"Брейн-ринг" по русскому языку для 5 класса
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Смыкалова Оксана Николаевна

Уро- игра

Скачать:


Предварительный просмотр:

Брейн- ринг юных знатоков языка (5 класс)

Цели:

  1. проверить знания учащихся по русскому языку в игровой форме; учить решать проблемные вопросы; чувствовать слово;
  2. активизировать мыслительную деятельность учащихся; развитие интеллекта, внимания, памяти, воображения;
  3. формирование положительной мотивации изучения предмета; воспитание любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Задачи:

 - стимулировать  интерес к изучению русского языка

- способствовать формированию у школьников элементарных понятий о законах языка  и истории его развития; ознакомлению обучающихся с богатством выразительных средств языка; углублению знаний, полученных на уроках; обогащать словарный запас обучающихся; знакомить с историей отдельных слов и выражений; вырабатывать навыки выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи; обобщения и сопоставления грамматических явлений;

- прививать любовь и интерес к языку; активизировать умственную деятельность детей; пробудить у них чувство гордости за великий, могучий, свободный русский язык; выработать привычку обращать внимание на свою собственную речь и речь окружающих; умение наблюдать и анализировать явления языка;

-формировать умение работать в группе

Оборудование: раздаточный материал, эмблемы, компьютер, проектор, презентация PowerPoint.

                                                              Ход мероприятия:

Слово учителя. Сегодня в нашу жизнь прочно вошли различные игры: телевизионные, компьютерные, интерактивные, спортивные, развлекательные, познавательные, интеллектуальные. Все: и дети, и взрослые – любят  играть. Часто мы играем у экранов телевизоров, в телефонах, ну и, конечно же, у нас в школе. Вот и сегодня вам предстоит принять участие в одной из таких игр. А тему нашей игры вы сможете определить, посмотрев небольшое видео. (слайд 1)

Итак, какому предмету будет посвящена наша игра?

Ведущий:

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,

НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!

ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,

НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!

А как вы думаете, можно ли играть на уроках русского языка? Или это такой скучный и строгий предмет, что никакие игры на нем не будут уместны?

А давайте попробуем!

 Сегодня мы проведем интеллектуальную игру «Брейн-ринг юных знатоков языка». (Слайд 2)Мы  с вами заглянем в разные разделы русского языка, вспомним пословицы  и поговорки, посмотрим, умеете ли вы правильно ставить ударение, оценим вашу грамотность и заодно находчивость и умение точно излагать свои мысли. Для этого мы разделились на две команды и вы выбрали капитана.

  Само название «брейн-ринг» говорит о том, что игроки состязаются не только в знаниях, но и в умении быстрее соперника дать правильный ответ. Поэтому команда, выполнившая задание первой, будет получать дополнительный балл. Задания, общие для двух команд, будут высвечиваться на экране. Выполняются они письменно. Капитан поднятием руки сообщает о завершении работы и сдаёт лист с выполненным заданием членам жюри. После завершения каждого раунда на экране будут высвечиваться правильные ответы и оглашаться результаты раунда. В каждом раунде несколько заданий, за каждое правильно выполненное задание команда получает 1 балл. Прошу капитанов представить названия команд и девиз.

Приветствие команд.

Команда «Радуга».                                              Команда «Дружба».

Мы весёлые ребята,                                              Мы отвечаем дружно,

И не любим мы скучать,                                      И здесь сомнений нет:

С удовольствием все будем                                 Сегодня будет дружба

Мы в турнире выступать.                                     Владычицей побед.

И пусть быстрей кипит борьба,                           И, соревнуясь вместе с вами,

Сильней соревнование,                                        Мы останемся друзьями.

Успех решает не судьба,                                      Пусть борьба кипит сильней

А только наши знания.                                         И наша дружба крепнет с ней.

        

Девиз:                                                                     Девиз:
мы как радуги цвета                                             Девиз наш: Дружба и успех!
Неразлучны никогда!                                           Мы победим сегодня всех!

   http://co8tula.ru/upload/iblock/011/011757a2fc44b2f9f65b31ef17793ac0.jpg                                                                       C:\Users\User\Desktop\druzhba-150x150.jpg

Раунд первый «Блиц-опрос». (слайд 3)

Уважаемые игроки, в этом раунде каждый сможет проверить свои знания. Каждому игроку будет задан один вопрос, требующий односложного ответа. Каждый правильный ответ  - 1 балл. Помощь команды – полбалла.

