовного единения народов многонациональной России, является языком межгосударственного общения народов государств – участников Содружества Независимых Государств. Духовное обновление общества невозможно без сохранения роли русского языка как фактора духовного единения народов России и языка межгосударственного общения народов государств- участников СНГ.

Таким образом, русский язык официально признан фактором, влияющим на национальную безопасность страны.

В настоящее время  в нашей стране реализуется Федеральной программы «Русский язык (2016-2020 гг.)» [5, с.1 ], обеспечивающая применение государственного языка и языков народов РФ в системе приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации. Ее целью является «развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога».   Это особенно важно в укреплении стабильности русского языка в межнациональном российском пространстве. В рамках программы запланировано проведение 44  социально значимых  мероприятия по 5 направлениям. Стали традиционными, в частности,  проведение тотального диктанта, Фестиваля книги, книжных ярмарок.

Целенаправленная работа по повышению речевой культуры должная регулярно проводиться и на занятиях по русскому языку и литературе.  Она может включать в себя такие виды деятельности, как:      

  1. Словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения.
  2. Обучение студентов различным видам и жанрам монологических и диалогических высказываний.
  3. Создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи студентов.
  4. Выразительное чтение текста с последующей его интерпретацией.
  5. Проведение различных мероприятий, способствующих популяризации русского языка и литературы.  
  6. Организация научно-исследовательской работы студентов.

Рассмотренные приемы способствуют развитию эмоционально-образной речи студентов, интенсивному обогащению словарного запаса, обогащению речи интонационной выразительностью, прогрессу в общекультурном развитии.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: из записных книжек разных лет.- Л.: Советский писатель, 1989.
  2. Шмелева Т. Язык города. Наименования магазинов .- Красноярск: Красноярский университет, 1989.
  3. М.В. Китайгородская , Н.Н. Розанова Современная городская коммуникация: тенденции развития (русский язык к. ХХ столетия.-М., 1996.
  4.  Путин о русском языке и литературе // Деловой Петербург. 21.11. 2013 г.
  5. Федеральная программа «Русский язык» (2016-2020 гг.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы и методы работы как средство повышения профессиональной компетенции студентов колледжа

Рассматривается понятие интеактивного обучения, его такие формы как дискуссия, деловые игры....

Творческие работы как способ повышения речевой культуры младших школьников.

В данной статье рассматривается работа по развитию связной речи учащихся, включающая в себя совершенствование ключевых речевых умений ребенка, повышение культуры речи, всех ее выразительных возможност...

Проект: Работа со словарями русского языка как средство повышения речевой культуры

Цель данного проекта – привлечь внимание учащихся к живому слову, вызвать интерес к русскому языку как к учебному предмету, а также к художественной книге....

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КВЕСТ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

АннотацияОсобенно эффективным видом современных интерактивных технологий становится интерактивная игра. Сегодня все большую популярность приобретают образовательные квесты. Рассмотрим пример литератур...

Методическая разработка «Формирование и повышение речевой культуры учащихся»

Работа посвящена формированию речевой культуры, обучению использования языка как средства общения и самовыражения. Рассматривается позиция о том, что обучение родному языку должно строиться не только ...

«Повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах профессиональной речевой культуры»

Умеем ли мы говорить? Один педагог говорит всегда тихо, другой, как правило, кричит; третий говорит медленно и нудно; четвертый каждую фразу начинает с «Ну вот, значит, это...», пяты...

Способы повышения речевой культуры общества

               Интерес к проблемам речевой культуры в настоящее время велик, об этом свидетельствуют следующие факты: при п...