Задание 8 ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс)

Миронова Елена Владимировна

Задание 8 ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Задание 8 ЕГЭ25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 8. Синтаксические нормы

  1. Неправильное употребление падежной формы

существительного с предлогом.

  1. Обращаем внимание на сочетания существительных со следующими производными предлогами:

благодаря

согласно         

вопреки               + дательный падеж (кому? чему?)

навстречу          

наперерез

наперекор        

Правильно: согласно расписанию, благодаря стараниям, вопреки ожиданиям и т.п.

  1. Обращаем внимание на сочетания с предлогом ПО:

Правильно: по приездЕ в Москву, по приходЕ на работу, по отходЕ поезда… (неправильно: по приезду, по приходу и т.п)

Правильно: по истечениИ срока, по прибытиИ поезда, возвращениИ домой… (неправильно: по истечению, по прибытию и т.п.)

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

  1. Подлежащее и сказуемое в СПП:

Те, кто опоздал, не посмотрел фильм (правильно: не посмотрели).

Те, кто приехали позже, не смогут попасть на экскурсию (правильно: приехал).

  1. Не допускайте подобных ошибок:

Журнал «Природа» опубликовала статью молодого учёного.

Никто, даже лучшие ученики, не решили задачу.

Цветок лилия выросла у калитки.

  1. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием, сказуемое может стоять в единственном и множественном числе:

 

В составе количественно-именного сочетания – одушевленное существительное

ед.ч.

мн.ч.

Большинство депутатов проголосовало(-и) против.

Десять человек выступили(-о) с докладами.

Неодушевленное существительное

ед.ч.

Несколько альбомов лежит на столе.

Существительное опущено

ед.ч.

Большинство проголосовало против.

  1. Если подлежащее выражено несклоняемым существительным, надо помнить правила определения рода таких существительных:
  • Несклоняемые неодушевленные существительные принадлежат обычно к среднему роду: надежное алиби, комическое амплуа, хрустальное бра, компетентное жюри, сладкое какао, шелковое кашне, кислое киви, овощное рагу. Исключения: м.р. – горячий (и доп. горячее) кофе, пенальти (штрафной удар); ж.р. – авеню (улица), кольраби (капуста), салями (колбаса). Киви было кислое.
  • Несклоняемые существительные, обозначающие животных, относятся к мужскому роду: быстроногий кенгуру, ловкий шимпанзе, забавный пони. Но: иваси (рыба, ж.р.), цеце (муха, ж.р.). Шимпанзе с любопытством смотрел на посетителей зоопарка.

  1. Неправильное построение предложения

с деепричастным  оборотом.

Действие сказуемого и деепричастия должно выполнять одно лицо, иначе возникают ошибки типа: Возвращаясь домой, меня застиг дождь. Правильно: Возвращаясь домой, я попал под дождь.

  1. Нарушение в построении предложения

с причастным оборотом.

Правило

Пример ошибки

1. Нельзя разбивать причастный оборот определяемым словом.

Просмотренная рукопись редактором лежала на столе. (Правильно: Просмотренная редактором рукопись лежала на столе.)

2. Нельзя необоснованно разбивать определяемое слово и причастный оборот (нарушение порядка слов).

Горная цепь тянется на юг, состоящая из множества хребтов. (Правильно: Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется на юг)

3. Причастие и определяемое слово должны быть согласованы в роде, числе и падеже.

Большинство книг, рассказывающие о жизни рептилий, издано в нашей стране. Правильно: рассказывающих)

4. У причастий не может быть формы будущего времени.

Ученик, напишущий изложение без ошибок, получит хорошую оценку.

5. У причастий не может быть формы условного наклонения – с частицей бы.

Каждый человек, пожелавший бы мне успеха, услышит слова благодарности.

6. Время и вид сказуемого и причастия должны совпадать.

На совещании были все, кроме делегатов, отсутствующих по уважительным причинам. (Правильно: отсутствовавших)

  1. Неправильное построение предложения

с косвенной речью.

Неправильно: Салтыков-Щедрин писал, что «я люблю Россию до боли сердечной».

Правильно: Салтыков Щедрин писал, что он любит Россию до боли сердечной.

  1. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Неправильно: Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Правильно: Замрёт на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Неправильно: И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» - и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

Правильно: И.С.Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» - и этим раскрывает истинную сущность своего героя.