1 команда:

1.В каком слове сорок а? (сорока)

2.Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)

3.Как можно превратить слово мел в мелкое место, а угол – в топливо, шест – в число? (сделать мягким конечный согласный).

4.Как пишутся имена собственные? ( с большой буквой)
5.В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)

6.Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)

7.Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?

8.Как  можно превратить слово семя в слово семья?

2 команда

1.В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)

2..Чем кончается день и ночь? (ь)

3. Сколько букв в русском алфавите? (33)
4. Сколько слогов в слове МАШИНА? (три)
5. Как называется слово, которое обозначает действие? (глагол)
6.Какая буква не обозначает звука? (ъ или ь)
7. Как пишутся названия городов? (с большой буквой)

8.Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)

Раунд второй «Собери пословицы» (слайд 4-5)

Пословицы разделились на две части и смешались.

1. Не спеши языком, торопись делом.

2. Делу время – потехе час.

3. Труд человека кормит, а лень – портит.

4. Что посеешь, то пожнёшь.

5. Ученье – свет, а неученье – тьма.

6. По одёжке встречают, по уму провожают.

7. Терпение и труд всё перетрут.

8. Любишь кататься – люби и саночки возить.

Раунд третий «Орфографическая дуэль» (слайд 6-7)

Однажды известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитку, он сказал:

- Предоставляю Вам право выбора оружия.

- Превосходно, -  ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты!

Вставить пропущенные буквы.

  1. Отв..рить дверь - отв..рить свеклу
  2. Задр..жать - раздр..жать
  3. Скр..пя зубами - скр..пя сердце
  4. Пло.. с дерева - пло.. из дерева
  5. Вып..лить из ружья - вып..лоть грядку
  6. Пол..скать ребёнка - пол..скать бельё

                Вновь у нас физкультминутка

Сейчас  у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Раунд четвёртый «Разгадай ребус». (слайд 8-19)

Раунд пятый «Корректор» (исправь ошибки) (слайд 10-11)

ФАНАРИК                                                        ФОНАРИК

Мне не скучьно без агня —                                Мне не скучно без огня —

Есть фанарик уменя.                                           Есть фонарик у  меня.

На ниво пасмотриш днём —                              На него посмотришь днём —

Ничего нивидно в нём,                                        Ничего не видно в нём,

А пасмотриш вечирком —                                  А посмотришь вечерком —

Он с зелёном аганьком.                                       Он с зелёном огоньком.

Эта в баночьке с тровой                                      Это в баночке с травой

Свитлячок сидит жывой.                                     Светлячок сидит живой. 

А.Л.Барто

Раунд шестой «Разгадай анаграмму» (слайд 12-13)

Может быть, не все знают, что анаграмма – это слово, в котором при перестановке букв слово приобретает новое значение (сон – нос). Некоторые писатели и художники подписывали свои произведения анаграммами. Так, например, известный русский писатель 18 века Антиох Кантемир подписывался как «Харитон Макетин».

  1. Тапир - пират
    2. Чурка - ручка
    3. Роман - норма
    4. Ропот - топор
    5. Атлас - салат
    6. Тёрка - актёр
    7. Мазок - замок
    8. Барон - набор
    9. Товар - автор
    10. Среда – адрес

Загадки про падежи

Именительный, родительный,

Дательный, винительный,

Творительный, предложный...

Все их запомнить сложно.

Ты в памяти всегда держи

Названия. Это... 

Ответ: Падежи

 

Творите - КЕМ? Творите - ЧЕМ? 

Я подскажу вам - нет проблем! 

Предлогам «перед», «под» и «над» 

В любой момент я очень рад. 

Коль ты сообразительный, 

Узнай падеж ... 

Ответ: Творительный.

 

Предлогов с детства не люблю, 

С собой их рядом не терплю. 

Мои вопросы - ЧТО? и КТО? - 

Не перепутает никто.

Ответ: Именительный падеж.

 

КОГО же нет? Я очень беспокоюсь. 

ЧЕГО же нет? Отправлюсь я на поиск. 

Прошу, друзья, скорее помогите! 

Какой падеж, скорее подскажите! 

Ответ: Родительный падеж 

 

КОМУ все дать? К ЧЕМУ призвать? - 

Лишь только я могу сказать. 

С предлогом «к» порой дружу, 

С предлогом «по» гулять хожу. 

Запомни обязательно, 

Дружок, падеж ты ...

Ответ: Дательный

  1. КОГО винить, спросите у меня,
    Без обвинений не проходит дня.
    Но я могу не только обвинять,
    ЧТО вижу, тоже вам могу сказать.
    Так кто же умный самый тут,
    Кто скажет, как меня зовут?
    (Винительный падеж.)

