Правописание союзов. Урок-проект
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Наталья Гайдук
Данная методическая разработка представляет один урок из системы уроков русского языка, разработанных в контексте учебно-исследовательской деятельности. Изменения в современной образовательной политике государства, обозначенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартах кардинально изменили требования и цели образовательной деятельности. Современный выпускник – это развитая, творческая личность, способная видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути ее решения. Достижение этой цели возможно лишь при условии освоения учащимися исследовательской деятельности. Также в основе данного урока лежит системно-деятельностный подход, который позволяет учащимся осознанно овладевать необходимыми званиями и навыками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Номинация «Лучший урок гуманитарного цикла»

Русский язык

Гайдук Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №91 Петроградского района Санкт-Петербурга

2. Методическая разработка урока русского языка

Данная методическая разработка представляет один урок из системы уроков русского языка, разработанных в контексте учебно-исследовательской деятельности. Изменения в современной образовательной политике государства, обозначенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартах кардинально изменили требования и цели образовательной деятельности. Современный выпускник – это развитая, творческая личность, способная видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути ее решения. Достижение этой цели возможно лишь при условии освоения учащимися исследовательской деятельности. Также в основе данного урока лежит системно-деятельностный подход, который позволяет учащимся осознанно овладевать необходимыми званиями и навыками.

2.1. Предмет: русский язык (7 класс)

Тема урока: «Правописание союзов»

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-проект.

Цель: формирование образовательных компетенций (языковой, коммуникативной, рефлексивной, креативной, информационной) через изучение правил написания союзов, овладение навыками использования языка в различных ситуациях, формирование навыков исследовательской деятельности.

Задачи урока:

  • сформулировать совместно с учащимися алгоритм правописания союзов;
  • формировать на основе анализа текстов умение учащихся находить союзы, отличать их от других частей речи;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • развивать логическое мышление, память, письменную и устную речь;
  • воспитывать успешную личность, способную самостоятельно формулировать и достигать поставленную цель.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

Учащиеся будут

  • ЗНАТЬ  правило правописания союзов, их отличие от других частей речи;
  • УМЕТЬ находить в тексте союзы, отличать от омонимичных частей речи, применять алгоритм правописания союзов, грамотно писать союзы и омонимичные части речи;

Личностные:

  • Формирование личностного смысла учения;
  • Осознание степени усвоения материала по изучаемой теме с помощью приемов ЗХУ, рефлексии, прогнозирования;
  • Развитие внутренней мотивации к учебной деятельности.

Метапредметные:

  • производить требуемую последовательность действий по инструкции; при необходимости уточнять формулировки задачи, получать недостающие дополнительные данные и новые способы решения;
  • выявлять и использовать аналогии, переносить взаимосвязи и закономерности на задачи с аналогичным условием; выдвигать и проверять гипотезы, систематически пробовать различные пути решения;
  • выполнять текущий контроль и оценку своей деятельности; сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта; оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев; видеть сильные и слабые стороны полученного результата и своей деятельности, воспринимать и использовать критику и рекомендации других,
  • владеть технологией групповой работы, технологией исследовательской деятельности, стратегиями текстовой деятельности.

Используемые технологии: технология проблемного обучения, метод ЗХУ, технология работы в группе, технология исследовательской деятельности, элементы игровой технологии, технология критического мышления.

Оборудование урока: интерактивная доска «Smart», мультимедийная презентация, доска, мультимедийный проектор, «Дневник исследователя», смайл для рефлексии, плакат «Настроение урока», раздаточный материал.

2.3. Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.

  • Метод ЗХУ: «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (З – Х – У);

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Записывают то, что уже знают об этом вопросе, группируют предложенные идеи и категории

Спорные идеи и вопросы.

Затем читается текст и находятся ответы на вопросы.

Записывают то, что учащиеся узнали из текста. Ответы располагаются параллельно вопросам из второй колонки.

