Конспект урока по теме "Междометие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Парфенова Татьяна Александровна

Целью данного урока являлось знакомство с междометием как частью речи, назначением в языке, употреблением в тексте.

Урок по рейтингово-накопительной системе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luchshiy_urok_parfenovata_metod_razrab.docx441.25 КБ
Файл mezhdometiya_konkurs.pptx221.49 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Междометие»

Автор: учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 403 Пушкинского района Санкт-Петербурга, Парфенова Т.А., ноябрь 2017 г.

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Используемые технологии: рейтинговая накопительная система

Учебник: Русский язык. 7 класс: учебник/М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – Дрофа, 2017.

Материалы и оборудование: проектор, компьютер, презентация учителя, рабочий лист ученика, технологическая карта ученика.

Цель урока: знакомство с междометием как частью речи, назначением в языке, употреблением в тексте.

Задачи урока: направлены на достижение результатов обучения:

Предметных: знать, что такое междометие как часть речи, уметь находить междометие в тексте, определять его роль.

Метапредметных: развитие социальных компетенций при работе в классе; способность и готовность к оценке и принятию решения; практика поиска и выработки альтернативных решений, осознание многозначности практических проблем и жизненных ситуаций.

Личностных: формирование внимательности и аккуратности выполнении упражнений; самостоятельное действие учащихся по применению знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 минуты
  2. Введение в тему урока, актуализация темы, целеполагание  - 3 минуты
  3. Первый этап – знание
  4. Второй этап – умение
  5. Третий этап – применение
  6. Четвертый этап – анализ
  7. Пятый этап – синтез
  8. Подведение итогов урока
  9. Рефлексия
  10. Домашнее задание

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент. Мотивация – 2 минуты

Цель – проверка готовности к уроку, мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Запишите, пожалуйста, в рабочих картах сегодняшнее число, ваши фамилию и имя.

Обратите внимание на эпиграф к нашему сегодняшнему уроку: [1]

«_____________ — это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию».

В эпиграфе пропущено одно слово. Можете ли вы сказать, какое?

Проверяют свою готовность, наличие необходимых принадлежностей.

Записывают число, вид работы, эпиграф к уроку.

Высказывают предположения.

Личностные:
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- слушать,
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: 
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

  1. Введение в тему урока, актуализация темы, целеполагание – 3 минуты

Цель - подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий 

Учитель: Давайте посмотрим фрагмент мультфильма, который поможет нам установить, какое же слово пропущено в эпиграфе.

(просмотр отрывка мультфильма «Ох и Ах»)[2]

- Ребята, догадался ли кто-нибудь, о каком слове речь шла в эпиграфе?

(Если затрудняются, наводящие вопросы: Какие имена у героев мультфильма? Какими частями речи являются эти слова?)

Запишем на пустое место в эпиграф слово «междометия» [3]

- Кто скажет, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? Запишите в тетради тему урока «междометие как часть речи»

- Как вы думаете, какую цель нам необходимо поставить на сегодняшнем уроке?

(Узнать о том, что такое междометие, уметь находить их в тексте, узнать об их морфологических признаках)

Вернемся к эпиграфу урока. Как вы понимаете это высказывание? О чем оно?

В течение урока каждый из вас будет выполнять различные задания, которые в зависимости от сложности будут оцениваться определённым количеством баллов. Работа на уроке будет оценена по сумме набранных баллов. Кроме того, вы можете получить дополнительные баллы за работу на уроке.

Ознакомление с технологической картой урока.

- Рассмотрите технологическую карту урока, напишите в специальной строке свою фамилию и имя.

- Прочитайте, какое максимальное количество баллов можно набрать за урок.

- Ознакомьтесь с тем, как набранный балл переводится в отметку.

Обращаю ваше внимание на то, что на выполнение заданий дается строго определенное количество времени.

Смотрят отрывок из мультфильма.

Высказывают предположения

Оформляют эпиграф к уроку и тему, высказывают предположительные цели урока.

Ставят цель урока

Отвечают на вопрос. Формулируют основную мысль высказывания на лингвистическую тему.

Знакомятся с технологической картой

Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения,

Познавательные:
- поиск и выделение информации,
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- синтез,
- подведение под понятие,
- выдвижение гипотез; их обоснование,
Регулятивные:
- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий,
- внесение необходимых корректив в действие.

  1. Первый этап – знание – 6 минут

Цель – знать, что такое междометие как часть речи.

Прочитайте внимательно задание 1 этапа, посмотрите, сколько баллов за него можно набрать. Выполните задание на то количество баллов, которое вы можете набрать.

Задание 1 этапа – «Слепая схема». Заполнить пробелы в частично пустой схеме, используя материалы учебника.

Возникли ли у вас затруднения при выполнении задания

Проверка по эталону на слайде. [4]

Оценка своей деятельности по технологической карте.

Выполняют самостоятельно задание 1 этапа.

Проверяют себя по эталону.

Оценивают свой результат. Вносят набранные баллы в технологическую карту урока.

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с задачей,
- учёт правил в контроле способа решения,
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

  1. Второй этап – понимание – 6 минут

Цель – понимать отличие междометий от других частей речи

Прочитайте внимательно задание второго этапа. Посмотрите, сколько баллов вы можете набрать за его выполнение. Выполните задание на то количество баллов, которое вы можете набрать.

Проверка фронтально. Заслушиваются обоснования выбора верного ответа при решении задачи. Дополнительные баллы за ответы.

Объединяются в пары, выполняют задание 2 этапа.

Высказывают обоснования выбора ответа в задании. Оценивают ответы одноклассников.

Проверяют себя, оценивают свою деятельность. Вносят набранные баллы в технологическую карту урока.

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи,
- структурирование знания.

  1. Третий этап – применение – 6 минут

Цель – уметь находить в тексте междометия

Прочитайте внимательно задание третьего этапа. Посмотрите, сколько баллов вы можете набрать за его выполнение. Выполните задание на то количество баллов, которое вы можете набрать [5]

Проверка фронтально. Дополнительные баллы за ответы.

Выполняют задания 3 этапа.

Участвуют в проверке, получают дополнительные баллы за ответы.

Проверяют себя, оценивают свою деятельность. Вносят набранные баллы в технологическую карту урока.

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи,
- структурирование знания.

  1. Физкультминутка – 1 минута

Ноги на ширине плеч, руки над головой сцеплены в «замок». Глубокий вдох носом, на выдохе наклон туловища вперед с одновременным опусканием рук и произношением: «ух», 5-6 раз. Приседая, надо произнести «ах», поднимаясь, – «ох». Считается, что при произношении слов «ух, ох, ах» происходит выброс негативной энергии.

Выполняют упражнения

  1. Четвертый этап – анализ – 6 минут

Цель – анализировать учебный материал, вычленять необходимое для выполнения учебной задачи.

Выдает детям конверты с мозаикой.
( Ура) Мы победили! (Увы) каникулы закончились. (Ай)  Как больно! (Эй), садись ко мне, дружок! (О,) я совершенно спокоен! «(Тпррр!)» - сдерживал кучер лошадей.  (Браво!) Ваше новое произведение никого в зале не оставило равнодушным.

Проверка. Дополнительные баллы за ответы. [6]

Работают в паре, составляют предложения.

Высказывают свою точку зрения и аргументируют ее. Получают дополнительные баллы.

Проверяют себя, оценивают свою деятельность. Вносят набранные баллы в технологическую карту урока.

Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,
Формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- доказательство.

  1. Пятый этап – синтез – 6 минут

Цель – составлять предложения, используя междометия, выражающие различные чувства.

 Прочитайте внимательно задания 5 этапа. Выберите то, которое вам по силам. Выполните его. [7]

Проверка. Дополнительные баллы за ответы.

Выполняют самостоятельно задания 5 этапа.

Участвуют в проверке, получают дополнительные баллы за ответы.

Проверяют себя, оценивают свою деятельность. Вносят набранные баллы в технологическую карту урока.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

  1. Подведение итогов урока – 3 минуты

- Ребята, какую тему мы с вами сегодня изучали, какие цели ставила перед собой? Удалось ли нам достичь наших целей?

Посчитайте, сколько баллов вы сегодня набрали на уроке. Переведите ваши баллы в отметку.

Отвечают на вопросы учителя.

Считают набранные баллы, переводят их в отметку.

Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,

Коммуникативные:
-использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
- осуществление пошагового контроля по результату;
-адекватное восприятие оценки;
-различение способа и результата действия.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме

  1. Рефлексия – 4 минуты

Цель – самооценка результатов своей деятельности на уроке

Учитель:

- Оцените свою деятельность на уроке одним предложением с использованием междометия.
По желанию прочитайте ваше предложение, используя необходимую интонацию, мимику и жесты.

Строят высказывания в устной и письменной форме. Слушают ответы одноклассников. Анализируют свою деятельность на уроке и состояние после урока

Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме

  1. Домашнее задание: упр. 507 – 2 минуты

[1]

[2] видеофрагмент https://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=2645713596670757080&text=ох%20и%20ах%20мультфильм%20отрывок&reqid=1508990869541832-1841000505362812655075848-vla1-1916-V


[3]

[4]

                 C:\Users\User\Downloads\междометия 1.jpg C:\Users\User\Downloads\междометия 2.jpg

[5]

C:\Users\User\Downloads\междометия 3.jpg

[6]

[7]

C:\Users\User\Downloads\междометия 4.jpg   

Использованные источники:

  1. Львов В.В. Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку. 7 кл. – М.: Дрофа, 2009
  2. Львов В.В. Рабочая тетрадь по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.М. Разумовской
  3. http://school410.spb.ru/lessons-constructor-files/index.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« _____________ — это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию».

Слайд 3

« МЕЖДОМЕТИЯ — это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию».

Слайд 4

Междометия – это НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ слова, которые не относятся ни к САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ , ни к СЛУЖЕБНЫМ частям речи. Междометия выражают: ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ (ай, ах, ой, увы, боже мой) КОМАНДУ, ПРИКАЗ (брысь! Цып-цып, фас) РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ (спасибо, пожалуйста, до свидания) В предложении междометия чаще всего ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ МНОГОЗНАЧНЫМИ Многие междометия являются, т.к. с их помощью могут передаваться различные чувства.

Слайд 5

(Ура ) Мы победили ! ( Увы) каникулы закончились. ( Ай) Как больно! ( Эй), садись ко мне, дружок! ( О,) я совершенно спокоен! «( Тпррр !)» - сдерживал кучер лошадей. ( Браво!) Ваше новое произведение никого в зале не оставило равнодушным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...