        

  • Род несклоняемых существительных, обозначающих людей, определяется по соотнесенности с полом: опытный импресарио, остроумный конферансье, старший Дюма, старая леди.
  • У географических названий род определяется по нарицательному родовому слову: солнечный Батуми (город), широкая Миссисипи (река). Сочи встречал гостей.
  • У аббревиатур род определяется обычно по главному слову: МГУ (университет, м.р.), ГЭС (станция, ж.р.), США (штаты, мн.ч.). МГУ завершил приём.

  1. Нарушение в построении предложения

с несогласованным приложением.

  • В журнале «Ровеснике» печатают много интересных статей.  
  • В романе Толстого «Войне и мире» …                                         это ошибки!
  • В романе Пушкина «Евгении Онегине»
  • На картине «Боярыне Морозовой»

Название произведения, заключённое в кавычки и данное после родового слова (роман, повесть, журнал, газета, картина и т.п.) должно стоять только в форме И.п.

НО: если родового слова нет, склонять нужно название произведения (В сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические споры представителей разных поколений.)

  1. Ошибка в построении предложения

с однородными членами.

Правило

Пример ошибки

1. Форма однородных членов должна совпадать.

Она молода и красивая.

2. Однородные члены должны совпадать в падеже с обобщающим словом.

В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Италия.

3. Нельзя употреблять при однородных членах общее слово, требующее разного управления.

Врач должен лечить и заботиться о больных (лечить кого, заботиться о ком).

4. При двойных союзах один из однородных членов ставится после первой части союза, а другой – после второй (двойные союзы: не только – но и; как – так и; если не – то; не столько – сколько; хотя и – но)

Раскольников не только убил старуху-процентщицу, но и ее сестру.

5. Нельзя создавать неправильные пары двойных союзов.

Он не только выучил уроки, а также помыл посуду.

6. Не могут сочетаться как однородные члены инфинитив и существительное.

Я люблю футбол и плавать.

7. Нельзя объединять как однородные члены причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение.

Нам нужны специалисты, закончившие вуз и которые знают английский язык. Сотрудники покинули лабораторию, закончив работу и когда уже был поздний вечер.

  1. Ошибка в построении сложного предложения.

Типичные ошибки:

1. Неправильное употребление предложений с союзным словом который (относится к последнему существительному того же рода).

Семинар был организован профессором Петровым, который прошел очень интересно. (Правильно: Семинар, который прошел очень интересно, был организован профессором Петровым).

2. Употребление составных союзов в искаженном виде.

Перед тем чтобы написать ей письмо, он долго искал нужные слова. (Правильно: перед тем как)

3. Избыточность союзных средств.

Он спросил, что где его вещи. (Убрать ЧТО)

4. Нельзя отрывать придаточную часть от главной.

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

5. Неправильное построение СПП с указательным местоимением в главной части.

Учёные заметили о том, что озоновый слой Земли истончается. (Убрать О ТОМ)

  1. Неправильное употребление имени числительного.

Обращаем внимание на употребление собирательных числительных (двое, трое…, оба, обе):

Можно:

1. С существительными, называющими лиц мужского пола (двое друзей).

2. С существительными, обозначающими детенышей животных (четверо котят).

3. С существительными, употребляющимися только во множественном числе (двое саней, трое ножниц).

Нельзя:

1. С существительными, называющими лиц женского пола (двое девочек - недопустимо).

2. С существительными, обозначающими взрослых животных (семеро слонов – недопустимо).

3. Нельзя употреблять числительные ОБА, ОБЕ с существительными, имеющими форму только множественного числа: брюки, сани, ножницы, ворота и т.п. (неправильно: в обоих воротах, у обоих брюк).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 6 класс. "Координатная плоскость" Задания для развития и обучения учащихся (задания для интерактивной доски)

Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения темы....

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).  ...

Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания

Презентация "Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. " Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе....

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении "КОМП"

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах...

задание для подготовки ОГЭ по информатике (задание по Exel, задание 19)

Данный фал может использоваться как для подготовки, так и для итоговой проверки по 19 заданию ОГЭ по информатике. На закладках файла собраны тексты и сами задания для школьников....

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть  В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...