Метод ЗХУ является эффективным методом как актуализации знаний, так и методом диагностики предметных и метапредметных результатов.  Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Учащимся предлагается записать, что они знают по теме «Союз» в первую колонку. На этапе «Самопроверки и самооценки» обучающиеся сравнивают «свои знания» с «образцом» и оценивают себя по предложенным критериям. Анализ результатов заполнения первого столбца позволяет учителю и ребятам выявить «пробелы в знаниях». Также этот метод дает возможность диагностировать сформированность регулятивных УУД, которые необходимы учащимся при заполнении таблицы. В колонку «Хочу узнать» -  внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем обучающиеся читают новый текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста предлагается заполнить колонку «Узнал». Располагаются  ответы напротив поставленных вопросов. Далее обучающимся предлагается сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста. При этом желательно излагать  сведения, понятия или факты  только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. При проверке заполнения графы «Узнал» проверяется уровень усвоения нового материала, а также появляется возможность рефлексии своей деятельности, т.к. необходимо вернуться к ранее поставленным задачам.

  • Тестовые задания

На уроке использованы тестовые задания 2 видов: с вариантом ответов (задание 13 из КИМ ЕГЭ) и с открытыми вопросами (учащимся предлагается самостоятельно вписать слова). Тестовые задания дают возможность проверить предметные результаты: степень усвоения орфограммы «Правописание союзов», а также пронаблюдать степень сформированности регулятивных УУД.

  • Составление алгоритма «Правописание союзов»

Над составлением алгоритма учащиеся работают в группе, а учитель имеет возможность наблюдать за формированием регулятивных и коммуникативных УУД.


2.2. Содержание учебного материала урока с описанием видов деятельности учителя и учащихся.

Этап урока 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формируемые УУД 

Организационный момент , 2 мин

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоционально позитивный настрой  

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, высказывают свои предположения

Регулятивные: 

-нацеливание на успешную

деятельность

Личностные: -выражение

положительного отношения к процессу познания,

-проявление желания узнавать новое

Коммуникативные:  

-формирование умения слушать и слышать

-готовность к сотрудничеству

Мотивация познавательной деятельности, 3 мин

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого обсуждаются мотивационная составляющая урока, а также его игровая форма.

Обсуждают «ступени успешности», просматривают видео, после чего определяют форму урока (см. сценарий урока) 

Регулятивные: 

умение оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

Личностные: 

развитие познавательных интересов, учебных мотивов Коммуникативные: 

умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции

Самоопределение к деятельности, 2 мин

Предлагает учащимся познакомиться с заданием из ЕГЭ, попытаться его выполнить осознанно.

Пытаются выполнить задание из КИМов ЕГЭ, определяют область своего «незнания»

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные

Формулировка темы урока, 2 мин

Предлагает учащимся сформулировать тему урока

Учащиеся формулируют тему урока, записывают ее в «Дневники исследователя»

Личностные: 

развитие познавательных интересов, учебных мотивов Коммуникативные: 

умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции

Актуализация опорных знаний, 5 мин

Организует работу по заполнению таблицы.

Записывают свои теоретические знания в графу «знаю», а также записывают вопросы в графу «хочу узнать».

Позанвательные: ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно определять, какие знания необходимо приобрести для решения задач; представлять информацию в виде таблицы;

Регулятивные: подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель

Самопроверка и самооценка, 5 мин

Организует самопроверку заполненной колонки «Знаю», самооценку по критериям, а также обсуждение эффективности метода ЗХУ на данном этапе урока. Обсуждает записанное в колонку «Хочу узнать»

Учащиеся самостоятельно проверяют заполнение таблицы, сверяясь с «образцом», затем оценивают себя, используя предложенные критерии. Затем обсуждают записанное в колонку «Хочу узнать», на основании которой затем смогут сформулировать цель и задачи собственной деятельности.

Регулятивные:

Соотнести свой результат с целью и оценить его;

Коммуникативные: доносить         свою         позицию до других,         владея         приёмами         монологической         и

диалогической речи; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

Постановка цели урока, 5 мин

Организует диалог, в результате которого учащиеся формулируют цель и задачи урока. Помогает учащимся вспомнить этапы исследовательской деятельности, совместить их с целями и задачами урока.

Учащиеся «перешагивают» на вторую «ступень успешности»: «Принимайте решения, основываясь на своих целях», формулируют цель  и задачи урока. Основываясь на этапах исследовательской деятельности, соотносят их с целями и задачами урока, планируют свою деятельность.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задач)

Коммуникативные: доносить         свою         позицию до других,         владея         приёмами         монологической         и

диалогической речи;

Изучение темы. Исследование.

15 мин

Организует работу в группах по плану: работа с текстом, определение частей речи, аргументация своего мнения, составление алгоритма, подготовка к его презентации.

