Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание НЕ с причастиями"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Разработка представляет собой технологическую карту урока по теме "Правописание НЕ с причастиями". Приведены примеры заданий, предлагается отработка навыков самостоятельной работы с текстом; владение навыком правильного правописания не с причастиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_s_prichastiyami.docx531.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме

«Правописание НЕ с причастиями»

Учитель: Крантова Ирина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 450 Курортного района Санкт-Петербурга

Класс: 6.

Уровень: базовый.

Тип урока: конструирование новых знаний.

Базовый УМК: Разумовская, М.М. Русский язык. 6 класс. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: «Дрофа», 2013.

Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.

Цель урока: УУД

Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению родного языка, формирование у детей доброты, уверенности в себе.

Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию, организация действий самоконтроля.

Познавательные: формировать умение объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования значения слова, формирование умений писать не с причастиями.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в оценочном суждении, формирование навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

Планируемые результаты:

Личностные: ориентация в системе языковых категорий; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению родного языка.

Метапредметные: развитие навыков само- и взаимоконтроля, способностей к формулированию собственного мнения, умение работать в группе; умение выделять причастие в тексте. Формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанный материал, формирование умения выражать свои мысли.

Предметные: отработка навыков самостоятельной работы с текстом; владение навыком правильного правописания не с причастиями.


Технологическая карта урока русского языка

№п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель

Методы, формы

УУД, формирующиеся на данном этапе

Время

1.

Организационный.

 Приветствие.

Настраиваются на работу.

 

Создать положительную эмоциональную атмосферу; условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Словесный метод

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3)Коммуникативные:- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

1 мин

2.

Проверка домашнего задания

«По следам домашнего задания». Ассоциативная игра:

На доске запись:

К – сумка

Б – нос

Т – кушать

Ч – утро, горячий

К – ура!

1 столбик – начало слова;

2 столбик - ассоциации, связанные с этим словом

По вариантам разбираем слова «Кенгуру, Буратино» и «Тарелка, чай». Подбираем слова, описывающие данные предметы (среди них окажутся причастия, типа остывший, бегущий и т.д.)

Отдельно работаем со словом «Каникулы» (незаканчивающиеся, неначавшиеся)

Ответы:

Кенгуру,

Буратино,

тарелка,

чай,

каникулы

Выяснить степень усвоения материала, скорректировать понятия.

1)Познавательные: перерабатывать информацию и предъявлять её разными способами.

2)коммуникативные: умение аргументировать своё мнение.

3) Регулятивные: планирование последовательности действий, волевая саморегуляция.

3 мин

3.

Актуализация субъективных знаний обучающихся.

Подготовка к изучению нового материала.

Работаем с причастиями, доказываем, что данные слава являются причастиями по следующим признакам:

- образованы;

- имеют суффиксы;

- можно заменить словосочетанием.

Правописание причастий связано:

- со спряжением глагола, от которого они образованы;

- от начальной формы глагола;

- от вопроса, задаваемого от определяемого слова;

- от вида;

- от наличия некоторых морфемных единиц.

Вопрос: правописание каких причастий мы не можем объяснить?

Дополняют ответы друг друга, комментирую правописание причастий.

Отвечают на вопрос.

Создать условия для внутренней мотивации и самоконтроля.

1) Познавательные:- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

4)Коммуникативные:-умение аргументировать своё мнение, вступать в диалог со сверстниками.

7

мин

4.

Подготовка   к восприятию нового материала. Создание проблемной ситуации.

Работа в парах по карточкам. Формулировка задания

Написанные в карточке словосочетания и отдельные фразы надо разделить на группы. В первую группу включить словосочетания, в которых не пишется с именами существительными прилагательными слитно. Во вторую – сс, в которых не пишется с существительными прилагательными раздельно. При работе с третьей группой надо определить, со словами какой языковой категории употребляется не и как они пишутся.

Расскажите, в каких случаях не пишется слитно с существительными прилагательными. Подтвердите свой ответ примерами из карточки.

Учащимся предлагаются карточки:

Познакомьтесь с содержанием карточки. Разделите словосочетания на группы в зависимости от написания, запишите. Какие словосочетания у вас не вошли в группы?

(Не)большой домик, (не)приятный разговор, (не)нависть к волшебнику, (не)ряшливый вид, (не)скромность, а дерзкая гордость, (не)светлая, а тёмная, вовсе (не)вкусный пирог, (не)остывший камин, газон (не)подстрижен.

I гр. – не с сущ. и прил. – слитно
II  гр. –
не с сущ. и прил. – раздельно
III гр.
не с          ?       –         ?

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации

Мотивирующий приём: подводящий к теме диалог.

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3)Коммуникативные:- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

7 мин

5.

Формулирование темы урока.

- Определение слов, не вошедших в языковую категорию,

- Определение их части речи,

- Опираясь на материал, формулирование темы и цели урока.

Мотивация: Скажите, для чего мы изучаем правила русского языка?

В словосочетаниях (не)остывший камин, газон (не)подстрижен, 

(не)начавшиеся каникулы,

никогда (не)заканчивающиеся каникулы.

НЕ употребляется с причастиями, значит, тема сегодняшнего урока: Правописание не с причастиями.

Цель урока: познакомиться с правилом написания частицы не с причастиями; учиться правильно писать не с причастиями.

Самостоятельное определение темы урока, цели урока. Продуктивное задание: определить тему урока.

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3)Коммуникативные:- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

3 мин

6.

Открытие новых знаний.

Исследовательская работа по группам.

Вы сейчас проанализируете предложенные примеры и попытаетесь сами вывести правило о слитном и раздельном написании не с причастием.

 Разделимся на группы, проведём исследование и сделаем выводы.

Задания по группам

1 группа: при каких условиях НЕ с причастиями пишется слитно.

Недоумевающий взгляд, ненавидящий ложь, нераспечатанное письмо (сравни: не распечатанное мною письмо), невысохшая роса (сравни: не высохшая на солнце роса).

2 группа: при каких условиях НЕ с причастиями пишется раздельно.

Сравни: нераспечатанное письмо – не распечатанное мною письмо; нераскрытая тайна – не раскрытая учёными тайна; нисколько не раскаявшийся преступник; работа не сдана, работа не проверена (сравни: непроверенная); проблема не изучена; не исправленные, а подчёркнутые ошибки.

3 группа: прочитать правило в учебнике, объяснить предложенные примеры и привести свои.

Незамерзающий пруд -    

Негодующий возглас –

Не затихающая ни на минуту буря –

Не затихающая, а разыгрывающаяся буря -

Задание не выполнено -

4 группа: прочитать теоретический материал в учебнике и объяснить написания.

Нераспечатанное письмо –

Недоумевающий взгляд –

Не раскрытая учёными тайна – Письмо не распечатано -

5 группа: составить алгоритм «Правописание НЕ с причастиями».

Знаю

Хочу знать

Узнал

Не с глаголом и прилагательным, существительным  пишется слитно, если слово не употребляется без не.

Когда не с причастием пишется слитно

Не с прилагательным, существительным  пишется  раздельно, если есть противопоставление с союзом а

Когда не с причастием пишется раздельно

Время работы 5 минут.

Обсуждение работы групп с попутным заполнением третьей графы таблицы. - «Узнал(а)».

Создание учебной мотивации;

 пробуждение познавательно

го интереса;

 развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;

формирование умения общаться и взаимодействовать с другими. Формирование навыков исследовательской деятельности.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

-прогнозирование.

2)Познавательные:- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

4)Коммуникативные:умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

8мин

7.

Контроль  первичного усвоения материала

Обсуждение   итогов работы групп.

1.Назовите цель вашего исследования. Познакомьте нас с его результатами.

Защищают работу группы. По мере выступления групп каждый ребёнок фиксирует основные положения отчёта каждой группы в тетради.

Развитие умения выделять главное

Частично-поисковый метод

1)Личностные: 

--умение различать нравственно-этические понятия; оценивать поступки.

2)Регулятивные: 

--волевая саморегуляция, самоконтроль.

3)Познавательные:-умение выполнять логические операции: анализ, синтез, обобщение.

4)коммуникативные:-умение участвовать в коллективном обсуждении, выстраивать диалог с товарищами, с учителем.

5 мин

8.

Закрепление. Применение нового знания в стандартной ситуации.

Знаю

Хочу знать

Узнал

Озвучивается заполненная таблица.

Создание учебной мотивации;

 пробуждение познавательного интереса;

 развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;

формирование умения общаться и взаимодействовать с другими.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

-прогнозирование.

2)Познавательные:- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

4)Коммуникативные:

умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

2 мин

9.

Перенос в новые условия

 Упражнение. С последующей взаимопроверкой.

(НЕ)исследованные пространства, нисколько (НЕ)раскаявшийся преступник, вовсе (НЕ)проверенные данные, (НЕ)освещённая солнцем поляна, (НЕ)умолкающий шум, (НЕ)защищённое от ветра здание, ещё (НЕ)опавшая листва, (НЕ)выучен урок, (НЕ)выдуманная история, (НЕ)написан роман.

Неисследованные пространства, нисколько  не раскаявшийся преступник, вовсе не проверенные данные, не освещённая солнцем поляна, неумолкающий шум, не  защищённое от ветра здание, ещё  не опавшая листва,  не выучен урок, невыдуманная история, не написан роман.

Нет ошибок – 5;

1-2 ошибки – 4;

3-4 ошибки -3.

Систематизация и отработка навыка правописания.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

-прогнозирование.

2)Познавательные:- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

4)Коммуникативные:умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3 мин

10.

 Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

Сообщение учителя о работе класса

Домашнее задание. По выбору.

1. Упр. №453

2.Лингвистическая сказка о правописании не с причастиями.

3.Составить тестовые задания по теме.

Обучающие озвучивают новые понятия, с которыми познакомились на уроке, оценивают свою работу, готовят оценочные листы для проверки.

Развитие умения выделять главное

Репродуктивный метод

Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

3 мин

11.

Рефлексия

Оценочный лист

Сегодня на уроке

Что нового Я узнал

Чему Я научился

Где мне пригодятся полученные знания

Выполняют задание.

За работу на уроке я ставлю себе оценку……, потому что…………………………………………………………………………………………………………………..

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Репродуктивный метод

1) Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

3 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Разработка уроков по русскому языку 6 класс.

Урок - путешествие по русскому языку в 6 классе. Спряжение глаголов. Учитель русского языка и литературыМолоканцева Л.И....

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...