О КОМ все думают, О ЧЁМ мечтают, -
Свои секреты мне лишь открывают.
Мне без предлогов белый свет не мил,
Без них, родных, и дня б я не прожил.
Моё вам имя отгадать не сложно,
Коль я с предлогами, то я - ...
(Предложный.)


Раунд седьмой (слайд 14-15) «Орфоэпическая битва». Ваша задача – расставить ударения.

Свекла        Торты
Досуг           Квартал  
Балуясь      Звонит  
Щавель       Каучук
Красивее    Начатый
Столяр        Мусоропровод

Раунд восьмой  «Подбери антонимы» (слайд 16-17)

Конец – начало

Холод – жара

Злость – доброта

Сила – слабость

Счастье – горе

Наказание – награда

Молодость – старость

Аккуратность - неряшливость

Раунд девятый «Фразеология» (слайд 18-19)

Вам нужно заменить фразеологизм синонимом. Вы можете не записывать сами фразеологизмы. Достаточно записать номер и ответ.

1.Диву даваться - удивляться
2. На ночь глядя - поздно
3. Выходить из себя - сердиться
4. Водить за нос - обманывать
5. Капля в море - мало
6. Куры не клюют - много
7. Ни свет ни заря - рано
8. Надуть губы - обидеться
9. Повесить нос - грустить
10. Яблоку негде упасть – тесно

Музыкальная пауза  (Слайд 20)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

«БЛИЦ-ОПРОС»

Слайд 4

Не спеши языком; делу время; труд человека кормит; что посеешь; ученье – свет; по одёжке встречают; терпение и труд; любишь кататься. Неученье – тьма; по уму провожают; а лень – портит; торопись делом; то пожнёшь; потехе час; люби и саночки возить; всё перетрут.

Слайд 5

1. Не спеши языком, торопись делом. 2. Делу время – потехе час. 3. Труд человека кормит, а лень – портит. 4. Что посеешь, то пожнёшь. 5. Ученье – свет, а неученье – тьма. 6. По одёжке встречают, по уму провожают. 7. Терпение и труд всё перетрут. 8. Любишь кататься – люби и саночки возить .

Слайд 6

Вставить пропущенные буквы. Отв..рить дверь - отв..рить свеклу Задр..жать - раздр..жать Скр..пя зубами - скр..пя сердце Пло.. с дерева - пло.. из дерева Вып..лить из ружья - вып..лоть грядку Пол..скать ребёнка - пол..скать бельё

Слайд 7

Отв .о .рить дверь - отв. а .рить свеклу Задр .о .жать - раздр. а .жать Скр .и .пя зубами - скр. е .пя сердце Пло. д . с дерева - пло .т . из дерева Вып .а .лить из ружья - вып. о .лоть грядку Пол. а .скать ребёнка - пол. о .скать бельё

Слайд 9

история география задача перемена

Слайд 10

«ФАНАРИК» Мне не скучьно без агня — Есть фанарик уменя. На ниво пасмотриш днём — Ничего нивидно в нём, А пасмотриш вечирком — Он с зелёном аганьком. Эта в баночьке с тровой Свитлячок сидит жывой. (А.Л.Барто)

Слайд 11

«ФОНАРИК» Мне не скучно без огня — Есть фонарик у меня. На него посмотришь днём — Ничего не видно в нём, А посмотришь вечерком — Он с зелёном огоньком. Это в баночке с травой Светлячок сидит живой.

Слайд 12

1. Тапир 6. Тёрка 2. Чурка 7. Мазок 3. Роман 8. Барон 4. Ропот 9. Товар 5. Атлас 10. Среда

Слайд 14

Свекла Торты Досуг Квартал Балуясь Звонит Щавель Каучук Красивее Начатый Столяр Мусоропровод

Слайд 15

Св ё кла Т о рты Дос у г Кварт а л Бал у ясь Звон и т Щав е ль Кауч у к Крас и вее Н а чатый Стол я р Мусоропров о д

Слайд 16

Конец… Холод… Злость… Сила… Счастье… Наказание… Молодость… Аккуратность…

Слайд 17

Конец – начало Холод – жара Злость – доброта Сила – слабость Счастье – горе Наказание – награда Молодость – старость Аккуратность - неряшливость

Слайд 18

1. Диву даваться… 2. На ночь глядя… 3. Выходить из себя… 4. Водить за нос… 5. Капля в море… 6. Куры не клюют… 7. Ни свет ни заря… 8. Надуть губы… 9. Повесить нос… 10. Яблоку негде упасть….



Предварительный просмотр:

Приветствие команд.

Команда «Радуга».

Мы весёлые ребята,

И не любим мы скучать,

С удовольствием все будем

Мы в турнире выступать.

И пусть быстрей кипит борьба,

Сильней соревнование,

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

Девиз:
мы как радуги цвета

Неразлучны никогда!

http://co8tula.ru/upload/iblock/011/011757a2fc44b2f9f65b31ef17793ac0.jpghttp://co8tula.ru/upload/iblock/011/011757a2fc44b2f9f65b31ef17793ac0.jpg

http://co8tula.ru/upload/iblock/011/011757a2fc44b2f9f65b31ef17793ac0.jpghttp://co8tula.ru/upload/iblock/011/011757a2fc44b2f9f65b31ef17793ac0.jpg

Команда «Дружба».

 Мы отвечаем дружно,

 И здесь сомнений нет:

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

И, соревнуясь вместе с вами,

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней

 И наша дружба крепнет с ней.

Команда «дружба»

Девиз наш: Дружба и успех!
Мы победим сегодня всех!

C:\Users\User\Desktop\druzhba-150x150.jpgC:\Users\User\Desktop\druzhba-150x150.jpg

C:\Users\User\Desktop\druzhba-150x150.jpgC:\Users\User\Desktop\druzhba-150x150.jpg

http://co8tula.ru/upload/iblock/011/011757a2fc44b2f9f65b31ef17793ac0.jpg

C:\Users\User\Desktop\druzhba-150x150.jpg

Раунд 2 «Собери пословицу» (разрезать 2 штуки)

Не спеши языком;                          Неученье – тьма;

делу время                                    по уму провожают;

труд человека кормит;                    торопись делом;

что посеешь;                                          а лень – портит;

ученье – свет;                                         то пожнёшь;

 по одёжке встречают;                        потехе час;

терпение и труд;                            люби и саночки возить;

 любишь кататься.                           всё перетрут.

Свекла        Торты
Досуг           Квартал
Балуясь      Звонит  
Щавель       Каучук
Красивее    Начатый
Столяр        Мусоропровод

Свекла        Торты
Досуг           Квартал
Балуясь      Звонит  
Щавель       Каучук
Красивее    Начатый
Столяр        Мусоропровод

Загадки про падежи

«Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку».

По первым буквам прочитай, Все шесть братишек называй.

Их имена скорей скажи. Конечно, это...

Ответ: Падежи

Именительный, родительный,

Дательный, винительный,

Творительный, предложный...

Все их запомнить сложно.

Ты в памяти всегда держи

Названия. Это... 

Ответ: Падежи

 

Творите - КЕМ? Творите - ЧЕМ? 

Я подскажу вам - нет проблем! 

Предлогам «перед», «под» и «над» 

В любой момент я очень рад. 

Коль ты сообразительный, 

Узнай падеж ... 

Ответ: Творительный.

 

Предлогов с детства не люблю, 

С собой их рядом не терплю. 

Мои вопросы - ЧТО? и КТО? - 

Не перепутает никто.

Ответ: Именительный падеж.

 

КОГО же нет? Я очень беспокоюсь. 

ЧЕГО же нет? Отправлюсь я на поиск. 

Прошу, друзья, скорее помогите! 

Какой падеж, скорее подскажите! 

Ответ: Родительный падеж 

 

КОМУ все дать? К ЧЕМУ призвать? - 

Лишь только я могу сказать. 

С предлогом «к» порой дружу, 

С предлогом «по» гулять хожу. 

Запомни обязательно, 

Дружок, падеж ты ...

Ответ: Дательный

КОГО винить, спросите у меня,
Без обвинений не проходит дня.
Но я могу не только обвинять,
ЧТО вижу, тоже вам могу сказать.
Предлоги «в», и «на», и «под»
Со мной найдёте без хлопот.
Предлоги «через», «про» и «за»
Вам тоже бросятся в глаза.
Так кто же умный самый тут,
Кто скажет, как меня зовут?
(Винительный падеж.)

О КОМ все думают, О ЧЁМ мечтают, -
Свои секреты мне лишь открывают.
Мне без предлогов белый свет не мил,
Без них, родных, и дня б я не прожил.
Моё вам имя отгадать не сложно,
Коль я с предлогами, то я - ...
(Предложный.)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык 6 класс"

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...