Во время работы учащимся предоставляется возможность пользоваться подсказками, тем самым реализуется требование вариативности и разноуровневости заданий.

Учащиеся, пользуясь «Памятками работы в группе» и «Планом работы», организуют совместную деятельность в группе: анализируют предложенный текст, определяют части речи, аргументируют собственное мнение, составляют алгоритм нахождения союзов в предложении, формулируют орфограмму «Правописание союзов». Обсуждают методы исследования.  Готовятся к презентации результатов своей деятельности. Учащиеся имеют возможность пользоваться подсказками.

Познавательные: сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей,

создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и

представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели в целях выявления общих законов, определяющих данную предметную область,

преобразовывать информацию из одного вида в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму; представлять информацию в виде таблиц, схем

Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта),

-подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель,

-работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература), -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Коммуникативные: понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории, - понимать систему взглядов и интересов человека; -договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.), - предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений

Взаимопроверка.  Оценивание.

10 мин.

Организует проверку полученных результатов работы в группе. Проверка письменного задания, связанного с анализом текста проводится по образцу и оценивается по критериям. Алгоритмы нахождения союзов, а также выводы по их написанию обсуждаются коллективно. Алгоритм дорабатывается во время выступления групп, т.о. создаётся универсальный алгоритм «Правописание союзов». Затем выводы, сделанные учащимися, учитель предлагает сопоставить с теоретическим материалом учебника, дополнить свои выводы, если это необходимо.

Сначала учащиеся проверяют выполнение письменного задания по образцу, оценивают себя по предложенным критериям. Затем презентуют результаты своего «исследования», обсуждают полученный алгоритм, вносят необходимые корректировки. Затем свои выводы сопоставляют с теоретическим материалом учебника, вносят дополнения, если это необходимо. Анализируют эффективность своей работы в группе.

Регулятивные:

Соотнести свой результат с целью и оценить его;

Коммуникативные: доносить         свою         позицию до других,         владея         приёмами         монологической         и

диалогической речи; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

Первичное закрепление

5 мин

Предлагает учащимся вернуться к заданию 13 из КИМ ЕГЭ, выполнить его, использую новые знания.

Учащиеся выполняют задание 13 из КИМ ЕГЭ, используя алгоритм и «новые» знания.

Познавательные: -ориентироваться в системе своих знаний; -отбирать необходимые знания и применять их на практике;

Регулятивные: подбирать к каждой задаче адекватную ей теоретическую модель;

Самопроверка. Самооценка.

2 мин

Организует самопроверку, самооценку по критериям.

Учащиеся проверяют свои ответы, сравнивая с правильными ответами, оценивают себя по критериям. Анализируют полученные результаты.

Регулятивные:

Соотнести свой результат с целью и оценить его;

Коммуникативные: доносить         свою         позицию до других,         владея         приёмами         монологической         и

диалогической речи; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

Творческое задание 7 мин

Организует деятельность учащихся, направленную на закрепление новой темы и развитие речи.

Учащиеся в группе пытаются составить текст с указанным союзом на заданную тему.

Познавательные: -ориентироваться в системе своих знаний; -отбирать необходимые знания и применять их на практике;

Регулятивные: подбирать к каждой задаче адекватную ей теоретическую модель; Коммуникативные: понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории, - понимать систему взглядов и интересов человека; -договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.), - предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений

Проверка

6 мин

Организует проверку творческого задания. Обсуждение результатов.

Учащиеся представляют результаты групповой работы. Обсуждают полученный текст. Вспоминают критерии текста, доказывают, что у них получился текст.

Регулятивные: соотнести свой результат с целью и оценить его;

Коммуникативные: доносить         свою         позицию до других,         владея         приёмами         монологической         и

диалогической речи; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

Закрепление.

5 мин

Организует закрепление изученного. А также проводит диагностику степени усвоения нового материала.

Учащиеся закрепляют полученные знания, а также заполняют тест, который помогает систематизировать новый материал, проверить степень его усвоения.

Познавательные: -ориентироваться в системе своих знаний; -отбирать необходимые знания и применять их на практике;

Регулятивные: подбирать к каждой задаче адекватную ей теоретическую модель;

Самопроверка.  Самооценка.

2 мин

Организует самопроверку, самооценку по критериям.

Учащиеся проверяют свои ответы, сравнивая с правильными ответами, оценивают себя по критериям. Анализируют полученные результаты.

Регулятивные: соотнести свой результат с целью и оценить его;

Коммуникативные: доносить         свою         позицию до других,         владея         приёмами         монологической         и

диалогической речи; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

Итог урока.

6 мин

Организует заполнение колонки «Узнал»,обсуждение полученного.

Учащиеся заполняют колонку «Узнал», сверяют ее с графой «Хочу узнать», делают вывод о решении задач урока. Подсчитывают количество баллов в оценочном листе за весь урок. Делают вывод. Соотносят этап урока с этапом исследовательской деятельности, а также отмечают себя на «ступени успешности». Отвечают на вопрос о достижении цели урока.

Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний; преобразовывать информацию из одного вида в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму

Регулятивные: соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его

Коммуникативные: доносить         свою         позицию до других,         владея         приёмами         монологической         и

диалогической речи; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

Домашнее задание

2 мин

Предлагает учащимся дифференцированное домашнее задание в зависимости от результатов каждого учащегося.

Учащиеся выбирают домашнее задание в зависимости от собственного уровня усвоения материала.

Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний

Регулятивные: соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его

Рефлексия

6 мин

Организует анализ деятельности учащимися.

Анализируют собственную деятельность, а также эмоциональное состояние.

Регулятивные: -самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха,

-уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности

Коммуникативные: доносить         свою         позицию до других,         владея         приёмами         монологической         и

диалогической речи; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его


2.4. Текст методической разработки

Орг.момент

  • Прежде чем мы начнем урок русского языка и приступим к изучению и исследованию языковых явлений, поднимите руку, кому нравится быть успешным? А что это значит? А вы знаете, как достичь успеха?

Беседа. Мотивация к деятельности.

  • У каждого есть свой секрет успеха, посмотрите: 7 ступеней, которые приведут каждого из вас к успеху! И не только на этом уроке! Слайд 2.

Фрагмент из кф «Записки о Шерлоке Холмсе»

  • Вы узнали героев? Из какого они произведения?
  • Слайд 3. Верно, Артура  Конан Дойля «Рассказы о Шерлоке Холмсе». Дело в том, что Шерлок Холмс получил несколько загадочных писем и в первый раз не знает, что ему делать, т.к. раньше никогда не расследовал дела, связанные с грамматикой русского языка. Поэтому он и доктор Ватсон просят вас о помощи. Поможете? Тогда за дело!

Самоопределение к деятельности.

  • Перед вами лежат КИМы ЕГЭ. У каждых своих вариант. Прочитайте задание 13. Можете ли вы сейчас выполнить ОСОЗНАННО это задание? Чего не хватает? (Знаний правила правописания союзов).

Формулировка темы урока.

  • Вернемся к нашему делу, которое кстати до сих пор не имеет названия… Посмотрите на какой ступеньке к успеху мы сейчас находимся? Слайд 5. Чтобы шагнуть дальше, необходимо четко сформулировать тему урока. Какие есть варианты? Правописание союзов.
  • Итак, запишите в свои Дневники тему урока, она же и будет названием дела «Дело о правописании союзов». Запись в «Дневники исследователя». Слайд 6.

Актуализация опорных знаний.

  • С чего всегда начинается расследование? С составления словесного портрета. В этом нам поможет наш проверенный метод – метод ЗХУ.  Заполните первую и вторую колонки. (Один человек у доски).
  • Проверка колонки «Знаю». Самопроверка и самооценка: Проверьте то, что вы написали. Если вы вспомнили все данные о союзе поставьте себе 2 балла, если забыли какой-то 1 пункт – поставьте 1 балл, если 2 и более – 0 баллов. Слайд 7.
  • Как вы думаете, почему  портрет Союза нарисовать трудно? (пустой портрет) Верно, он ведь не имеет лексического значения, признаков словоизменения, и даже не является членом предложения. Да… сложное дело предстоит нам сегодня! Но я уверена, что вы справитесь!
  • Что же нужно узнать на уроке, чтобы помочь Шерлоку Холмсу? Проверка колонки «Хочу узнать».
  • Как вы думаете, почему именно этот метод эффективен на данном этапе?

Постановка цели урока.

  • Движемся дальше и перешагивам на 2 ступень. Слайд 8 «Ступени». Что необходимо сделать? Четко сформулировать цель. Назовите, однокоренные слова к слову следователь. (Расследовать, исследовать, расследование и т.п.). Наша цель научиться правильно писать союзы.  Что для этого нам нужно сделать? 1.Изучить орфограмму «Правописание союзов». 2. Уметь находить союзы в тексте. 3. Применяя алгоритм, правильно писать союзы и омонимичные слова.  «Дневники исследователя». Слайд 9.

 - Перед вами структура исследовательской деятельности. Слайд 10 «Структура исследовательской деятельности». Как вы считаете, можно ее совместить с нашими шагами к Успеху? Конечно. Слайд 11. Пришло время действовать!

Изучение темы. Исследование.

Задание 1. Слайд 12. Работа в группах. Памятка работы в группах. Приложение.

Задание:

  1. Определите часть речи выделенных слов. Надпишите.
  2. Докажите, правильность своего мнения.
  3. Составьте алгоритм нахождения союза в предложении.
  4. Сделайте вывод о правописании союза.

При затруднении, можно воспользоваться Подсказкой.

Помните, что за каждое использование подсказки  - 1 балл.

Проверка. Оценивание. Критерии оценивания.

Правильность – 0-1 б.

Доказательность – 0-1-2 б. За использование подсказок -1 балл.

Макс. 3 б.

 Сформулируйте полученный алгоритм.  Проверьте правильность своих выводов с учебником. С.185-186. Что можете сказать?

Первичное закрепление. Задание 2. Вернитесь к заданию ЕГЭ. Выполните его. Запишите вариант и ответ. Проверка. Самооценка. Поднимите руки, у кого ответ ___. Поставьте себе 1 балл. У кого другой -  0 баллов. Как рассуждали, применяя алгоритм?

 Творческое задание. Задание 3.

  • Составьте предложение с указанным союзом на заданную тему.

Проверка. Скажите, у группы получился текст? Почему? 

  • Молодцы, ребята! Мы продвигаемся с вами все выше к успеху!

Закрепление.

  • Подведем итог. В течение урока мы заполняли Дневник исследователя и помогали Шерлоку Холмсу: узнали, как пишутся союзы и как их отличить от синонимичных частей речи. Теперь обязательно нужно сделать вывод о правописании союзов. Заполнение в парах. Самопроверка по слайду 20. Оценка (2 б.)
  • Союзы зато, чтобы, причем, притом, оттого, поэтому, потому и др. пишутся слитно. Чтобы не ошибиться при письме, следует:
  1. Определить часть речи
  2. Учитывать ряд положений:
  • Союз не имеет собственно грамматического значения.
  • Союз не является членом предложения. Служит для связи однородных членов предложения или простых предложений в составе сложного.
  • Можно заменить синонимичными союзами (но, потому что, притом и т.п.)
  • Частицы же, бы можно переставить
  • Местоимения можно опустить

Итог урока.

  • Слайд 21. Вернемся к нашим этапам исследовательской деятельности, как вы думаете, достигли поставленной цели? Вспомните, какие задачи ставили в начале урока? Решили ли поставленные задачи? Как вы это подтвердите? Посчитайте, полученные баллы.

Домашнее задание.

От того, как вы сегодня поработали, будет зависеть и ваше ДЗ.

  1. П. 33 – выучить. Составить диктант на закрепление орфограммы (5 предложений.)
  2. П.33 – выучить. Упр.400.
  3. П.32, 33 – выучить. Упр.400, 401
  • Кто сегодня достиг верхней ступени? Слайд 14 «Ступени» Молодцы! И Шерлоку Холмсу помогли и сами многое узнали. Но помните, самое главное — не останавливаться на достигнутом!

Рефлексия.

  • Возвращаясь к нашим «ступеням успеха», попытайтесь проанализировать свою деятельность. На каком этапе вы работали наиболее эффективно? А что можно посоветовать себе и ребятам, чтобы улучшить свою работу, достигать успеха на каждом уроке?
  • Какое у вас настроение после урока? Покажите. (смайлики). Картина.
  • Спасибо за урок!

Список использованной литературы:

  1. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Методическое пособие. Ольга Крылова, Ирина Муштавинская, Каро, Санкт-Петербург, 2013г.
  2. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах, Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н., «Просвещение», М., 2014г.
  3. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы.,  Абрамова С. В., «Просвещение», М., 2014г.
  4. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы., Цыбулько И. П. / Под ред. Ковалёвой Г.С., Логиновой О. Б. «Просвещение», М., 2014г
  5. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под ред. И. П. Цыбулько, «Национальное образование», М., 2015г.
  6. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах, Добротина И.Г., «Просвещение», М., 2014г.
  7. Технология развития универсальных учебных действий учащихся, Татарченкова С. С., Каро, Санкт-Петербург, 2014г.


Приложение.

Дневник исследователя

Фамилия, имя _________________________________                        Дата __________________

Тема ___________________________________________________________

Цель: ___________________________________________________________

Задачи:

1.Изучить орфограмму «Правописание союзов». 2. Уметь находить союзы в тексте. 3. Применяя алгоритм, правильно писать союзы и омонимичные слова.

Оценка _______.

Правописание союзов:

Задание 1.  Союз __________________. Пишется __________________.

Оценка _______ .

Алгоритм.

1. __________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________

4. __________________________________________________________________

5. __________________________________________________________________

6. __________________________________________________________________

2. ЕГЭ. Вариант _______. Ответ № _________.

Оценка ________ .

3.Творческая работа. ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________.

4.Вывод — отчет.

Оценка _________ .                                                          

Итого: _____________

Тексты для работы в группах.

Задание 1.

Группа 1. Зато тайга оживала, когда наступали лунные ночи.  Человек благодарил меня за то, что я проявил интерес к звездному небу. День выдался пасмурный, зато не было жарко. Море темнело, волны теряли свой блеск, зато небо начало светлеть. Спрячься за то дерево. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Подсказка 1.

  1. Можно задать вопрос? Есть ли общее грамматическое значение?
  2. Какую функцию выполняет в предложении?

Подсказка 2.

  1. Можно заменить синонимичным союзом НО.
  2. Пишется СЛИТНО.

Группа 2:1) Всякий человек склонен рассуждать, что бы он сделал на месте другого. (М. Семенова) 2) Ночь открывала бесчисленные глаза, чтобы смотреть вниз до рассвета. (М. Семенова) 3) Дорога была достаточно широка, чтобы на ней могли разъехаться два грузовика. (В. Пелевин) 4) Что бы он ни делал, все выходило плохо. 5) И тогда я тоже собрал все силы, чтобы вытерпеть еще хотя бы минуту.

Подсказка 1.

  1. Можно задать вопрос? Есть ли общее грамматическое значение?
  2. Какую функцию выполняет в предложении?

Подсказка 2

  1. Частицу БЫ можно переставить или отбросить.
  2. Пишется СЛИТНО.

Группа 3: Он вернулся через два часа и получил тот же ответ, причем лакей как-то косо посмотрел на него. При чём здесь наши отношения? Я спросил его, при чём здесь приезжие гости, если они никакого отношения к его работе не имеют. Работа выполнялась, причём хорошо. Весна наступила внезапно, причём теплая и дружная.

Подсказка 1.

  1. Можно задать вопрос? Есть ли общее грамматическое значение?
  2. Какую функцию выполняет в предложении?

Подсказка 2.

  1. Можно заменить синонимичными союзами ПРИТОМ.
  1. Пишется СЛИТНО.

Группа 4: Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм, и притом осторожность никогда не мешает. Я присутствовал при том торжественном открытии памятника. Он был художником, притом известным. При том письме были приложены вырезки из газет. «Он всегда был при деньгах, притом любим товарищами и уважаем начальством» (И. Гончаров)

Подсказка 1.

  1. Можно задать вопрос? Есть ли общее грамматическое значение?
  2. Какую функцию выполняет в предложении?

Подсказка 2.

  1. Можно заменить синонимичными союзами ПРИЧЁМ.
  2. Местоимение ТОМ можно опустить, и смысл предложения не изменится.
  3. Пишется СЛИТНО.

Группа 5: Оттого что ярко светило солнце, все были веселы. От того дома надо было свернуть направо. Рыжики можно собирать как осенью, так и в течение всего лета: всё зависит от того, какое лето. Пришлось отказаться от того, что было задумано, так как деньги на счет не поступили. Ехать дальше мы не могли, оттого что начался разлив рек.

Подсказка 1.

  1. Можно задать вопрос? Есть ли общее грамматическое значение?
  2. Какую функцию выполняет в предложении?

Подсказка 2.

  1. Можно заменить синонимичными союзами ПОТОМУ, ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК.
  2. Местоимение ТОГО можно опустить, и смысл предложения не изменится.
  3. Пишется СЛИТНО.

Задание 3.

Группа 1.

Тема: Школа.

Союз: ЗАТО.

Группа 2.

Тема: ОБЖ.

Союз: ЧТОБЫ.

Группа 3.

Тема: Зима. Гололед.

Союз: ПРИЧЁМ.

Группа 4.

Тема: Праздник.

Союз: ПРИТОМ.

Группа 5.

Тема: Каникулы.

Союз: ОТТОГО, ОТТОГО ЧТО.

Отчет:

Союзы __________________________________________________ и др. пишутся _________.

Чтобы не ошибиться при письме, следует:

  1. ____________________________________________
  2. Учитывать ряд положений:
  • Союз ______________ собственного грамматического значения.
  • Союз ______________________ предложения. Служит для связи однородных членов предложения или простых предложений в составе сложного.
  • Можно заменить _______________________ (но, потому что, притом и т.п.)
  • Частицы же, бы ______________________________
  • Местоимения можно ______________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Гайдук Наталья Васильевна учитель русского языка и литературы

Слайд 2

7 ступеней к успеху То, как Вы думаете, определяет все остальное Принимайте решения, основываясь на своих целях Действуйте Никогда не переставайте учиться Будьте настойчивы и усердно трудитесь Учитесь анализировать детали Взаимодействуйте и общайтесь с людьми

Слайд 3

Артур Конан Дойль Врач, шотландский и английский писатель, автор детективных произведений о Шерлоке Холмсе. 1859-1930

Слайд 5

7 ступеней к успеху То, как Вы думаете, определяет все остальное Принимайте решения, основываясь на своих целях Действуйте Никогда не переставайте учиться Будьте настойчивы и усердно трудитесь Учитесь анализировать детали Взаимодействуйте и общайтесь с людьми

Слайд 6

Правописание союзов Дело о правописании союзов.

Слайд 7

Критерии оценивания Перечислил ВСЕ пункты – 2 балла Пропустил 1 пункт – 1 балл Не записал 2 и более – 0 баллов

Слайд 8

7 ступеней к успеху То, как Вы думаете, определяет все остальное Принимайте решения, основываясь на своих целях Действуйте Никогда не переставайте учиться Будьте настойчивы и усердно трудитесь Учитесь анализировать детали Взаимодействуйте и общайтесь с людьми

Слайд 9

Правописание союзов. Цель: научиться правильно писать союзы. Задачи: 1.Изучить орфограмму «Правописание союзов». 2. Уметь находить союзы в тексте. 3. Применяя алгоритм, правильно писать союзы и омонимичные слова :

Слайд 10

Структура исследовательской деятельности Тема исследования. Общее ознакомление с проблемой исследования, определение ее внешних границ. Формулирование цели исследования. Разработка гипотезы. Постановка задач исследования. Методы исследования. Организация и проведение исследования. Обобщение и синтез экспериментальных данных. Проверка гипотезы. Вывод.

Слайд 11

7 ступеней к успеху То, как Вы думаете, определяет все остальное Принимайте решения, основываясь на своих целях Действуйте Никогда не переставайте учиться Будьте настойчивы и усердно трудитесь Учитесь анализировать детали Взаимодействуйте и общайтесь с людьми Тема Цели Гипотеза,задачи Методы Проведение исслед. Обобщение и синтез Вывод

Слайд 12

Правописание союзов . Работа в группах. Задачи. Исследование. 1. Определить часть речи выделенных слов. 2.Составить алгоритм нахождения союза в предложении. 3. Сделайте вывод о правописании союза.

Слайд 13

ЗАТО 1. Нельзя задать вопрос. Не имеет общего грамматического значения. 2. Соединяет однородные члены предложения, простые предложения в составе сложносочиненного предложения. 3. Можно заменить синонимичным союзом НО . 4. Пишется СЛИТНО.

Слайд 14

ЧТОБЫ 1. Нельзя задать вопрос. Не имеет общего грамматического значения. 2. Соединяет простые предложения в составе сложноподчиненного предложения. 3. Частицу БЫ можно переставить или отбросить. 4. Пишется СЛИТНО.

Слайд 15

ПРИЧЁМ 1. Нельзя задать вопрос. Не имеет общего грамматического значения. 2. Соединяет простые предложения в составе сложноподчиненного предложения. 3. Можно заменить синонимичным союзом ПРИТОМ. 4. Пишется СЛИТНО.

Слайд 16

ПРИТОМ 1. Нельзя задать вопрос. Не имеет общего грамматического значения. 2. Соединяет простые предложения в составе сложноподчиненного предложения. 3. Можно заменить синонимичным союзом ПИРЧЁМ. Местоимение том можно опустить. 4. Пишется СЛИТНО.

Слайд 17

ОТТОГО 1. Нельзя задать вопрос. Не имеет общего грамматического значения. 2. Соединяет простые предложения в составе сложноподчиненного предложения. 3. Можно заменить синонимичным союзом ПОТОМУ, ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК. Местоимение ТОГО можно опустить. 4. Пишется СЛИТНО.

Слайд 18

АЛГОРИТМ Определить часть речи Союз не имеет собственно грамматического значения. Не является членом предложения. Служит для связи однородных членов предложения или простых предложений в составе сложного. Можно заменить синонимичными союзами (но, потому что, притом и т.п.) Частицы же, бы можно переставить Местоимения можно опустить

Слайд 19

Отчет Союзы _______________________________ и др. пишутся____________ . Чтобы не ошибиться при письме, следует: 1. ______________________ 2. Учитывать ряд положений: Союз ____________ собственного грамматического значения. Союз ______________ предложения. Служит для связи однородных членов предложения или простых предложений в составе сложного. Можно заменить __________________ (но, потому что, притом и т.п.) Частицы же, бы _______________________ Местоимения можно ________________

Слайд 20

Отчет Союзы зато, чтобы, причем, притом, оттого, поэтому, потому и др. пишутся слитно. Чтобы не ошибиться при письме, следует: 1. Определить часть речи 2. Учитывать ряд положений: Союз не имеет собственно грамматического значения. Союз не является членом предложения. Служит для связи однородных членов предложения или простых предложений в составе сложного. Можно заменить синонимичными союзами (но, потому что, притом и т.п.) Частицы же, бы можно переставить Местоимения можно опустить

Слайд 21

7 ступеней к успеху То, как Вы думаете, определяет все остальное Принимайте решения, основываясь на своих целях Действуйте Никогда не переставайте учиться Будьте настойчивы и усердно трудитесь Учитесь анализировать детали Взаимодействуйте и общайтесь с людьми

Слайд 22

Правописание союзов. Цель: научиться правильно писать союзы. Задачи: 1.Изучить орфограмму «Правописание союзов». 2. Уметь находить союзы в тексте. 3. Применяя алгоритм, правильно писать союзы и омонимичные слова :

Слайд 23

7 ступеней к успеху То, как Вы думаете, определяет все остальное Принимайте решения, основываясь на своих целях Действуйте Никогда не переставайте учиться Будьте настойчивы и усердно трудитесь Учитесь анализировать детали Взаимодействуйте и общайтесь с людьми

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Желаю всем добиваться успехов и не останавливаться на достигнутом!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание союзов

Данная презентация может быть использована учителем на уроке русского языкав 7 классе, а также в 10 приповторении орфографии и поготовки к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку для 7 класса по теме: "Правописание союзов"

В помощь учителю русского языка и литературы. "Правописание союзов", на мой взгляд, одна из трудных тем в изучении правил русского языка. Предлагаю своё видение изучения этой темы. Буду рада, если это...

Урок по русскому языку на тему "Правописание союзов" в компьютерном классе.

Научить провописанию союзов; научиться писать союзы;отличать их от местоимений и наречий,  уметь применять знания на практике, использовать информационные  технологии:Microsoft Word , для со...

Правописание союзов

Первый урок по теме "Правописание союзов". Нумерация страниц и номера упражнений указаны по учебнику под редакцией М. М.Разумовской. К разработке урока прилагается презентация и дидактический материал...

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание союзов"

Урок закрепления материала по русскому языку в 7 классе по теме: "Правописание союзов"...

Правописание союзов

Урок и презентация открытого урока в 7 классе по программе М.М.Разумовской...

Использование мультимедио при изучении темы "Союз" (Правописание союзов также, тоже, чтобы).

Урок изучения нового материала.Цель: познакомить с новой орфограммой и сформировать определённые навыки и умения ею пользоваться....