Подготовка к заданию 2 в новом формате ЕГЭ по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
урок – «Подготовка к заданию 2 в новом формате ЕГЭ по русскому языку» разработан в соответствие с планом подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
В структуру урока включены повторение, теоретический материал по вопросу, тесты для закрепления материала. В содержательной части особое внимание уделено лексико–грамматическим разрядам служебных частей речи, местоимений, наречий.
Представленный урок способствует повышению мотивации обучающихся к изучению предмета, имеет ярко выраженную практическую направленность. Представленная форма проведения урока обеспечивают хорошее усвоение обучающимися изучаемого материала, способствует развитию у детей навыков самостоятельной работы.
В опыте представлены формы развития различных умений обучающихся:
* коммуникативные умения (высказывать свою точку зрения, пытаться ее обосновать, приводя аргументы).
* познавательные (интеллектуальные) умения (анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать)
* регулятивные (организационные) умения (умение составлять план действия для достижения цели)
* личностные действия (умение объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, готовность осуществить выбор в системе общих ценностей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_zadaniyu_2.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Душенко Ирина Владимировна
Предмет: русский язык
Класс: 11
Тема урока: «Подготовка к заданию 2 в новом формате ЕГЭ по русскому языку»
Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран
Материалы к уроку, подготовленные учителем:
Презентация к разным этапам урока , карточки
Цели урока: закреплять знания, развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий ЕГЭ
Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.
Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.
Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Ход урока
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
II. Орфоэпическая минутка.(задание на повторение)
Карточка. Задание: расставить в словах ударение
красивее | камбала |
коклюш | обеспечение |
вероисповедание | ворожея |
торты | жалюзи |
плесневеть | начался |
ходатайство | звонишь |
премировать | зубчатый |
генезис | брала |
исчерпать | балованный |
доверху | издревле |
каталог | мастерски |
банты | шарфы |
углубленный | облегчить |
III. Знакомство с теоретической частью по вопросу
Служебные части речи
ПРЕДЛОГ
Это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлоги ставят следующее слово в необходимый падеж.
Предлоги бывают:
1) Производные (произошли от других частей речи): благодаря, по причине, вопреки, в течение, вследствие и др.
2) Непроизводные: о, об, без, по, над, в и др.
ЧАСТИЦА
Это часть речи, которая добавляет оттенки значения (усиления, уточнения, отрицания, указания, ограничения) к словам и служит для образования некоторых форм слова (условное и повелительное наклонение глагола, степени сравнения прилагательных и наречий).
1) Формообразующие: бы, давай(те), пусть, пускай, да.
Не путайте частицу "да" с союзом "да".
Союз: старик да старуха (можно заменить на "и")
Частица: Да здравствует солнце!
2) Отрицательные: не и ни
3) Модальные: как, что за, вряд ли, едва ли, только лишь, всего, вот, вон, ведь, все-таки, даже, же, и, именно, как раз, прямо, например:
Указательные | вот, вон, это, вот и, именно |
Уточнительные | точно, почти, как раз |
Усилительные | даже, лишь, ни, же, уже, и, ведь, все-таки, -то |
Выделительно-ограничительные | только, лишь, лишь только, хоть (бы), всего, просто, исключительно, единственно |
Вопросительные | разве, неужели, ли |
Восклицательные | что за, как, просто, ну и, прямо |
Утвердительные | да, точно, так |
Выражающие сомнение | вряд ли, едва ли |
Выражающие смягчение требования | -ка |
!!!Не путайте частицы с другими частями речи!!!
Сравните:
Что-то вроде фильма (предлог) - Понравилось? Вроде хорошо (частица)
Пусть смешно, зато честно (союз) – Пусть говорит (частица)
Задачу решить просто (наречие) – Ты просто неуч (частица)
СОЮЗ
Это часть речи, которая необходима для связи слов в предложении или для связи простых предложений в составе сложного.
Союзы делятся на:
1) Сочинительные союзы (соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения (ССП))
Можно разделить на:
-соединительные
и, да (в значении и), не только,…но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и.
-противительные
а, но, да (в значении но), зато, же, однако, однако же, все же.
-разделительные
или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то
-сопоставительные (градационные): не только..., но и; как..., так и, не столько..., сколько; не то чтобы,...а
-присоединительные: тоже, также, да и, притом, причем, и.
-пояснительные: то есть, а именно.
2) Подчинительные союзы (соединяют части сложноподчиненного предложения
ВАЖНО!!!Разделение подчинительных союзов на группы условно, так как их наименование зависит от вопроса, который мы задаем к придаточной части СПП.
Например, союз "КАК" может быть изъяснительным в одном предложении и сравнительным в другом предложении, поэтому будьте внимательны.
Изъяснительные: что, как, чтобы.. и др.
Времени: когда, лишь, едва, как только...
Цели: чтобы, дабы, с тем чтобы, для того чтобы...
Следствия: так что...
Условия: если, если бы, раз...
Уступки: хотя, хоть, пускай, несмотря на то что...
Сравнения: как, как будто, словно, будто, точно, как бы...
Причины: потому что, ибо, так как, оттого что...
Места: где, куда, откуда...
Образа действия, меры и степени: столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой.
Самостоятельные части речи
МЕСТОИМЕНИЯ
Разряды:
Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они — во всех падежах (мной, его и т.д.)
Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их —— во всех падежах (моего, твоей и т.д.)
!!!!!!Притяжательные местоимения, ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п. Их легко отличить в тексте.
Сравните:
Ее книга лежала на столе. (Чья книга?) – ее. Это притяжательное местоимение.
Я хорошо знаю ее. (Знаю кого?) – ее. Это личное местоимение.
Возвратное: себя
Указательные: тот, те, этот, таков, столько, сей, оный и т.д.
Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой и т.д.
Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, кое-кто, что-нибудь и т.д.
Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, ничего и т.д.
Вопросительные: кто, что, сколько, чей, какой, каков, чем, кому, кого и т.д.
Относительные: (=вопросительные в утвердительных предложениях, обычно находятся во второй части СПП)
НАРЕЧИЕ
- неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признака и предмета, отвечает на вопросы где, как, куда, откуда, зачем, почему и т.д.
1. Обстоятельственные
-образа действия (как, каким образом?)(так, по-летнему, по-товарищески...)
-меры и степени (сколько, в какой степени, на сколько) (очень, вдоволь, чуть-чуть, немного...)
-места (где, куда, откуда) (вдалеке, здесь, куда-то..)
-времени (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) (сейчас, послезавтра, всегда, тогда..)
-цели (зачем, с какой целью) (назло, наперекор, специально...)
2. Определительные
-качественные (естественно, страшно, холодно, чудовищно, быстро...)
-количественные (много, мало, чуть-чуть...)
-способа и образа действия (бегом, галопом, шагом, вхолостую, наверняка, вплавь..)
-сравнения и уподобления (по-мужски, по-медвежьи, по-нашему, по-прежнему...)
-совокупности (вдвоем, втроем, всенародно, сообща..)
ВВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
- обособляются
- не являются членами предложения
- к ним нельзя задать вопрос
Вводные слова и словосочетания не являются членами предложения (к ним нельзя задать вопрос), выделяются запятыми, не меняют информации в предложении, их можно исключить без искажения смысла.
Группы вводных слов по значению
1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.)
К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д.
2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.)
Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д.
3. Связь мыслей, последовательность изложения
Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д.
4. Источник сообщения
По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д.
5. Приемы и способы оформления мыслей
Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д.
6. Призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь внимание
Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите , пожалуйста и т.д.
7. Оценка меры того, о чем говорится
По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т.д.
8. Степень обычности сообщаемого
По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д.
9.Выражение экспрессивности высказывания
Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д.
Одни и те же слова могут употребляться как в качестве вводных, так и в качестве членов предложения! (К членам предложения можно задать вопросы, к вводным словам – нельзя)
Омонимия вводных слов и членов предложения
Вы, верно, знаете этого человека.(вводное слово)
Вы верно перевели текст.(обстоятельство)
Прежде всего, нужно ли говорить об этом? (вводное слово)
Прежде всего нужно поговорить о книге (обстоятельство)
Он, знаешь, человек обязательный. (вводное слово)
Ты знаешь его? (сказуемое)
Не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и словосочетания:
Авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы
IV. Практическое закрепление материала.
1.
Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска во втором предложении текста.
(1)Одно из хитроумных приспособлений, которым природа одарила кактусы, — колючки. (2)<...> они помогают растениям выжить в жарких и засушливых областях Южной и Северной Америки: острые и растопыренные колючки защищают растения от поедания животными, густые и плотно прилегающие — спасают от перепадов суточных температур, длинные и толстые — создают, подобно жалюзи, тень, а нектар, который скапливается на остриях некоторых колючек, привлекает насекомых-опылителей. (3)Также колючки помогают кактусам переносить засуху, поскольку конденсируют пар и удерживают капельки росы и дождя. |
2.
Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.
(1) Архитекторы Древней Греции пошли на хитрость: они делали колонны своих построек разной толщины. (2)Примером тому служит знаменитый Парфенон — главный храм афинского Акрополя, построенный в 447−438 годах до н. э.: его создатели, архитекторы Иктин и Калликрат, учли, что для угловых колонн фоном будет яркое небо Эллады, а для остальных — тёмный фон, создаваемый святилищем храма, <...> они сделали угловые колонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами. (3)Благодаря этим «поправкам» издали все колонны выглядели совершенно одинаково, а разница между ними обнаруживалась только при непосредственном измерении. |
3.
Самостоятельно подберите слово, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.
(1)Для того чтобы наш глаз увидел какой-либо предмет, нужно, чтобы свет сначала попал на этот предмет, а уже затем на сетчатку глаза. (2)Мы видим предметы, потому что они отражают свет, и этот отражённый свет, пройдя через зрачок и хрусталик, попадает на сетчатку; свет, поглощённый предметом, глаз, естественно, увидеть не может: сажа, например, поглощает почти всё излучение и кажется нам чёрной, а снег, <...>, равномерно отражает почти весь падающий на него свет и потому выглядит белым. (З)Если солнечный свет упадёт на выкрашенную синей краской стену, от неё отразятся только синие лучи, а остальные будут поглощены, поэтому мы и воспринимаем цвет стены как синий, ведь у поглощённых лучей просто нет шанса попасть на сетчатку глаза. |
4.
Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором предложении текста.
(1) Бытует распространённое мнение, что углекислый газ очень ядовит. (2)<…> даже многократное повышение концентрации этого газа в воздухе не вызывает каких-либо неблагоприятных изменений в организме. (3)К тому же, по утверждению учёных, углекислый газ необходим для дыхания, так как он возбуждает дыхательный центр. |
5.
Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
(1)Известно, что Восточная Сибирь − это энергетически развитый регион: на его крупнейших реках – Енисее и Ангаре – действуют мощные гидро- электростанции. (2)Причём значительное количество электроэнергии в этих местах нужно в первую очередь не само по себе, а для высокоэнергоёмкого производства − выплавки алюминия. (3)<…> главной отраслью специализации Восточной Сибири принято считать именно цветную металлургию. |
6.
Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
(1)Археологи находят в славянских землях много кладов. (2)Ценность клада для науки состоит не в количестве сокровищ, а в качестве ювелирных изделий (среди них попадаются настоящие шедевры). (3)<…> наиболее ценным для археологов является не сам клад, а представление о жизни и быте древних славян, которое складывается в процессе изучения найденных во время раскопок ювелирных украшений. |
7.
Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.
(1)Главным богатством Урала были и являются, безусловно, его минеральные ресурсы: этот регион издавна является крупнейшей горнорудной и металлургической базой страны. (2)<…> неудивительно, что фундаментом, на котором выросло декоративно-прикладное искусство территории, стала именно промышленность. (3)В частности, уральские камнерезные изделия являются уникальной разновидностью русского искусства, а обработка мрамора и производство чугунных предметов домашнего обихода разрослись до промышленных масштабов. |
V. Работа по карточкам (со взаимопроверкой)
1
Самостоятельно подберите слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
(1)Живые организмы могут защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (2)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (3)<…> адаптация играет очень важную роль в жизнедеятельности организмов, ведь если бы организм не обладал способностью адаптироваться, то изменение условий существования могло бы привести к его гибели. |
2
Самостоятельно подберите слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.
(1)В конце ХVIII века в философии и искусстве возникло направление, известное под названием «романтизм». (2)Вместо культа здравого смысла, разума романтизм стал утверждать культ человеческих чувств. (3)<…> в области искусства романтизм выдвинул на первый план жанр пейзажной живописи: картины природы вызывают в душе человека преимущественно внерациональный, эмоциональный отклик. |
3
Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.
(1)На основании анализа эмпирических и экспериментальных данных учёные сделали убедительные выводы о том, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, существенно меняется восприятие.(2)Исследователи выявили очевидные перемены в способности концентрировать внимание и запоминать информацию: эта способность имеет тенденцию к снижению. (3)«Природа» чтения <…> изменилась: внимание читающего человека стало поверхностным, «порхающим». |
4
Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в первом предложении.
(1)Учёным давно известно, что кольца Сатурна на 93% состоят изо льда, <…> до недавнего момента этот факт не поддавался научному объяснению: такие кольца не могли возникнуть в результате разрушения на орбите спутников и метеоритов, которые состоят в основном из относительно тяжёлых минералов. (2)Лишь в 2010 году Робин Кэнап выдвинула гипотезу, согласно которой ледяные кольца образовались около четырёх миллиардов лет назад в результате схода с орбиты огромного спутника, покрытого толстой ледяной оболочкой. (3)Расчёты Кэнап показывают: во время падения лёгкая ледяная составляющая отделилась от тяжёлых минералов, упавших на планету, в результате чего возникло ледяное облако, которое постепенно приобрело форму наблюдаемого нами в телескоп с Земли кольца. |
VI. Рефлексия.
- Я справился (не справился)....
- Я смог (не смог)....
- У меня получилось (не получилось)...
- Я доволен(не доволен) собой ...
- Мне было трудно...
- Мне было легко...
- Мне необходимо поработать над...
VII. Домашнее задание. Вариант 17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справочный и дидактический материал для подготовки к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе
Материал будет полезен обучающимся 9 класса и учителям русского языка, материал содержит справочные и дидактические материала для решения части В1-В4...
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
Справочный материал при подготовке к заданию В 8 (ЕГЭ по русскому языку)
Справочное пособие по средствам выразительности (В8). Позволяет организовать подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Есть проверочные задания и ключи....
Контрольная работа по теме «Обособление обращений и вводных слов» (10 вариантов) в рамках подготовки к заданию № 10 ОГЭ Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна
Данная разработка поможет учителю -предметнику качественно подготовить учащихся к заданию № 10 ОГЭ. Контрольная работа может быть использована как в 8 классе после изучения тем "Обращение", ...
Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку
Материал содержит описание приёмов на уроках литературы для подготовки к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Использование предложенных форм работы помогает формировать у учеников основной школы устойч...
Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?
В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...
Подготовка к заданию 9.3. ОГЭ по русскому языку
Подготовка к заданию 9.3. ОГЭ по русскому языкуТаблица понятий и аргументов...