Схема подготовки к ОГЭ (русский язык)
методическая разработка по русскому языку (7, 8, 9 класс)
Направления деятельности по подготовке к ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema_podgotovki_k_oge_russkiy_yazyk.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
План по подготовке к ОГЭ
Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов новой формы Государственной итоговой аттестации по русскому языку.
В ходе занятий учащиеся должны:
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
- научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
- владеть формами обработки информации исходного текста;
- через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме;
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- работать с бланками экзаменационной работы
Требования к уровню подготовки (планируемые результаты):
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению.
Метапредметные: проявлять самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю); четко следовать инструкциям, сопровождающим задание; самостоятельно распределять время на выполнение заданий; четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке; хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка; правильно отмечать в бланке вариант ответа; вносить исправления в бланк экзаменационной работы; сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
Предметные:
Знать трудные случаи правописания;
Понимать их роль в общекультурном развитии человека;
Объяснять языковое явление;
Уметь применять знания при тестировании;
Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;
Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
работать над расширением словарного запаса;
опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
выполнять различные типы тестовых заданий;
определять синтаксические конструкции и постановку знаков препинания при них, уметь трактовать синтаксические структуры.
Формы диагностики: самостоятельные работы с заданиями в форме ОГЭ, тренировочные диагностические работы в формате ОГЭ.
Подготовка к ОГЭ тематически и методически включает в себя работу над тремя аспектами:
1. Решение тестовых заданий формата ОГЭ.
2. Сжатое изложение.
3. Сочинение на лингвистическую тему.
1. Подготовка к решению тестовых заданий
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом. При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.
Задания 2 части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений; проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
При повторении понятий по фонетике необходимо особое внимание уделить соотношению букв и звуков в словах с разделительными знаками, с непроизносимыми согласными, а также мягким знаком, использующимся для смягчения согласных.
При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при- правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.
При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).
Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения.
2. Подготовка к сжатому изложению
Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- умение адекватно воспринимать авторский замысел;
- умение вычленять главное в информации;
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.
3. Подготовка к сочинению-рассуждению
Третья часть работы ОГЭ содержит творческое задание, которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст.
Необходимо изучить особенности рассуждения как типа речи, его структуру, лексические, морфологические, синтаксические признаки, так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи. Учащиеся должны освоить клише, необходимые ля написания сочинения, уметь формулировать тезис, выводы, строить логически связный текст. В программу подготовки к ОГЭ входит и ознакомление с критериями оценивания сочинения.
Направления по подготовке к ОГЭ
выполнение заданий демоверсий ОГЭ
с последующим аналитическим разбором проведение репетиционных работ по блокам
ошибок и верных ответов
написание программных сочинений
и изложений в соответствии с системой требований
к сочинению и изложению на ОГЭ
Общая схема подготовки к ОГЭ:
Ознакомление с типами заданий ОГЭ, требованиями к форме ответа |
Определение языкового материала, знание которого необходимо для благополучного решения задачи |
Выполнение заданий с методической поддержкой учителя |
Самостоятельное выполнение заданий обучающимися |
Анализ работ обучающимися (работа с текстом) при помощи учителя |
Определение «зон» знаний и умений (языковых и общепредметных), в которых имеются пробелы |
Ликвидация недочётов в знаниях, расширение имеющихся языковых знаний путём введения на уроке новых типов заданий, изучения справочных таблиц, индивидуальных консультаций и др. |
Повторная апробация с введением нового материала для диагностики (новых типов заданий, нового языкового материала и др.). На данном этапе необходимо сочетать диагностику сформированности умений работать с уже апробированным материалом с ознакомлением с относительно новым материалом |
Определение «зон» знаний и умений (языковых и общепредметных), в которых остаются пробелы. Дальнейший мониторинг и коррекция способов подготовки к ОГЭ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорные схемы и таблицы по русскому языку
Начиная с 5 класса мои ученики на уроках русского языка пользуются портфолио, которое включает в себя опорные схемы и таблицы. Хочу предложить вашему вниманию некоторые из них....
Схемы и алгоритмы по русскому языку
Схемы и алгоритмы (орфография и пунктуация) помогут как учителю, так и ученику...
Применение графических схем предложений при обучении русскому языку
Данная обобщающая работа преподавателя поможет применять схемы на уроках русского языка в разделе: "Синтаксис и пунктуация". Практическая значимость данного вида деятельности очевидна. Работа с ...
схемы и таблицы по русскому языку и литературе
схемы и таблицы по русскому языку и литературе...
Презентация "Опорные схемы-конспекты на уроках русского языка и литературы
Мои размышления по использованию опорных схем-конспектов...
ПОДГОТОВКА ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: этапы работы над сочинением, подготовка к устному экзамену, материал по теме "Средства выразительности" и "Словосочетания".
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ...
Схемы и таблицы по русскому языку
Весь теоретический материал: схемы, таблицы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ....