Рабочая программа групповых занятий "Культура речи" для 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Плотникова Марина Николаевна

    Рабочая программа групповых занятий «Культура речи» для 8 класса составлена в соответствии  с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренным  решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от  23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержденным  приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089, «Программыэлективного (факультативного) курса для 8-9 классов. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovo_rp_kultura_rechi_gz_8_kl.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ №___

к Основной образовательной программе

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя школа № 27»,

утвержденной Приказом по школе

от 26.06.2015 424-п

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

групповых занятий

«Культура речи»

8 класс

    Рабочая программа групповых занятий «Культура речи» для 8 класса составлена в соответствии  с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренным  решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от         23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержденным  приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089, «Программыэлективного (факультативного) курса для 8-9 классов. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009).

Согласно учебному плану, на изучение предмета выделяется 17 часов.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

На занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм


2. Содержание учебного предмета

 Языковая норма и её виды

    Понятие литературного языка. Нелитературные формы языка: диалекная речь (народные говоры, местные наречия), просторечие, жаргоны (арго, сленги, условные, тайные языки) и их отличительные признаки.

    Нравственность человека и речевая культура. Падение речевой культуры как социальное явление. Речевая агрессия и пути ее преодоления.

    Понятие экологии речи.  Чистота речи. Выдающиеся лингвисты о русском языке. Закон о защите русского языка.

   Нормированность – отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).

   Исторические изменения норм. Вариативность норм.

   Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографически словарь с справочники по русскому правописанию.

Культура речи

   Понятие о культуре речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

   Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

   Основные требования к речи: правильность, точность, ясность, логичность, чистота, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Коммуникативный аспект культуры речи

   Точность речи. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной речи.

   Ясность речи. Основные условия достижения ясности, понятности речи. Правильное использование различных пластов лексики как условие ясности  речи. Умение разъяснять смысл малопонятных слов, употребленных в речи.

Логическое ударение как средство достижения точности и ясности речи. Разные способы смыслового выделения ключевых слов текста (позиционный, интонационный, лексический, графический).

   Логичность речи. Композиция речи. Ошибки в нарушении логичной речи.

   Чистота речи. Речевые штампа, шаблоны, клише, канцеляризмы, приводящие к обезличенности речи, пустословию. Жаргонизмы, слова-паразиты. Слова и выражения, отвергаемые нормами нравственности и не допускаемые нормами речевого общения.

   Богатство и разнообразие речи. Лексическо-фразеологическое и грамматическое богатство русского языка. Словообразование источников речевого богатства. Заимствования – один из источников обогащения русского языка. Словарный запас человека и источники его пополнения.

   Выразительность речи. Источник богатства и выразительности  русской речи: звуковой строй языка. Лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия и др.

  Звуковая сторона русской речи. Благозвучие речи как гармоничная фонетическая ее организация. Звукопись как изобразительное средство. Роль словесного ударения в стихотворной речи. Интонация в системе звуковых средств зыка, интонационное богатство родной речи.

    Выразительные возможности русского словообразования. Индивидуально-авторские новообразования; использование их в художественной речи. Словообразовательный повтор как изобразительное средство (повтор однокоренных слов; слов с корнями-омонимами или созвучными корнями; слов, образованных по одной словообразовательной модели).

    Лексическое богатство русского языка. Троп как оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении. Основные виды поэтических тропов и использование их мастерами русского слова: эпитет. Сравнение. Метафора. Метонимия синекдоха. Гипербола. Олицетворение. Изобразительные возможности синонимов. Антонимов. Омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи.

    Грамматические средства выразительности речи. Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Стилистические функции некоторых синтаксических средств: порядка слов, однородных и обособленных членов предложения, обращений, вводных слов. Стилистические фигуры, построенные на изобразительно-выразительных свойствах русского синтаксиса: параллелизм, антитез и оксюморон, риторическое обращение, многосоюзие и бессоюзие.

    Паралингвистические средства выразительности речи (жесты, мимика, пантомимика).

     Уместность речи. Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность речи.

   Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, стилистической уместности и выразительности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов наиболее точных, уместных и выразительных языковых средств с учетом особенностей речевой ситуации. Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.

  1. Тематическое планирование.

Тема

Количество часов

Языковая норма и ее виды.

3

Культура речи.

3

Коммуникативный аспект культуры речи.

11

Итого

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа групповых занятий по математике 6 класс

Титульный лист, пояснительная записка, планирование, литература....

Рабочая программа группового занятия по информатике 6 класс. «Юный информатик»

Наше время можно назвать временем информатизации общества. Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого совр...

Рабочая программа групповых занятий по математике 5 класс

Рабочая программа  групповых занятий  по математике 5 класс. Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА групповых занятий «Информатика и ИКТ» для обучающихся 5-7 классов

Рабочая программа групповых занятий «Информатика и ИКТ»   для  обучающихся  5-7  классов, включает в себя пояснительную записку, учебно  – тематический план, содержание програ...

Алгебраические выражения и их преобразование Рабочая программа групповых занятий по математике для 7 класса

Специфика курса «Алгебраические выражения и их преобразование» заключается в том, что он открывает широкие возможности для выработки у учащихся важных трудовых умений, способствует развитию воли, сооб...

Рабочая программа групповых занятий по русскому языку в 11 классе

Рабочая программа групповых занятий по русскому языку для 11 класса составлена с учетом требований современной методологии для подготовки обучающихся к итоговой аттестации...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА групповых занятий «Информатика и ИКТ» для обучающихся 5 -7 классов по ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАгрупповых занятий«Информатика и ИКТ»  для  обучающихся  5 -7 классов по ФГОС  Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы...